Познавательная игра «Посадка на Луну» (1–4 класс)
Познавательная игра: «Посадка на Луну»
Цель: расширить знания детей о космосе.
Задачи:
закрепить знания детей о Луне;
воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну;
развивать связную речь, воображение.
Формы организации деятельности детей: воспитательное мероприятие.
Целевая аудитория: 1- 4 классы.
Предварительная работа: беседы о космосе, просмотр видеофильма о Луне.
План мероприятия:
Педагог: Ребята, сегодня наша встреча посвящена космосу и первому полету человека в космос. Назовите, пожалуйста, имя этого человека.
(Дети отвечают)
Педагог: верно, это Юрий Алексеевич Гагарин! Ребята, а кто-то из вас мечтает стать космонавтом? (Дети отвечают)
Педагог: Стать космонавтом – заветная мечта всех мальчишек.
Ребята, а вы можете представить себя в роли капитана космического корабля? (Дети отвечают)
Педагог: Сегодня у вас есть такая возможность. Предлагаю вам совершить небольшое космическое путешествие на Луну. Но сначала нужно побольше узнать про Луну. Предлагаю вам принять участие в викторине. Вы, конечно, знаете о том, что Луна самое близкое к Земле небесное тело.
Как вы думаете, за сколько времени долетает луч света от земли до Луны? (Дети отвечают)
Правильный ответ: за 1 секунду.
А каково расстояние от Земли до луны? (Дети отвечают)
Правильный ответ: 384.400 км.
Почему Лунное небо черного цвета? (Дети отвечают)
Правильный ответ: из-за отсутствия атмосферы, при этом ночь и день резко сменяют друг друга, без сумерек.
Какова температура на поверхности Луны? (Дети отвечают)
Правильный ответ: днем + 130, ночью - 170.
Сколько земных суток длится на Луне день и ночь? (Дети отвечают)
Правильный ответ: 14 суток, 19 часов день и 14 суток 19 часов ночь, т.е. лунные сутки длиннее земных почти в 30 раз
Почему Луна обращена к Земле всегда одной стороной? (Дети отвечают)
Правильный ответ: она обращается вокруг своей оси столько-же времени, сколько ей требуется облететь вокруг Земли.
Когда первая автоматическая станция сфотографировала лунную поверхность? (Дети отвечают)
Правильный ответ: в 1959 году «Луна 3» сфотографировала невидимую сторону Луны, а в 1966 на Луну впервые опустилась автоматическая станция «Луна 9».
Назовите имя человека, который первым побывал на Луне? (Дети отвечают)
Правильный ответ: Первым на Луне побывал американский астронавт Нил Армстронг.
Каким светом светит Луна? (Дети отвечают)
Правильный ответ: сама по себе Луна не светится, она лишь отражает свет, который исходит от Солнца.
Как называются темные пятна, которые хорошо видны в бинокль на поверхности Луны? (Дети отвечают)
Правильный ответ: Морями, но, но на самом деле в них нет ни капли воды. Лунные моря называются именно так, потому что в 17 - 18 веке при наблюдении за Луной и составлении лунных карт, эти «пятна» по форме напомнили исследователям очертания земных морей. В те времена люди не знали и не могли предположить, что воды на Луне нет, а когда это выяснилось, название уже прижилось.
Педагог: Теперь можно отправляться в полет. Представьте, что в полете произошло непредвиденное, и вы вместе с командой совершили вынужденную посадку на темной стороне Луны. На светлой стороне Луны вас ожидает ракетоплан без экипажа. До него 250 км. Половина пути пролегает по темной стороне Луны, половина по светлой. На ракетоплане есть радиомаяк.
На борту корабля имеется определенное количество предметов. Как вы думаете, какая у вас будет задача? (Дети отвечают)
Педагог: Вам, как капитану, нужно поставить возле каждого предмета цифру, которая показывает его полезность и важность для пути. Самый важный предмет у вас будет под цифрой №1. Вам нужно выбрать шесть самых нужных предметов и четыре бесполезных для вашего путешествия. Свой выбор вам нужно будет объяснить.
Дети получают список предметов, внимательно читают его и выбирают самые полезные и ненужные предметы
1. Коробка спичек.
2. Пищевые концентраты.
3. 20 метров нейлонового шнура.
4. Шелковый купол парашюта.
5. Переносной обогреватель на солнечных батарейках.
6. Коробка сухого молока.
7. Звездная карта ленного небосклона.
8. Самонадувающаяся спасательная лодка.
9. Магнитный компас.
10. 25 литров воды.
11. Сигнальные ракеты.
12. Аптечка первой помощи.
13. Приемопередатчик на солнечных батарейках.
14. Кислородные баллоны.
Педагог: Ребята, готовы зачитать свою версию нужных и бесполезных предметов?
Дети зачитывают получившийся список, объясняя, с какой целью брался каждый предмет.
Педагог: Ребята, а сейчас мы вместе с вами выясним, что является самым полезным и нужным в этом путешествии.
Самым важным в этой ситуации являются предметы, необходимые для поддержания жизни. Что это? (Дети отвечают)
Педагог: это кислородные баллоны и вода.
Следующим по важности являются средства навигации на Луне, что это?
(Дети отвечают)
Педагог: это карта звездного неба (для ориентации при движении на темной стороне Луны) и передатчик на солнечных батарейках (для движения по радиомаяку на светлой стороне Луны).
Путь должен занять не менее пяти дней поэтому, для поддержания сил, следующим по важности являются продукты питания. Что это? (Дети отвечают)
Педагог: верно, пищевые концентраты и сухое молоко.
Ребята, назовите бесполезные предметы. (Дети отвечают)
Педагог: Переносной обогреватель на солнечных батарейках бесполезен на Луне, так как на темной стороне не работает, а на светлой температура поднимается до 200 градусов.
Сигнальные ракеты бесполезны, так как на Луне нет атмосферы, а без воздуха ракета гореть не будет.
Магнитный компас бесполезен, так как на Луне нет магнитного поля.
Коробка спичек без воздуха гореть не будет.
Педагог: Ребята, у нас осталось еще несколько предметов которые не являются предметами первой необходимости, но в пути могут пригодиться.
Как можно использовать 20 метров нейлонового шнура? (Дети отвечают)
Правильный ответ: можно использовать для транспортировки грузов и преодоления горных хребтов.
Педагог: Для чего нужна аптечка первой помощи? (Дети отвечают)
Правильный ответ: для оказания помощи при травмах.
Педагог: Для чего может пригодится шелковый купол парашюта? (Дети отвечают)
Правильный ответ: по назначению использовать невозможно, но можно связав стороны, получить длинную веревку для транспортировки грузов.
Педагог: Зачем в пути само надувающаяся спасательная лодка? (Дети отвечают)
Правильный ответ: может быть использована для транспортировки грузов или раненого человека.
Педагог: Наше небольшое путешествие подошло к концу, вы отлично справились со всеми заданиями, возможно, кто-то из вас станет космонавтом, или конструктором ракет и обязательно прославит нашу страну Россию.
Используемая литература:
В. Горьков, Ю. Авдеев Космическая азбука: М. Детская литература, 2011.
Т.И. Гонтарук Я познаю мир, Детская энциклопедия, Космос, 1998.
Интернет – ресурсы:
https://volna.org/roditelyam/kak-uvlekatelno-rasskazat-pervoklassniku-pro-lunu.html
https://nsportal.ru/user/664283/page/detyam-o-kosmose-luna-sputnik-zemli
Приложение.
Краткая информация каждого предмета, какое значение данный предмет имеет для выживания.
1. Кислородные баллоны — необходимы для дыхания.
Вода — необходима для утоления жажды.
Звездная карта лунного небосклона — для ориентации на темной стороне Луны.
Приемопередатчик на солнечных батарейках — для ориентации на светлой стороне Луны.
Пищевые концентраты — для поддержания сил в пути.
20 метров нейлонового шнура — можно использовать для транспортировки грузов и преодоления горных хребтов.
Аптечка первой помощи — для оказания помощи при травмах.
Щелоковый купол парашюта — по назначению использовать невозможно, но можно связав стороны, получить длинную веревку для транспортировки грузов.
Само надувающаяся спасательная лодка — может быть использована для транспортировки грузов или раненого человека.
Ребята, а сейчас вы узнаете, какие предметы на Луне не нужны:
Коробка сухого молока — может служить, как дополнительный резерв питания.
Переносной обогреватель на солнечных батарейках — бесполезный на Луне, так как на темной стороне не работает, а на светлой температура поднимается до 200 градусов.
Сигнальные ракеты — бесполезны, так как на Луне нет атмосферы, а без воздуха ракета гореть не будет.
Магнитный компас — бесполезен, так как на Луне нет магнитного поля.
Коробка спичек — без воздуха гореть не будет.