Воспитательная программа для учащихся начальной школы «Познаю себя и окружающий мир»
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПОЗНАЮ СЕБЯ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
(наименование программы)
3а
_________________________________________________________________
(класс)
2015 - 2017 учебный год
(период реализации программы)
Шимон Светлана Владимировна
(Ф.И.О. классного руководителя, составившего воспитательную программу)
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Паспорт воспитательной программы
Пояснительная записка
Нормативно-правовая база
Направления программы
Этапы реализации
Условия реализации
Диагностика реализации программы
Ожидаемый результат
Литература
Паспорт программы “Познаю себя и окружающий мир”
1. Полное название программы |
“Познаю себя и окружающий мир” (воспитательная программа для учащихся начальной) |
2. Цели и задачи |
Цель: создание условий для формирования жизненных ценностных ориентиров личности, ее гражданское становление и социально-педагогическое развитие на основе социального партнерства с семьей. Задачи:
|
3. Автор программы |
Учитель начальных классов – Шимон Светлана Владимировна |
4. Условия достижения |
Совершенствование современных подходов воспитания младших школьников. Обеспечение условий более эффективной воспитательной деятельности. |
5. Основные направления |
«Здоровый образ жизни» «Я – Гражданин» «Семья» |
6. Сопутствующие направления |
«Культура общения» «Духовно – нравственное». |
7. Сроки реализации |
2015 – 2017 годы. |
8. Исполнители программы |
Классный руководитель, сообщество учащихся, родителей, педагогов и организаторов дополнительного образования. |
9. Ожидаемые результаты |
В результате работы ожидается, что сплотится классный коллектив ребят, дети будут более терпимы к недостаткам товарищей, будут стараться помогать друг к другу. К концу четвертого года обучения все дети должны получить социальный опыт жизни в коллективе, уметь подчиняться общим правилам, но при этом сохранить свою индивидуальность, развить свои организаторские, творческие способности. |
10. Система контроля |
Систематический анализ результатов личностного роста учащихся, проведение мониторинга воспитанности на промежуточных этапах и по окончанию реализации программы. |
Пояснительная записка
Актуальность воспитательной программы.
Главное назначение начальной школы – воспитательное. Оно состоит в формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Начальная школа должна привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус, воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам; способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.
Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности.
В условиях жизнедеятельности современного ребенка много противоречий:
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.
Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы(хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.). Этот конфликт меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические сотрудники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю.
Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.
В «Концепции модернизации образования РФ на период до 2010 г.» отмечено следующее: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающегося, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования»
Данная мысль продолжена в Национальном проекте «Образование», где определены стратегическое ориентиры, в том числе развитие ключевых компетенций (информационная, коммуникативная, самостоятельное решение проблем). Эти материалы и являются основой для разработки воспитательной программы «Познаю себя и окружающий мир».
Основные идеи воспитательной системы:
*формирование мировоззрения личности на основе общечеловеческих ценностей (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л.Селиванова);
*самореализация ребенка в условиях индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
*идея совместной деятельности детей и взрослых в процессе воспитания (В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко);
*становление социально успешной личности, т.е. умеющей взаимодействовать в коллективе, в семье в обществе.
Цели и задачи.
Цель: создание условий для формирования жизненных ценностных ориентиров личности, ее гражданское становление и социально-педагогическое развитие на основе социального партнерства с семьей.
Задачи:
Способствовать формированию потребности ребенка к самовыражению и совершенствованию своих творческих способностей на основе сохранения традиций, патриотического и гражданского воспитания;
Моделировать приоритетное отношение к ЗОЖ;
Воспитывать ребенка как члена семьи, школьного коллектива, общества;
Заложить основы нравственно полноценной личности.
Принципы, на которых построена программа, реализуют идеи создания воспитательной системы, направленной на развитие потенциальных возможностей ребенка и приобщение к общечеловеческим ценностям.
Принцип ценностных ориентации обеспечивает приобщение детей к системе жизненных ценностей; осуществляется гуманизация межличностных отношений на различных уровнях: дети - дети, дети - семья, дети - педагог.
Принцип индивидуализации предполагает личностный подход, учет индивидуальных потенциальных возможностей ребенка, способствует самореализации ребёнка.
Принцип сочетания воспитания и оздоровления обеспечивает одновременную реализацию воспитательных и оздоровительных мероприятий.
Принцип творческой деятельности обеспечивает развитие креативных способностей каждого ребенка, пробуждение инициативности, стремление показать свою индивидуальность в различной деятельности.
Интегративный принцип приводит к соединению в одно целое все виды деятельности, которые имеют одну главную цель - личностное развитие.
Ценности воспитания: Человек, Отечество, Земля, Семья, Труд.
Человек – сегодня гуманизму возвращается его индивидуальное начало, из средства человек ставится целью.
Отечество – единственная уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков. Сегодня патриотическое чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям: изменилось Отчество. Задача педагога – воспитание уважительного, бережного отношения к истории своего народа.
Земля – общий дом человечества, вступившего в новую цивилизацию ХХI века. Это Земля людей и живой природы.
Семья – начальная структурная единица общества, первый коллектив ребёнка и единственная среда его развития, где закладываются основы будущей личности.
Труд – основа человеческого бытия. Человек трудится не только, чтобы заработать. Он трудится, потому что он человек, потому что именно сознательное отношение к труду отличает его от животного.
Традиции – устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.
Традиции класса:
Поздравление именинников «Я пришёл в этот день в этот мир»
«Копилка личных и коллективных достижений»
Участие в конкурсах рисунков и поделок из природного материала.
День добрых дел.
Участие в спортивных соревнованиях разного уровня.
«Подарок деду Морозу»
Поздравления родителей с праздником.
Нормативно-правовая база
1.Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.)
2. Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989
3.Концепция модернизации российского образования
5.Закон №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998,
7.Устав МКОУ «СОШ №7»;
8.Положение об Управляющем совете школы;
9.Программа воспитания и социализации школы.
Направления программы
Основными направлениями программы являются Школы воспитания: «Здоровый образ жизни», «Я – Гражданин»,«Семья».
Школа воспитания «Здоровый образ жизни»
Цель: Формирование в сознании учащихся позитивного отношения к своему умственному, эмоциональному, социальному и физическому здоровью, как к важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание в молодом поколении здорового образа жизни
Задачи: формирование культуры здорового образа жизни; улучшение здоровья учащихся; уважение к законам и нормам коллективной жизни; активная пропаганда здорового образа жизни; профилактика всех форм зависимости
Школа воспитания «Я гражданин».
Цели: Развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны.
Задачи: Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.
Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа. Формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы.
Формирование необходимых материальных и правовых норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.
Развитие нравственных взаимоотношений в семье.
Воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к культуре своей страны.
Школа воспитания «Семья».
Цель: формирование убеждения о важности и роли семьи и школы в жизни человека; воспитывать культуру семейных отношений.
Задачи: определить ценностные ориентации, связывающие школу и родителей; развивать интерес к семейным традициям.
Сопутствующие направления: «Культура общения»,«Духовно – нравственное».
Школа воспитания «Культура общения».
Цель: воспитание толерантной культуры.
Задачи: формировать у обучающихся дополнительных навыков коммуникации,
включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;
формировать у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку.
Школа воспитания «Духовно – нравственное».
Цель: духовно-нравственное развитие ученика в контексте его всестороннего развития.
Задачи: Воспитание цельной, целомудренной личности, понимающей и принимающей свои обязанности; способной к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения; познание себя, своих способностей, возможностей для духовно-нравственного саморазвития, самореализации и самосовершенствования: формирование волевого характера, способности преодолевать любые возникающие трудности, быть целеустремленным в достижении поставленной цели.
Этапы реализации программы
Этап становления системы (3 класс. 2015 – 2016 учебный год)
- развитие в каждом ребенке самостоятельности, инициативности, творчества
- создание коллектива единомышленников: классный руководитель, родители и ученики
- укрепление межличностных отношений
- развитие традиций класса на основе коллективного творчества - отработка содержания деятельности и структуры системы.
Этап стабильного функционирования (4 класс. 2016 – 2017 учебный год)
- развитие самоуправления в классе
- интеграция учебной и внеучебной деятельности
- школьный коллектив переходит в новое качественное состояние. Он все чаще выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями творческого содружества, общей ответственностью
- возрастает роль самоуправления и саморегуляции.
Условия реализации программы
Поддержка идеи программы коллективами школы, учащихся, их родителями и учителями.
Привлечение к реализации программы школьного психолога.
Организация активной, эмоционально насыщенной деятельности детей и родителей.
Сотрудничество с учителями, работающими в классе.
Конверт достижений «мы растем».
Диагностика реализации программы.
Основные задачи диагностики в начальной школе:
1 .Определить уровни развития ребёнка.
2.Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону.
3 .Увидеть норму и отклонение (ориентируясь на эталон).
4. Проанализировать полученные факты.
5. Установить причины изменений.
6. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.
Работая с диагностическими методиками, классный руководитель должен придерживаться следующих правил:
-- содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат;
--- диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности;
--- результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми;
--- любые результаты исследования должны служить не во вред учащимся и родителям, а во благо.
--- по результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа.
--- необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и их родителям.
Беседа является одним из главных методов педагогической диагностики. Беседа может стать важным способом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребёнка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем. Этой цели может служить беседа как с самим ребёнком, так и со взрослыми, входящими в его окружение. Отличие беседы от обычного разговора состоит в том, что содержание её разворачивается вокруг узкой темы, значимой для ребёнка и взрослого.
Ребёнок выступает в роли отвечающего на вопросы, а взрослый в роли задающего вопросы. В связи с этим метод беседы имеет недостатки, а именно: слабость анализа и синтеза информации ребёнком; недостаточность рефлексивных способностей; утомляемость и невнимательность; сложность вербализации переживаний.
Метод наблюдения дает возможность изучить участие ребёнка в конкретном виде деятельности. Наблюдение можно использовать тогда, когда существует или назревает конфликтная ситуация и необходимо сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых их поступках.
Опросник дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка или группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса.
Опросник эффективен при выявлении отношений учащихся к конкретным проблемам и явлениям.
Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.
Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.
Графические и рисуночные тесты. Данные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями.
Сочинения помогают изучить интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям, мироощущение ребенка.
Все это позволяет оценить результативность воспитательного процесса в начальных классах.
Диагностики, проводимые в начальной школе:
---- диагностики изучения классного коллектива;
--- диагностики изучения школьной мотивации;
--- диагностики изучения личности учащихся;
--- диагностика удовлетворённости детей и родителей воспитательным процессом.
Ожидаемый результат реализации программы
- высокий уровень сплоченности коллектива
- активное участие родителей в делах класса
-способность ученика соблюдать правила для учащихся, правила ЗОЖ
-повышение уровня культуры учащихся
-активизация интереса к творческим занятиям
-увеличение уровня личностных достижений учащихся (победы в конкурсах, соревнованиях)
активная жизненная позиция школьника;
-приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;
-патриотическое и гражданское самосознание;
-уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим;
--эмпатическое и толерантное отношение к окружающим;
-представление о семье как о высшей ценности гражданского общества.
Литература
1.Воспитательная система класса: теория и практика \Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2005.
2.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №2. М.,2007.
3.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №4. М.,2007.
4.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №8. М.,2007.
Закон РФ « Об образовании» девятое издание, Москва, издательство «Ось 89» 2005 г. - 64 с.
5.Классный руководитель \ научно-методический журнал №7. М.,2007.
6.Классный руководитель \ научно-методический журнал №3. М.,2007.
7.Классный руководитель \ научно-методический журнал №8. М.,2007.
8.Классный руководитель \ научно-методический журнал №4. М.,2007.
9.Классный руководитель \ научно-методический журнал №2. М.,2008.
10.Классный руководитель \ научно-методический журнал №1. М.,2006.
11.Классный руководитель \ научно-методический журнал №7. М.,2006.
12.Классный руководитель \ научно-методический журнал №4. М.,2008.
13.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. Официальные документы в образовании. №4 2002 г.
14.Конвенция ООН о правах ребенка – Москва, издательство «Рудомино» 2001 г. - 44 с.
15.Личностно – ориентированный подход в работе педагога: Разработка и использование. Под редакцией Степанова Е. Н. Москва: 2003 г.