Обобщающий урок по теме «Ихтиология-наука о рыбах» (Биология, 7 класс)
Пояснительная записка к презентации
Сафонова Н.А
МОУ "Средняя школа №2
с углублённым изучением математики"
Обобщающий урок по теме "Ихтиология – наука о рыбах"
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений; воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). Применение знаний и умений в новой ситуации
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. закрепление пройденного материала и изучение нового с использованием ИКТ и проведением игровых моментов.
Общедидактическая цель: Создание условий для формирования и закрепления знаний об ихтиологии как науке о рыбах.
Задачи:
Общеобразовательные: углубить и обобщить знания о рыбах, особенностях их внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности, размножения; выявить уровень ЗУН учащихся по теме; развивать внутреннюю мотивацию к обучению;
Развивающие: активизировать познавательный интерес к изучению природы, продолжить формирование навыков принятия самостоятельных решений, инициативы и активности; развивать универсальные учебные умения: анализ, сравнение, работа с текстом, наблюдение.
Воспитательные: формировать личную ответственность за состояние окружающей среды.
воспитывать бережное отношение к живой природе, формировать представление о роли рыб в природе и в жизни человека.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
- фронтальная
- парная
- индивидуальная.
Методы организации обучения:
-Объяснительно-иллюстративный
-частично-поисковый
-метод проблемного обучения
-использование информационных технологий
-практический
Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, записи голосов рыб,слайд презентация
карточки с заданиями, силуэты рыбок (каждому ученику), нарисованное на плакате символическое озеро.
Ход урока.
1. Oрганизационная часть – 1- 2 мин.
Сегодняшний урок мы посвятим обобщению и систематизации знаний, полученных при изучении темы "Рыбы". Еще раз вспомним, какие особенности внешнего и внутреннего строения позволили освоить им водную среду обитания, поговорим о многообразии рыб, необходимости сохранения их видового разнообразия.Человек давно мечтал заглянуть под воду, и не просто заглянуть, а узнать побольше об её обитателях. Как часто на его пути встречались реки и озёра, то синие или лазоревые, то бурые, как крепкий чай. Не раз вглядывался он в слепые глаза озёр, стараясь заглянуть в глубину. Но глаза, как стеклянные, отражали только жёлтый тростник, красные сосны и синее небо.Тогда сделал человек маску, надел на ноги ласты и прыгнул в воду! Это был прыжок в другой мир! А в какой? Мы и поговорим об этом.(Слайд № 1 )
2.Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний -2мин
Мы должны выяснить главные проблемы ихтиологии. Результатом нашего занятия должны быть: (Слайд № 2 )
- сформулировать и записать в тетрадь основные задачи ихтиологии;
- защитиь плакат или газету,
- заселить рыбой наше озеро "Надежды".
Рыбы всегда удивляли и вдохновляли человека . Нас восхищает их способность обитать в воде. Говоря об уверенном в себе человеке, мы говорим: чувствует себя " как рыба в воде".
А что же позволило рыбам стать полноправными хозяевами водоемов, покорить и освоить водное пространство планеты Земля.
3.Процессуальный – 30 мин
(Слайд № 3 )
Учитель: Какие утверждения верны:
1. рыбы - теплокровные животные.
2. имеют обтекаемую форму тела.
3. рыба может поворачивать голову вправо и влево.
4. тело рыбы покрыто чешуей и слизью.
5. окраска тела рыбы зависит от освещенности водоема.
6. рыбы дышат кислородом воздуха с помощью легких.
7. грудные и брюшные плавники рыб парные.
8. форма тела рыбы зависит от способа питания.
9. сложное поведение рыб в период размножения называется гнездованием.
10. проходные рыбы обитают только в морях и океанах.
Ответы: (Слайд № 4)
ДА - 2, 4, 5, 7, 8. НЕТ - 1, 3, 6, 9, 10.
Взгляните на эти силуэты рыб. (слайд № 5).Каких только рыб не существует в природе! Есть вытянутые как карандаши, круглые как шар,широкие и плоские как блин, узкие и длинные как ремень или кусок нитки. Но строение у них у всех одинаковое. А какое, мы сейчас выясним.
Задание №1. Используя условную схему (карточка №1) выполните работу по выданным заданиям:
1- вариант- выписать цифры,относящиеся к пищеварительным железам рыбы.
2- вариант - выписать цифры,относящиеся к органам дыхания и кровеносной системам.
Слайды № 6- 7)
Ответы: (Слайд № 8)
1 вариант - 12,13.
2 вариант – кровеносная система -3; дыхательная система – 2.
Можно дать задания другого типа. Например:Расставьте цифры по порядку соответственно определённой системе органов. Органы записываем в разброс.
№п/п |
Система органов |
Номера органов данной системы |
1. |
Пищеварительная |
|
2. |
Нервная |
|
3. |
Кровеносная |
1 – сердце 2- желудок 3 – почки 4 – нервы и так далее.
Проверяем работу групп. Если есть ошибки делаем исправления.
После проверки ребята должны сделать вывод и записать в тетрадь. Примерный вывод
1."Ихтиология изучает внешнее и внутреннее строение рыб"
Можно много интересного узнать о рыбах в различных книгах.
- В1940 году в Баренцевом море была выловлена треска размером 169 см и массой 40 кг.
- Барракуда – морская щука достигает длины 2,5 м. Она легко может откусить руку или ногу купающемуся человеку.
- Самая большая пресноводная костная рыба – арапайма. Достигает 4м. Длиной и массой
200 кг.
Задание №2. Оказывается....(Слайды № 9 -10 )
Дана карточка с названиями рыб и интересные факты из их жизни. Поставить соответствие между рыбами и фактами.
Названия рыб Факты из жизни
1.Рыба-луна А-Долгожитель (до 100 лет)
2.Колюшка Б- Обгонит подводную лодку
3.Скат В- Вымётывает 300 млн. Икринок.
4.Щука Г -Строит гнёзда в период нереста
5.Рыба -меч Д- Вырабатывает электрический ток.
Ответы:(Слайд № 11)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
В |
Г |
Д |
А |
Б |
-
-
- Заслушиваем сообщение ученика на тему "Интересные факты из жизни рыб" (2-3 примера)
-
Зачитать рассказ "Умная колюшка"
Французские учёные предположили,что пресноводная рыба колюшка способна к разумной деятельности. .Причина этого в том, что когда они обнаружили гнездо колюшки, то провели с ней такие эксперименты:
- вокруг гнезда построили пирамиду из камней – рыбка отнесла от гнезда все камни.
- выставили частокол из палочек – она выдернула палочки, подрыв грунт.
- закрыли сеткой из марли – перегрызла нитки сетки
- закрыли сеткой из капрона – рыбка сдвинула сетку с гнезда.
Ваше мнение - что это такое? Причина этих действий. (Это рефлексы).
Всем хорошо известна поговорка "Нем как рыба". Включить записи "разговора"рыб.
Можно много найти народных пословиц, прибауток и поговорок о рыбах:
- "Не велика штучка щучка, да зубок остёр", "На то и щука, чтобы карась не дремал", "Постится щука ,а пескарь не дремлет", "Уснула щука, но зубы не спят"
У нас на Севере у рыбаков есть свои наблюдения над поведением рыбы и они дали им свои разные определения. Знаете ли вы, кому они принадлежат?
Задание №3 (Слайды № 12 -13)
Название народного определения |
Название рыбы |
||
1 |
Премудрый |
А |
окунь |
2 |
Северная царевна |
Б |
плотва |
3 |
Разбойник |
В |
линь |
4 |
Ленивый |
Г |
пескарь |
5 |
Живая молния |
Д |
сёмга |
6 |
Пугливый |
Е |
хариус |
7 |
Обманщица |
Ж |
язь |
Ответы: 1- Г , 2 -Д , 3- А , 4- В, 5- Е , 6-Ж , 7-Б. (Слайд № 14 )
Вспомните о чём мы говорили и сформулируйте свой вывод о задачах ихтиологии. Вывод может быть таким :"Ихтиология изучает особенности жизнедеятельности и поведения рыб"
Каких только названий нет у рыб! Есть рыбы,имеющие названия зверей, птиц,оружия и инструментов, съестных припасов, профессий и воинских званий (назвать несколько интересных примеров).
Викторина.(Слайд № 15 )
1. Какие рыбы могут утонуть?
2. Какие рыбы могут ходить по земле и шагать по дну моря?
3.Какие рыбы носят икру при себе?
4.Как узнать возраст рыбы?
5.На каких рыб охотятся с лопатой?
Ответы на викторину:
1.Лабиринтовые рыбки – макропод,гурами,лялиус (их часто держат в аквариумах).Они не могут дышать только растворённым в воде кислородом. Если лишить их возможности захватывать ртом атмосферный воздух, то они через несколько часов погибают и тонут.
2.Двоякодышащая рыба анабас перебирается по суше из водоёма в другой водоём; илистый прыгун ловит насекомых на суше в мангровых зарослях. По дну шагает черноморский морскойпетух, рыба латимерия.
3.Тиляпия - во рту, морской конёк – в сумке на брюхе.
4.По тёмным годичным кольцам на чешуе рыбы.
5.На двоякодышащих рыб анабаса и протоптеруса, которые зарываются в ил, когда высыхают водоёмы.
Задание №4. Рассмотрите внимательно карточку №4, выполните задания в тетради. Если испытываете затруднения используйте учебник (параграф.24.) Работа с учебником стр. (Слайды № 16 -17)
Каков главный смысл этого задания? Проанализируйте его и попробуйте сформулировать очередной вывод по проблеме основные задачи ихтиологии. Вывод о систематике и видовом многообразии рыб.
Эксперимент природы- не превратится ли морская треска в пресноводную?Остров Кильдин в Баренцевом море. Озеро Могильное, расположенное на этом острове.(Слайд № 18) Треска живёт" между молотом и наковальней"
А чтобы выявить следующую задачу ихтиологии послушайте стихотворение:
Давно таких не видел зим.
Мороз жестокий... И над плёсом
Тернистые торчат торосы.
Кусают льдинки, словно осы...
Ну, значит ,будет брать налим!
Г.Абрамов
Вывод делается о рыбном промысле и рыбных запасах водоёмов.
Много интересного можно узнать из книги Н.Н. Проничевой "Журавлиный край"
о водоёмах нашего района. Одних только рек 96.
Север,Север! Отчий дом!
За тебя мы все в ответе!
Что же завтра здесь найдём?
Что увидят наши дети?
Наш урок подходит к завершению. У вас на партах есть силуэты маленьких рыбок. Возьмите их в руки и напишите своё пожелание по сохранению и рациональному использованию рыбных запасов в общем по стране или конкретно в нашем регионе. А потом мы" заселим" наше озеро "Надежды".
Ученики пишут свои пожелания и прикрепляют их на силуэт нарисованного озера.
4.Рефлексия (подведение итогов занятия) -
Что нового вы узнали на уроке? Что было наиболее интересным?
Подсчитаем, сколько баллов заработал каждый и поставим себе оценку:
28 и более баллов – оценка "5"
25-27 баллов – оценка "4"
20-24 балла – оценка "3" Менее 20 баллов -повторить параграфы ...........
4. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу- 5мин.
а) Проводим защиту выполненного дома плаката или газеты о рыбах.
б) Заслушать выводы у одного обучающегося, а у других -можно взять на проверку и поставить оценки .
5. Домашнее задание – составить кроссворд на тему "Рыбы и их среда обитания" - 1 мин.
Литература:
1.Л.А. Луцкая, А.И.Никишов .-Самостоятельные работы учащихся по зоологии. Пособие для учителей. М., " Просвещение",1977. 111с.с ил.
2.В.Сабунаев. - Занимательная ихтиология. Издательство "Детская литература", 1967. 254с.
3. Н.Н. Проничева. - Журавлиный край.
Примечание: Этот урок можно запланировать и провести как внеклассное занятие и включить в него игру "Удачная рыбалка". Для игры готовим силуэты рыбок с загадками и удочки с магнитиками или крючками. Если делать удочки с магнитиками, то на силуэты рыбок приклеиваем магнитную резинку. При отгадывании загадки, обучающийся получает дополнительные баллы.