12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Петрова О. Ю.270
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
3

Обобщающий урок по теме «Типы речи», подготовка к сочинению «Образ Петра Первого»



Автор работы: Петрова Ольга Юрьевна


Цель урока развития речи: повторить типы речи, подготовить учащихся к точному и выразительному написанию сочинения в соответствии с выбранным типом речи.

Задачи:

— повторить и обобщить сведения о типах русской речи;
— формировать навыки составления сочинения в соответствии с определенным типом речи;
— учить детей понимать замысел скульптора, передавать свои наблюдения, находить яркие и точные слова;
— формировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве;

— развивать наблюдательность, ассоциативное восприятие, внимание, логическое мышление, речь;
— обогащать словарный запас учащихся;
— расширять кругозор учащихся;
— развивать навыки работы с текстом;
— развивать умение связно излагать свои мысли;
— побуждать ребят к активной работе на уроке;

— приобщать ребят к искусству;
— воспитывать интерес и прививать любовь к истории нашего города;
— воспитывать устойчивый интерес к родному языку;
— воспитывать аккуратность, самостоятельность

Примечание к уроку: В конспекте урока ссылки автора на Google документы (рабочие материалы для учеников).

Оснащение урока: компьютеры (на каждого участника образовательного процесса) с выходом в Интернет, проектор, интерактивная доска, перо. 

Ход урока:

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность к уроку. У вас на партах компьютеры (напомнить правила работы). 

- Зайдите на сайт учителя "По лесенке (раздел "Уроки"). Здесь размещён план нашего урока.

2. Подготовительная работа


Здесь будет файл: /data/edu/files/o1454084489.ppt (Презентация к уроку)


Мы живём в удивительном городе Санкт-Петербурге. В городе с уникальной историей, традициями. И, наверное, ничего бы этого не было, если бы в 1703 году Пётр Великий не решил «прорубить окно в Европу». Многие художники, скульпторы, писатели, музыканты создавали произведения, в которых центральной фигурой был именно Пётр Первый.

- Давайте вспомним, а какие же памятники есть в нашем городе, созданные в честь государя. (Ответы учащихся.)

Сегодня мы будем работать с этими (слайд 2) скульптурами Петра.


Здесь будет изображение: /data/edu/files/k1454074146.jpg (1280x1024)


- Как называются эти памятники? И кто их скульпторы? (Э. Фальконе «Медный всадник», Б. Растрелли «Пётр Первый», М. Шемякин «Пётр Первый», Ф. К. Романовский «Царь-плотник»).По-разному скульпторы изображали Петра. То царь на коне, то сидит в кресле, то за работой. Нам будет важно всё: впечатления от работы скульптора, одежда Петра, поза, деятельность, местонахождение памятника.

Мы попробуем разобраться, почему скульпторы по-разному показали  Петра, и подготовимся к написанию сочинения по теме ,,Образ Петра Первого”. Но сочинение будем писать, используя определенные типы речи (заполнение 3 слайда).


Здесь будет изображение: /data/edu/files/o1454074399.JPG (1280x1024)


- Давайте вспомним, что такое типы речи? (Тип речи – это способ изложения, который использует автор, чтобы донести свои мысли.)

- Какие типы речи бывают? (Описание, рассуждение, повествование.)

- Что такое описание? (Описание – это смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, человека.)

- Повествование? (Повествование – это смысловой тип текста, в котором описываются события в определенной последовательности.)

- Рассуждение? (Рассуждение – это смысловой тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то понятие, факт, явление.)

- На какие вопросы отвечают тексты этих типов речи? (Описание – какой? Повествование – что делает? Рассуждение – зачем, почему?)

- Подчеркнём важные слова в определении. Прочитайте свои ответы.

3. Повторение усвоения изученного ранее материала

№1.

Рассмотрите первый памятник Петру Первому, установленный перед  Михайловским замком, скульптор Бартоломео Растрелли.

- Каким вы видите здесь Петра Первого? Запишите слова, словосочетания в рабочий лист Google Docs

- По какому случаю был установлен? (Рассказ ученика.)             

- Прочитаем текст, составленный на основе данной скульптуры в Google Docs

Текст

На постаменте возвышается всадник.

Кто этот всадник – римский цезарь или русский царь? Всматриваешься в лицо и не остаётся сомнений – это Петр I. Высокий крутой лоб, широкий разлёт бровей, немного выпуклые глаза, небольшой сжатый рот и волевой подбородок.

Необыкновенная энергия и сила воли отражены в чертах несколько полного и округлого, но мужественного лица, обрамлённого пышными волосами.


- Определите, на какой вопрос отвечает этот текст? (Какой?)

- Что здесь рассматривается? (Описывается внешность Петра Первого.) 

- Как построен этот текст? (Сначала дается общий признак, затем детали). Отметьте эти признаки в тексте.

- Значит, тип этого текста… (описание).


№2.

Рассмотрите следующий памятник.  «Медный всадник»  Э. Фальконе.

- Каким вы видите здесь Петра Первого? Запишите слова, словосочетания в рабочий лист Google Docs.

- По какому случаю был установлен? (Рассказ ученика.)

Прочитаем текст, составленный на основе данной скульптуры в Google Docs.

Текст

Петр I никогда ничего не боялся. Сел  верхом на коня, крепко взял в левую руку поводья, вздыбил горячего скакуна и стремительно взлетел на гранитную скалу.

Вскоре могучий конь, подчинился силе и воле всадника, остановился над обрывом, встал на задние ноги.

На скалу вползла ядовитая змея. Её укус может быть очень опасен и даже смертелен. Но сильный конь придавливает копытом задней ноги гадюку. И больше ничто не угрожает царю!


- Определите, на какой вопрос отвечает этот текст? (Что делает?)

- Что здесь рассматривается? (Действия.)

- Как построен этот текст? Укажите композиционную схему (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Отметьте все перечисленные признаки в тексте.

- Значит, тип этого текста… (повествование).


№3.

Памятник «Пётр Первый»  скульптора Михаила Шемякина находится в Петропавловской крепости. 

- Каким вам кажется Петр? Запишите слова, словосочетания в документ.

- По какому случаю был установлен? (Рассказ ученика.)

Прочитаем текст, составленный на основе данной скульптуры.

Текст

При виде Петра, совсем непохожего на прежних благочестивых московских государей, народ невольно задавал себе вопрос: да подлинный ли это царь? Может, самозванец?

Пётр являлся перед народом простым человеком, совсем земным царём. Странный царь! У него такой непривычный облик, такие небывалые  манеры. 

Пётр Первый – необычный царь. Он работал, как матрос, одевался и курил, как немец, пил водку, как солдат, ругался и дрался, как гвардейский офицер.

 

- Определите, на какой вопрос отвечает этот текст. (Почему?)

- Что здесь рассматривается? (Рассматривается предположение.)

- По какой схеме составлен текст? (тезис, аргументы, вывод). Отметьте  названные признаки.

- Значит, тип этого текста… (рассуждение).

 

* На текстах идёт отработка орфограмм, пунктограмм, отрабатывается лексическое значение слов.


— По какому же памятнику вы будете писать сочинение? (слайд 2.)

(Памятник Ф. К. Романовского "Царь-плотник").

4. Виртуальная экскурсия

Итак, мы отправляемся с вами на виртуальную экскурсию к памятнику
Ф. К. Романовского «Царь-плотник». (Выход в Интернет на сайт "Мир вокруг" в раздел "Сферичесие панорамы Санкт-Петербурга" - демонстрация с помощью интерактивной доски). 
— А зачем перед написанием сочинения мы идём на экскурсию?
У нас в классе есть экскурсовод (учащийся), он поможет нам лучше понять работу Ф. К. Романовского.

 

Рассказ ученика по сферической панораме (трехмерное изображение, слайд 11).

Мы находимся недалеко от площади Декабристов на Адмиралтейской набережной.


                                                …По оживленным берегам

                                               Громады стройные теснятся

                                               Дворцов и башен; корабли

                                               Толпой со всех концов земли

                                               К богатым пристаням стремятся;

                                               В гранит оделася Нева;

                                               Мосты повисли над водами;

                                               Темно-зелеными садами

                                               Ее покрылись острова…                                                                    

Изумительная панорама открывается перед нами! Широкая Нева. Архитектурные строения: Зоологический музей, Кунсткамера, здание Академии наук. И чистое голубое петербургское небо. 

Мы подходим к памятнику, установленному по случаю 300-летия создания Российского флота и в память Великого Петра I.

На невысоком плоском постаменте – скульптурное изображение Петра I. Скульптор запечатлел государя во время работы. Молодой царь обучается корабельному делу. Фигура развёрнута в сторону Невы. И это неслучайно… Ведь именно здесь, на подверженных затоплению землях, Пётр заложил крепость и город. Пётр Великий знал, что река Нева – это возможности для строительства портовых сооружений и корабельный верфей, для превращения Петербурга в сильную приморскую крепость.

5. Закрепление

Проверим, внимательно ли вы слушали экскурсовода.
Игра «Кто самый внимательный» в Google Формы (слайд 12). Ответы

6. Домашнее задание

Написать сочинение по теме ,,Образ Петра Первого” на основе скульптуры Ф. К. Романовского «Царь-плотник», используя определённый тип речи.

7. Подведение итогов урока

— Если вы выбрали тип речи описание, что следует писать в сочинении? (какой памятник, признаки).
— Если тип речи повествование, что тогда описывать? (действия Петра, что делает).
— А если рассуждение? (размышлять: почему Петр Первый изображён таким образом).


*Проверка домашнего задания учителем здесь


Список источников

1. Город на Неве: Краеведческое пособие для школьников.

2. Русский язык: Справочные материалы / М.Т. Баранов, М. Просвещение, 1999.

3. Сайт "Мир панорам". Сферические панорамы Санкт-Петербурга.

4. Фотографии с разных сайтов Интернета.


Опубликовано


Комментарии (1)

Федорова Людмила Ивановна, 22.02.16 в 12:10 0Ответить Пожаловаться
Ваша разработка мне очень понравилась, это действительно хороший образец урока с современными технологиями.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.