Статья «Повышение родительской компетенции в вопросах безопасности ребёнка в глобальной сети Интернет»
«Повышение родительской компетенции в вопросах безопасности ребенка в глобальной сети Интернет» .
Согласно российскому законодательству, информационная безопасность детей –это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию1. Одна из функциональных обязанностей родителей это обеспечивать и контролировать безопасность нахождения ребенка в сети Интернет. Проблема информационной безопасности детей в виртуальной сети является одной из актуальных тем современного общества и образования. В непрерывном потоке информации ребенок не сразу может распознать негативный контент и оказывается незащищенным в виртуальном мире.
Одним из способов решения проблемы является установление родительского контроля в в виртуальной сети. Прежде всего это ограничение времени пользования различными гаджетами, ограничение использования нежелательных приложений, веб-фильтрация (создание списка разрешенных или запрещенных сайтов), отслеживание местоположения ребенка через приложения на смартфоне. Родительский контроль по своим функциям заключается не в том, чтобы полностью запретить и ограничить ребенка от виртуальной сети, что в современном мире практически невозможно, контроль нужен, чтобы позволить ребенку получить в Интернете необходимую информацию, обеспечить школьнику безопасность нахождения в виртуальном пространстве и получить полезный контент.
Детям младшего школьного возраста психологически не свойственно понимание важности соблюдения мер своей личной безопасности в глобальном пространстве Интернет, что является результатом социального научения и родительского воспитания. Несовершеннолетним пользователям сложно распознать угрозу, как в жизни, так и в сети, поэтому роль родителя в обеспечении безопасности ребенка в глобальной сети неизмерима, но при этом родителям важно понимать, что у любого человека, есть право на автономию и свободу, неприкосновенность, есть права на информацию, ее доступность в любое время и в любом месте. Чтобы правильно воспитывать детей и устанавливать рамки контроля необходимо принимать и учитывать психологические и индивидуальные особенности своего ребенка. Авторитет и контроль со стороны родителей в семье безусловно необходим, и строить его следует в основном на внимании к детям, к их жизни в школе и виртуальной сети Интернет.
В Санкт-Петербурге на базе нашей школы и школ района регулярно проводятся различные мероприятия для родителей и детей по просвещению на тему безопасности в сети Интернет, так же активную работу по данной теме развивают специалисты в психолого-педагогических медико-социальных центры администрации районов Санкт‑Петербурга.
Несовершеннолетние нуждаются в серьёзном, заинтересованном отношении взрослых к себе, но если ребенок постоянно наталкивается на постоянную всестороннюю опеку со стороны родителей, то результаты функции родительского контроля может быть противоположным и ребенок будет искать пути обхода гиперконтроля.
1 В России 1 сентября 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".