Воспитательная программа для учащихся начальной школы «Познаю себя и окружающий мир»

2
0
Материал опубликован 25 March 2016 в группе

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПОЗНАЮ СЕБЯ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

(наименование программы)

_________________________________________________________________

(класс)

 

2015 - 2017 учебный год

(период реализации программы)

 

Шимон Светлана Владимировна

(Ф.И.О. классного руководителя, составившего воспитательную программу)


 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Паспорт воспитательной программы

Пояснительная записка

Нормативно-правовая база

Направления программы

Этапы реализации

Условия реализации

Диагностика реализации программы

Ожидаемый результат

Литература


Паспорт программы “Познаю себя и окружающий мир”

1. Полное название программы

Познаю себя и окружающий мир” (воспитательная программа для учащихся начальной)

2. Цели и задачи

Цель: создание условий для формирования жизненных ценностных ориентиров личности, ее гражданское становление и социально-педагогическое развитие на основе социального партнерства с семьей.

Задачи:

  • Способствовать формированию потребности ребенка к самовыражению и совер­шенствованию своих творческих способностей на основе сохранения традиций, патриотического и гражданского воспитания;
  • Моделировать приоритетное отношение к ЗОЖ;
  • Воспитывать ребенка как члена семьи, школьного коллектива, общества;Заложить основы нравственно полноценной личности.

3. Автор программы

Учитель начальных классов – Шимон Светлана Владимировна

4. Условия достижения

Совершенствование современных подходов воспитания младших школьников. Обеспечение условий более эффективной воспитательной деятельности.

5. Основные направления

«Здоровый образ жизни»

«Я – Гражданин»

«Семья»

6. Сопутствующие направления

«Культура общения»

«Духовно – нравственное».

7. Сроки реализации

2015 – 2017 годы.

8. Исполнители программы

Классный руководитель, сообщество учащихся, родителей, педагогов и организаторов дополнительного образования.

9. Ожидаемые результаты

В результате работы ожидается, что сплотится классный коллектив ребят, дети будут более терпимы к недостаткам товарищей, будут стараться помогать друг к другу.

К концу четвертого года обучения все дети должны получить социальный опыт жизни в коллективе, уметь подчиняться общим правилам, но при этом сохранить свою индивидуальность, развить свои организаторские, творческие способности.

10. Система контроля

Систематический анализ результатов личностного роста учащихся, проведение мониторинга воспитанности на промежуточных этапах и по окончанию реализации программы.

Пояснительная записка

Актуальность воспитательной программы.

Главное назначение начальной школы – воспитательное. Оно состоит в формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Начальная школа должна привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус, воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам; способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.

Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности.

В условиях жизнедеятельности современного ребенка много противоречий:

Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.

Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы(хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.). Этот конфликт меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические сотрудники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю.

Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

В «Концепции модернизации образования РФ на период до 2010 г.» отмечено следующее: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающегося, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования»

Данная мысль продолжена в Национальном проекте «Образование», где определены стратегическое ориентиры, в том числе развитие ключевых компетенций (информационная, коммуникативная, самостоятельное решение проблем). Эти материалы и являются основой для разработки воспитательной программы «Познаю себя и окружающий мир».

Основные идеи воспитательной системы:

*формирование мировоззрения личности на основе общечеловеческих ценностей (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л.Селиванова);

*самореализация ребенка в условиях индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

*идея совместной деятельности детей и взрослых в процессе воспитания (В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко);

*становление социально успешной личности, т.е. умеющей взаимодействовать в коллективе, в семье в обществе.

Цели и задачи.

Цель: создание условий для формирования жизненных ценностных ориентиров личности, ее гражданское становление и социально-педагогическое развитие на основе социального партнерства с семьей.

Задачи:

Способствовать формированию потребности ребенка к самовыражению и совер­шенствованию своих творческих способностей на основе сохранения традиций, патриотического и гражданского воспитания;

Моделировать приоритетное отношение к ЗОЖ;

Воспитывать ребенка как члена семьи, школьного коллектива, общества;

Заложить основы нравственно полноценной личности.

Принципы, на которых построена программа, реализуют идеи создания воспита­тельной системы, направленной на развитие потенциальных возможностей ребенка и приобщение к общечеловеческим ценностям.

Принцип ценностных ориентации обеспечивает приобщение детей к системе жизненных ценностей; осуществляется гуманизация межлично­стных отношений на различных уровнях: дети - дети, дети - семья, дети - педагог.

Принцип индивидуализации предполагает личностный подход, учет индивидуальных потенциальных возможностей ребенка, способствует самореализации ребёнка.

Принцип сочетания воспитания и оздоровления обеспечивает одновременную реализацию воспитательных и оздоровительных мероприятий.

Принцип творческой деятельности обеспечивает развитие креативных способ­ностей каждого ребенка, пробуждение инициативности, стремление показать свою ин­дивидуальность в различной деятельности.

Интегративный принцип приводит к соединению в одно целое все виды дея­тельности, которые имеют одну главную цель - личностное развитие.

Ценности воспитания: Человек, Отечество, Земля, Семья, Труд.

Человек – сегодня гуманизму возвращается его индивидуальное начало, из средства человек ставится целью.

Отечество – единственная уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков. Сегодня патриотическое чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям: изменилось Отчество. Задача педагога – воспитание уважительного, бережного отношения к истории своего народа.

Земля – общий дом человечества, вступившего в новую цивилизацию ХХI века. Это Земля людей и живой природы.

Семья – начальная структурная единица общества, первый коллектив ребёнка и единственная среда его развития, где закладываются основы будущей личности.

Труд – основа человеческого бытия. Человек трудится не только, чтобы заработать. Он трудится, потому что он человек, потому что именно сознательное отношение к труду отличает его от животного.

Традиции – устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.

Традиции класса:

Поздравление именинников «Я пришёл в этот день в этот мир»

«Копилка личных и коллективных достижений»

Участие в конкурсах рисунков и поделок из природного материала.

День добрых дел.

Участие в спортивных соревнованиях разного уровня.

«Подарок деду Морозу»

Поздравления родителей с праздником.

 

Нормативно-правовая база

1.Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.)

2. Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989

3.Концепция модернизации российского образования

4.Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями от 21.07.2014);

5.Закон №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998,

6. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.»

7.Устав МКОУ «СОШ №7»;

8.Положение об Управляющем совете школы;

9.Программа воспитания и социализации школы.

 

Направления программы

Основными направлениями программы являются Школы воспитания: «Здоровый образ жизни», «Я – Гражданин»,«Семья».

Школа воспитания «Здоровый образ жизни»

Цель: Формирование в сознании учащихся позитивного отношения к своему умственному, эмоциональному, социальному и физическому здоровью, как к важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание в молодом поколении здорового образа жизни

Задачи: формирование культуры здорового образа жизни; улучшение здоровья учащихся; уважение к законам и нормам коллективной жизни; активная пропаганда  здорового образа жизни; профилактика всех форм зависимости

Школа воспитания «Я гражданин».

Цели: Развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к  активному проявлению в различных сферах жизни общества.

 Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны.

Задачи: Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.

Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа. Формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы.

Формирование необходимых материальных и правовых норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.

Развитие нравственных взаимоотношений в семье.

Воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к  культуре своей страны.

Школа воспитания «Семья».

Цель: формирование убеждения о важности и роли семьи и школы в жизни человека; воспитывать культуру семейных отношений.
Задачи: определить ценностные ориентации, связывающие школу и родителей; развивать интерес к семейным традициям.

Сопутствующие направления: «Культура общения»,«Духовно – нравственное».

Школа воспитания «Культура общения».

Цель: воспитание толерантной культуры.

Задачи: формировать у обучающихся дополнительных навыков коммуникации,

включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;

формировать у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку.

Школа воспитания «Духовно – нравственное».

Цель: духовно-нравственное развитие ученика в контексте его всестороннего развития.

Задачи: Воспитание цельной, целомудренной личности, понимающей и принимающей свои обязанности; способной к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения; познание себя, своих способностей, возможностей для духовно-нравственного саморазвития, самореализации и самосовершенствования:  формирование волевого характера, способности преодолевать любые возникающие трудности, быть целеустремленным в достижении поставленной цели.

 

Этапы реализации программы

Этап становления системы (3 класс. 2015 – 2016 учебный год)

- развитие в каждом ребенке самостоятельности, инициативности, творчества

- создание коллектива единомышленников: классный руководитель, родители и ученики

- укрепление межличностных отношений

- развитие традиций класса на основе коллективного творчества - отработка содержания деятельности и структуры системы.

Этап стабильного функционирования (4 класс. 2016 – 2017 учебный год)

- развитие самоуправления в классе

- интеграция учебной и внеучебной деятельности

- школьный коллектив переходит в новое качественное состояние. Он все чаще выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями творческого содружества, общей ответственностью

- возрастает роль самоуправления и саморегуляции.

 

Условия реализации программы

Поддержка идеи программы коллективами школы, учащихся, их родителями и учителями.

Привлечение к реализации программы школьного психолога.

Организация активной, эмоционально насыщенной деятельности детей и родителей.

Сотрудничество с учителями, работающими в классе.

Конверт достижений «мы растем».

 

Диагностика реализации программы.

 Основные задачи диагностики в начальной школе:

1 .Определить уровни развития ребёнка.

2.Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону.

3 .Увидеть норму и отклонение (ориентируясь на эталон).

4. Проанализировать полученные факты.

5. Установить причины изменений.

6. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.

Работая с диагностическими методиками, классный руководитель должен придерживаться следующих правил:

-- содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат;

--- диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности;

--- результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми;

--- любые результаты исследования должны служить не во вред учащимся и родителям, а во благо.

--- по результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа.

--- необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и их родителям.

Беседа является одним из главных методов педагогической диагностики. Беседа может стать важным способом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребёнка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем. Этой цели может служить беседа как с самим ребёнком, так и со взрослыми, входящими в его окружение. Отличие беседы от обычного разговора состоит в том, что содержание её разворачивается вокруг узкой темы, значимой для ребёнка и взрослого.

Ребёнок выступает в роли отвечающего на вопросы, а взрослый в роли задающего вопросы. В связи с этим метод беседы имеет недостатки, а именно: слабость анализа и синтеза информации ребёнком; недостаточность рефлексивных способностей; утомляемость и невнимательность; сложность вербализации переживаний.

Метод наблюдения дает возможность изучить участие ребёнка в конкретном виде деятельности. Наблюдение можно использовать тогда, когда существует или назревает конфликтная ситуация и необходимо сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых их поступках.

Опросник дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка или группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса.

Опросник эффективен при выявлении отношений учащихся к конкретным проблемам и явлениям.

Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.

Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.

Графические и рисуночные тесты. Данные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями.

Сочинения помогают изучить интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям, мироощущение ребенка.

Все это позволяет оценить результативность воспитательного процесса в начальных классах.

Диагностики, проводимые в начальной школе:

---- диагностики изучения классного коллектива;

--- диагностики изучения школьной мотивации;

--- диагностики изучения личности учащихся;

--- диагностика удовлетворённости детей и родителей воспитательным процессом.

Ожидаемый результат реализации программы

- высокий уровень сплоченности коллектива

- активное участие родителей в делах класса

-способность ученика соблюдать правила для учащихся, правила ЗОЖ

-повышение уровня культуры учащихся

-активизация интереса к творческим занятиям

-увеличение уровня личностных достижений учащихся (победы в конкурсах, соревнованиях)

активная жизненная позиция школьника;

-приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;

-патриотическое и гражданское самосознание;

-уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим;

--эмпатическое и толерантное отношение к окружающим;  

-представление о семье как  о высшей ценности гражданского общества.

 

Литература

1.Воспитательная система класса: теория и практика \Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2005.

2.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №2. М.,2007.

3.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №4. М.,2007.

4.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №8. М.,2007.

Закон РФ « Об образовании» девятое издание, Москва, издательство «Ось 89» 2005 г. - 64 с.

5.Классный руководитель \ научно-методический журнал №7. М.,2007.

6.Классный руководитель \ научно-методический журнал №3. М.,2007.

7.Классный руководитель \ научно-методический журнал №8. М.,2007.

8.Классный руководитель \ научно-методический журнал №4. М.,2007.

9.Классный руководитель \ научно-методический журнал №2. М.,2008.

10.Классный руководитель \ научно-методический журнал №1. М.,2006.

11.Классный руководитель \ научно-методический журнал №7. М.,2006.

12.Классный руководитель \ научно-методический журнал №4. М.,2008.

13.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. Официальные документы в образовании. №4 2002 г.

14.Конвенция ООН о правах ребенка – Москва, издательство «Рудомино» 2001 г. - 44 с.

15.Личностно – ориентированный подход в работе педагога: Разработка и использование. Под редакцией Степанова Е. Н. Москва: 2003 г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.