12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лихачева Елена Алексеевна21
Россия, Алтайский край, Рубцовск

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

(математика)

НОД 1 – третья неделя сентября

Учитель - дефектолог: Лихачева Е.А., подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида № 14 «Василёк» г. Рубцовск

Тема: Свойства предметов: цвет, форма.

Времена года. Осень (перед, за, после).

Ориентировка в пространстве: справа - слева, впереди - позади, вверху - внизу.

Цель: Создание условий для формирования представлений о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), сравнения предметов по цвету на основе практической деятельности (цвета радуги). Понимание значения слов: одинаковые, разные.

Формирование временных представлений: времена года, осень.

Совершенствование умения ориентироваться в окружающем пространстве: справа - слева, впереди - позади, вверху - внизу.

Задачи:

Образовательная: формировать представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), учить сравнивать предметы по цвету на основе практической деятельности (цвета радуги). Понимание значения слов: одинаковые, разные. Формировать временные представления: времена года, осень.

Совершенствовать умения ориентироваться в окружающем пространстве: справа - слева, впереди - позади, вверху - внизу.

Коррекционно - развивающая:

Развивать мелкую моторику, речь, мышление, зрительное и слуховое восприятие. Активизировать интерес к математике.

Воспитательная: формирование положительной установки на участие в деятельности, самостоятельности.

Формы организации совместной деятельности: путешествие к лягушатам.

Форма организации детей: подгрупповая

Методы организации:

Практические: упражнение, моделирование

Наглядные: наблюдение

Словесные: рассказ педагога, беседа

Игровые: дидактические игры, воображаемая ситуация

Оборудование: календарь, карточки с изображением времен года, д/у "Лягушата", цветные карандаши и полоски, картинка домик, лягушка, автомобиль, домашние животные – на каждого ребенка, пособие "Впереди - позади", смайлики

Организационный момент. Упражнение «Добрый день»

Цель: Создание мотивации на совместную деятельность.

Задачи:

Психологический настрой на совместную деятельность.

Поддерживать интерес к дальнейшей совместной деятельности.

Методы и приемы: словесный (беседа, вопросы), игровой (сюрпризный момент)
Деятельность детей Деятельность педагога Примечание

Дети образуют круг.



Всем, всем - добрый день!

Прочь с дороги наша лень,

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

Деть выполняют движения (хлопки, сжимание и разжимание рук)


Д/у «Календарь»

Цель: развитие временных представлений

Дети отвечают на вопросы, ориентируясь на календарь

- Какое сейчас время года?

- После какого времени года наступила осень?

- Какое время года наступит после?

- Назовите месяцы осени

- Какой сегодня день недели?

- Время суток? т.п.

Работа с временным календарём

Основная часть

Цель: Формирование умений

Задачи:

Методы и приемы: словесный (художественное слово, вопросы, беседа, уточнение), игровой (пальчиковая гимнастика, физкультминутка), наглядный

Д/у «Время года»

Цель: Закрепление последовательности времён года.

Дети занимают свои места

- Какое время года у нас сейчас?

- А какое время года было до осени?

- Вспомните, чем вы занимались летом?

- Сейчас осень, а за осенью наступит…

- Какое время года будет после осени?

- Перед вами картинки времён года. Назовите их.

- Расставьте их, начиная с осени.

Работают по картинкам

Д/и «Лягушата»

Цель: Упражнение в определении формы предметов

Дети выполняют задания.






















Отвечают на вопросы



















Дети рассаживают лягушат на кувшинки в соответствии с формой

- Ребята, сегодня мы с вами отравимся в гости в веселым лягушатам. Для того чтобы туда попасть, нужно отгадать загадки.

- С детства я знакомый твой.

Каждый угол здесь прямой.

Все четыре стороны одинаковой длины.

Вам представиться я рад.

А зовут меня ... (квадрат).

Нет углов у меня

И похож на блюдце я.

На тарелку и на крышку.

На крыльцо, на колесо. (Круг.)

Моя загадка коротка:

Три стороны и три угла.

Кто я? (Треугольник.)

Смотрите, нас встречают две лягушки - подружки. (Педагог демонстрирует лягушат, на которых изображены круг и овал.)

- Как вы думаете, почему они живут вместе? (Они очень похожи.)

- Чем похожи эта фигуры? (Нет сторон, углов.)

- Чем все же отличаются? (Овалы вытянутые, неровные.)

(Окошки в домах на одной стороне улицы овальные, на другой стороне - круглые.)

Педагог демонстрирует лягушат с изображением квадрата и прямоугольника.

- Как вы думаете, почему дружат эти лягушата?

- Чем похожи эти фигуры? (4 угла, 4 стороны.)

- Чем отличаются? (У квадрата все стороны равны.)

Демонстрация лягушонка с изображением треугольника.

- Ребята, что вы знаете про треугольники, чем они отличаются от других фигур? (3 угла, 3 стороны.)

- Ребята, лягушатам надо помочь, посадить их на кувшинки, где изображена такая же фигура


Д/у «Радуга»

Цель: Упражнение в определении цвета предмета, сравнении предметов по цвету

Дети за столами работают по картинному материалу


Педагог держит в руках карандаши всех цветов радуги

- Послушайте, что рассказали нам карандаши.

Оранжевый: «Я апельсин, морковь!»

Желтый: «Я цыпленок, солнце, репа!»

Зеленый: «Я трава, листва, зеленый лес!»

Голубой: «Я незабудка небо, лед»

Синий: «Я чернила, морс, василек!»

Фиолетовый «Я слива, сирень, сумерки, колокольчик!»

- Лягушата знают загадку:

Через поля, через луга, Встала нарядная дуга. (Радуга.)

- А кто знает цвета радуги?

Составление радуги из цветных полосок



Физкультминутка «Раз, два, три, четыре, пять»

Цель:  активизация двигательной активности, снятия утомления

Дети выполняют движение в соответствии с текстом

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже

-Руки за спину положим.

Голову поднимем выше,

И легко-легко подышим.

Раз, два, три, четыре, пять!

Топаем ногами!

Раз, два, три, четыре, пять!

Хлопаем руками!

Подтянитесь на носочках столько раз,

Ровно столько, сколько пальцев на руке у нас!

- А сколько пальцев на руке у нас? (Пять.)

- А сколько фигур мы с вами вспомнили? (Пять: овал, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.)


Д/и «Кто внимательный?»

Цель: закрепление право - лево

Дети отвечают

- Лягушата не знают, где правая нога, где - левая, где правая рука, где - левая, где правая сторона, где - левая.

- А вы знаете, где правая рука, где левая? Где правая сторона, где - левая? Давайте проверим и поиграем в игру «Кто внимательный?» Я буду специально ошибаться, а вы должны правильно выполнять все команды.

- Поднимите правую руку вверх, на правое плечо, на левое плечо, на правую коленку. Левую руку вверх, левую руку - вниз. Повернитесь направо, повернитесь налево и т. д.

- Наши фигуры постоянно забывают, где у них правая рука, где - левая. Раскрою вам секреты, как можно это запомнить: с левой стороны находится сердце. Послушайте, как оно стучит. Вот видите, как просто: где сердце, там и левая сторона.

Наши друзья что-то совсем загрустили, давайте поиграем в новую игру, может быть, это их развеселит.


Динамическая пауза «Лягушки»

Цель: вырабатывать умение ориентироваться в пространстве относительно себя.

Дети выполняют движение в соответствии с текстом

Мы веселые лягушки, мы захлопали в ладошки:

Слева – хлоп, справа – хлоп, прямо – хлоп и сзади – хлоп.

Мы веселые лягушки, заплясали наши ножки:

Левой – топ и правой – топ, правой – топ и левой – топ.

Мы веселые лягушки, пляшут ручки, пляшут ножки:

Левой ножкой – топ-топ-топ, слева ручками – хлоп-хлоп,

Правой ножкой – топ-топ-топ, справа ручками – хлоп-хлоп.

Чередование можно продолжить несколько раз.

Звучит музыка

Работа с пособием «Впереди - позади».

Цель: Совершенствование умения ориентироваться в окружающем пространстве: впереди - позади

Дети отвечают на вопросы

Посмотрите на наше пособие и скажите:

- Что стоит впереди, машина или мотоцикл? Т.п.


Д/и «Лягушкино хозяйство».

Цель: вырабатывать умение располагать предметы, согласно инструкции, вырабатывать понимание понятий «впереди», «позади», «слева», «справа», «вверху», «внизу».

Дети выполняют инструкции педагога и отвечают на вопросы.


Примерные инструкции: Вот стоит домик-домок,

Красивый, как теремок.

Там лягушка живет,

Хозяйство ведет.

Вышла лягушка из домика, встала около него и смотрит, все ли в порядке. Слева машина стоит, справа собака лежит. Впереди дома барашки пасутся. А это кто позади дома? Это кошка Мурка! А еще у нее перед домом огород есть, там репки растут. Смотрит лягушка, все у нее хорошо, все в порядке!

Дети расставляют картинки, согласно тексту.

Вопросы: какие предметы находятся впереди дома, позади дома, слева от дома, справа от дома, вверху, внизу? и т.п.

Оборудование: картинка домик, лягушка, автомобиль, домашние животные – на каждого ребенка.

Заключительная часть.

Цель: Подведение итогов НОД.

Задачи:

Сохранять и поддерживать интерес к познанию окружающего мира.

Методы и приемы: наглядный, словесный (поощрение).

Дети показывают смайлик, соответствующий настроению, объясняя свой выбор.



- Какие эмоции остались у вас после занятия?

Покажите такой смайлик.

- Почему у тебя веселое настроение (грустное)? Что тебе понравилось (не понравилось)?

Молодцы, ребята





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.