Познавательная викторина: «От Москвы до Берлина» внеклассное мероприятие для учащихся

3
2
Материал опубликован 22 April в группе

Познавательная викторина: «От Москвы до Берлина»

внеклассное мероприятие для учащихся

Цели:


  1. привлечение внимания школьников к истории Великой Отечественной войны;

2. формирование у учащихся нравственного восприятия исторического и героического прошлого страны, воспитание уважения к историческому прошлому на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны;

3.    формирование активной гражданской позиции, положительного отношения к знаниям по этой важнейшей теме;

4.  повышение уровня знаний и навыков коммуникации по заданной теме

5.  развитие у детей умение работать в команде, навык коллективной работы.  

Оборудование: компьютер, презентация с частью заданий для викторины и для создания фона мероприятия с названиями туров, сигнальные таблички с буквами а, б, в, 2 красных сигнальных флажка, карточки с заданиями, сводные ведомости для подсчета правильных ответов для жюри, бланки грамот (дипломов)

Музыкальное и медийное сопровождение: фонограмма марша «Прощание славянки», короткий фильм о войне с кадрами кинохроники.

Условия проведения викторины:

Участники: 2 команды

Количество туров: 7

Правильный ответ: одно очко.

Победитель: команда, набравшая большее количество очков.



Ход мероприятия (звучит марш «Прощание славянки ):



Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Сегодняшняя наша встреча не случайна, она посвящается памяти событий Великой Отечественной войны. В этом году мы празднуем 80-летний юбилей великой победы нашего народа над врагом, пришедшим на нашу землю. Время успело сгладить с лица земли отметины того лихолетья: траншеи на полях сражений, воронки взорвавшихся авиабомб, солдатские окопы в местах ожесточенных битв. Но время не способно ослабить память о стойкости, отваге, героизме миллионов советских людей, о событиях тех страшных лет. Давайте вместе с вами вновь вернемся назад, в то особое и незабываемое время, вспомним то, что было и почтим память тех, кто совершил свой беспримерный подвиг!


Итак, мы начинаем. У нас играют две команды. (Идет представление команд и их капитанов). Теперь позвольте представить жюри, которое будет наблюдать за нашей игрой и вести подсчет правильных ответов.


Объявляется первый тур.


1 тур: «Разминка: то, что знают все»


Команды дают ответ по очереди, если нет ответа – право ответа может быть передано соперникам. За правильный ответ – 1 балл.

 1.  Дата начала второй мировой войны (1 сентября 1939г)

 2. Как назывался документ, о ненападении между СССР и Германией, подписанный 23 августа 1939г.? (пакт Мо́лотова-Ри́ббентропа)

 3. Когда началось вторжение Германии в СССР? (22 июня 1941г.)

4. Кто оповестил советских граждан о нападении Германии на СССР по радио? (первым речь произнес министр иностранных дел В.Молотов, чуть позже ее повторил Юрий Левитан)

5. Какое название получил план вторжения нацистской Германии и многих её союзников в Советский Союз? (опера́ция «Барбаро́сса»)

6. Как назывался фашистский символ Германии в виде креста с загнутыми концами? (свастика)

7. Сколько дней продолжалась Великая Отечественная война 1941-1945г? (1418дней)

8.Какова была цель операции «Тайфун»? (захват гитлеровцами Москвы)

9.Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда? (900 дней)

10. Какое сражение продолжалось с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года? (Сталинградская битва)

11. Как называлось крупнейшее танковое сражение на территории СССР ( битва на Курской дуге)

12. Как звали солдат, водрузивших знамя Победы над Рейхстагом? (Михаил Егоров, Милитон Кантария)

13. Когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии? (8 мая 1945 года)

14. Как назывался город, в котором проходил судебный процесс над нацистами? (Нюрнберг)

15. Когда окончилась вторая мировая война? (2 сентября 1945 года)

 

2 тур: «Где есть истина?»


Задаются вопросы. На столе у команд лежат таблички с цифрами а,б,в. Каждая команда поднимает свой вариант ответа на вопрос. За правильный ответ – 1 балл.

1.Какой танк считается лучшим советским танком Великой Отечественной войны?

а) ИС-1

б) Т-34

в) КВ-2

2.Как назывались реактивные системы, бывшие на вооружении русской армии?

а) «Танюша»

б) «Наташа»

в) «Катюша»

3.В годы войны немцы называли «черной смертью»

а) советских морских пехотинцев

б) советских подводников

в) советских летчиков

4.Как расшифровывается название советского танка «ИС»?

а) Истине слава

б) Иосиф Сталин

в) Идеальный солдат

5.В какой битве шли бои за Мамаев курган?

а) Сталинградская битва

б) Битва за Москву

в) Битва за Кавказ

6.Кто руководил обороной Москвы в 1941г.?

а) К.Е. Ворошилов

б) И.В. Сталин

в) Г.К. Жуков

7. Кто командовал крупным партизанским отрядом?

а) Н.Ф. Гастелло

б) С.А. Ковпак

в) А.Н. Сабуров

8. Сколько дней длилась оборона Брестской крепости?

а) 11 дней

б) 21 день

в) 32 дня

9.Кто получил высшее воинское звание Генералиссимус Советского Союза?

а) Г.К. Жуков

б) К.Е. Ворошилов

в) И.В. Сталин


3 тур: «От Советского информбюро…»


Прослушайте краткое изложение новости. О каких событиях могло сообщать информационное бюро СССР? Если догадались – поднимите красный сигнальный флажок. Правильный ответ – 1 балл.

1.Переброска населения, предприятий, заводов из прифронтовых районов в целях сохранения людей и производств (эвакуация)

2.Появление добровольческих групп самообороны из лиц, не подлежащих призыву (партизанское движение, народное ополчение)

3.Героическая оборона на Буге с 22 июня по 20 июля 1941года? (оборона Брестской крепости)

4.Город взят в глухое кольцо силами противника (блокада Ленинграда)

5.С Красной площади сразу на передовую (парад 7 ноября 1941г.)

6.Первое крупное поражение немецких войск на территории СССР (битва под Москвой)

7.Более трех месяцев оборонялся город на Волге. В ходе контрнаступления советские войска окружили и разгромили гитлеровские войска, взяли в плен генерала-фельдмаршала Фридриха Паулюса (Сталинградская битва)

8.На поле боя столкнулось в сражении 1200 танков, это самое крупное танковое сражение Второй мировой войны (Курская битва, под Прохоровкой)

9.Битва за этот город была названа Гитлером решающей, в ней советская армия потеряла около 360 тысяч человек. 2 мая город сдался (битва за Берлин)


4 тур: «Что есть что на войне»


Задание на карточках. Соединить термин и его определение.

Правильный ответ – 1 балл.


Амбразура - отверстие в различного вида оборонительных сооружениях и бронебашнях, через которое ведется огонь из орудий, минометов, пулеметов и т. д.

Армия - совокупность вооруженных сил; войсковое объединение из соединений и частей.

Бочка - фигура пилотажа, при выполнении которой летательный аппарат (самолёт и так далее) поворачивается относительно продольной оси на 360° с сохранением общего направления полёта.

Бруствер - небольшая земляная насыпь с наружной стороны окопа, траншеи и т.п. для защиты от огня противника, укрытия и удобства при стрельбе.

Дзот - деревоземляная огневая точка, оборонительное фортификационное сооружение, построенное из брёвен, досок и грунта. В стенах устраивали пулемётные или орудийные амбразуры.

Дот - долговременная огневая точка отдельное малое капитальное фортификационное сооружение из прочных материалов, предназначенное для долговременной обороны и стрельбы различными огневыми средствами из защищённого помещения.

Геноцид - истребление отдельных групп людей или целых народов по расовым, национальным, религиозным или идеологическим мотивам

Караул - вооруженное подразделение, назначенное для выполнения боевой задачи по охране и обороне объекта (участка, специального груза), доставлению (конвоированию) и охране задержанных лиц.

Коалиция - политический или военный союз государств для совместных действий.

Окружение - действия соединений (воинских частей, подразделений) по изоляции обнаруженного незаконного вооруженного формирования противника в целях задержания или ликвидации.

Свеча – одна из форм пилотажа, резкий вертикальный взлёт.

Стратегия - искусство полководца, общий план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели.

Тактика - инструмент реализации стратегии, подчинена основной цели стратегии.

Штык - это оружие, которое используется для ближнего боя и прикрепляется к концу ружья. Оно состоит из короткого клинка, который можно использовать для ударов и проникающих ударов.


5тур: «Война, война… Как это страшно…»


Задаются вопросы. На столе у команд лежат таблички с цифрами а,б,в. Каждая команда поднимает свой вариант ответа на вопрос. За правильный ответ – 1 балл.

1.Название самого большого гитлеровского лагеря массового уничтожения?

а) Бухенвальд

б) Освенцим (Аушвиц)

в) Майданек

2.Минимальная норма выдачи хлеба блокадного Ленинграда

а) 250 г. рабочим, 150 г. иждивенцам

б) 200 г. рабочим, 150 г. иждивенцам

в) 250 г. рабочим, 125 г. иждивенцам

3. О каком мемориальном комплексе говорится, что он символ зверства войны

а) «Хатынь»

б) «Прорыв»

в) «Саул-могила»

4. Сколько дней продолжалась оборона Дома Павлова в Сталинграде?

а) 23 дня

б) 158 дней

в) 99 дней

5. Место под Киевом, где фашисты уничтожили более 200 тысяч человек?

а) Бабий Яр

б) Ирпень

в) Оболонь


6 тур: «О героях былых времён, о доблести, о подвигах, о славе»


Назвать героя или героев, по описанию подвига. Если догадались – поднимите красный сигнальный флажок. Правильный ответ – 1 балл.


1. Один из первых героев войны, совершил «огненный таран», направив горящий самолет в автоколонну фашистов (Николай Гастелло)

2. Кто стал первым Героем Советского Союза (Александр Покрышкин)

3. Беспримерный подвиг лётчика положен в основу художественного произведения советского писателя. Лишившись после ранения ног, этот пилот вернулся в строй и сбил ещё 11 вражеских самолётов (Алексей Маресьев)

4. В годы Великой Отечественной войны 28 бойцов отразили несколько танковых атак фашистов под Москвой. Почти все погибли, но врага не пропустили. Кем были эти герои? (группа истребителей танков 316-й стрелковой дивизии генерала Панфилова (состоящая из 28 человек во главе с политруком Василием Клочковым)

5.Этот рядовой солдат закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота в бою за деревню Чернушки в феврале 1943 года (Александр Матросов)

6.Еще в первый год войны этот генерал-лейтенант был тяжело контужен и захваченный фашистами в плен. Категорически отказался от сотрудничества с Третьим рейхом, к нему начали применять пытки. Но и это не сломило генерала. Он погиб в концлагере – нацисты облили его ледяной водой и оставили умирать на лютом морозе. Последние слова генерала — «Думайте о Родине!» — стали настоящим девизом для солдат (Дмитрий Карбышев)

7.Как звали командира подводной лодки С-13, известного по «Атаке века» - потоплению немецкого военного корабля «Вильгельм Густлофф», на котором находилось 10 582 немцев в январе 1945 года. (Александр Маринеско)


7 тур: «Искусство о войне»


Каждая команда получает карточки, на одной автор, на другой произведение о войне. Нужно объединить автора и его произведение. Правильный ответ – 1 балл.

1 команда


Ю. Бондарев – «Горячий снег»

Б. Васильев – «В списках не значился»

В. Катаев – «Сын полка»

В. Некрасов – «В окопах Сталинграда»

Б. Полевой – «Повесть о настоящем человеке»

К. Симонов – «Живые и мёртвые»

Д. Гранин, А. Адамович – «Блокадная книга»


2 команда

С. Алексиевич – «У войны не женское лицо»

В. Астафьев – «Прокляты и убиты»

В. Быков – «Сотников»

Ю. Семёнов «Семнадцать мгновений весны»

А. Твардовский – «Василий Тёркин»

А. Фадеев – «Молодая гвардия»

М. Шолохов – «Они сражались за Родину»

Ведущий: Это было наше последнее задание. Сейчас члены жюри подведут итоги и ознакомят нас с результатами. А пока давайте посмотрим кадры кинохроники

Подведение итогов. Награждение.

Слово членам жюри. Команды получают награду за 1 или 2 место зависимости от результатов.

Ведущий:

 Подошла к концу наша встреча. Еще раз поздравляем победителей. Помните о нашей великой победе, чтите память тех, кто ее совершил!




Источники:

Читаем, учимся, играем – журнал-сборник сценариев для школ и библиотек - №8, 2005

Читаем, учимся, играем – журнал-сборник сценариев для школ и библиотек - №8, 2006

Читаем, учимся, играем – журнал-сборник сценариев для школ и библиотек - №8, 2009

Читаем, учимся, играем – журнал-сборник сценариев для школ и библиотек - №1, 2015

Читаем, учимся, играем – журнал-сборник сценариев для школ и библиотек - №1, 2015

Читаем, учимся, играем – журнал-сборник сценариев для школ и библиотек - №5, 2015

Читаем, учимся, играем – журнал-сборник сценариев для школ и библиотек - №8, 2009

https://www.belpressa.ru/society/drugoe/52432

https://arbitraf.ru/slovar/voennaya-terminologiya/page/2/

https://www.osnmedia.ru/1000/oborona-brestskoj-kreposti/

https://ria.ru/20230322/khatyn-1859528715.html

https://belta.by/society/view/buhenvald-osventsim-trostenets-samye-strashnye-kontsentratsionnye-lagerja-vtoroj-mirovoj-496845-2022/

https://demob.cc/content/video/75326219/

https://rus.hitmotop.com/song/48706136



Презентация к викторине "От Москвы до Берлина"PPTX / 222.73 Кб
Бланки для ЖюриDOCX / 10.81 Кб
Сигнальные карточкиDOCX / 11.67 Кб
ВидеофильмMP4 / 51.49 Мб
Марш "Прощание славянки"MP3 / 5.84 Мб
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за полезный ресурс!

1
23 April

::smile6::::smile53::

0
24 April