Урок внеклассного чтения по книге С. Алексеева «От Москвы до Берлина»

3
0
Материал опубликован 19 May 2020 в группе

Урок внеклассного чтения по книге С. Алексеева «От Москвы до Берлина»

Ход урока.

1.Орг.момент.(1 мин.)

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

- Начинаем урок внеклассного чтения (Слайд на экране)

2. Этап целеполагания. (6 минут)

- На доске число 75. Как вы думаете , что оно может обозначать? (75 –табличка с числом)

-75 лет назад наша страна одержала Великую Победу в самой ужасной войне.

Кто –то догадался, какая тема урока будет? (О войне).

- А что такое – война? (Это конфликт между государствами в форме военных действий).

- О какой войне вы слышали или знаете? (На доске – табличка - Великая Отечественная война)

- Почему эта война называлась Великая? ( Великой эту войну назвали, потому что в ней участвовали миллионы людей, она длилась четыре года, а победа в ней потребовала от нашего народа огромных физических и духовных сил.)

-Почему эта война называлась Отечественная? (Потому что война эта была направлена на защиту своего Отечества своей страны.) А наша страна тогда называлась СССР.

-А с какой страной пришлось воевать нашей армии? (С Германией . На доске две таблички Германия-СССР)

- А кто на кого напал? (Германия на СССР). А почему? Чем Германии помешала наша страна? (Во главе Германии стоял Адольф Гитлер. Он был фашист. Фашизм – это учение, в котором утверждается превосходство одного народа над другим. Фашисты считали немцев особым народом, самым лучшим и талантливым, сильным и умным. Остальной народ фашисты считали тупым и диким. Они их называли «нелюди». К таким народам фашисты относили русских и евреев, белорусов, украинцев, цыган, румын и др. 
   Гитлер, поставил задачу подчинить себе весь мир, уничтожить чужую культуру, науку, запретить образование, всех людей превратить в рабов и заставить себе служить. 

- А чтобы вы хотели узнать об этой войне?(О главных сражениях. )

-А что помогло нашей стране одержать победу? А зачем нам это нужно знать? (Никто не будет забыт, пока мы с вами помним.)

- Это и будет целью нашего урока. ( на доске две цели : Главные сражения ВОВ и Что помогло нашей стране одержать победу?)

А хотите ли вы, чтобы об этом узнали и другие ученики нашей школы? Давайте в ходе урока составим стенд о войне и повесим его в коридоре.

3. Основной этап обобщения и систематизации знаний.( 15 минут)

-Какую книгу вы сегодня принесли на урок? (Слайд. Сергей Петрович Алексеев «От Москвы до Берлина»)

- О чем эта книга? (О войне).

Скажу несколько слов об авторе. (Слайд) .

Cергей Петрович Алексеев родился 1 апреля 1922 года на Украине. Отец был врач, а мать – медсестра. Он закончил авиационное училище. Всю войну он обучал молодых солдат полетам на военных самолетах. Он написал много книг о войне. Сегодня мы поговорим об одной из них.

-Эта книга поможет нам ответить на наши вопросы.

-Сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие в прошлое в то время, когда началась война.

-Наденьте пилотки и давайте попробуем пройти тот славный и героический путь наших солдат.

Звучит песня «Священная война». (Дети шагают на месте во время песни.)

-Откройте книгу и найдите самый первый текст в книге. Это обращение автора к читателям.

-Прочитайте, когда началась война? (22 июня 1941 года).

-Ребята, прочитайте в третьем абзаце предложение, о каких великих битвах мы узнаем в книге. (За Москву, За Сталинград).

-Найдите первую главу и первый рассказ из этой главы «Холм Жирковский». Прочитайте, когда началась битва за Москву . (30 сентября 1941 года). Учитель прикрепляет на доску плакат «Битва за Москву»

-Как фашисты назвали план наступления на Москву? (Тайфун) Почему? (Тайфун – это сильный ветер, стремительный ураган. Ураганом стремились ворваться в Москву фашисты.)(План наступления на Москву назывался Тайфун.)

-Найдите в 4 абзаце, что хотел сделать фашисты с Москвой (Сжать. Раздавить. Уничтожить.)

Но план фашистов не удался. Проиграли они эту битву. Длилась она 203 дня и ночи.(203 дня и ночи.)

Давайте послушаем, как воевали в этой битве наши солдаты.

Кто из ребят расскажет нам про это? (Два человека)

-солдат Унечин

Более миллиона солдат бросили немцы на Москву. Тысячу семьсот танков, почти тысячу самолётов. Фашистские танки двигались на населённый пункт Холм Жирковский. Защищал Холм Жирковский вместе со всеми солдат Унечин. Один танк идёт прямо на Унечина. Взял Унечин гранату в руку. Приготовился к верной смерти.  Поднялся Унечин, швырнул гранату. Подбили и подожгли наши солдаты 59 фашистских танков. Четыре из них уничтожил солдат Унечин.

-Связист Орлович

Солдат Воронович был связистом. И вдруг порвали где-то фашистские мины связь. На поиски повреждения и отправился солдат Воронович. Вот видит, стоят четыре фашистских танка. Испугался солдат. Но не струсил. Достал гранату и бросил, а второй гранатой уничтожил всех окончательно.

Битва за Сталинград (Волгоград) была вторым важным сражением. 200 дней и ночей длилась Сталинградская битва. С 17 июля 1942 - 2 февраля 1943. Битва за Сталинград была очень тяжелая. Солдаты получили приказ – «Ни шагу назад», сражались за каждую улицу, за каждый дом, каждый этаж, за каждый камушек родной земли.

Кто из ребят расскажет нам про это? (два человека).

Мамаев Курган.

Мамаев курган – самая высокая точка в городе Сталинград. Ее нужно было захватить, во что бы то ни стало. У лейтенанта Чернышова были красивые черные волосы. Шестой раз атаковал Чернышов с солдатами Мамаев Курган. Наконец, дошел, смотрит , а вокруг он один в живых остался. Взяли наши Мамаев курган. Лейтенант Чернышов снял пилотку, а волосы его стали не черными , а седыми.

Геннадий Сталинградович.

Однажды в бою среди дыма и огня нашли наши солдаты пятилетнего мальчика Гену. Накормили, пригрели. Стал Гена важно ходить по штабу. Он запомнил всех по имени отчеству. И ему тоже придумали отчество. Стал он Геннадий Сталинградович. Вырос Геннадий Сталинградович. Жив и здоров.

4. Физкультминутка. (песня Катюша) 3 минуты.

Очень трудно было солдатам в бою. А вы знаете, что дух солдатский поднимали песни? Одна из таких песен вам всех хорошо знакома. (Видео)

Давайте сейчас встанем и споем ее все вместе. Можно маршировать.

А девочки выйдут к доске и будут нашими запевалами.

Ну вот и закончилось наше путешествие , можете снять пилотки.

5. Работа в парах. ( 3 минуты)

(Тест на проверку знаний)

А сейчас поработаем в парах. У вас на партах лежат листочки, на которых написаны слова в два столбика. (Лист на каждую парту)

Соедините стрелками слова из первого столбика со словами из второго так, чтобы получились верные высказывания. Пара, которая готова, показывает свою готовность.

Великая Отечественная война началась 200 дней.

Битва за Москву продолжалась «Ни шагу назад».

Сталинградская битва продолжалась 203 дня.

Мамаев Курган находится в городе 22 июня 1941 года.

Фашисты назвали план наступления на Москву Сталинград (Волгоград).

В Сталинградской битве солдаты получили приказ Тайфун.

Проверка на доске по эталону. (Слайд с правильными ответами)

Та пара, которая верно выполнила задание, поставит плюс.

6. Работа в группах. (6 минут)

Ребята, прочитайте, какими словами заканчивается эта книга? (Победа, победа, победа!)

А что же помогло нашим солдатам одержать победу?

Для ответа на этот вопрос вы сейчас поработаете в группах.

Повторим правила работы в группах. (Слайд)

Каждая группа получит конверт с буквами. На конверте написано, что это слово обозначает. Сначала вам нужно прочитать фразу на конверте, а затем из букв составить это слово. После этого, вы приклеите буквы на языке пламени. ( Слова, языки пламени по количеству групп.)

Представитель каждой группы выйдет к доске, прочитает пояснение и назовет отгаданное слово. А затем приклеит язык пламени со словом к вечному огню.

(Выступление каждой группы)

Героизм - способность к совершению подвига.

Стойкость - это черта характера человека, которая выражается в упорстве, настойчивости, стремлении достичь поставленной цели, во что бы то ни стало.

Смелость - решительность в поступках, способность человека преодолевать чувство страха и растерянности.

Отвага – это качество человека, которое означает то, что человек способен на смелые поступки даже в чрезвычайно опасной ситуации, смертельно опасной. 

Мужество - это отсутствие страха смерти, умение твёрдо стоять на ногах в бою и сражаться до последнего уверенно и твердо.

Смекалка – это способность человека быстро понять, сообразить что-либо.

А от себя я ещё добавлю любовь к Родине.

Такой вечный огонь есть в каждом городе, теперь будет и у нас в школе. Давайте почтим память наших солдат минутой молчания. (Звук метронома)

7. Подведение итогов. ( 3 минуты)

Какую цель мы поставили в начале урока?

Получилось ли у нас ответить на эти вопросы?

Сейчас попробуйте закончить любое предложение, которое вы видите на экране. (Слайд)

Сегодня на уроке я узнал(а)….

Мне было интересно….

Меня удивило…..

Урок дал мне для жизни ….

Я почувствовал(а), что …..

Я понял (а), что ….

8. Рефлексия. ( 3 минуты)

Когда же закончилась война? (9 мая 1945 года).

9 мая 1945 года в честь победы над Германией в Москве был дан салют из 30 артиллерийских залпов. Он сопровождался перекрестными лучами из 160 прожекторов и пуском разноцветных ракет. (Слайд)

Я вам предлагаю тоже устроить символический салют прямо сейчас в классе в честь великой даты.

У каждого из вас на партах лежит конверт с разноцветными звездочками: красными, синими и зелеными. (На партах в конвертах звезды)

Если вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой, возьмите красную звезду.

Синюю звезду – если вы старались, но не все поняли.

Зеленую звезду – если вам было трудно на уроке.

Дети по рядам прикрепляют звёзды на стенд.

Звучит песня «День Победы».

9. Домашнее задание

Найти и написать в тетради 5 пословиц о войне и победе.(написать на доске)

Мне очень понравилось , как вы работали. Особенно хорошо работали след. ученики.

Спасибо за урок.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.