ОБЩАЯ ЧАСТЬ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема урока | Повторение по теме: «Биология – наука о живом мире». Данная разработка урока составлена для УМК Пономаревой И.Н. и соответствует требованиям ФГОС второго поколения. Урок биологии разработан для учащихся 5 класса. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока | Урок развивающего контроля. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель | Систематизировать, обобщить и расширить знания о строении живых организмов. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи | - образовательные: знать изученный материал по теме: «Биология – наука о живом мире». - развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли. - воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые образовательные результаты | Предметные - применяют знания о биологии, как науке о живом мире; - оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; - владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы. Метапредметные - регулятивные: - самостоятельно определяют цель учебной деятельности, регулируют учебную деятельность; - участвуют в коллективном обсуждении проблемы, интересуются чужим мнением, высказывают своё; - коммуникативные: - осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе. - познавательные: - извлекают необходимую информацию из учебника; - соблюдают нормы информационной избирательности, этики и этикета. Личностные - в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ресурсы | Мультимедийное оборудование, учебник, плакаты «Строение клетки», «Увеличительные приборы» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Технологии | информационно-коммуникационные технологии - повышение эффективности и качества обучения, усиление мотивации обучения через использование мультимедийных презентаций; технология развития интеллектуально-творческого мышления - формирование интереса к изучаемому материалу, стимулирование мыслительной деятельности обучающихся; использование игровых технологий; здоровьесберегающие технологии - сохранение и укрепление здоровья обучающихся через физкультурно-оздоровительные мероприятия. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап урока, дидактические цели. | Содержание учебного материала. Деятельность учителя. | Деятельность обучающихся. | Форма организации учебной деятельности | Формирование УУД. | |||||||||||||||||||||||||||||||
1 этап. Организационный | Приветствие учащихся. Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания позитивной эмоциональной обстановки. «Вот звонок нам дал сигнал: Слайд 1 | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению. | фронтальная | Личностные: проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. | |||||||||||||||||||||||||||||||
2 этап. Актуализация знаний | «Давайте вспомним, что мы проходили в течение нескольких уроков». | Учащиеся вспоминают пройденные темы по разделу «Биология – наука о живом мире»: 1.«Наука о живой природе»; 2. «Свойства живого»; 3. «Методы изучения природы»; 4. «Увеличительные приборы»; 5. «Строение клетки. Ткани»; 6. «Химический состав клетки»; 7. «Процессы жизнедеятельности клетки». | фронтальная | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний. | |||||||||||||||||||||||||||||||
3 этап. Создание проблемной ситуации | «Вспомним и проверим наши знания. Как можно сформулировать тему сегодняшнего урока». | Осознают и проговаривают тему – повторение по разделу «Биология – наука о живом мире». | фронтальная | Личностные: формирование мотивационной основы учебной деятельности Регулятивные: в сотрудничестве с учителем, выдвигают проблему. | |||||||||||||||||||||||||||||||
4 этап Целеполагания | Повторение по разделу «Биология – наука о живом мире». Слайд 2 «Наш урок необычный – путешествие по станциям» Слайд 3 | Чтение слайдов. | фронтальная | Личностные: формирование мотивационной основы учебной деятельности | |||||||||||||||||||||||||||||||
5 - 6 этап Осмысление. Закрепление и обобщение. | 1. Станция «Всезнайка» Верите ли Вы что… Вакуоль содержит цитоплазму. Вакуоль содержит клеточный сок. Микробиология – наука о животных. Микология – наука о грибах. Рост – то увеличение размеров тела. Для живых организмов характерно только питание и выделение. Живые организмы имеют клеточное строение. Группы клеток, сходных по строению, функциям и имеют общее происхождение называют тканью. Эпителиальная ткань – это ткань растений. Механическая ткань – это ткань животных. В состав клеток входят только неорганические вещества. Крахмал, белок, жир – это органические вещества. Жиры используются организмами как запасной источник энергии. В.И.Вернадский – русский учёный, создатель учения о биосфере. Вода, сахар, углеводы, клейковина – это неорганические вещества. Слайды 4,5,6,7 2. Станция «Микроскоп». 1) Показать и назвать части микроскопа по таблице. 2)Восстановите правильную последовательность работы с микроскопом по ресурсному материалу (см карточку). Ресурсный материал. Восстановите правильную последовательность работы с микроскопом. Вращая зеркальце и глядя в окуляр, добейся полного освещения поля зрения. Глядя на предмет сбоку, добейся с помощью винта такого положения объектива, чтобы он оказался на расстоянии 1-2мм от объекта исследования. Поставь микроскоп штативом к себе на расстоянии 5-8 см от края стола. Положи готовый микропрепарат на столик микроскопа (над отверстием столика). Глядя в окуляр, медленно вращай винт до тех пор, пока не появится четкое изображение изучаемого объекта. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат. Ответ: 3, 1, 4, 2, 5; кодовое слово – « узнал» Расшифратор:
Слайды 8,9 3. Станция «Клетка». Назвать органоид клетки по предложенной характеристике и показать по таблице. 1) В этом органоиде накапливается 2) В этом органоиде хранится наследственная информация (ядро). 3) Она представляет собой вязкое, полужидкое содержимое клетки (цитоплазма). 4) Покрывает клетку снаружи (клеточная мембрана). Слайды 10,11,12,13,14,15,16,17,18 4. Станция «Оздоровительно-повторительная». Физкульминутка – игра «Живое и неживое». Называя тела живой природы, разводите руки в стороны и машете ими, изображая птичку. Называя тела неживой природы, приседаете. Дом, ромашка, парта, пробирка, кошка, грибы, берёза, бабочка стул, ласточка, лупа, цыплёнок, гусеница, тетрадь, сосна, пижма, лыжи, снег, ель, вода, традесканция и др. Слайды 19, 20 5.Станция «Третий лишний». Найдите лишнее понятие среди предложенных. одноклеточные, холодноклеточные, многоклеточные; курица, гидра, камень; обдумывание, наблюдение, эксперимент; лупа, компьютер, микроскоп; окуляр, объектив, пинцет; мышечная, механическая, нервная ткани; покровная, проводящая, эпителиальная ткани; вода, белки, жиры. Слайды 21, 22 6.Станция «Тест». Слайд 23 Используя компьютерные технологии, учитель показывает программированный готовый тест по теме: «Наука о живой природе», 10 вопросов (Биология. Тесты 5-9 классы, infourok). см файл – Flash-компьютерный тест. Раздаёт каждому ученику бланк ответа.
7.Станция «Абракадабра». Расшифруйте по предложенным карточкам на доске название органоидов клетки. Слайд 24 Ответы проверяют по слайду 25 родя - ядро лапацтоимз- цитоплазма вькуало - вакуоль чоткленая брамнаме – клеточная мембрана 7.Станция «Загадки». Я прозрачна и прочна, Ни тонка, ни широка. От микробов, ран, грибочков Защищает …..(оболочка) Клетке без меня не жить. Я за всё в ней отвечаю: Что делить, что пропустить. Я об отдыхе мечтаю. Без меня же всё мертво. Вы напишите …..(ядро) Я расту и расширяюсь И всё больше округляюсь. Коль спрошу у вас пароль, Отзовётесь ……(вакуоль) Я в движенье нахожусь Я верчусь, сную, кручусь. Соль дадите – ждите спазма, Вмиг сожмётся ……(цитоплазма) Слайды 26,27,28,29,30,31,32,33,34 7.Станция «Оздоровительная». Слайд 35 Физкульминутка по видеофрагменту. 8.Станция «Кроссворд». Слайд 36 Раздаёт ресурсный материал – кроссворд. Ключевое слово – «биология»
Ответы проверяют по слайду 37
| При согласии утверждения учащиеся хлопают в ладоши. При несогласии утверждения – мотают головой в стороны. По таблице вспоминают и показывают части микроскопа. Работают в паре по карточке – ресурсному материалу. Определяют правильную последовательность работы с микроскопом и с помощью расшифратора узнают кодовое слово – « узнал». Учащиеся узнают органоид и показывают по таблице. Осуществляют профилактику утомления. Учащиеся называют лишнее понятие: холодноклеточные камень обдумывание компьютер пинцет механическая ткань эпителиальная ткань вода Учащиеся письменно отвечают на вопросы и заполняют в бланк ответа. Бланк ответа. Ф.И. _____________________ Класс -5 Тема: «Биология – наука о живом мире»
Количество ошибок ___ Оценка ____ Учащиеся узнают органоиды. Учащиеся отвечают на загадки. Выполнение упражнений по видеофрагменту. По вопросам заполняют кроссворд. 1.Органическое вещество клетки. 2.Как называется часть микроскопа, куда крепятся тубус, предметный столик. 3.Без меня не идёт процесс фотосинтез и растения теряют зелёную окраску. 4.Основная структурная единица, обладающая всеми признаками живого. 5.Я храню клеточный сок. 6.Часть организма, которая имеет особое строение и выполняет определенную функцию. 7.Наука о растениях. 8.Часть клетки, в которой хранится наследственная информация. | фронтальная индивидуальная групповая индивидуальная групповая фронтальная индивидуальная фронтальная фронтальная групповая групповая групповая | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний, анализируют, воспринимают, интерпретируют и обобщают информацию. Регулятивные: продолжают формирование умений участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; продолжают формирование умений работать по плану, сверять свои действия и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; продолжают обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки. Личностные: осознают свои возможности в учении; осознают неполноту знаний; устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом; оценивают собственный вклад в работу группы. | |||||||||||||||||||||||||||||||
7 этап Рефлексия (итог урока). | Продолжите фразы Я хотел(а) похвалить себя… Я хотел(а) похвалить одноклассников… Мне хотелось бы… Я желаю ребятам… Я желаю себе… Слайд 38 | Учащиеся продолжают фразы. | | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний. Регулятивные: проводят рефлексию учебной деятельности; осуществляют контроль учебных действий. | |||||||||||||||||||||||||||||||
8 этап Домашнее задание. | Выполнить в рабочих тетрадях задания 1-6 по разделу «Подведём итоги: что вы узнали о биологии как науке». | | | |
Копия верна.
Заместитель по УВР ______________________ Белова В.А.