Повторение по разделу: «Разноцветные страницы». Сценарий урока чтения во 2 классе
Тема урока: «Повторение по разделу «Разноцветные страницы».
Предметная область: литературное чтение.
Класс: 2
УМК: Школа России.
Цель урока: выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: читать выразительно текст, определять слова и выражения, которые помогают определить настроение и характер литературного героя.
Метапредметные: анализировать содержание вопросов и находить на них ответы; выделять познавательную цель; проводить выбор оснований для подбора нужной интонации и определения характера литературного героя.
Личностные: «примерять на себя» различные социальные роли литературных персонажей и в соответствии с ними определять степень личной комфортности, делать личностный выбор, понимать роль юмора и иносказания в жизни, проявлять интерес к чтению литературы, формировать учебную мотивацию.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Форма урока: урок-театрализация.
Основные понятия: выразительное чтение, интонация, пауза, логическое ударение, иносказание, литературный герой.
Вид используемых средств ИКТ:
- компьютерная презентация «Урок литературного чтения 2 класс»;
- интерактивная программа MICROSOFT MOUSE MISCHIEF («Несколько мышей»).
Оборудование:
-компьютер, мультимедийный проектор, экран, магнитная доска;
- блоки-карточки «Программа действий»;
- персонажи кукольного театра : «Бабушка», «Дедушка», «Лиса», «Медведь», «Заяц», «Волк», « Мышка», «Лось», «Поросёнок» и др.
1.Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. Мотивация. 1.Оргмомент. Приветствие учителем детей. -Здравствуйте, ребята! (На руках учителя одеты и спрятаны за спиной театральные герои: Дедушка и Бабушка) Учитель от лица сказочного персонажа (рукавичка) Дедушка: (Громко и уверенно) - Здравствуйте, ребята, я - Дедушка. - Ребята, как вы думаете: какой у нас дедушка: слабенький или ещё сильный и крепкий? (Сильный и крепкий) - Как вы догадались? (По голосу) - Да, действительно, у меня была уверенная интонация и сильный голос. -Здравствуйте, ребятушки! А меня вы узнали? Я - Бабушка. - Ребята, какая у нас бабушка? (Добрая и ласковая) - Как вы догадались? (По интонации) 2.Читательская зарядка. - Ребята, перед вами персонажи моего классного кукольного театра «Рукавичка». Они часто помогают мне на уроках. а) Определите в группе (паре) характер персонажа и поздоровайтесь с классом от лица своего героя и покажите его характер голосом. - Лиса какая? (Хитрая). Покажите это голосом! Заяц - трусишка Волк – злой или глупый Медведь - добрый Собака – смелая Лось – сильный великан Поросёнок – весёлый, беззаботный Крокодил - вежливый Кот – лентяй. Ребята, делаем вывод о роли интонации в определении характера персонажа (литературного героя): Вывод: интонация и сила голоса помогают определить характер героя. - Ребята, какая из ролей вам была приятна, в чьей роли вам было некомфортно? Приятно быть трусливым? (лентяем) - А добрым, сильным и смелым? Что для этого нужно? (Быть воспитанным, заниматься укреплением здоровья и воспитывать характер) б) Продолжим читательскую зарядку и покажем силу голоса. Читаем хором: 1раз Тихо. 2 раз Громко. Шмель купил себе фонарик, Шапку, шарф и синий шарик… в) Изменяем логическое ударение. Читаем группами (по рядам):
г). Прочитаем выразительно: (в парах)
2.Проверка домашнего задания. Актуализация знаний. 1. Тестирование с применением компьютерной технологии «Несколько мышей». -Хорошо, продолжим нашу работу. - А как называют человека, который пишет литературные произведения? (Поэты и писатели пишут рассказы, сказки, романы, поэмы, стихи.) -Узнайте портрет писателя. а) Выполнение компьютерного тестирования. (Учитель делает пометки о количестве правильных ответов.)
б) Игра – викторина с применением компьютерной технологии «Несколько мышей». -Вы знакомы со сказками и рассказами? А чем отличаются сказки от рассказов? (В сказках действуют фантастические, вымышленные герои, происходят чудеса, в рассказах описываются реальные события) - А можете ли вы узнать название произведения по отрывку или опорным словам.
в) Чтение по ролям. - Повторим изученный материал и прочитаем по ролям отрывок из рассказа «Чёрный омут» с. Козлова. 3.Подведение итога этапа и определение целей урока. Мотивация учебной деятельности. - Ребята, очень интересно вас слушать. Оцените свои успехи: Кто доволен собой поднимите красный кружок. Кто огорчён – белый. Проблемная ситуация: появляется текст незнакомого отрывка. -Вы справились с заданием и выразительно прочитали тексты знакомых произведений. -А сможете ли вы также выразительно прочесть другие произведения? - Тогда сформулируем цель нашего урока. (Дети формулируют цель урока- выразительное чтение литературных произведений). - Мы повторяем изученные произведения. Кто может сформулировать тему нашего урока. (Дети формулируют тему урока - повторение по разделу «Разноцветные страницы») 3. Организация и самоорганизация деятельности учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. Дети знакомятся с текстом сказки С.В. Михалкова и называют тему урока. 1.Составление программы действий по достижению цели урока. - Ребята, так как мы с вами поставили для себя цель - учиться читать выразительно, то я предлагаю составить план нашего урока – программу действий по достижению намеченной цели. (Что сначала? Что потом?) -Ответы детей: 1.Знакомство с автором и произведением. Прочитаем произведение: - для себя; - в парах; 2.Объяснить смысл прочитанного (беседа по содержанию) и определить характер героев. 3.Подбирать интонации, соответствующие характеру героя. 4. Ставить логическое ударение. 5.Соблюдать паузы. 6. Выразительное чтение. - чтение для себя; - чтение для класса;
(По ходу обсуждения программы действий на доске вывешиваются заготовленные блоки-таблички – этапы программы: Знакомство с автором и произведением. Чтение. Смысл. Характер героев. Выбор интонации. Логическое ударение. Паузы. Выразительное чтение.) 4.Физминутка.
5.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. 1.Знакомство с автором. (Рассказ учителя или сообщение подготовленного ученика)
2. Антиципация. Судя по иллюстрациям и названию, определите о чём пойдёт речь в этом произведении С.В. Михалкова? Проверим свои предположения и выполним 1 пункт нашей программы – чтение - знакомство с произведением. 3.Работа в соответствии с планом реализации Программы действийы. 1.Образец чтения. (Ученик или учитель) 2. Беседа по содержанию: - Подтвердились ли наши предположения? О чём это произведение? - Как вы относитесь к прочитанному? Какое настроение вызывает произведение? Почему? С какой интонацией, соответственно, нужно прочесть текст? - Какой характер героев? -Где поставим логическое ударение? На каких словах мы хотим сделать акцент? -Где сделаем остановки, паузы? (На знаках препинания.) |
|||||||
|
|||||||
4.Практикум.- С какой интонацией вы хотите прочитать это произведение? Потренируйтесь в парах. 1.Чтение в парах. 5. Проверка и оценка полученных результатов с помощью. Коррекция. 1.Театрализация. Учитель предлагает ученикам выступить перед классом с выразительным чтением и театрализацией сказки С.В. Михалкова «Заяц-симулянт» . Дети слушают товарищей и оценивают их голосованием по критериям: - изменение интонации; - логические ударения; - наличие пауз; 2. Контроль посредством компьютерной технологии «Несколько мышей».
6. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. Дифференциация: 1. Научиться читать выразительно сказку-басню С.В. Михалкова «Заяц - симулянт» 2. Прочитать другие произведения этого писателя. 3. С помощью героев кукольного театра почитать сказку по ролям. 4. Сделать рисунки понравившегося персонажа. |
|||||||
7. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель предлагает назвать полученные умения. - Ребята, чем вы занимались на уроке? -Оцените себя: что вам удалось хорошо, а что не очень? - Как же научиться выразительно читать? -Прочтите текст с указанной в карточке интонацией и попрощайтесь от лица героя (Чтение от лица доброго мишки, хитрой лисы, трусливого зайчишки, могучего лося, весёлого поросёнка, смелого пса, злого волка.) |
|||||||
Евдакименко Виктория Викторовна
Андрей Анатольевич