12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сафонова Надежда Александровна32
0

Обобщающий урок по теме «Ихтиология-наука о рыбах»



Сафонова Н.А

МОУ "Средняя школа №2

с углублённым изучением математики"

Обобщающий урок по теме "Ихтиология – наука о рыбах"

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений; воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). Применение знаний и умений в новой ситуации

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. закрепление пройденного материала и изучение нового с использованием ИКТ и проведением игровых моментов.

Общедидактическая цель: Создание условий для формирования и закрепления знаний об ихтиологии как науке о рыбах.

Задачи:

Общеобразовательные: углубить и обобщить знания о рыбах, особенностях их внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности, размножения; выявить уровень ЗУН учащихся по теме; развивать внутреннюю мотивацию к обучению;

Развивающие: активизировать познавательный интерес к изучению природы, продолжить формирование навыков принятия самостоятельных решений, инициативы и активности; развивать универсальные учебные умения: анализ, сравнение, работа с текстом, наблюдение.

Воспитательные: формировать личную ответственность за состояние окружающей среды.

воспитывать бережное отношение к живой природе, формировать представление о роли рыб в природе и в жизни человека.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

- фронтальная

- парная

- индивидуальная.

Методы организации обучения:

-Объяснительно-иллюстративный

-частично-поисковый

-метод проблемного обучения

-использование информационных технологий

-практический

Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, записи голосов рыб,слайд презентация

карточки с заданиями, силуэты рыбок (каждому ученику), нарисованное на плакате символическое озеро.

Ход урока.

1. Oрганизационная часть – 1- 2 мин.

Сегодняшний урок мы посвятим обобщению и систематизации знаний, полученных при изучении темы "Рыбы". Еще раз вспомним, какие особенности внешнего и внутреннего строения позволили освоить им водную среду обитания, поговорим о многообразии рыб, необходимости сохранения их видового разнообразия.Человек давно мечтал заглянуть под воду, и не просто заглянуть, а узнать побольше об её обитателях. Как часто на его пути встречались реки и озёра, то синие или лазоревые, то бурые, как крепкий чай. Не раз вглядывался он в слепые глаза озёр, стараясь заглянуть в глубину. Но глаза, как стеклянные, отражали только жёлтый тростник, красные сосны и синее небо.Тогда сделал человек маску, надел на ноги ласты и прыгнул в воду! Это был прыжок в другой мир! А в какой? Мы и поговорим об этом.(Слайд № 1 )

2.Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний -2мин

Мы должны выяснить главные проблемы ихтиологии. Результатом нашего занятия должны быть: (Слайд № 2 )

- сформулировать и записать в тетрадь основные задачи ихтиологии;

- защитиь плакат или газету,

- заселить рыбой наше озеро "Надежды".

Рыбы всегда удивляли и вдохновляли человека . Нас восхищает их способность обитать в воде. Говоря об уверенном в себе человеке, мы говорим: чувствует себя " как рыба в воде".

А что же позволило рыбам стать полноправными хозяевами водоемов, покорить и освоить водное пространство планеты Земля.

3.Процессуальный – 30 мин

(Слайд № 3 )

Учитель: Какие утверждения верны:

1. рыбы - теплокровные животные.

2. имеют обтекаемую форму тела.

3. рыба может поворачивать голову вправо и влево.

4. тело рыбы покрыто чешуей и слизью.

5. окраска тела рыбы зависит от освещенности водоема.

6. рыбы дышат кислородом воздуха с помощью легких.

7. грудные и брюшные плавники рыб парные.

8. форма тела рыбы зависит от способа питания.

9. сложное поведение рыб в период размножения называется гнездованием.

10. проходные рыбы обитают только в морях и океанах.

Ответы: (Слайд № 4)

ДА - 2, 4, 5, 7, 8. НЕТ - 1, 3, 6, 9, 10.

Взгляните на эти силуэты рыб. (слайд № 5).Каких только рыб не существует в природе! Есть вытянутые как карандаши, круглые как шар,широкие и плоские как блин, узкие и длинные как ремень или кусок нитки. Но строение у них у всех одинаковое. А какое, мы сейчас выясним.

Задание №1. Используя условную схему (карточка №1) выполните работу по выданным заданиям:

1- вариант- выписать цифры,относящиеся к пищеварительным железам рыбы.

2- вариант - выписать цифры,относящиеся к органам дыхания и кровеносной системам.

Слайды № 6- 7)

Ответы: (Слайд № 8)

1 вариант - 12,13.

2 вариант – кровеносная система -3; дыхательная система – 2.

Можно дать задания другого типа. Например:Расставьте цифры по порядку соответственно определённой системе органов. Органы записываем в разброс.

№п/п

Система органов

Номера органов данной системы

1.

Пищеварительная

 

2.

Нервная

 

3.

Кровеносная

 

1 – сердце 2- желудок 3 – почки 4 – нервы и так далее.

Проверяем работу групп. Если есть ошибки делаем исправления.

После проверки ребята должны сделать вывод и записать в тетрадь. Примерный вывод

1."Ихтиология изучает внешнее и внутреннее строение рыб"

Можно много интересного узнать о рыбах в различных книгах.

- В1940 году в Баренцевом море была выловлена треска размером 169 см и массой 40 кг.

- Барракуда – морская щука достигает длины 2,5 м. Она легко может откусить руку или ногу купающемуся человеку.

- Самая большая пресноводная костная рыба – арапайма. Достигает 4м. Длиной и массой

200 кг.

Задание №2. Оказывается....(Слайды № 9 -10 )

Дана карточка с названиями рыб и интересные факты из их жизни. Поставить соответствие между рыбами и фактами.

Названия рыб Факты из жизни

1.Рыба-луна А-Долгожитель (до 100 лет)

2.Колюшка Б- Обгонит подводную лодку

3.Скат В- Вымётывает 300 млн. Икринок.

4.Щука Г -Строит гнёзда в период нереста

5.Рыба -меч Д- Вырабатывает электрический ток.

Ответы:(Слайд № 11)

1

2

3

4

5

В

Г

Д

А

Б

      1. Заслушиваем сообщение ученика на тему "Интересные факты из жизни рыб" (2-3 примера)

Зачитать рассказ "Умная колюшка"

Французские учёные предположили,что пресноводная рыба колюшка способна к разумной деятельности. .Причина этого в том, что когда они обнаружили гнездо колюшки, то провели с ней такие эксперименты:

- вокруг гнезда построили пирамиду из камней – рыбка отнесла от гнезда все камни.

- выставили частокол из палочек – она выдернула палочки, подрыв грунт.

- закрыли сеткой из марли – перегрызла нитки сетки

- закрыли сеткой из капрона – рыбка сдвинула сетку с гнезда.

Ваше мнение - что это такое? Причина этих действий. (Это рефлексы).

Всем хорошо известна поговорка "Нем как рыба". Включить записи "разговора"рыб.

Можно много найти народных пословиц, прибауток и поговорок о рыбах:

- "Не велика штучка щучка, да зубок остёр", "На то и щука, чтобы карась не дремал", "Постится щука ,а пескарь не дремлет", "Уснула щука, но зубы не спят"

У нас на Севере у рыбаков есть свои наблюдения над поведением рыбы и они дали им свои разные определения. Знаете ли вы, кому они принадлежат?

Задание №3 (Слайды № 12 -13)

 

Название народного определения

 

Название рыбы

1

Премудрый

А

окунь

2

Северная царевна

Б

плотва

3

Разбойник

В

линь

4

Ленивый

Г

пескарь

5

Живая молния

Д

сёмга

6

Пугливый

Е

хариус

7

Обманщица

Ж

язь


 

Ответы: 1- Г , 2 -Д , 3- А , 4- В, 5- Е , 6-Ж , 7-Б. (Слайд № 14 )

Вспомните о чём мы говорили и сформулируйте свой вывод о задачах ихтиологии. Вывод может быть таким :"Ихтиология изучает особенности жизнедеятельности и поведения рыб"

Каких только названий нет у рыб! Есть рыбы,имеющие названия зверей, птиц,оружия и инструментов, съестных припасов, профессий и воинских званий (назвать несколько интересных примеров).

Викторина.(Слайд № 15 )

1. Какие рыбы могут утонуть?

2. Какие рыбы могут ходить по земле и шагать по дну моря?

3.Какие рыбы носят икру при себе?

4.Как узнать возраст рыбы?

5.На каких рыб охотятся с лопатой?

Ответы на викторину:

1.Лабиринтовые рыбки – макропод,гурами,лялиус (их часто держат в аквариумах).Они не могут дышать только растворённым в воде кислородом. Если лишить их возможности захватывать ртом атмосферный воздух, то они через несколько часов погибают и тонут.

2.Двоякодышащая рыба анабас перебирается по суше из водоёма в другой водоём; илистый прыгун ловит насекомых на суше в мангровых зарослях. По дну шагает черноморский морскойпетух, рыба латимерия.

3.Тиляпия - во рту, морской конёк – в сумке на брюхе.

4.По тёмным годичным кольцам на чешуе рыбы.

5.На двоякодышащих рыб анабаса и протоптеруса, которые зарываются в ил, когда высыхают водоёмы.

Задание №4. Рассмотрите внимательно карточку №4, выполните задания в тетради. Если испытываете затруднения используйте учебник (параграф.24.) Работа с учебником стр. (Слайды № 16 -17)

Каков главный смысл этого задания? Проанализируйте его и попробуйте сформулировать очередной вывод по проблеме основные задачи ихтиологии. Вывод о систематике и видовом многообразии рыб.

Эксперимент природы- не превратится ли морская треска в пресноводную?

Остров Кильдин в Баренцевом море. Озеро Могильное, расположенное на этом острове.(Слайд № 18) Треска живёт" между молотом и наковальней"

А чтобы выявить следующую задачу ихтиологии послушайте стихотворение:

Давно таких не видел зим.

Мороз жестокий... И над плёсом

Тернистые торчат торосы.

Кусают льдинки, словно осы...

Ну, значит ,будет брать налим!

                                                                     Г.Абрамов

Вывод делается о рыбном промысле и рыбных запасах водоёмов.

Много интересного можно узнать из книги Н.Н. Проничевой "Журавлиный край"

о водоёмах нашего района. Одних только рек 96.

Север,Север! Отчий дом!

За тебя мы все в ответе!

Что же завтра здесь найдём?

Что увидят наши дети?

Наш урок подходит к завершению. У вас на партах есть силуэты маленьких рыбок. Возьмите их в руки и напишите своё пожелание по сохранению и рациональному использованию рыбных запасов в общем по стране или конкретно в нашем регионе. А потом мы" заселим" наше озеро "Надежды".

Ученики пишут свои пожелания и прикрепляют их на силуэт нарисованного озера.

4.Рефлексия (подведение итогов занятия) -

Что нового вы узнали на уроке? Что было наиболее интересным?

Подсчитаем, сколько баллов заработал каждый и поставим себе оценку:

28 и более баллов – оценка "5"

25-27 баллов – оценка "4"

20-24 балла – оценка "3" Менее 20 баллов -повторить параграфы ...........

4. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу- 5мин.

а) Проводим защиту выполненного дома плаката или газеты о рыбах.

б) Заслушать выводы у одного обучающегося, а у других -можно взять на проверку и поставить оценки .

5. Домашнее задание – составить кроссворд на тему "Рыбы и их среда обитания" - 1 мин.

Литература:

1.Л.А. Луцкая, А.И.Никишов .-Самостоятельные работы учащихся по зоологии. Пособие для учителей. М., " Просвещение",1977. 111с.с ил.

2.В.Сабунаев. - Занимательная ихтиология. Издательство "Детская литература", 1967. 254с.

3. Н.Н. Проничева. - Журавлиный край.

 

Примечание: Этот урок можно запланировать и провести как внеклассное занятие и включить в него игру "Удачная рыбалка". Для игры готовим силуэты рыбок с загадками и удочки с магнитиками или крючками. Если делать удочки с магнитиками, то на силуэты рыбок приклеиваем магнитную резинку. При отгадывании загадки, обучающийся получает дополнительные баллы.

Презентация к уроку "Ихтиология - наука о рыбах"

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.