12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Салтыкова Анастасия Александровна1189
Учитель начальных классов, педагог-психолог.
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
7

Занятие на тему «Дидактические игры как средство повышения познавательной активности»

Дидактические игры

Салтыкова А.А.

учитель начальных классов МБОУ СОШ №34

 

Приведем примеры дидактических игр, использованных нами в ходе формирующего эксперимента.

Самый быстрый почтальон.

Дидактическая цель: Закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10.

Содержание игры.

Учитель раздает 5 ученикам по одинаковому числу карточек (писем), на обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами (они держат в руке разрезные цифры, обозначающие числа от 0 до 10). Почтальоны должны быстро оп­ределить на конверте номер дома, записанного примером (решить пример), и разнести письма в соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающими ответы примеров, записанных на конвертах). Кто быстро и правильно разнесет письма по назначению, тот самый быстрый поч­тальон. Правильность решения примеров проверяют все ученики.

Поймай бабочку.

Дидактическая цель: Закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10 (или 20).

Содержание игры.

На доске размещаются бабочки, на обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. Учитель поочередно вы­зывает детей к доске, а они «ловят» бабочку, читают пример. Все ученики нахо­дят ответ и показывают карточку с цифрой учителю. Кто решит пример раньше всех, тот получает бабочку. Кто «наловит» бабочек больше всех (решит приме­ры правильно), тот победитель.

Математический хоккей.

Дидактическая цель: Закрепление вычисленных приемов.

Содержание игры. На доске иллюстрации сказочных героев. Учитель, выполняющий роль судьи, объясняет детям правила игры: «На игровом поле любимые вами герои сказок. (Дети называют их и рассказывают, из каких сказок пришли они). Они играют в математический хоккей, но слабо знают вычис­лительные приемы, а потому обращаются к вам за помощью. Первой включает­ся в игру Лисичка - сестричка. Она направляет шайбу третьему номеру (Колоб­ку). Составьте под Лисичкой - сестричкой пример с ответом 3». Аналогично шайба направляется к мастеру Самоделкину, Буратино, волку и т.д. Аналогично игра продолжается.

Лучший капитан.

Содержание игры. На магнитной доске учитель размещает рисунки па­роходов и записывает под каждым пример вида

+ 9, + 8, + 7, + 6, + 5.

Справа от рисунков он закрепляет ряд карточек с цифрами 1,2,3, 4, ... 10 и пишет над ними «Пристани». До начала игры учитель рассказывает: «Многое должен знать капитан, чтобы идти намеченным курсом. Представьте себе, что на море шторм, пароход качает из стороны в сторону. Любая ошибка в расчетах может потопить его, погибнут люди».

Почему пароход не садится на мель, А по курсу идет сквозь туман и метель? Потому что, потому что, вы заметьте-ка, Капитану помогает арифметика.

Учитель вызывает учеников («капитанов») к доске и объясняет: «Курс каждого парохода зашифрован примером, а его пристань обозначена номером.

Каждый «капитан» должен определить «курс движения» (решить пример под выбранным им рисунком), а потом «причалить» свой пароход к нужной «при­стани», где находится его номер (ответ примера). Кто раньше всех встанет на свое место у пристани, тот будет лучшим капитаном».

Найти себе пару.

Дидактическая цель: Составление цепочки взаимосвязанных примеров. Обобщение и систематизирование знаний учащихся.

Содержание игры. Учитель раздает детям цифры 0, 1, 2, 3, 4, ... 8. Затем вызывает к доске одного из них, например, с цифрой 1, и просит подойти уче­ника с такой цифрой, чтобы в сумме получилось число 9. Следовательно, к дос­ке выходит ученик с цифрой 8. Класс хором составляет пример на сложение: 1 + 8 = 9. Затем ученики, стоящие у доски с цифрами, меняются местами. Класс составляет второй пример на сложение и 2 примера на состав числа 9. Выходит следующая пара. Так же составляются примеры: два - на сложение и два - на состав. И т.д.

Угадайка.

Дидактическая цель: Формировать вычислительные навыки.

Содержание игры. Каждому ученику дается круг с цифрами.

1. Я задумала два числа, записанные на круге, сложила их, получила 20. Какие числа я задумала? Соедините их отрезками.

2. Я задумала три числа, записанные на круге, сложила их, получила 20. Какие числа я задумала? Соедините их отрезками.

3. Я из числа 20 вычла одно из чисел, которое стоит в круге, получила 12. Какое число я вычла? И т.д.

Математическая эстафета.

Дидактическая цель: Обучению детей преобразованию одних примеров в другие.

Содержание игры. Класс разбивается на 3 команды (по рядам). Для ка­ждой команды учитель пишет примеры вида:

10 + 5 10 + 9 10 + 7

Одновременно от каждой команды к доске вызывается по одному учени­ку. Их задача состоит в том, чтобы правильно и быстро решить соответствую­щий пример, составить другой пример с этими же числами и передать эстафету своему товарищу. Игра продолжается до тех пор, пока ученики каждой коман­ды не составят всех возможных примеров. Цепочки могут быть следующими: 10+5- 15, 5 + 10=15, 15= 10 + 5, 15-5 + 10, 15- 10 = 5. 15-5 =10.

Побеждает та команда, которая раньше других правильно составит цепочку взаимосвязанных примеров на сложение, вычитание и состав чисел.

В конце игры по одной цепочке примеров дети воспроизводят назва­ние компонентов сложения, вычитания, переместительное свойство сложения.

Математический телефон.

Дидактическая цель: Закреплять приемы сложения и вычитания в пре­делах 20 с переходом через десяток.

Содержание игры. Учитель вызывает для разговора двух учеников, дает им телефонные трубки, сделанные из картона. Они будут вести математический разговор: один будет задавать примеры на сложение или вычитание, другой - решать пример и называть ответ. Затем они поменяются ролями. А теперь уче­ники будут вести телефонный разговор друг с другом. Ученики I варианта за­дают вопросы, а II - отвечают. Затем роли меняются.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (2)

Пушенко Ольга Александровна, 23.12.18 в 18:58 0Ответить Пожаловаться
Огромное спасибо, Анастасия Александровна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.