Урок развития речи в 6 классе «Подготовка к сочинению-описанию по картинам известных художников»
Пояснительная записка к презентации
УРОК развития речи в 6 классе.
(русский язык, литература, ИЗО, музыка)
Подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №4 г. Чапаевска Блинова Т.А.
Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию по картинам известных художников.
Цели:
1. Развивать умения собирать и систематизировать лексический материал.
2. Развивать письменную речь.
3. Формировать эстетический вкус учащихся.
Задачи урока:
обучающие:
– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;
– систематизировать собранный материал;
– учить определять основную мысль сочинения;
воспитывающие:
– воспитывать умение работать в группах.
развивающие:
– развивать чувство прекрасного;
_ развивать умение строить монологическую речь.
Оформление урока:
Репродукции картин художников-пейзажистов: К. Юона, И.Шишкина, С.Жуковского, В.Бакшаева.
Выставка рисунков и творческих работ учащихся.
Записи «Времён года» П. И. Чайковского.
Распечатки стихов М. Пляцковского, С Есенина, А. Плещеева.
Электронная презентация.
ХОД УРОКА:
1.Оргмомент.
2. Вступительное слово.
Сегодня у нас урок развития речи, подготовительный этап к сочинению-описанию природы. (слайд№1)
На протяжении многих веков талантливые художники, композиторы, поэты выражали восхищение природой в своих произведениях. Рассматривая картины, слушая стихи, музыкальные произведения, люди проникаются настроением автора, прикасаются к прекрасному. Сегодня мы, готовясь к сочинению - описанию, услышим и увидим замечательные произведения поэзии, музыки и живописи: репродукции картин известных русских и зарубежных художников : ( на доске выписаны имена художников: К.Юон, И.Шишкина, С.Жуковского, В.Бакшаева). А также вы прослушаете отрывок из произведения композитора П.И.Чайковского «Времена года» (фамилия композитора П.И.Чайковского записана на доске)и стихи поэтов С.Есенина, М. Пляцковского, А.Плещеева.
Наша главная задача состоит в том, чтобы передать свои впечатления от того, что создано художником, найти своё понимание проблемы. Ваши работы будут итогом услышанного и увиденного на уроке.
3.Работа по вопросам.
Вопросы классу:
1) Как строится описание?
2) Каковы задачи художественного описания?
Своеобразие описания по картине заключается в том, что необходимо понять замысел художника, уяснить, как художнику удалось воплотить этот замысел ( своеобразие композиции картины, краски, освещение), и передать своё отношение к пейзажу на картине, те чувства, мысли, желания, которые этот пейзаж вызывает у вас.
3) Чтобы ваше описание было красочным, выразительным, точным, какие художественные средства надо использовать? (сравнения, метафоры, слова в переносном значении)
4) А какая часть речи помогает нам точно и ярко описать признаки предметов? (имя прилагательное)
Мы продолжаем работу над описанием. Будем строить эту работу на материале пейзажа – по картине.
4. Аналитическая деятельность учащихся. (СЛАЙД №2, №3, №4,№5)
— Ребята, давайте внимательно рассмотрим картины художников Ивана Шишкина, Станислава Жуковского, Василия Бакшаева, Константина Юона.
1) Какое впечатление производят картины? Что вы чувствуете? Радость или грусть? Какие чувства, желания рождают пейзажи?
2) Каков, по- вашему, замысел картин? О чём эти картины? Почему они названы «Ранняя весна», «Весна в Троицкой лавре», «Пробуждение природы», «Берёзовая роща весной»?
3) Как рисунок переднего плана раскрывает основную мысль художника? Какова роль освещения на переднем плане? Что, по-вашему, больше всего нравиться художнику на переднем плане?
4) А как выглядит снег на переднем плане картины ? Каким изобразил художник небо?
5) Какую роль в воплощении замысла художника играет задний план картины? Какие краски преобладают на заднем плане?
ВЫВОД. Эти картины о том своеобразном настроении, какое испытывает человек в конце зимы: все истомилось и ждёт тепла и света. Небо нежное, все светится, переливается нежно- розовым, голубоватым. Оно высокое, в воздухе много света. Снег впитал в себя краски неба. Он отсвечивает нежными, перламутровыми оттенками розового, зеленого. Радость, торжественное предчувствие нового, желание подставить свое лицо теплым весенним лучам. Ветки берез тянутся к небу, к теплым лучам солнышка подставляют свои ветки. Сероватые оттенки, еще холодно, но с неба льются теплые желтые тона. Картины полны воздуха, солнца, движения. (слайд№6)
Запишите в таблицы ключевые слова. Заполните соответствующую графу «Живопись». (работа в группах)
Задание. Прочитайте стихотворения русских поэтов о весне (выходят чтецы).
Михаил Пляцковский
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе - солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей - весеннее!
Алексей Плещеев
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала...
Сергей Есенин « ЧЕРЁМУХА»
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черёмуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
1) О чём стихотворения? Какое время года рисуют поэты?
2) Чем восхищаются поэты?
3) Какой лексический ряд, то есть слова-образы, для этого используют?
4) Какие средства выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения) использует автор?
5) Что роднит стихотворения?
Вывод: Поэты восхищаются весной. Свои стихи они наполняют звуками, запахами, образами. Они выражают свои чувства при помощи эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений.
Богатством красок и звуков весна привлекла не только замечательных художников и поэтов, но и великого русского композитора П.И. Чайковского, который в 1876 г написал «Времена года» - альбом, состоящий из 12 музыкальных пьес, одну из которых вы сейчас услышите. Это «Март. Песнь жаворонка». Пьеса поможет вам более полно, образно представить весну.
Музыкальный фрагмент к уроку
После небольшой паузы класс отвечает на вопросы:
1) Что представляете вы, когда слышите эту музыку?
2) Как звучит мелодия в музыке П.И. Чайковского?
3) Понравилась ли вам эта музыка и чем?
4) Что общего между увиденными картинами и музыкальной пьесой П.И. Чайковского?
Вывод: В музыкальной пьесе мы услышали звон капели, журчание ручейка, трели жаворонка. П.И. Чайковский передал в звуках то же, что художники красками, - пробуждение природы, наступление весны.
5. Речевая подготовка
- Наша речь должна быть не только богатой по содержанию, но правильной по форме, образной. Очень важно избегать неоправданных повторов слов.
Задание №1 Подобрать синонимы к словам ( слайд№7 )
Художник - живописец, мастер кисти, пейзажист.
Картина – полотно, репродукция.
(Картина) чудесная – замечательная, прекрасная.
Создает – пишет (но не описывает и не рисует)
Блестит – искрится, сверкает, сияет
(Небо) голубое – лазоревое, светло-синее.
(Березки) стройные – статные
(Настроение) праздничное – бодрое, жизнерадостное.
Орфографическая подготовка
Обратить внимание детей на написание слов, обозначающих местоположение. (слайд № 8)
здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали.
6. Собираем материалы к сочинению. Словарная работа (в группах) «Ключевые слова» Используются распечатки таблиц. ( слайд №9 )
Воспользуйтесь репродукциями картин, распечатками стихов, выберите из текстов подходящие слова, словосочетания, образные выражения, описывающие приход весны.
1.Вступление. Название картины, автор |
Первый месяц весны |
2.Снег в марте |
Плотный, серый, грязный. Потемнел, осел, подтаял |
3. Небо, солнце, воздух |
Голубое, ясное, высокое. Теплый, прозрачный |
4. Деревья |
Ветки берез тянутся к небу, к теплым лучам солнышка .Почки набухли. |
5. Настроение, вызванное картиной |
Радостное чувство |
7.Составление плана сочинения
1) С чего бы вы начали сочинение по картине? («С того, что художники изобразил красивую пору – весну»)
2) Что бы вы написали после вступления? («Я стал бы подробно описывать деревья, реку, небо»)
3) Каково было бы последнее предложение? («Я обязательно написал бы о том, какая весна красивая пора года, как художники хорошо её изобразили. Эта картина мне очень понравилась»)
Примерный вариант плана: ( слайд № 10)
Вступление. Название картины, автор.
Небо ,солнце, воздух.
Деревья.
Настроение, вызванное картиной.
8.Составление синквейна (работа в группах) (слайд №11)
Весна
Долгожданная и яркая
Приходит, живёт и радует.
Природа просыпается,
Ожидание.
Исходя из оставшегося времени на уроке и готовности работ, зачитываются
9. Домашнее задание: подобрать заголовок и написать черновик сочинения.