Статья на тему «Повышение учебной мотивации с помощью игровых технологий» (8–11 классы)
«Повышение учебной мотивации с помощью игровых технологий»
Попытки установить точное время возникновения игр многократно предпринимались учеными-антропологами, но пока точное время происхождения такого занятия человека как «игра» неизвестно.
Можно предположить, что игра как способ проведения досуга сформировалась еще в глубокой древности (если попробовать проследить историю возникновения слова, то в «Этимологическом словаре» Макса Фасмера можно заметить отсылки к старославянским и праславянским словам). В «Толковом словаре русского языка» Д. Н. Ушакова игра определяется как действие с различными оттенками значений в зависимости от контекста. Если обратиться к энциклопедии по культурологии, то можно определить игру как действие, цель которого заключается не в результате, а в самом процессе. В «Толковом словаре» С. И. Ожегова игра – занятие для развлечения и отдыха или моделирование определенной ситуации, связанной с какой-либо профессией (деловая игра). В «Новом толково-словообразовательном словаре русского языка» Т. Ф. Ефремовой насчитывается 9 значений слова «игра», среди которых также упоминается деловая игра как способ создания определенных ситуаций в профессиональной деятельности и моделирование путей выхода из них. Игра как педагогическая технология возникла, предположительно, наряду с деловой игрой. Только, в отличие от деловой игры, игровая технология (игра) на уроке имеет не профессиональную, а учебнопознавательную направленность.
Понятие «педагогическая технология» появилось в начале 1960-х годов и пока не имеет единого значения. Само слово технология (от греч. «techne» «искусство, мастерство» и «logia» - «наука») понимается как комплекс способов получения, обработки материалов или сырья. К понятию «педагогическая технология» с 1970-х годов принято относить все, что касается положительных качественных изменений учебного процесса.
В настоящее время существует достаточно большое количество классификаций педагогических игр. В зависимости от типа игровой ситуации, аудитории (пола, возраста, социального положения и пр.) и цели педагогического воздействия подбирается нужный педагогический инструмент.
Внутри игровых технологий также можно выделить отдельные группы игр, используемых в педагогике:
по характеру педагогического процесса (тренинговые, обучающие и пр.);
по основному виду или цели игровой деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, психологические, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные);
по методике проведения игры (ролевые, деловые, сюжетные, и пр.);
по предмету, в рамках которого используется игровая технология
(математические, филологические, естественно-научные, коммерческие и т.п.);
по характеру игрового пространства (настольные, уличные, компьютерные и пр.).
В России игра как педагогическая технология начала применяться в 1932 г., но широкого распространения не получила. В отечественной педагогике игровые технологии начинают активно применяться с 1990-х годов. Можно предположить, что это связано, прежде всего, с изменением общественного строя и вектора межличностных отношений, а также с переходом от плановой экономики к рыночной.
Нельзя говорить о том, что в СССР развитие человека как отдельной личности не подразумевалось, в советской педагогике больший акцент делался на жизни этой личности в социуме и взаимодействии с другими людьми, т.е. человек должен был воспринимать себя не как отдельную личность, а как часть коллектива. Советские ученые рассматривали игру с точки зрения психологического подхода: ее влияние на развитие и обучение человека. В преподавании общеобразовательных дисциплин в советское время игровые педагогические технологии применялись достаточно мало, в основном в начальной школе. В старшем и среднем звене игра как способ активизации мышления обучающихся и творческого подхода к подаче информации массово не применялся.
Неправильно говорить и о том, что в советской педагогике игровых технологий не существовало в принципе: развитие игровых технологий в советском образовании начинается с детских летних загородных лагерей. В классно-урочной системе игровые технологии массово стали применяться гораздо позднее. Игры в пионерских лагерях были направлены не на взаимодействие с отдельным ребенком, совершенствование отдельной личности, а на группу детей. С одной стороны - образование строится на равных требованиях ко всем детям, с другой стороны - система образования не учитывает природную предрасположенность каждого человека.
В современной системе образования, которое ориентировано на компетентностный подход, возрастает необходимость применения игровых технологий, так как создает возможность использования имитационных производственных ситуаций в аналогичной реальной производственной деятельности
Отдельно следует сказать о достаточно распространенном интерактивном обучении, которое также может применяться в рамках игровых технологий. Интерактивное обучение представляет собой взаимодействие обучающихся с учебным окружением, т.е. обучающийся является не объектом учебной деятельности (как в традиционной классноурочной системе), а субъектом своей учебной деятельности. Задача педагога при интерактивном обучении стимулировать познавательный интерес ученика и создавать обучающемуся условия, приемлемые для ученика. Основным признаком интерактивного обучения, по мнению некоторых исследователей, считается применение игровых технологий и организация взаимодействия обучающихся между собой. Современную игровую педагогическую технологию можно рассматривать как один из видов продуктивной педагогики.
Определение «игровая технология» достаточно обширно и подразумевает организацию педагогического процесса в формате различных игр. Педагогическая игра обладает большим развивающим потенциалом и предполагает реализацию технологии по следующим направлениям:
дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность ориентирована на правила игры;
изучаемый материал используется как средство игры;
в образовательную может быть добавлен соревновательный элемент, который превращает дидактическую задачу в игровую;
выполнение дидактической цели напрямую связано с игровым результатом.
Игровые технологии не только позволяют разнообразить учебные занятия, но и могут помочь в формировании определенных личностных качеств.
Особенность игры как педагогического приема в том, что кроме освоения материала обучающийся может быть лично вовлечен в учебный процесс. Игровые технологии как часть педагогического процесса включают достаточно большую группу приемов и методов ведения занятий, представленных разнообразными обучающими играми. Отличие педагогической игры от обычной в том, что игра, запланированная на уроке, имеет точно определенную цель (чаще всего - развивающую, обучающую или воспитывающую) и результат, который четко соответствует запланированной цели.
Несомненный плюс игровой технологии в том, что игра, в отличие от стандартного урока, на первый взгляд (с точки зрения игрока-обучающегося) не имеет очевидной обучающей цели. В игре для участников больше важен сам процесс, чем результат. Также стоит сказать о том, что, в отличие от классического занятия (которое чаще всего проводится как классическое занятие классно-урочной системы либо в лекционном формате), все обучающиеся находятся в процессе активной коммуникации. В процессе учебной игры студенты получают некоторые необходимые навыки для дальнейшей жизни. В том числе проигрывают некоторые рабочие ситуации. Идею игровых технологий можно сформулировать следующим образом: обучающийся играет потому, что развивается и развивается потому, что играет – практика развития является игрой.
Место игры на уроке физики может быть различным:
При опросе учащихся, например: «Физическая викторина», «Кто хочет стать отличником по физике?».
При закреплении знаний можно использовать игру «Исключи лишнее», «Горячий стульчик», «Текст с ошибками», «Путь прокладывает логика».
В процессе повторения пройденного: «Реставрация», «Разрезанное предложение», «Голова и хвост», «Своя игра», «Кругосветка по физике», «Зачет-вертушка», «Звёздный час», игры - путешествия.
При выполнении домашнего задания. «Зашифруй в рисунке», «Диалог эстафета» и другие.
Остановлюсь на некоторых игровых упражнениях, развивающих интеллектуальные умения учащихся.
Игра «Горячий стульчик»
Один ученик садится на стул спиной к классной доске, лицом к классу. Учитель за его спиной на доске пишет понятие по изучаемой теме. Класс должен объяснить этому ученику на «горячем стульчике», что написано на доске. Ученик на основе их объяснения догадывается, что написал учитель.
Игра «Путь прокладывает логика»
Учащимся предлагается 3-5 понятий. Задание: составить с ними предложения, а еще лучше – маленький связный текст.
Для данного упражнения ученики могут сами предлагать друг для друга группы понятий. Это может быть домашним заданием: подобрать три новых понятия и использовать их в предложениях.
Игра «Зашифруй в рисунке»
Участникам предлагается «зашифровать» в рисунке или символе одно из изучаемых понятий, правил или законов. Затем ребята пробуют догадаться, какой материал был «зашифрован».
Игра «Исключи лишнее»
Детям раздаются карточки с тремя разными словами. Между двумя словами дети должны найти какой-либо общий признак, а лишнее слово можно исключить. Варианты ответов могут быть разные. Например, слова: Торричелли, путь, атмосферное давление.
Игра «Реставрация»
По изученному материалу учитель составляет текст или отдельные предложения, где пропущены понятия, имена, даты, единицы измерения и т.д. Текст проецируется через проектор и в месте пропуска дети должны записать пропущенное слово.
Игра «Голова и хвост»
В одной колонке написаны начала предложений, в другой – их окончания, но они перепутаны. Надо составить правильные предложения.
Игра «Разрезанное предложение»
Учитель проецирует на экран отдельные слова предложения. Задача учащихся составить предложение. Особенно полезно подобное задание по составлению текста правила, закона.
Вариант: можно разрезать текст на отдельные предложения или фрагменты. Задача учеников: восстановить логику текста, собрав фрагменты.
Роль игровой технологии в учебном процессе зависит от понимания учителем целей и функций педагогических игр. Каждая педагогическая игра имеет определенные цели и задачи. Игра может быть направлена на то, чтобы закрепить изученный или повторить ранее пройденный материал, игровая деятельность на уроке может быть направлена на разгрузку зрительного или опорно-двигательного аппарата ребенка (игры в рамках здоровье сбережения на уроке). Педагогическая игра может быть использована в случае, если детям требуется небольшой отдых после сложной работы, требующей напряжения (написание диктанта, сочинения, изложения и т.д.).
5