Познавательно-творческий проект «Музыкальная гостиная для детей и родителей»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №18 «Ласточка»
Познавательно - творческий проект
«Музыкальная гостиная для детей и родителей»
Автор – разработчик:
музыкальный руководитель
Юдина М. Ю.
2020
Участники проекта: старшие дошкольники 5-7 лет, родители, музыкальный руководитель, воспитатели.
Срок реализации проекта: долгосрочный (сентябрь 2020 г. – май 2021 г.)
Дата проведения занятий: еженедельно, во вторник (вторая половина дня).
Вид проекта: культурно – досуговая деятельность.
Тип проекта: познавательно - творческий.
Форма представления: развлечения, музыкальные игры, сказки, занятия.
База проведения: музыкальный зал МБДОУ «Детский сад №18»
г. Камень – на – Оби.
Актуальность
Формирование основ музыкальной культуры детей – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. В настоящее время люди часто не умеют слушать и слышать не только природу или музыку, но и друг друга. Контингент современных родителей сильно помолодел, изменились ценности, ритм жизни. Дети не слышат родителей, родители не понимают детей. Идет процесс отчуждения друг от друга, а ведь именно семья является первой и наиболее важной ступенькой для вхождения маленького человека в жизнь.
С приходом в дом современной техники человек все больше становится пассивным потребителем искусства. Утеряны традиции любительского музицирования, не практикуются громкие читки, домашние спектакли. Естественность и непринужденность обстановки, совместное пение, слушание музыки, та особенная атмосфера - все это определяет большие возможности для приобщения ребенка к музыке.
Поэтому сегодня, как никогда актуальны вопросы музыкального воспитания детей. Важно развивать целостное художественно-эстетическое восприятие мира уже в дошкольном возрасте. Поэтому процесс приобщения ребенка к культуре – это, прежде всего, воспитание его чувств, начиная с рождения.
Цель проекта:
- приобщение детей и родителей к музыкальной культуре, воспитание интереса и любви к музыке, гармонизация детско-родительских отношений через участие в совместных творческих мероприятиях.
Задачи проекта:
Создать единый детско-родительский коллектив;
Обеспечить полноценное музыкальное развитие каждому ребенку c учетом его индивидуальных возможностей;
Приобщать к истокам мировой и русской народной культуры;
Развивать эмоциональную сферу; способствовать развитию эстетической оценки;
Расширять музыкально-эстетический кругозор через знакомство с музыкой разных жанров.
Укреплять семейные традиции.
Гипотеза проекта:
Если создать благоприятные условия для приобщения детей и родителей к музыкальной культуре, то можно развить более глубокое эмоциональное восприятие музыки и создать гармонизацию детско-родительских отношений через участие в совместных творческих мероприятиях.
Новизна проекта: реализация принципа сотрудничества детей и взрослых, путем организации совместной проектной деятельности.
Предмет исследования: музыкальная гостиная.
Объект исследования: процесс приобщения детей и их родителей к музыкальной культуре.
Методы реализации проекта:
-наглядно – слуховой;
- наглядно – зрительный;
- словесный;
- поэтическое слово (загадки, стихи, сонеты и т.п.);
- литературный образ сказок;
- описательные рассказы, беседы, постановки вопросов и заданий;
- практический (метод уподобления характеру музыки) включает в себя следующие приемы:
1). моделирование элементов музыки движения (художественное движение, дирижирование, игры-превращения);
2). вокализация (интонирование мелодии, исполнение песен детьми);
3). выражение образного содержания характера музыки мимикой;
4). оркестровка музыкальных произведений (выбор и использование наиболее выразительных тембров инструментов, соответствующих характеру звучания музыки, различение отдельных ее частей);
5). инсценирование песен, подвижные игры.
Основные направления реализации проекта:
- проведение анкетирования;
- организация конкурсов и викторин;
- привлечение педагогов и родителей.
Формы реализации проекта:
- игровые занятия по слушанию музыки;
- интегрированные занятия;
- слушание музыки в режиме дня «минутки музыки»;
- утренники, развлечения;
- музыкальные викторины, шоу – талантов;
- релаксационные паузы;
- разработанные рекомендации для педагогов и родителей по ознакомлению детей с музыкой разных жанров.
Материально-техническое обеспечение:
DVD-проигрыватель, музыкальный центр, мультимедийная установка, видео и аудио записи, компьютер, принтер, диски и кассеты с записью классической музыки, фотографии и картины с изображениями музыкальных инструментов, портреты композиторов, иллюстрации и репродукции, соответствующие сюжету и теме встречи; художественная литература, сценарии совместных праздников и развлечений, детские музыкальные инструменты (ложки, колокольчики, бубны, погремушки, трещотки, металлофоны и др.).
Другие материалы:
Буклеты для родителей и детей.
Планируемый результат проекта:
Совместная творческая деятельность с помощью музыки объединит детей и взрослых, создаст обстановку общей радости, хорошего настроения;
Духовное сближение детей и родителей на основе любви к музыке; возникновение желания ярко и интересно проводить семейный досуг;
Возникновение потребности посещать культурные площадки города (концерты, музеи) всей семьей;
Разработанные мероприятия предоставят возможность выбора и творческого поиска;
Сочетание разнообразных методических приемов, таких, как: сравнение нескольких произведений с одинаковыми названиями, но с разными характерами, использование поэтического слова, сочетание аудиозаписи и «живого» исполнения, игра в оркестре, танцевальные и игровые импровизации - все это значительно обогатит процесс слушания музыки, сделает его интересным и увлекательным.
Планируемые продукты проектной деятельности участников:
- фотоматериалы;
- видеоматериалы;
- день открытых дверей
План реализации проекта:
I Подготовительный этап. Планирование проекта.
- Провести анкетирование родителей (имеет ли кто-то из членов семьи музыкальное образование, играет ли на музыкальном инструменте, какую музыку слушают дома, о творчестве каких композиторов хотели бы узнать);
- Изучение и анализ музыкально-педагогической литературы; законодательных документов;
- Постановка цели, формулировка задач;
- Определение круга тем и форм взаимодействия, подбор музыкального материала, разработка сценариев;
- Составление плана реализации проекта.
II Основной этап. Реализация проекта.
Пригласить детей и родителей регулярно посещать «Музыкальную гостиную», привлечение их к активному участию в мероприятиях.
Слушание лучших произведений русских и зарубежных композиторов, беседы о них;
Знакомство с оркестром русских народных инструментов. Совместная игра в оркестре детей и родителей;
Выступление детей и родителей на праздниках в детском саду, утренниках, шоу – талантов «Синяя птица», участие в организации театральных постановок.
План реализации проекта:
Месяц | Тема |
Сентябрь | Анкетирование родителей, выяснение заинтересованности проектом; определение форм проведения (концерты, КВН, игровые программы, утренники, музыкальные развлечения). |
Октябрь | «Осенние встречи» - совместное мероприятие детей и взрослых. Задачи: - развивать умение давать эстетические оценки, высказывать свое мнение, соотносить по настроению образцы живописи, музыки и поэзии; - развивать ассоциативное и образное мышление; - совершенствовать умение понимать настроение музыкального произведения, передавать его в движении. «Веселый капустник» - семейный досуг. Задачи: - воспитывать в детях любовь к народным традициям через народное творчество и игры; - формировать у детей представление о календарно- обрядовом празднике « Капустник» и приметах связанных с ним, о пользе капусты для человека; - доставить радость и удовольствие от совместной деятельности детей и родителей. |
Ноябрь | «Мы играем и поем, вместе весело живем» – концерт по заявкам детей и взрослых, составленный из любимых песен. Задачи: - познакомить с жизнью и творчеством В. Шаинского; - воспитывать уважение к творчеству композиторов –современников; - развивать навыки совместного выразительного пения. Шоу талантов «Синяя птица» - конкурс юных талантов. Задачи: -выявление и поддержка юных талантов; - формирование потенциала подрастающего поколения; - установление творческих контактов между коллективами и руководителями внутри ДОУ. |
Декабрь | «Здравствуй, гостья зима» - музыкально – тематическая беседа. Через синтез искусств (музыка, поэзия, живопись) прививать детям любовь к классическому наследию. Задачи: - учить детей искусству слушать музыку; - обогащать словарный запас музыкальными терминами; - побуждать детей в движении, пении выражать чувства, вызванные музыкой; - воспитывать в детях чувство красоты природы, музыки. «Русская печка» - фольклорный праздник русской печки; сказочное путешествие современного ребенка в мир прошлого. Задачи: - дать начальное представление о традициях русского народа, о быте; - обогащать словарный запас детей; - развивать коммуникабельность, актерские способности. |
Январь | Путешествие по страницам «Детского альбома» П.И. Чайковского – музыкально – тематическая беседа. Задачи: - прослушать ряд миниатюр из «Детского альбома» П.И.Чайковского; - учиться анализировать услышанную музыку: уметь определять характер произведения, размышлять, что может выражать музыка; - развивать образное мышление, представлять, что может изображать музыка; - формировать интерес к русской музыке. - прививать навыки культуры слушания классической музыки. «Чарующий мир романса» - знакомство с жанром, исполнение романсов педагогами и родителями. Задачи: - познакомить с жанром романса; - совместное исполнение несложных бытовых романсов. Рождественские посиделки «Святки – колядки» – музыкальное развлечение. Задачи: Образовательная - продолжать знакомить с традициями проведения колядок на Рождество, продолжать знакомить детей с устным народным творчеством по теме. Развивающая - развивать зрительное восприятие и внимание, мелкую моторику, координацию речи с движением. Развивать диалоговую речь. Воспитательная - способствовать формированию культуры гостеприимства, умения проявлять доброжелательность. Образовательная - продолжать знакомить с традициями проведения колядок на Рождество, продолжать знакомить детей с устным народным творчеством по теме. Развивающая - развивать зрительное восприятие и внимание, мелкую моторику, координацию речи с движением. Развивать диалоговую речь. Воспитательная - способствовать формированию культуры гостеприимства, умения проявлять доброжелательность. - знакомить с традициями проведения колядок на Рождество; - продолжать знакомить детей с устным народным творчеством»; - развивать зрительное восприятие и внимание, координацию речи с движением, диалоговую речь; - способствовать формированию культуры гостеприимства, умения проявлять доброжелательность. |
Февраль | «Веселимся мы, играем, и нисколько не скучаем» - игровая программа на основе забытых игр. Задачи: - углубить представления детей о русских народных играх; - воспитывать любовь к национальной культуре. - развивать физические умения и коммуникативные качества; «По морям, по волнам» - музыкально - интеллектуальное мероприятие, посвященное Дню защитников Отечества. Задачи: - воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к Родине; - воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки, целеустремленности; - воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной деятельности; - воспитывать у детей чувства гордости за родителей, радоваться совместным победам и успехам; - способствовать развитию взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. |
Март | «Мама, доченька, бабуля» - праздничное мероприятие, посвященное дню 8 Марта. Задачи: - развивать артистические способности и гендерную социализацию детей; - закреплять музыкальный репертуар в новой обстановке весеннего праздника; - воспитывать любовь и уважение к мамам и бабушкам. «Эх, задорная частушка» - музыкально – литературное мероприятие для родителей и детей. Задачи: - познакомить с жанром частушки; - развивать навыки совместного выразительного пения; - воспитывать любовь к национальной культуре. |
Апрель | Музыкальный КВН «Угадай мелодию» - музыкальное развлечение для родителей и детей. Задачи: проявлять знания о музыке в играх и занимательных конкурсах; развивать музыкальные способности; стимулировать творческие проявления детей через игровые задания; воспитывать любовь к музыке, уважение к товарищам, здоровый дух соперничества. «Веселая ярмарка» - фольклорное мероприятие. Задачи: - развитие культуры детей средствами традиционной народной культуры; - развитие творческих способностей детей через их собственную художественную деятельность; - создание особой русской традиционной среды для формирования общих культурных интересов и совместной деятельности детей и родителей; - формирование и развитие исполнительских и творческих навыков и умений каждого ребенка на фольклорной основе. |
Май | «Споем вместе о войне песни» - праздничное мероприятие, посвященное Дню Победы. Задачи: - воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примерах песен военных лет; - раскрыть роль песен, поднимающих боевой дух солдат во время Великой Отечественной войны. |
III Заключительный этап. Итоги.
- Оформление фотовыставки родителей тематических семейных праздников;
-Организация совместных праздников, конкурсов, развлечений, театральных постановок; тематических мероприятий;
- Создание презентации о работе «Музыкальной гостиной».
Выводы:
Работа над проектом получилась интересной, увлекательной, познавательной.
В реализации проектной деятельности дети и родители научились:
1).с большим интересом слушать музыку разных жанров; сосредотачиваться и улавливать детали исполнения;
2). высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки стали более развернутыми и содержательными;
3).словарный запас пополнился новыми словами;
4).танцевальные композиции стали создавать самостоятельно, а также импровизировать и создавать вымышленный образ;
5).определять характер музыки;
6). различать жанры музыкального искусства;
5).называть музыкальные произведения, авторов музыки;
6).называть и различать музыкальные инструменты, уметь их описать;
7).отражать свои впечатления в движении и пластике;
8).участвовать в инсценировках, спектаклях, музыкальных постановках, танцах.
Ну, и, конечно же, получать удовольствие от совместной деятельности. А также, слушать музыкальные произведения разных жанров дома; посещать спектакли, концерты.
В ходе реализации проекта благодаря совместной деятельности взаимоотношения между детьми, родителями, музыкальным руководителем и воспитателями стали более крепкими, близкими. Дети стали раскрепощенными, более общительными, уверенными в себе.
В лице родителей я нашла поддержку не только в подготовительной работе (изготовлении декораций, атрибутов, костюмов, музыкальных инструментов), но увидела в них талантливых артистов, воспитателей своих детей.
Приложение №1
Анкета для родителей
Фамилия, имя, отчество мамы воспитанника _____________________________________________________________________________________
Имеете ли Вы возможность выезжать в культурные центры города?
«Да» - в какие? __________________________________________________________________
________________________________________________________________________«Нет» - причина? _______________________________________________________________
Приветствуете ли Вы проведение в детском саду вечеров культурного отдыха родителей и детей?
_____________________________________________________________________________________
В чем по-Вашему ценность таких вечеров?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Какие темы музыкальных вечеров Вас могли бы заинтересовать?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Пожелания
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Список литературы:
1. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1982. – 271 с.
2. Ветлугина Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учебник для учащихся пед. училищ., - М., 1983. – 250 с.
3. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. – М., 1989. – 69 с.
4. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? – М., 1982.- 94 с.
5.Мир праздников для дошкольников: Сценарии мероприятий/авт.сост. Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова.- М.:5 за знания, 2006.
6. Назайкинский Е.В. «О психологии музыкального восприятия»;
7. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. М. : ГНОМ и Д, - 2000. - 89 с.
8. Радынова О. П. Музыкальное воспитание детей, - М., 1994. - 288 с.
9.Радынова О.П. Слушаем музыку: Кн. Для воспитателя и музыкального руководителя дет.сада.- М.: Просвещение, 1990.
10.Тельчарова Р.А. «Музыка и культура»;
11. Интернет – ресурсы: nsportal.ru; maam.ru; musical-sad.ru.