12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чеглакова Людмила Васильевна79

Образовательная викторина

по теме «Родной край: известный и неизвестный»

Форма: познавательная игра «Счастливый случай»

Цели:

создать условие для развития познавательной активности учащихся к изучению истории, культуры, природы родного края, расширение кругозора; воспитание любви и уважения к своей малой к родине.

Задачи:

Создать условия для развития ключевых компетенций через формирование у учащихся представлений о славном прошлом и настоящем Алтайского края, Новоалтайска, Белоярска; умения наблюдать, анализировать, обобщать.

Создать условие для развития поликультурной компетенции через воспитание любви и бережного отношения к традициям, природе родного края, села; через формирование у обучающихся гражданской позиции, патриотизма, навыков исследовательской деятельности.

Создать условия для формирования коммуникативной компетенции через умения с достоинством выходить из трудной ситуации, работать в команде, способность принимать решения.

Создать условия для формирования компетенции личностного саморазвития через умение самостоятельно рассуждать.

Достигаемые результаты:

Учащиеся получат возможность научиться описывать достопримечательности родного края, города, в котором живем; находить на карте Алтайский край, Барнаул– столицу края, используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

чувство любви к родному краю, выражающееся в интересе к его природе, культуре и желании участвовать в его делах и событиях;

осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;

способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач.

Ход мероприятия

«Любовь к родному краю,

знание его истории - основа,

на которой только и может осуществиться

рост духовной культуры всего общества»

Д. С. Лихачев.

Ведущий Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встаёт:

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка – скромница

И ромашковый бугор…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Ребята! Мы живём на Алтае и, конечно, любим свой край. Да и как можно не любить тот уголок земли, где родился и живёшь! Где бы ни жил человек, куда бы ни забросила его судьба, в его сердце навсегда остаётся родной уголок.

В этом году Алтайскому краю исполняется 84 года! Для края и для человека это целая жизнь. В них уместились и радости, и горести, и трагедия всего народа, какой была Великая Отечественная война. Но, не смотря на всё это, край в настоящее время живёт и развивается.

Алтай является кладовой России. В нём есть всё: богатый и разнообразный растительный и животный мир, плодородная земля, полезные ископаемые и прекрасные люди. В настоящее время Алтай играет первостепенную роль в снабжении России отечественным продовольствием. Развитие сельского хозяйства является актуальной задачей всего населения края. Алтай уникален и богат. Нам, живущим в нём, необходимо не только поддерживать и сохранять всё то, чем щедро наградила его природа и что завещали нам наши предки, но и развивать край своим трудом.

Алтай – край литературный. С алтайской землёй связано много писательских имён и конечно таких известных, как В. Шукшин, Л.Мерзликин, В. Золотухин, и других.

Ирина Сереброва

Алтай — это звёздное небо над степью,

Украшенной гладью озёр;

Алтай — облака, уходящие цепью

По склонам синеющих гор;

Бурливые реки и песнь водопада,

Живительный воздух лесов,

Полуденный зной и ночная прохлада,

Цветы как из радужных снов...

Алтай! Будет сложено множество песен

О дивной твоей красоте!

Ты так многолик и настолько чудесен,

Как сказка о светлой мечте!

Именно нашему родному Алтайскому краю, городу Новоалтайску и Белоярску посвящается эта игра. Работу команд будет оценивать, строгое, но справедливое жюри.

Правила нашей игры:

Вы заранее распределились на две команды, выбрали название.

Игра состоит из 5 геймов.

1 гейм «Обгонялки» (слайд), который посвящён местоположению нашего города на карте страны. Для каждой команды ведущий зачитываетвопросы, на которые надо быстро, не задумываясь ответить и записать на листочке, которые затем сдать жюри. За каждый правильный ответ – балл.

 1. Столица России? ( Москва)

2. Столица нашего края. (Барнаул)

3. Одна из крупнейших рек России, которая берёт начало на Алтае? ( Обь)

4. От слияния каких двух больших рек образовалась река Обь? ( Бия и Катунь)

5. Назовите озеро, расположенное на территории Белоярского мкр. (нет)

6. Какие реки протекают по территории нашего района. ( Малая и Большая Черемшанка)

7. Одно из знаменитых алтайских озёр с горько – солёной водой. (Большеое Яровое)

8. Перечислите крупные города Алтайского края. (за каждый правильный ответ – балл)

9. У нас много соседей. С каким государством граничит Алтайский край? (Казахстан)

10. Что символизирует венок из золотых колосьев на гербе Алтайского края? (основное занятие жителей Алтайского края – сельское хозяйство, из каждых 10 булок хлеба, испечённых в России, одна из алтайской муки) 

Пока жюри подводит итоги 1 гейма, на следующем слайде появляются ответы на вопросы с иллюстрациями.

2 гейм «Заморочки из бочки» (слайд), который посвящён истории Белоярска, Новоалтайска и Алтайского края.

На экране вы видите 10 бочонков, каждая команда по очереди выбирает одну бочку, открыв которую можно прочитать вопрос. Время для размышления 30с. За правильный ответ – 1балл, но если команда не отвечает или даёт неправильный ответ, то право ответа переходит другой команде.

Два бочонка – «счастливый случай», т. е. на вопросы этих бочонков отвечают зрители, а балл присуждается команде, за которую они болеют.

Задания для бочонков:

1. В каком году основан Белоярск и сколько лет ему исполнилось в этом году?(1717, 2021 году исполнилось 304 года, выполнял роль Белоярской крепости)

2. Вы учитесь в школе № 12. Много учеников покинули её стены за время существования школы, есть среди них и герои, знаменитые люди, которых в школе знают и помнят. Имя одного из них вы можете увидеть на мемориальной доске школы, что это за герой? (Яков Васильевич Перфишин)

Ефрейтор Перфишин Яков Васильевич, рядовой 6 заставы 54 погранотряда. В бою под Шурфовой, лично уничтожил 8 японских солдат и прислугу вражеского пулемета. Выдвинулся вперед, занял переправу через реку Ган и удерживал ее лично в течение 3 часов, не давая возможности японцам переправиться на другой берег. Несмотря на тяжелое ранение в грудь и голову, продолжал вести огонь до последнего дыхания.

3. В центре Белоярска, почти в самом начале улицы Советов, стоит красивый, строгий памятник: здесь в сентябре 1920 года был похоронен организатор белоярской коммуны «Ясная поляна», который был зверски убит кулаками. Кто он? (П.У. Драничников)

Вам выпал счастливый случай, значит на вопрос отвечают ваши зрители.

       4. Известный писатель, кинорежиссёр, актёр, сыгравший в таких фильмах, как «Печки – лавочки», «Калина красная», - родина которого- Алтайский край, село Сростки. (Шукшин В.М.)

5. Какие улицы Белоярска названы в честь знаменитого человека. Назовите не менее 3 улиц. (Драничникова, Мерзликина, Перфишина)

6. Один из самых известных и даровитых поэтов России, получивший звание «Король поэтов Алтая», наш односельчанин, именем которого названа одна из улиц Белоярска, на которой он родился и жил. (Мерзликин Л.С.)

7. Наш земляк – второй космонавт планеты Земля, который является самым молодым из всех космонавтов, побывавших в космосе. На его родине, в селе Полковниково, в настоящее время открыт музей космонавтики. (Титов Г.С.)

8. Вам выпал счастливый случай, значит на вопрос отвечают ваши зрители.

В Белоярске жил и работал, дарил свой талант и способности людям бывший военный корреспондент, настоящий художник, поэт и фотограф, чья доброта, сила и разум были направлены в русло воспитания людей, особенно молодёжи. Кто это? (В.П. Гречухин)

На слайде демонстрируются иллюстрации картин В. П. Гречухина, которые выставлены в картинной галерее МБОУ СОШ №12 г. Новоалтайска.

9. Откуда взялось название «Алтай», что оно означает?

(Есть несколько вариантов перевода с тюркского и монгольского языков. Самым вероятным учёные считают «Золотоносные горы» или «Золотые горы». Наш край можно назвать золотоносным. Сведения о наличии здесь полезных ископаемых были получены ещё в 17 веке первооткрывателями рудных месторождений- Степаном Костылёвым и Фёдором Комаром. О сибирских рудах узнал Акинфий Демидов, который построил первый завод на Алтае. Добывали на Алтае медь, серебро, золото.)

10. Что это за здание? (появляется фото старого здания вокзала на станции Алтайская)

Жюри подводит итоги 2 гейма.

3 гейм «Тёмная лошадка» (слайд 15,16,17), который посвящён легендам Алтайского края.

В роли «тёмной лошадки» выступает учитель или библиотекарь, которые заранее записали видео вопрос. Участникам необходимо прослушать легенду, затем ответить, чему она посвящена.

После ответа на слайде появляется иллюстрации Телецкого озера, Катуни, Бии, Оби, вазы.

1легенда о Телецком озере:(для одной команды)

Давно это было. Выдался очень неурожайный год. Люди бродили в поисках пищи по всему миру. Одному пастуху повезло: он нашёл кусок золота величиной с лошадиную голову. Пошёл он по сёлам, чтобы выменять золото на что – нибудь съестное, но бедные люди ничего не могли предложить в обмен на такое богатство. Видя, что и золото бессильно помочь, пастух поднялся на самую высокую гору над озером, бросил в него золотой слиток и в отчаянии бросился сам. С тех пор озеро называется «золотым», Алтын - Кёль, жемчужина Алтая, которое необычно ещё тем, что в него впадает 71 река, а вытекает всего одна – Бия. Нам известно другое название этого озера. Какое?

2 легенда об образовании реки Обь:(для второй команды)

В стародавние времена, жил на земле богатый и могущественный хан Алтай. Велико было его могущество. Но самым главным богатством считал Алтай свою красавицу-дочь Катунь. Норов у Катуни был гордый и независимый: то радостно резвилась она в степи, прыгая с камня на камень, как ребенок; то задумчиво печалилась и молчала. Юная красота ее пленяла многих богатырей, но никому из них не подарила Катунь своего ласкового взгляда. Как-то, путешествуя по степи, она встретила юношу, по имени Бий. Так прекрасен и статен был юноша, так ловко держался в седле, что гордая Катунь сразу влюбилась в него. Бию тоже приглянулась степная красавица. Он не был богат, но был не по годам умен и мудр. С тех пор они часто вместе скакали по степи, вдыхая душистые запахи трав и цветов. Устав скакать, сидели вместе, рука об руку, недалеко от юрты Бия и смотрелись в зеркальные воды большого озера.

Настала пора Алтаю выдавать замуж свою дочь. Собрал он самых богатых и сильных богатырей со всех концов света. Красавица-Катунь встала на холм, а мимо потянулась бесконечная вереница женихов. Хан спросил у дочери, кто из женихов приглянулся ей больше других. И тогда сказала ему Катунь, что забыл он пригласить батыра по имени Бий. Сильно разгневался Алтай, услышав ненавистное имя, и объявил всем, что на рассвете, едва солнце позолотит землю и небо с Востока, он сам назовет имя избранника для своей дочери.

Но, не могло смириться сердце Катуни с таким решением хана. Ночью, когда уснул Алтай, уснули женихи, уснула стража, она тайно оседлала своего скакуна и помчалась к Бию. Наутро, обнаружив отсутствие дочери, взял Алтай волшебное зеркало, которое показывало все, что происходило на свете, и увидел в нем свою дочь, скачущую по степи навстречу ненавистному батыру. И тогда поднял хан богатырей и сказал им: «Тот, кто первым из вас догонит Катунь и вернёт её в юрту отца, тот станет ей мужем!». Лавиной покатился над степью конский топот, будто небывалый табун сорвался с места. Это богатыри бросились вдогонку за дочерью хана.

Снова хан глянул в свое волшебное зеркало и понял, что не догнать богатырям его дочери. И проклял он тогда все на свете. От этого проклятия все вокруг стало превращаться в камень: окаменела юрта хана, окаменели шеренги скачущих богатырей, превратившись в Алтайские горы. И только Бия и Катуни не коснулось проклятие хана, потому что любили они друг друга и стремились соединиться. И соединились они двумя мощными бурлящими потоками, и продолжили свой путь вместе, образовав могучую сибирскую реку. Какую?

3 рассказ о «Царице ваз»:(для обеих команд, кто вперёд даст ответ)

Мировую славу заслужили себе алтайские самоцветы очень давно, как внашей стране, так и в других странах мира. Но есть ваза, созданная колыванскими мастерами из зеленоволнистой яшмы, в 1843году, которая до сих пор вызывает восхищение у туристов всех стран , посетивших Эрмитаж.

Своё имя эта чаша получила, безспорно, не зря. Высота вазы с пьедесталом — 2,57 м, большой диаметр составляет 5,04 м, а малый — 3,22 м. Это самая большая ваза в мире. На воплощение в действительность вазы по чертежам ушло 12 лет (с 1831 – 1843 гг.). Для грандиозной вазы понадобился самый большой кусок камня. И такая глыба нашлась на Ревневской каменоломне в Змеиногорском районе Алтайского края, длина глыбы составила более 5 метров. Каменную глыбу доставляли до фабрики с помощью 567 человек, а 42 рабочих трудились над обработкой камня!

Она очень большая, поэтому её и назвали величественным именем. Каким?

Жюри подводит итоги 2 гейма.

4 гейм «Ты мне – я тебе»

В этом гейме каждая команда по очереди задаёт по 3 вопроса о Белоярске, об Алтайском крае, которые онаподготовила до игры.

Жюри подводит итоги 2 гейма.

5 гейм «Гонка за лидером», который посвящён природе Алтайского края.

Жюри объявило предварительные результаты, команда которая набрала меньше баллов не должна расстраиваться, потому что в этом гейме вы можете догнать и обогнать своих противников. Ведущий задаёт вопрос, кто знает ответ, быстро поднимает сигнальную карточку и отвечает. Если ответ дан неправильно, то право ответа переходит следующей команде.

Вопросы читает ведущий, после ответа на сайде появляются иллюстрации тех, объектов природы, которые были загаданы.

1. Если посмотреть на карту нашего края, то сразу заметишь узкие зелёные полосы, которые тянутся через весь край. Как называются такие леса? ( Ленточный бор)

В Алтайском крае находятся пять лесных массивов. Все они протянулись вдоль рек и отличаются шириной (от 5 до 40 километров). Самый большой массив — лента Барнаульского бора, расположенная вдоль реки Обь. Её протяжённость составляет более 400 километров. Самое удивительное заключается в том, что сосновые ленточные боры не имеют аналогов, поэтому кроме как здесь вы нигде больше не увидите подобной красоты и величия.

2. С этим стройным деревцем часто сравнивают стройных девушек. А ещё на коре этого дерева в старину писали, используя её вместо бумаги. Что это за дерево? (Берёза)

3. Какой цветок называют цветком солнца? Это крупный цветок, из семян которого получают полезное масло. (Подсолнечник)

4. Невысокая, краснощёкая, жила на поле, спала в подполье, а в дом попала - кормить нас стала.(Свёкла, Алтайский край – единственный регион в Сибири, где возделывается сахарная свёкла, из которой изготавливают сахар.)

5. Какую птицу называют пернатой кошкой? (Сова)

6. Я по дереву стучу, червяков добыть хочу,

          Хоть и скрылся под корой, всё равно ты будешь мой. (Дятел)

7. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда? (Кукушка)

8. Он в лесу стоял, никто его не брал, в красной шапке модной, никуда не годный. (Мухомор)

Жюри подводит и объявляет итоги игры, каждая команда награждается дипломами и сувенирами об Алтайском крае.

Ведущий Вот и завершилась наша игра. Может быть вы всё уже знали про наш край, а может быть на нашей игре узнали много нового и интересного. Но каждый из вас, надеюсь, понял как важно знать и любить свой родной край, свою малую родину.

На фоне разнообразных фотографий Алтайского края, Новоалтайска, Белоярска ученик читает стихотворение, написанное ученицей нашей школы о своём городе.

Новоалтайск – любимый город,

Отцов и дедов щедрый дар.

Конечно, он уже не молод,

Но и совсем еще не стар.

Судьба преподнесла в подарок

Новоалтайск – родимый дом.

Всегда он чист и свеж, и ярок!

Он расцветает с каждым днем!

Кристина Эйрих, 2006 г.



Источники:

http://38532.ru/users/mikasi/p

http://novoaltaysk.sutochno.ru

http://maximca.bestpersons.ru /…

http://sredd- d.my1.ru/news/0-0

http://www.24open.ru/Margo3515

http://www.amic.ru/news/164576

http://www.bochkavpechatleniy .…

http://www.culture22.ru/news/v

http://onua.com.ua/11323-prekr

http://www.otpugivateli.ru/pro

http://ru.wikipedia.org/wiki /

http://best- muzon.ru /

http://altai.ru-regions.ru/fot

http://altai.ru-regions.ru/fot

http://www.kchetverg.ru/2012/0

http://club.itdrom.com/gallery

http://asbest- grin.ru/news/200

http://vacation.titatickets.ru

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.