12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Щипцова Наталья Борисовна814
Работаю в Филиал ГБОУ "Центр специального образования №3"
Россия, Псковская обл., Новосокольники
Материал размещён в группе «Особое обучение»


Филиал государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

Псковской области

«Центр специального образования №3»

«Яблочные истории»

Познавательно-игровая программа для детей и родителей

(для учащихся 7 класса, обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе для детей с интеллектуальными нарушениями)





t1638894515ac.jpg



Автор: Щипцова Наталья Борисовна

учитель биологии



д.Шахниха 2021 г.

Аннотация к познавательно - игровой программе

Все мы знаем, какую роль несёт семья в развитии личности ребёнка, ведь именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер, стиль поведения, представления о трудолюбии и многое другое.

Работа с родителями занимает огромное место в деятельности классного руководителя и всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности. Воспитание любви и уважения к семье, Родине, природе, все эти понятия неразделимы и имеют единую цель - воспитание человека.

Данное мероприятие предназначено для организации внеурочной деятельности и входит в план работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся. Оно носит не только развлекательный, но и познавательный характер. Мероприятие построено с использованием информационно – коммуникативных технологий, так же были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. Мероприятие предназначено для обучающихся с ОВЗ 7 класса (дети с нарушением интеллекта). Так как на уроках биологии они изучали растения семейства розоцветные, к которым относится яблоня. Но оно может быть использовано для учащихся других классов.

В содержание мероприятия я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям. Были использованы методы работы: словесный, наглядный, практический, игровые моменты, а также метод стимулирования интереса к учению. Выбранные методы соответствовали задачам мероприятия, характеру и содержанию выбранного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся.
Учащиеся 7 класса готовились к мероприятию, обсуждали его дома с родителями, помогали готовить блюда из яблок, оформляли фотогазету, разучивали стихи и песню. Традиционные организационные и тематические родительские собрания не утратили своей актуальности, но уровень образования современных родителей, их социальный запрос к образовательным учреждениям требуют поиска новых форм и видов сотрудничества, которыми могут стать семинары - практикумы, деловые игры, родительские конференции и круглые столы, семейные конкурсы и праздники, социальные и учебные проекты, тренинги. В настоящее время большое внимание необходимо уделять экологическому воспитанию детей. Поэтому, данное мероприятие несет в себе не только задачу сближения детей и родителей, но экологическое образование и воспитание.

Цель:

Создать условия для сотрудничества родителей и детей, их эмоционального сближения, повысить интерес родителей к экологическому образованию детей.

Задачи:

Образовательные:

Способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формированию правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой;

Воспитательные:

Развивать стремление родителей к контакту и сотрудничеству с педагогами школы.

Воспитывать познавательный интерес и бережное отношение к окружающему миру. Способствовать духовно - нравственному воспитанию.

Коррекционные:

Обеспечить развитие мыслительных операций у детей с ОВЗ на всех этапах мероприятия.

Участники: родители, педагоги, медицинский работник школы, учащиеся.

Межпредметные связи:

Биология, музыка, литература.

План проведения:

  1. Конкурсная программа.

2. Чаепитие.

Подготовительный этап:

1.Оформить приглашение родителям в виде аппликации с изображением яблока.

2.Предложить родителям приготовить любое блюдо из яблок для чаепития и рассказать о нем.

3. Оформить фотогазету «Мой сад». Используются семейные фотографии.

4. Оформить выставку рисунков «Яблоневый сад».

5.Подготовить фонограммы «Шум леса», «Пение птиц».

6.Подготовить презентацию.

7.Разучить с детьми стихотворения и песню « Я яблоки люблю» (Барбарики).

Прогнозируемые результаты:

- активное участие родителей в жизни класса;

- создание атмосферы взаимопонимания между родителями и детьми;

- проявление самостоятельной творческой активности;

- воспитание любви к природе.

Материально – техническое обеспечение:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация; музыкальное сопровождение, рисунки детей, фотогазета, плакаты, вазы с яблоками, выпечка, чай.

Ход мероприятия:

Организационный этап:

1.Оформлена выставка рисунков, звучат фонограммы: «Шум леса», «Пение птиц»

2. Родители рассматривают выставку.

3. Присутствующие (родители и дети) рассаживаются в круг за большим столом.

1.Вводная часть: (1-5 минут)
Учитель: Добрый день, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас в нашем уютном зале. Мы сегодня собрались на необычное мероприятие, у нас в гостях ваши родители, и члены ваших семей. Что такое семья? Семья - это все человека. Это то, ради чего нужно жить, стремиться к чему-либо и достигать намеченных целей. Семья нужна человеку для поддержки. Семья как дерево, где каждая веточка это член семьи. Заболела одна веточка и плохо всему дереву. Семья это единое целое, где каждый ее член важен.

Ученик:

Семья — поистине высокое творенье.
Она — заслон надежный и причал,

Она дает признанье и рожденье,
Она для нас — основа всех начал
.

Учитель: Я не случайно сравнила семью с деревом, ведь наше мероприятие посвящено любимому многими фруктовому дереву. А какому, вы, наверное уже догадались, ведь наш зал украшен рисунками, плакатами, с изображением яблонь, яблок. А также Вы видите вазы с наливными плодами. Начинаем нашу познавательно - игровую программу: «Яблочные истории».

Слайд 2.(«Яблочные истории»)

2.Основная часть: (25-30 мин)

Воспитатель: Мы с вами сегодня будем праздновать день яблока, узнаем

много нового о нем, будем играть и веселиться. Ежегодные мероприятия, посвященные яблокам, фруктовым садам, проводятся и в европейских странах в

предпоследнее воскресенье октября. В день яблока можно увидеть и попробовать сотни различных сортов яблок, напитков и блюд. В день праздника проводятся различные гулянья, конкурсы, игры, сопровождающиеся песнями и танцами, где много музыки и смеха.

Задание 1: Скажите, какой праздник, посвященный яблокам, есть на Руси? Что вы знаете об этом празднике? (Ответы родителей)

Слайд 3.(яблочный спас)

Учитель: Первый яблоневый сад был официально заложен в 1051 году Ярославом Мудрым на территории Киево-Печерской лавры.
Были высажены все сорта, какие на то время официально существовали. В Подмосковье первые яблоневые сады появились в XII веку по указу Юрия Долгорукого.

Слайд 4. (Киево-Печерская лавра, Юрий Долгорукий)

Учитель: А теперь для вас следующее задание:

Задание 2: Каждая семья получает изображение яблока, которое разрезано на несколько частей. Нужно собрать изображение. Кто быстрее?

Слайд 5.(ваза с яблоками, яблочный сок)

(Учитель читает на фоне сменяющихся слайдов)

Воспитатель: Мы с вами привыкли, что в наших садах растут яблони с яблоками, а зимой их можно всегда купить в магазине. Ученые называют

яблоко самым полезным фруктом. И сегодня мы постараемся узнать еще больше об этой культуре.

Когда мы произносим слово «фрукт», то прежде всего, представляем себе яблоки. Яблоки на нашем столе практически круглый год и всегда кстати.

Ведь яблоки обладают не только хорошими вкусовыми качествами, но и оказывают на человека благотворное влияние, дарят красоту и здоровье, способствуют профилактике различных недугов.

Слайд 6.(дети едят яблоко)

Медработник:

Нам всем хорошо известно, что яблоки полезны для нашего здоровья.

В яблоках содержатся биологически активные вещества, микроэлементы и витамины. Исследователями установлено, что употребление двух яблок в день снижает уровень холестерина и риск возникновения сердечного приступа.

Также яблоко способствует нормализации пищеварения. Кашицу из антоновских яблок применяют при лечении бородавок. Если съесть 5-6 яблочных косточек, то суточная потребность в йоде будет полностью удовлетворена. Стоматологи утверждают, что яблоки, наряду с другими фруктами и овощами, содержащими органические кислоты, предупреждают развитие кариеса. Яблоки используются в свежем и в печеном виде для профилактики и лечения малокровия. И это далеко не все о пользе яблок!

Ученик 1:
У нас в саду под домом

Яблони красавицы растут.

Осенью и летом,

Щедрый урожай они дают.

Ученик 2:

На веточках плоды висят

Среди листвы зелёной прочно,

И витамины в себе хранят,

Уж это дети знайте точно!

Ученик 3:

Мякоть сочна и ароматна,

Кисла или сладка на вкус,

Вся разница от сорта,

Но их ведь много - это плюс!

Ученик 4:

Чтоб болезни и простуды,

Не явились в гости к вам,

Ешьте яблоки и фрукты,

Без напоминанья мам. http://kidsclever.ru/content/stihi-pro-yablonyu

Учитель: Действительно, яблоко - очень полезный фрукт и пользу его невозможно переоценить. Недаром, в сказках говорится о «молодильных яблочках». Съешь их и будешь снова молодым! Следующее задание именно связано со сказками.

Задание 3: Назовите сказки, где встречается яблоньки и яблоки. (Родители и дети поочередно приводят примеры из сказок).

Воспитатель: Растут яблони на всех континентах, в абсолютно разных климатических условиях. Родиной яблок принято считать Центральную Азию, именно там яблони появились впервые.
Наиболее популярной на сегодняшний день является яблоня домашняя, представленная огромным множеством сортов. Большинство известных из них взяли своё начало от двух дикорастущих видов: яблони карликовой и ягодной (так называемая сибирка). В нашей стране насчитывают почти десять тысяч культурных сортов яблонь. Они прижились на огромной территории России - от северных до южных границ. А какие сорта яблонь растут в ваших садах?

Слайд 7. (сорта яблок)

Задание 4: Рассказать о сортах яблонь, которые есть в своих садах. (Родители по желанию рассказывают о своих садах, используя приготовленную фотогазету).

Слайд 8. (памятник яблоку)

Учитель: А вы знаете, что существует памятник этому удивительному фрукту и находится он в городе Курске. Антоновка является символом города Курска, поэтому знаменитый скульптор Вячеслав Клыков решил увековечить этот замечательный фрукт. Открытие памятника состоялось именно на праздник

Яблочного спаса в 2008 году. Весит это яблоко 150 килограммов, высота его 2 метра, а диаметр 1,5 метра.

Воспитатель: Сортов яблок существует огромное множество. Яблоки отличаются по форме, окраске, срокам созревания, вкусовым качествам. И следующее задание именно о сортах яблок.

Задание 5: Каждая семья, используя карточки с буквами, составляет слова – названия сорта яблок. (Ранет, Малиновка, Антоновка)

Слайд 9.(сады в цвету, посадка деревьев, скворечники)

(Учитель читает на фоне сменяющихся слайдов и фонограммы голоса птиц).

Учитель: А как прекрасны сады весной, в воздухе чувствуется нежный аромат цветов. Весенние сады это очень красиво. Сажая дерево, мы улучшаем экологию нашего поселка, нашей планеты. Ведь человек должен обязательно посадить хотя бы одно дерево. Посадите дерево, не именно яблоню, любое, и наша земля станет краше. Смастерите и повести в саду скворечники, пусть скворцы радуют вас по утрам своим пением.
 Воспитатель: О яблоках и яблонях сложено множество легенд, мифов, сказок, загадок, пословиц и поговорок. Композиторы сочиняли музыку, поэты писали

стихи, художники писали натюрморты и пейзажи. Скажите, а как Вы понимаете выражение: «Яблоко от яблони не далеко падает»? (Ответы детей)

Задание 6: Сейчас мы предлагаем вашему вниманию конкурс – собери пословицу. Каждая семья получает конверт со словами, из которых нужно составить пословицу о яблоках и яблонях.

- От яблоньки - яблочко, а от ели - шишка. 

- Сентябрь пахнет яблоком, октябрь - капустой.

- Мимо яблоньки яблочко не падает.

- Каково деревце, таковы и яблочки

Учитель: Ребята, на уроках биологии вы изучаете живую природу и уже познакомились со многими растениями. Следующее задание для вас, нужно вспомнить, что вы знаете о растение яблоня.

Задание 7: Разгадать кроссворд.

Слайд 10. (кроссворд)

1.Сколько лепестков в цветке яблони?

2.Как называется плод у яблони и груши?

3. Назовите сорт сладких не крупных яблок.

4.Дерево. Плоды крупные, округлые, гладкие, светло-зеленого, красного, желтого цвета. Внутри плода мелкие коричневые семена.

5. Как называется семейство, к которому относится яблоня?












4





2





3


я



1

п

я

т

ь



р


б





б





а


л





л





н


о



5

р

о

з

о

ц

в

е

т

н

ы

е



к





т


я





о





















Воспитатель: Яблоки прочно вошли в наш рацион, мы их очень любим.

Звучит песня в исполнении учащиеся: « Я яблоки люблю». Музыка и слова: Татьяна Заслужная.

Учитель: Вот уже несколько десятков лет люди употребляют яблоки, они научились готовить различные блюда из яблок.

Задание 8: А какие, вы знаете блюда из яблок? Участники называют по очереди

блюда из яблок.

Слайд 11. (блюда из яблок)

Воспитатель: Яблоня как большая семя, где ветви все ее члены. И все друг другу помогают, оберегают и защищать. Как хорошо когда в семье царит любовь, лад и уважение. У меня в руке яблоко, оно необычное, я его назову «яблоко

раздора». Оно все в иголках. А я хочу, чтобы в ваших семьях не было колкости, а было всегда все гладко и дружно.

Задание 9: Передавая это «яблоко раздора» по кругу из рук в руки говорите друг другу ласковые слова, говорите комплименты, желайте добра. (Яблоко утыкано зубочистками, передавая его, игроки вынимают зубочистку,

произносят комплимент и передают яблоко дальше.) В итоге яблоко становится ровным, без иголок.

3. Заключительная часть: (1-2 мин)

Учитель: Вот и подошли к концу наши «яблочные истории», у нас нет победителей и нет проигравших мы все одна дружная семья. Давайте чаще встречаться, дарить друг другу радость общения. Мы всегда рады видеть Вас у нас в гостях.

Воспитатель:

Ну что ж как говорится,-

Вам хлеб да соль друзья!

Пора за стол садиться,

Ведь он накрыт не зря.

Приглашаем всех попить чаю с чудными и ароматными пирогами. Приятного вам чаепития!

Слайд 12.

4.Источники информации:

«Педсовет», газета для учителей начальной школы №5 май 2008г.

Н.В. Королев, Биология 7 класс учебник. Москва изд. Владос 2005г.

Т.В. Шевырева, Рабочая тетрадь к учебнику биологии 7 класс. Москва изд. Дрофа 2012г.

https://text.ru/rd/aHR0cDovL2VkdS56bmF0ZS5ydS9kb2NzLzEzNjUvaW5kZXgtNDY4MC5odG1s

https://text.ru/rd/aHR0cDovL2dsb2J1c3MyNC5ydS9kb2MvdXJvay1wby1iaW9sb2dpaS12LTYta2xhc3NlLWJsb2Nobml5LXNwYXM%3

https://infourok.ru/scenariy_vneklassnogo_meropriyatiya_semya_-_eto_my_1-4_klassy-413857.htm

5.Самоанализ.

Актуальность работы по данной теме обуславливается с чрезмерной занятостью родителей, нехваткой общения детей и родителей, а так же необходимостью духовно – нравственного, экологического просвещения и воспитания детей.

Мероприятие способствовало формированию у детей активной жизненной

позиции, формированию духовности, любви к родному краю, сближению детей и родителей. В целом данное мероприятие отличалось большой активностью всех его участников. Психологическая атмосфера на мероприятии была доброжелательной. Я, тщательно продумывала каждый этап, подбирала вопросы и задания, использовала различные приёмы активизации

детей и родителей, побуждая к действию. Все этапы логически последовательны, взаимосвязаны, чередовались различные виды деятельности и подчинены теме, цели и задачам мероприятия. 

Форма педагогического общения была игровая, эмоциональная. Эта форма рациональна, так как соответствует возрастным и психологические особенностям детей, их жизненному опыту, наглядно – образному мышлению.
Были использованы технологии: развивающего обучения, здоровьесберегающая, личностно – ориентированного обучения (создание психологического комфорта для учеников, условий для самовыражений), информационная (предоставляются слайды из презентации), различные виды активности: физической, социальной (отвечают на вопросы), познавательной (находят решение проблемы, делают выводы). 
Считаю, цель и все поставленные задачи удалось реализовать.


Опубликовано в группе «Особое обучение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.