Занятие на тему «Дидактические игры как средство повышения познавательной активности» (1–4 класс)
Дидактические игры
Салтыкова А.А.
учитель начальных классов МБОУ СОШ №34
Приведем примеры дидактических игр, использованных нами в ходе формирующего эксперимента.
Самый быстрый почтальон.
Дидактическая цель: Закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10.
Содержание игры.
Учитель раздает 5 ученикам по одинаковому числу карточек (писем), на обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами (они держат в руке разрезные цифры, обозначающие числа от 0 до 10). Почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома, записанного примером (решить пример), и разнести письма в соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающими ответы примеров, записанных на конвертах). Кто быстро и правильно разнесет письма по назначению, тот самый быстрый почтальон. Правильность решения примеров проверяют все ученики.
Поймай бабочку.
Дидактическая цель: Закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10 (или 20).
Содержание игры.
На доске размещаются бабочки, на обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. Учитель поочередно вызывает детей к доске, а они «ловят» бабочку, читают пример. Все ученики находят ответ и показывают карточку с цифрой учителю. Кто решит пример раньше всех, тот получает бабочку. Кто «наловит» бабочек больше всех (решит примеры правильно), тот победитель.
Математический хоккей.
Дидактическая цель: Закрепление вычисленных приемов.
Содержание игры. На доске иллюстрации сказочных героев. Учитель, выполняющий роль судьи, объясняет детям правила игры: «На игровом поле любимые вами герои сказок. (Дети называют их и рассказывают, из каких сказок пришли они). Они играют в математический хоккей, но слабо знают вычислительные приемы, а потому обращаются к вам за помощью. Первой включается в игру Лисичка - сестричка. Она направляет шайбу третьему номеру (Колобку). Составьте под Лисичкой - сестричкой пример с ответом 3». Аналогично шайба направляется к мастеру Самоделкину, Буратино, волку и т.д. Аналогично игра продолжается.
Лучший капитан.
Содержание игры. На магнитной доске учитель размещает рисунки пароходов и записывает под каждым пример вида
+ 9, + 8, + 7, + 6, + 5.
Справа от рисунков он закрепляет ряд карточек с цифрами 1,2,3, 4, ... 10 и пишет над ними «Пристани». До начала игры учитель рассказывает: «Многое должен знать капитан, чтобы идти намеченным курсом. Представьте себе, что на море шторм, пароход качает из стороны в сторону. Любая ошибка в расчетах может потопить его, погибнут люди».
Почему пароход не садится на мель, А по курсу идет сквозь туман и метель? Потому что, потому что, вы заметьте-ка, Капитану помогает арифметика.
Учитель вызывает учеников («капитанов») к доске и объясняет: «Курс каждого парохода зашифрован примером, а его пристань обозначена номером.
Каждый «капитан» должен определить «курс движения» (решить пример под выбранным им рисунком), а потом «причалить» свой пароход к нужной «пристани», где находится его номер (ответ примера). Кто раньше всех встанет на свое место у пристани, тот будет лучшим капитаном».
Найти себе пару.
Дидактическая цель: Составление цепочки взаимосвязанных примеров. Обобщение и систематизирование знаний учащихся.
Содержание игры. Учитель раздает детям цифры 0, 1, 2, 3, 4, ... 8. Затем вызывает к доске одного из них, например, с цифрой 1, и просит подойти ученика с такой цифрой, чтобы в сумме получилось число 9. Следовательно, к доске выходит ученик с цифрой 8. Класс хором составляет пример на сложение: 1 + 8 = 9. Затем ученики, стоящие у доски с цифрами, меняются местами. Класс составляет второй пример на сложение и 2 примера на состав числа 9. Выходит следующая пара. Так же составляются примеры: два - на сложение и два - на состав. И т.д.
Угадайка.
Дидактическая цель: Формировать вычислительные навыки.
Содержание игры. Каждому ученику дается круг с цифрами.
1. Я задумала два числа, записанные на круге, сложила их, получила 20. Какие числа я задумала? Соедините их отрезками.
2. Я задумала три числа, записанные на круге, сложила их, получила 20. Какие числа я задумала? Соедините их отрезками.
3. Я из числа 20 вычла одно из чисел, которое стоит в круге, получила 12. Какое число я вычла? И т.д.
Математическая эстафета.
Дидактическая цель: Обучению детей преобразованию одних примеров в другие.
Содержание игры. Класс разбивается на 3 команды (по рядам). Для каждой команды учитель пишет примеры вида:
10 + 5 10 + 9 10 + 7
Одновременно от каждой команды к доске вызывается по одному ученику. Их задача состоит в том, чтобы правильно и быстро решить соответствующий пример, составить другой пример с этими же числами и передать эстафету своему товарищу. Игра продолжается до тех пор, пока ученики каждой команды не составят всех возможных примеров. Цепочки могут быть следующими: 10+5- 15, 5 + 10=15, 15= 10 + 5, 15-5 + 10, 15- 10 = 5. 15-5 =10.
Побеждает та команда, которая раньше других правильно составит цепочку взаимосвязанных примеров на сложение, вычитание и состав чисел.
В конце игры по одной цепочке примеров дети воспроизводят название компонентов сложения, вычитания, переместительное свойство сложения.
Математический телефон.
Дидактическая цель: Закреплять приемы сложения и вычитания в пределах 20 с переходом через десяток.
Содержание игры. Учитель вызывает для разговора двух учеников, дает им телефонные трубки, сделанные из картона. Они будут вести математический разговор: один будет задавать примеры на сложение или вычитание, другой - решать пример и называть ответ. Затем они поменяются ролями. А теперь ученики будут вести телефонный разговор друг с другом. Ученики I варианта задают вопросы, а II - отвечают. Затем роли меняются.
Пушенко Ольга Александровна
Салтыкова Анастасия Александровна