Обобщающий урок по теме «Типы речи», подготовка к сочинению «Образ Петра Первого»
Пояснительная записка к презентации
Автор работы: Петрова Ольга Юрьевна
Цель урока развития речи: повторить типы речи, подготовить учащихся к точному и выразительному написанию сочинения в соответствии с выбранным типом речи.
Задачи:
— повторить и обобщить сведения о типах русской речи;
— формировать навыки составления сочинения в соответствии с определенным типом речи;
— учить детей понимать замысел скульптора, передавать свои наблюдения, находить яркие и точные слова;
— формировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве;
— развивать наблюдательность, ассоциативное восприятие, внимание, логическое мышление, речь;
— обогащать словарный запас учащихся;
— расширять кругозор учащихся;
— развивать навыки работы с текстом;
— развивать умение связно излагать свои мысли;
— побуждать ребят к активной работе на уроке;
— приобщать ребят к искусству;
— воспитывать интерес и прививать любовь к истории нашего города;
— воспитывать устойчивый интерес к родному языку;
— воспитывать аккуратность, самостоятельность
Примечание к уроку: В конспекте урока ссылки автора на Google документы (рабочие материалы для учеников).
Оснащение урока: компьютеры (на каждого участника образовательного процесса) с выходом в Интернет, проектор, интерактивная доска, перо.
Ход урока:
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность к уроку. У вас на партах компьютеры (напомнить правила работы).
- Зайдите на сайт учителя "По лесенке (раздел "Уроки"). Здесь размещён план нашего урока.
2. Подготовительная работа
Здесь будет файл: /data/edu/files/o1454084489.ppt (Презентация к уроку)
Мы живём в удивительном городе Санкт-Петербурге. В городе с уникальной историей, традициями. И, наверное, ничего бы этого не было, если бы в 1703 году Пётр Великий не решил «прорубить окно в Европу». Многие художники, скульпторы, писатели, музыканты создавали произведения, в которых центральной фигурой был именно Пётр Первый.
- Давайте вспомним, а какие же памятники есть в нашем городе, созданные в честь государя. (Ответы учащихся.)
Сегодня мы будем работать с этими (слайд 2) скульптурами Петра.
Здесь будет изображение: /data/edu/files/k1454074146.jpg (1280x1024)
- Как называются эти памятники? И кто их скульпторы? (Э. Фальконе «Медный всадник», Б. Растрелли «Пётр Первый», М. Шемякин «Пётр Первый», Ф. К. Романовский «Царь-плотник»).По-разному скульпторы изображали Петра. То царь на коне, то сидит в кресле, то за работой. Нам будет важно всё: впечатления от работы скульптора, одежда Петра, поза, деятельность, местонахождение памятника.
Мы попробуем разобраться, почему скульпторы по-разному показали Петра, и подготовимся к написанию сочинения по теме ,,Образ Петра Первого”. Но сочинение будем писать, используя определенные типы речи (заполнение 3 слайда).
Здесь будет изображение: /data/edu/files/o1454074399.JPG (1280x1024)
- Давайте вспомним, что такое типы речи? (Тип речи – это способ изложения, который использует автор, чтобы донести свои мысли.)
- Какие типы речи бывают? (Описание, рассуждение, повествование.)
- Что такое описание? (Описание – это смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, человека.)
- Повествование? (Повествование – это смысловой тип текста, в котором описываются события в определенной последовательности.)
- Рассуждение? (Рассуждение – это смысловой тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то понятие, факт, явление.)
- На какие вопросы отвечают тексты этих типов речи? (Описание – какой? Повествование – что делает? Рассуждение – зачем, почему?)
- Подчеркнём важные слова в определении. Прочитайте свои ответы.
3. Повторение усвоения изученного ранее материала
№1.
Рассмотрите первый памятник Петру Первому, установленный перед Михайловским замком, скульптор Бартоломео Растрелли.
- Каким вы видите здесь Петра Первого? Запишите слова, словосочетания в рабочий лист Google Docs.
- По какому случаю был установлен? (Рассказ ученика.)
- Прочитаем текст, составленный на основе данной скульптуры в Google Docs.Текст
На постаменте возвышается всадник.
Кто этот всадник – римский цезарь или русский царь? Всматриваешься в лицо и не остаётся сомнений – это Петр I. Высокий крутой лоб, широкий разлёт бровей, немного выпуклые глаза, небольшой сжатый рот и волевой подбородок.
Необыкновенная энергия и сила воли отражены в чертах несколько полного и округлого, но мужественного лица, обрамлённого пышными волосами.
- Определите, на какой вопрос отвечает этот текст? (Какой?)
- Что здесь рассматривается? (Описывается внешность Петра Первого.)
- Как построен этот текст? (Сначала дается общий признак, затем детали). Отметьте эти признаки в тексте.
- Значит, тип этого текста… (описание).
Рассмотрите следующий памятник. «Медный всадник» Э. Фальконе.
- Каким вы видите здесь Петра Первого? Запишите слова, словосочетания в рабочий лист Google Docs.
- По какому случаю был установлен? (Рассказ ученика.)
Прочитаем текст, составленный на основе данной скульптуры в Google Docs.
Текст
Петр I никогда ничего не боялся. Сел верхом на коня, крепко взял в левую руку поводья, вздыбил горячего скакуна и стремительно взлетел на гранитную скалу.
Вскоре могучий конь, подчинился силе и воле всадника, остановился над обрывом, встал на задние ноги.
На скалу вползла ядовитая змея. Её укус может быть очень опасен и даже смертелен. Но сильный конь придавливает копытом задней ноги гадюку. И больше ничто не угрожает царю!
- Определите, на какой вопрос отвечает этот текст? (Что делает?)
- Что здесь рассматривается? (Действия.)
- Как построен этот текст? Укажите композиционную схему (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Отметьте все перечисленные признаки в тексте.
- Значит, тип этого текста… (повествование).
№3.
Памятник «Пётр Первый» скульптора Михаила Шемякина находится в Петропавловской крепости.
- Каким вам кажется Петр? Запишите слова, словосочетания в документ.
- По какому случаю был установлен? (Рассказ ученика.)
Прочитаем текст, составленный на основе данной скульптуры.
Текст
При виде Петра, совсем непохожего на прежних благочестивых московских государей, народ невольно задавал себе вопрос: да подлинный ли это царь? Может, самозванец?
Пётр являлся перед народом простым человеком, совсем земным царём. Странный царь! У него такой непривычный облик, такие небывалые манеры.
Пётр Первый – необычный царь. Он работал, как матрос, одевался и курил, как немец, пил водку, как солдат, ругался и дрался, как гвардейский офицер.
- Определите, на какой вопрос отвечает этот текст. (Почему?)
- Что здесь рассматривается? (Рассматривается предположение.)
- По какой схеме составлен текст? (тезис, аргументы, вывод). Отметьте названные признаки.
- Значит, тип этого текста… (рассуждение).
* На текстах идёт отработка орфограмм, пунктограмм, отрабатывается лексическое значение слов.
— По какому же памятнику вы будете писать сочинение? (слайд 2.)
(Памятник Ф. К. Романовского "Царь-плотник").
4. Виртуальная экскурсия
Итак, мы отправляемся с вами на виртуальную экскурсию к памятнику
Ф. К. Романовского «Царь-плотник». (Выход в Интернет на сайт "Мир вокруг" в раздел "Сферичесие панорамы Санкт-Петербурга" - демонстрация с помощью интерактивной доски).
— А зачем перед написанием сочинения мы идём на экскурсию?
У нас в классе есть экскурсовод (учащийся), он поможет нам лучше понять работу Ф. К. Романовского.
Мы находимся недалеко от площади Декабристов на Адмиралтейской набережной.
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова…Изумительная панорама открывается перед нами! Широкая Нева. Архитектурные строения: Зоологический музей, Кунсткамера, здание Академии наук. И чистое голубое петербургское небо.
Мы подходим к памятнику, установленному по случаю 300-летия создания Российского флота и в память Великого Петра I.
На невысоком плоском постаменте – скульптурное изображение Петра I. Скульптор запечатлел государя во время работы. Молодой царь обучается корабельному делу. Фигура развёрнута в сторону Невы. И это неслучайно… Ведь именно здесь, на подверженных затоплению землях, Пётр заложил крепость и город. Пётр Великий знал, что река Нева – это возможности для строительства портовых сооружений и корабельный верфей, для превращения Петербурга в сильную приморскую крепость.
5. Закрепление
Проверим, внимательно ли вы слушали экскурсовода.
Игра «Кто самый внимательный» в Google Формы (слайд 12). Ответы
6. Домашнее задание
Написать сочинение по теме ,,Образ Петра Первого” на основе скульптуры Ф. К. Романовского «Царь-плотник», используя определённый тип речи.
7. Подведение итогов урока
— Если вы выбрали тип речи описание, что следует писать в сочинении? (какой памятник, признаки).
— Если тип речи повествование, что тогда описывать? (действия Петра, что делает).
— А если рассуждение? (размышлять: почему Петр Первый изображён таким образом).
*Проверка домашнего задания учителем здесь
Список источников
1. Город на Неве: Краеведческое пособие для школьников.
2. Русский язык: Справочные материалы / М.Т. Баранов, М. Просвещение, 1999.
3. Сайт "Мир панорам". Сферические панорамы Санкт-Петербурга.
4. Фотографии с разных сайтов Интернета.
Федорова Людмила Ивановна