12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Работинская105
Россия, Вологодская обл., Великий Устюг

Повышение мотивации обучающихся: СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ.


Формирование и повышение уровня мотивации учебно – познавательной деятельности без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельной работы и осознанного подхода к учебному процессу. Проблема формирования мотивации учебно – познавательной деятельности лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения.

Большую значимость формирования и развития мотивации у школьников подчеркивают в своих работах Божович Л. И. и Маркова А. К. Учащихся без мотивации не существует. Любая познавательная деятельность учащихся наряду с операционными компонентами (знания, умения, навыки) включает в себя и мотивационные ( мотив, интерес, отношение к деятельности). Мотивационные компоненты определяют для учащегося значимость того, что им познается и усваивается; его отношение к учебной деятельности, ее содержанию, способам выполнения и результатам деятельности.

Мотивация является источником активности и направленности личности на предметы и явления действительности, в результате чего возникает активность. Как следствие, развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни.


Вы знаете, что у детей с нарушением интеллекта мотивация к учебной деятельности развивается медленно и с определенными трудностями. Отношение к учебной деятельности у таких детей характеризуется неустойчивостью. Изменяется под влиянием ситуаций успеха или неуспеха, смены обстановки, степени контроля со стороны учителя и др.

Достаточно часто педагоги и родители наблюдают снижение учебной мотивации как у детей с нарушениями, так и с психической нормой развития в средней школе. В этом снижении виновны:

-отсутствие строгого контроля 1 учителя (как в начальной школе)

- умственное развитие учащихся

- непонимание цели учения

- у девочек 7-8 класса - низкая восприимчивость к учебной деятельности

- неоднозначное отношение к учителю ( и учителя к учащемуся)

- страх перед школой

- демонстрация своей самостоятельности, отстаивание своей позиции

( гормональный «взрыв»- перестают учиться)

- личная значимость предмета и др.

Основной причиной снижения учебной мотивации можно назвать использование принуждения еще в ходе дошкольного обучения (механическое запоминание), т.е. овладение знаниями у детей происходит вследствие внешних мотивов ( желания заслужить поощрение взрослых и избежать наказания). В начальной школе к этим «стимулам» добавляются широкие социальные мотивы ( долга и ответственности) и узколичностные (быть лучшим, лидером). При этом у тревожных детей, имеющих выраженный социальный страх не соответствовать нормам и требованиям окружающих, формируется мотив избегания неудач (волнение на уроке приводит к снижению уровня выполнения заданий). А детям с преобладанием эмоционального мотива важен личностный контакт и возможность проявления эмоций. Это причины, по которым учатся большинство детей в начальной школе ( а не из желания расширять знания об окружающем мире, получать удовольствие от учебного труда и реализовать свои познавательные потребности).

В среднем звене, основанном на предметном обучении, проблема снижения мотивации встает еще острее. Необходимо организовать сам процесс обучения так, чтобы стимулировать познавательные мотивы детей

( это сфера деятельности школьной администрации и учителей).


Способов формирования «положительной» мотивации обучающихся, развития их познавательного интереса несколько:

1. Совершенствование содержания учебного материала. В психологии известно достаточно много конкретных условий, вызывающих интерес школьника к учебной деятельности:

А) Познавательный интерес у ребенка могут вызвать материал, информационное содержание которого соответствует его потребностям.

У всех школьников имеется потребность в постоянной деятельности, упражнении отдельных психических функций ( память, мышление), потребность в полнокровной эмоциональной жизни, сбалансированности «положительных / отрицательных» эмоций);

Б) Способ раскрытия учебного материала. Изучение предмета должно идти через раскрытие сущности, лежащей в основе всех частных явлений.

Так деятельность приобретает творческий характер, перерастает в интерес

(содержание + метод), мотивацию процессом;

В) Отношение между мотивом и целью: для превращения цели в мотив большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижение вперед;

Г) Проблемность обучения / игра: использование проблемной мотивации, заданий на каждом из этапов урока ведет к повышению уровня мотивации; Д) Организация работы малыми группами. Принцип набора при комплектовании групп имеет большое мотивационное значение: если детей с нейтральной мотивацией к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы в 1 группе повышается интерес к предмету (нейтральный + любящий = отношение без изменений).


2.Организация учебной деятельности. Содержание учебного материала осваивается в процессе учебной деятельности. От того, какова эта деятельность, зависит и результат обучения, и его развивающая роль.

А) Педагогу необходимо сочетать фронтальные/ групповые/ индивидуальные формы деятельности.

Пример: в экспериментах психологов зафиксировано увеличение силы учебно – познавательной мотивации учащихся в системе обучения «ученик – ученик» (подсказки)

Б) Важно, чтобы главным в оценке ученика был качественный анализ его успехов, направленный на развитие адекватной самооценки

В) Как фактор вовлечения учащихся в активный мыслительный поиск при решении учебной задачи имеет значение личность учителя: его мировоззренческая позиция, отношение к делу, детям. Мастерство и проявляется в умении организовать учебную деятельность.

Г) Проблемное обучение / игра при правильной организации способствуют формированию «положительной» мотивации к учению и развитию познавательного интереса. Возможно использование упражнений « Мозговой гимнастики», игр Фопеля.

Таким образом, для того, чтобы учащийся начал учиться, одних мотивов недостаточно. Совокупность побуждающих факторов ( сложность заданий, ресурс времени, возможность получить помощь, состояние здоровья в данный момент и все вышеперечисленное) вместе с мотивом определяет активность учащегося и направленность его деятельности (= мотивация).


Мотивы                                     Ситуативные                                 «положительная»

определяют значимость +              факторы =                                      мотивация

данной деятельности            определяют уверенность

                                          для уч-ся в возможности выполнения

                                                                   задания


Таким образом, если учащийся не хочет чего-то делать, это значит, что данная деятельность в данный момент не является для него наиболее важной или он сильно сомневается в возможности ее успешного выполнения. Чем больше мотивов, побуждающих деятельность ( их силы), вовлечено; чем выше степень благоприятности ситуативных факторов, тем выше общий уровень мотивации деятельности учащихся (направления деятельности педагогов и родителей).

Если у ребенка постоянно есть важная для него деятельность, есть уверенность в том, что он может ее достойно выполнить ( которая крепнет с приобретением положительного опыта), он активно трудится и приходит к желаемому результату. Радость победы усиливает желание трудиться еще и еще.

Вернемся к мотивам. Если у ребенка преобладают узколичностные мотивы, необходима работа по созданию ситуаций публичного успеха, повышению самооценки (запрет на сравнение с другими).

Особого внимания требуют школьники, имеющие выраженную мотивацию избегания неудач ( тревожные, часто болеющие дети). Ребенок просто очень боится, что у него не получится сделать то, что требуется. При сохранном внимании учащийся делает ошибки, у него может болеть живот, голова, может резко повыситься температура, потеют руки, он сильно напрягается и устает от этого. На уроках хочет показать хороший результат, тянет руку ( редко поднимает / перестает поднимать после ошибки). Иногда страх ошибиться на уроке ребенок переносит в другие сферы жизни ( если в сферу общения – не хочет быть капитаном команды, выступать на сцене -отказывается от участия в ситуациях, где нужно проявить лидерство).

Причина может быть в семье: воспитание по типу «ребенок – ценность, смысл жизни» / ребенок видит успешных родителей, кажется себе недостаточно успешным, каждая сделанная им ошибка подтверждает его никчемность («я не достоин любви»).

Работа педагогов и родителей заключается в поддержке («все нормально», «потом правильно сделаешь»), похвале за что – то другое ( за старание); нужно учить находить причину ошибок, анализировать причины, формулировать опыт. Ошибка должна приниматься как « обучающая философия»:

- не ошибается тот, кто…(ничего не делает)

- успех радует, а ошибка…(учит)

- умный не стремится избегать ошибок, но стремится…(их исправить)


Учащиеся с преобладанием коммуникативного и эмоционального мотивов требуют особого внимания. Для них главное – получить радость от взаимодействия со сверстниками. Но, как правило, по разным причинам они имеют дефицит общения. Часто это заорганизованные дети ( посещают много кружков, секций). Взрослые должны понимать, что дети стремятся к общению (смех на уроке – реализация потребности в коммуникации). Необходимо включение в урок работы в парах, группах; полезны дискуссионные методы («Зачем современным школьникам…» и др.). Чтобы мотивировать таких детей, использовать фразы: «Ты можешь подвести наш класс», «Одноклассникам важен твой учебный результат», «Ребята будут гордиться тобой». Можно поручить оказывать помощь более слабым учащимся. Иногда - разрешать посмеяться на уроке: эмоциональный контакт с учителем для детей с эмоциональным мотивом – необходимое условие их успеха в учебе. Но не стоит забывать, что это дети с тонкой душевной организацией, повышенной возбудимостью ( чаще это правополушарные, со слабым типом нервной системы). Из – за высокой эмоциональной чувствительности у таких детей быстро наступает порог насыщения, после которого интенсивность реакций сильно снижается ( 2 за дом. задание, 2 за кл. работу – снижение эффективности работы). Эту особенность необходимо учитывать при поощрении и наказании. Вполне достаточно одного взгляда, чтобы изменить поведение ( перевозбуждение – снижение работоспособности).

Если у учащегося выражены несколько мотивов, педагогам и родителям необходимо учитывать их комплексно.


Таким образом, общий смысл формирования и повышения мотивации учебной деятельности состоит в том, что учащиеся переходят с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учебе – действенному, осознанному, ответственному (цель – получение хорошего образования).

Воспитанию «положительной» мотивации учения способствует общая атмосфера в школе, классе, участие детей в коллективных формах организации разных видов деятельности; отношения сотрудничества учителя и учащихся, помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов; привлечение школьников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки.

Формированию мотивации способствует занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; познавательные игры, ситуации спора и дискуссии, анализ жизненных ситуаций; эмоциональность речи учителя; умелое применение учителем поощрений и порицаний. Особое значение приобретает укрепление всех сторон умения школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применения в новых условиях; самостоятельное выполнение им учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от этапа учебной работы к другой; включение учащихся в совместную учебную деятельность (деятельность учителя).

Литература.

1. Волков. Б.С. «Как помочь школьнику учиться?», Питер, 2011

Методическое пособие «Мотивация учебной деятельности», В.Устюг, 2008

// Справочник школьного психолога,2012, «Повышение учебной мотивации обучающихся 5-7 классов»


//Школьный психолог, №8, 2009, «Учеба – мое личное дело» (деловая игра для 6-7 классов)

// Школьный психолог, №7, 2009, «Как сформировать желание учиться?» (семинар для учителей)

// Школьный психолог, № 4, 2009, «Как измерить желание учиться?»



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.