Конспект урока математики «Единицы времени. Год, месяцы»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учитель: Прозорова Людмила Николаевна
Класс: 3 «А»
28.12.2018 г.
Предмет: математика.
Тема урока: «Единицы времени. Год, месяц».
Цель урока и задачи:
Закреплять знания детей о единицах времени и связи между ними; о временной последовательности событий;
Совершенствовать навыки решения задач с единицами времени; расширять представления детей о связи математики с окружающим миром, с жизнью; развивать логическое мышление, умение наблюдать, рассуждать.
Воспитывать бережное отношение к минуте, к времени; прививать навыки использования и соблюдения режима дня учащихся.
Тип урока: урок изучения нового материала
Планируемые результаты:
Личностные умения: проявлять интерес к изучению темы, желание усваивать учебный материал, необходимый для решения задачи; осознание собственных достижений при освоении учебной темы, позитивное отношение к результатам обучения.
Метапредметные умения:
Познавательные умения: умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные умения: умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Предметные: умение пользоваться календарём, выполнять действия с числовыми значениями времен: сравнивать, преобразовывать крупные единицы времени в мелкие, выполнять арифметические действия; решать задачи на табличное умножение и деление; совершенствовать вычислительные навыки.
Методы обучения: словесные, наглядные, методы самостоятельной работы и работы под руководством, проблемно-поисковые, частично-поисковые
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная, в парах
Формы работы: индивидуальная, работа в парах, включение каждого ученика в активную деятельность по достижению цели.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация к уроку, маршрутные листы.
Этапы урока |
Цель |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.Создание эмоционального фона урока (организационный момент). |
Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. |
Приветствие учащихся, организация на работу на уроке.
|
Проверяют свою готовность к уроку.
|
Личностные УУД: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
2. Актуализация знаний. Устный счёт. |
Актуализация опорных знаний и умений. Проверка вычислительных навыков |
Даёт задание в игровой форме на проверку вычислительных навыков |
Выполняют задание, используя работу в парах и группах |
Познавательные УУД: осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе. Осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха с усилиями и трудолюбием Регулятивные УУД: выполнять учебные действия, руководствуясь изученным материалом; осуществлять самоконтроль; оценивать результаты своей деятельности. |
3. Целеполагание и мотивация |
Организовать постановку учебной проблемы; формулирование темы урока учащимися, организация постановки учебной задачи урока учащимися. |
Предлагает сформулировать тему урока, поставить цели, используя опорную запись. |
Формулируют тему урока. Составляют план работы.
|
Регулятивные УУД: принимать и сохранять заданную учебную цель.
|
4. Изучение нового материала. |
Дать новое знание
|
На основе практической работы предлагает сделать вывод.
|
Выполняют практические задания. Самооценка.
|
Познавательные УУД: закрепить знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. Регулятивные УУД: Высказывать свою версию. Коммуникативные УУД: Учиться формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им. |
5.Физкультминутка |
Музыкальная |
Организация физкультминутки. |
Учащиеся выполняют движения под музыку. |
Регулятивные УУД: взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. |
6. Закрепление |
Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; -организовать взаимопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. |
Предлагает задания для закрепления |
Учащиеся выполняют задания |
Коммуникативные УУД: принимать участие в работе парами и группами, используя для этого речевые и другие коммуникативные средства. |
7.Проверка знаний. |
Контроль за правильностью выполнения заданий. |
Организует выполнение учениками теста. Организует взаимопроверку в парах. |
Учащиеся выполняют тест, анализируют, взаимопроверка. |
Регулятивные УУД: осуществляют контроль по результату. Коммуникативные УУД: оценивают работу соседа, аргументируют оценку.
|
8.Итог урока. Домашнее задание. |
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности |
Учитель подводит итог урока, задаёт домашнее задание. |
Учащиеся определяют, кто из них достиг целей урока, записывают домашнее задание в дневник. |
Личностные УУД: осознание ответственности ученика за общее благополучие класса.
|
9.Оценки. Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
Подведение рефлексии учебной деятельности на уроке. |
Побуждает учеников к оценке результатов своей работы.
|
Оценивают личный вклад в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели |
Познавательные УУД: обобщать полученные знания. Личностные УУД: осознание ответственности ученика за общее благополучие класса. Регулятивные УУД: адекватно понимать оценку взрослого.
|
Ход урока:
1. Орг. момент.
Чтобы урок прошёл интересно, что нам необходимо для этого?
Условия успеха каждого ученика:
Быть внимательным, самостоятельным.
Не оставлять вопрос без ответа.
На выполнение каждого задания затратить минимум времени и максимум усердия.
2.Актуализация знаний.
Задание № 1. Устный счёт.
Игра «Угадай День рождения!»
3. Целеполагание и мотивация.
Как вы считаете, какой будет тема нашего урока.
Какие задачи нам предстоит решить?
-Верно. Сегодня на уроке речь пойдёт о времени, обо всём, что с ним связано.
Какие единицы времени вы знаете?
Задание № 2 (закладка)
Поставьте в порядке уменьшения.
Секунда
Минута
Час
Сутки
Месяц
Год
Век
Тысячелетие
4.Работа над темой урока.
Чтение сказки Даля
- Что за птицы вылетели из рукава первый раз?
(Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль)
- Что за птицы вылетели из рукава второй раз?
(Весенние месяцы: март, апрель, май)
- Что за птицы вылетели из рукава третий раз?
(Летние месяцы: июнь, июль, август)
- Что за птицы вылетели из рукава четвёртый раз?
(Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь)
- А почему у каждой птицы по 4 крыла?
(4 недели в месяце)
- А что значит: в каждом крыле по 7 перьев?
(В неделе 7 суток)
- А почему одна половина пера белая, а другая – чёрная?
(День и ночь)
Работа с календарём
2. Тренировочные упражнения с табелем – календарём.
МИНИ исследование.
Назовите месяцы 30 дней…31…
5.Физминутка (музыкальная)
6. Закрепление. Работа над задачей.
Краткой записью на доске с самостоятельным решением в тетради.
Дайте узнаем, сколько дней в 2019 году.
Сколько месяцев в году? (12)
Сколько месяцев, в которых 31 день? (7)
Давайте запишем: 7 мес. – по 31 дн.
Сколько месяцев, в которых 30 дней? (4)
Давайте запишем: 4 мес. – по 30 дн.
Что ещё известно? 1 мес. – 28 дн.
Покажите, что надо узнать количество всех дней.
Решите задачу удобным способом.
1) 31*7 =217(дн.) – 7 месяцев
2) 30*4 = 120 (дн.) – 4 месяца
3) 217+120+28=365 (дн.)
Или
31*7+30*4+28=365(дн.)
Ответ: 365 дней в 2009 году.
А всегда ли бывает 365 дней в году?
Сколько дней ещё бывает в феврале? (29)
Как называется год, в феврале которого 29 дней? (високосный)
8.Закрепление знаний. Подведение итогов работы учащихся.
Тест. Взаимопроверка (работа в парах).
Выставление оценок учителем.
- А теперь вы сами оцените свою работу на уроке – (карточка для рефлексии).
9. Домашнее задание:
Каждый самостоятельно должен отметить в календаре дни рождения своих родных и близких, не забыть их поздравить. Узнать, на сколько старше каждый член семьи.
Домашнее задание:
Каждый самостоятельно должен отметить в календаре дни рождения своих родных и близких, не забыть их поздравить. Узнать, на сколько старше каждый член семьи.
- Какой теме мы посвятили сегодня работу на уроке?
Я НАУЧИЛСЯ
ЗАПОМНИЛ
УДИВИЛСЯ
Для чего нам надо знать такую величину «Время»?
- Что вам понравилось, запомнилось на уроке?
- Берегите время, не тратьте его напрасно.
Заполняйте свои минутки и часы добрыми и умными делами.
Приложение 1.
Время, за которое Земля делает полный оборот вокруг Солнца это ____________________
Время, за которое Земля делает полный оборот вокруг своей оси это_____________________
Запишите, сколько суток в самых длинных месяцах года ________________________
Запишите, сколько лет в одном веке ___________________
Запишите, сколько суток в не високосном году ______
Запишите, сколько минут в одном часе ___________
Запишите в минутах продолжительность школьного урока_____________________
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
31 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
30 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
28 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
29 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Владимир Даль
Старик – годовик.
(сказка-загадка)
Вышел старик – годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик – годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул старик – годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полянах показались цветы.
Махнул старик – годовик третий раз – и полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Крестьяне стали рожь жать.
Махнул старик – годовик четвёртый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, а другая – чёрная. Махнёт птица раз – станет светлым – светло, махнёт другой – станет темным – темно.
Приложение 2.
1 вариант
1. В сутках…
А) 26 ч Б) 24ч В) 60 ч
2. В 180 мин…
Г) 5 ч Д) 2 ч Е) 3 ч
3. В 4 часах…
Р) 240 мин
О) 260 мин
Н) 200 мин
4. Самая маленькая единица времени…
Б) час
Г) минута
Е) секунда
5. 150 мин больше 3 часов.
Г) нет А) да
6. 3 суток – это…
Р) 48 ч И) 72 ч Н) 42 ч
|
|
|
|
|
|
Приложение 3.
2 вариант
1. В сутках…
А) 26 ч В) 24 ч Б) 60 ч
2. В 120 мин…
Г) 5 ч Р) 2 ч Е) 3 ч
3. В 5 часах…
Р) 240 мин
О) 260 мин
Е) 300мин
4. Самая большая единица времени из данных…
М) час
Г) минута
Е) секунда
5. 240 мин больше 3 часов.
Г) нет Я) да
|
|
|
|
|
Приложение 4.