12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Лихачева Елена Алексеевна21 Россия, Алтайский край, Рубцовск |
Познавательное развитие
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
(математика)
НОД 1 – третья неделя сентября
Учитель - дефектолог: Лихачева Е.А., подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида № 14 «Василёк» г. Рубцовск
Тема: Свойства предметов: цвет, форма.
Времена года. Осень (перед, за, после).
Ориентировка в пространстве: справа - слева, впереди - позади, вверху - внизу.
Цель: Создание условий для формирования представлений о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), сравнения предметов по цвету на основе практической деятельности (цвета радуги). Понимание значения слов: одинаковые, разные.
Формирование временных представлений: времена года, осень.
Совершенствование умения ориентироваться в окружающем пространстве: справа - слева, впереди - позади, вверху - внизу.
Задачи:
Образовательная: формировать представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), учить сравнивать предметы по цвету на основе практической деятельности (цвета радуги). Понимание значения слов: одинаковые, разные. Формировать временные представления: времена года, осень.
Совершенствовать умения ориентироваться в окружающем пространстве: справа - слева, впереди - позади, вверху - внизу.
Коррекционно - развивающая:
Развивать мелкую моторику, речь, мышление, зрительное и слуховое восприятие. Активизировать интерес к математике.
Воспитательная: формирование положительной установки на участие в деятельности, самостоятельности.
Формы организации совместной деятельности: путешествие к лягушатам.
Форма организации детей: подгрупповая
Методы организации:
Практические: упражнение, моделирование
Наглядные: наблюдение
Словесные: рассказ педагога, беседа
Игровые: дидактические игры, воображаемая ситуация
Оборудование: календарь, карточки с изображением времен года, д/у "Лягушата", цветные карандаши и полоски, картинка домик, лягушка, автомобиль, домашние животные – на каждого ребенка, пособие "Впереди - позади", смайлики
Организационный момент. Упражнение «Добрый день»
Цель: Создание мотивации на совместную деятельность. Задачи: Психологический настрой на совместную деятельность. Поддерживать интерес к дальнейшей совместной деятельности. Методы и приемы: словесный (беседа, вопросы), игровой (сюрпризный момент) | ||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
Дети образуют круг. | Всем, всем - добрый день! Прочь с дороги наша лень, Не мешай трудиться, Не мешай учиться! | Деть выполняют движения (хлопки, сжимание и разжимание рук) |
Д/у «Календарь» Цель: развитие временных представлений | ||
Дети отвечают на вопросы, ориентируясь на календарь | - Какое сейчас время года? - После какого времени года наступила осень? - Какое время года наступит после? - Назовите месяцы осени - Какой сегодня день недели? - Время суток? т.п. | Работа с временным календарём |
Основная часть Цель: Формирование умений Задачи: Методы и приемы: словесный (художественное слово, вопросы, беседа, уточнение), игровой (пальчиковая гимнастика, физкультминутка), наглядный | ||
Д/у «Время года» Цель: Закрепление последовательности времён года. | ||
Дети занимают свои места | - Какое время года у нас сейчас? - А какое время года было до осени? - Вспомните, чем вы занимались летом? - Сейчас осень, а за осенью наступит… - Какое время года будет после осени? - Перед вами картинки времён года. Назовите их. - Расставьте их, начиная с осени. | Работают по картинкам |
Д/и «Лягушата» Цель: Упражнение в определении формы предметов | ||
Дети выполняют задания. Отвечают на вопросы Дети рассаживают лягушат на кувшинки в соответствии с формой | - Ребята, сегодня мы с вами отравимся в гости в веселым лягушатам. Для того чтобы туда попасть, нужно отгадать загадки. - С детства я знакомый твой. Каждый угол здесь прямой. Все четыре стороны одинаковой длины. Вам представиться я рад. А зовут меня ... (квадрат). Нет углов у меня И похож на блюдце я. На тарелку и на крышку. На крыльцо, на колесо. (Круг.) Моя загадка коротка: Три стороны и три угла. Кто я? (Треугольник.) Смотрите, нас встречают две лягушки - подружки. (Педагог демонстрирует лягушат, на которых изображены круг и овал.) - Как вы думаете, почему они живут вместе? (Они очень похожи.) - Чем похожи эта фигуры? (Нет сторон, углов.) - Чем все же отличаются? (Овалы вытянутые, неровные.) (Окошки в домах на одной стороне улицы овальные, на другой стороне - круглые.) Педагог демонстрирует лягушат с изображением квадрата и прямоугольника. - Как вы думаете, почему дружат эти лягушата? - Чем похожи эти фигуры? (4 угла, 4 стороны.) - Чем отличаются? (У квадрата все стороны равны.) Демонстрация лягушонка с изображением треугольника. - Ребята, что вы знаете про треугольники, чем они отличаются от других фигур? (3 угла, 3 стороны.) - Ребята, лягушатам надо помочь, посадить их на кувшинки, где изображена такая же фигура | |
Д/у «Радуга» Цель: Упражнение в определении цвета предмета, сравнении предметов по цвету | ||
Дети за столами работают по картинному материалу | Педагог держит в руках карандаши всех цветов радуги - Послушайте, что рассказали нам карандаши. Оранжевый: «Я апельсин, морковь!» Желтый: «Я цыпленок, солнце, репа!» Зеленый: «Я трава, листва, зеленый лес!» Голубой: «Я незабудка небо, лед» Синий: «Я чернила, морс, василек!» Фиолетовый «Я слива, сирень, сумерки, колокольчик!» - Лягушата знают загадку: Через поля, через луга, Встала нарядная дуга. (Радуга.) - А кто знает цвета радуги? Составление радуги из цветных полосок | |
Физкультминутка «Раз, два, три, четыре, пять» Цель: активизация двигательной активности, снятия утомления | ||
Дети выполняют движение в соответствии с текстом | Раз, два, три, четыре, пять! Все умеем мы считать. Отдыхать умеем тоже -Руки за спину положим. Голову поднимем выше, И легко-легко подышим. Раз, два, три, четыре, пять! Топаем ногами! Раз, два, три, четыре, пять! Хлопаем руками! Подтянитесь на носочках столько раз, Ровно столько, сколько пальцев на руке у нас! - А сколько пальцев на руке у нас? (Пять.) - А сколько фигур мы с вами вспомнили? (Пять: овал, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.) | |
Д/и «Кто внимательный?» Цель: закрепление право - лево | ||
Дети отвечают | - Лягушата не знают, где правая нога, где - левая, где правая рука, где - левая, где правая сторона, где - левая. - А вы знаете, где правая рука, где левая? Где правая сторона, где - левая? Давайте проверим и поиграем в игру «Кто внимательный?» Я буду специально ошибаться, а вы должны правильно выполнять все команды. - Поднимите правую руку вверх, на правое плечо, на левое плечо, на правую коленку. Левую руку вверх, левую руку - вниз. Повернитесь направо, повернитесь налево и т. д. - Наши фигуры постоянно забывают, где у них правая рука, где - левая. Раскрою вам секреты, как можно это запомнить: с левой стороны находится сердце. Послушайте, как оно стучит. Вот видите, как просто: где сердце, там и левая сторона. Наши друзья что-то совсем загрустили, давайте поиграем в новую игру, может быть, это их развеселит. | |
Динамическая пауза «Лягушки» Цель: вырабатывать умение ориентироваться в пространстве относительно себя. | ||
Дети выполняют движение в соответствии с текстом | Мы веселые лягушки, мы захлопали в ладошки: Слева – хлоп, справа – хлоп, прямо – хлоп и сзади – хлоп. Мы веселые лягушки, заплясали наши ножки: Левой – топ и правой – топ, правой – топ и левой – топ. Мы веселые лягушки, пляшут ручки, пляшут ножки: Левой ножкой – топ-топ-топ, слева ручками – хлоп-хлоп, Правой ножкой – топ-топ-топ, справа ручками – хлоп-хлоп. Чередование можно продолжить несколько раз. | Звучит музыка |
Работа с пособием «Впереди - позади». Цель: Совершенствование умения ориентироваться в окружающем пространстве: впереди - позади | ||
Дети отвечают на вопросы | Посмотрите на наше пособие и скажите: - Что стоит впереди, машина или мотоцикл? Т.п. | |
Д/и «Лягушкино хозяйство». Цель: вырабатывать умение располагать предметы, согласно инструкции, вырабатывать понимание понятий «впереди», «позади», «слева», «справа», «вверху», «внизу». | ||
Дети выполняют инструкции педагога и отвечают на вопросы. | Примерные инструкции: Вот стоит домик-домок, Красивый, как теремок. Там лягушка живет, Хозяйство ведет. Вышла лягушка из домика, встала около него и смотрит, все ли в порядке. Слева машина стоит, справа собака лежит. Впереди дома барашки пасутся. А это кто позади дома? Это кошка Мурка! А еще у нее перед домом огород есть, там репки растут. Смотрит лягушка, все у нее хорошо, все в порядке! Дети расставляют картинки, согласно тексту. Вопросы: какие предметы находятся впереди дома, позади дома, слева от дома, справа от дома, вверху, внизу? и т.п. | Оборудование: картинка домик, лягушка, автомобиль, домашние животные – на каждого ребенка. |
Заключительная часть. Цель: Подведение итогов НОД. Задачи: Сохранять и поддерживать интерес к познанию окружающего мира. Методы и приемы: наглядный, словесный (поощрение). | ||
Дети показывают смайлик, соответствующий настроению, объясняя свой выбор.
| - Какие эмоции остались у вас после занятия? Покажите такой смайлик. - Почему у тебя веселое настроение (грустное)? Что тебе понравилось (не понравилось)? Молодцы, ребята | |