12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сайтаева Людмила Владимировна21
Россия, Удмуртская респ., Ижевск

Тема: Анатомо-морфологическая характеристика листа

Форма (вид) занятия: практическая работа

Оборудование:

 1) Коллекция живых растений или их листьев (для ксеро- и мезофитов можно использовать гербрий): группа гидрофиты (элодея, роголистник, анубиас, валлиснерия), группа эвксерофиты (полынь, астра мохнатая, олеандр, верблюжья колючка), группа мезофиты (яблоня, ель, земляника), группа суккуленты (алоэ, каланхоэ, кактусы), группа сциофиты (майник, грушанка, кислица), группа гелиофиты (полынь, очиток, олеандр), группа теневыносливые (ель, сныть, земляника, сирень).

2) Коллекция микропрепаратов «Поперечный срез листа» представителей этих групп растений.

2) Микроскопы (или бинокуляры)

3) Доска

4) Проектор

5) Презентация с информационными слайдами.

6) Информационные карточки – поперечный срез листа

7) Анкеты для рефлексии.

Целевая аудитория: школьники 9-10 классов, участвующие в олимпиадах по биологии

Цели занятия:

Обучающие:

Выявить особенности анатомо-морфологических характеристик листьев растений разных экологических групп

Развивающая:

Развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать

Развить умение делать выводы на основе полученных данных

Воспитательная:

Развить бережное отношение к окружающей среде

Ход занятия.

Этапы

Задачи этапа

Методы, приемы,

формы взаимодействия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Виды формируемых компетенций

Вводная часть

(15минут)

Подготовка рабочего места

Актуализация полученных ранее знаний

Определение цели, задач занятия.

Беседа, демонстрация, опрос

Приветствует обучающихся, дает время на подготовку к занятию. Проверяет наличие учащихся, отмечает отсутствующих.

Озвучивает и записывает на доске тему занятия, предлагает обучающимся объяснить значение терминов «анатомо-морфологическая характеристика» и «лист».

Предлагает вспомнить и перечислить основные элементы внешнего и внутреннего строения листа.

Демонстрирует коллекцию листьев (или фрагментов стеблей с листьями) растений разных экологических групп (гидрофиты, суккуленты, мезофиты, ксерофиты,сциофиты, гелиофиты,теневыносливые) просит сопоставить их с обобщенной схемой строения листа и объяснить имеющиеся различия в строении у разных групп растений.

На основании этих объяснений сформулировать цель и задачи занятия.

Записывает на доске сформулированные обучающимися цель, задачи.

Приветствуют педагога, готовятся к занятию.




Дают определение терминам «анатомо-морфологическая характеристика» и «Лист».




Перечисляют основные элементы внешнего (листовая пластинка, черешок, основание листа, прилистники) и внутреннего (эпидерма, столбчатая и губчатая паренхима, проводящие пучки)строения листа.



Приходят к выводу, что листья растений разных экологических групп имеют определенные особенности строения.



Формулируют цель занятия (Выявить особенности строения листьев растений разных экологических групп), задачи.


Умение организовать свое рабочее место

Умение излагать свои мысли в устной форме

Умение поставить цель

Владение терминологией

Теоретическая часть

(10 минут)

    Определение алгоритма работы

Разделение обучающихся на рабочие группы

Инструктаж по технике безопасности

Беседа, проблемно-поисковый метод

Предлагает обучающимся разделиться на 6-7 групп (по числу экологических групп растений) и выбрать группу растений, с которой они будут работать.

Исходя из сформулированных обучающимися задач записывает на доске ход работы (примерная формулировка: ознакомиться с информацией об условиях обитания данной группы растений; рассмотреть внешнее и внутреннее строение листьев растений выбранной экологической группы; выявить общие адаптивные черты строения).

Проводит инструктаж и выдает оборудование для каждой группы.





Делятся на группы, получают наборы микропрепаратов и живых листьев (или целых растений), информационный слайд, микроскопы (или бинокуляры).


Умение излагать свои мысли в устной форме

Умение договориться в группе

Владение терминологией

Практическая часть

45 минут

Создание условий для проведения практической работы

Выявление анатомо-морфологических адаптаций листьев различных экологических групп растений.

Практическая работа в группах

Контролирует проведение работы, при необходимости консультирует обучающихся.

Проверяет правильность работы с микроскопом (или бинокуляром).Контролирует соблюдение правил личной гигиены.








Организует обмен информацией между группами, проверяет качество выполнения работы (при необходимости дополняет материал)


Читают информацию об условиях обитания растений выбранной экологической группы, рассматривают внешнее и внутреннее (на микропрепаратах) строение их листьев. Выявляют общие для этих растений черты строения, выбирают те, которые являются адаптивными в их условиях обитания, заполняют в тетрадях отчет в виде таблицы:


Название экологической группы:

Условия обитания

Представители

Анатомо-морфологические особенности листьев






В каждой рабочей группе выбирают докладчика, который озвучивает результаты работы группы.

Умение получать новые знания в ходе наблюдения

Умение работать с увеличительными приборами.

Умение анализировать, обобщать, делать выводы на основе полученных данных

Умение излагать свои мысли в устной форме


Заключительная часть

20 минут

Обобщение и закрепление полученных знаний

Оценить выполнение своей работы и работы членов группы

Определить практические аспекты изучения анатомо-морфологических характеристик листа.

Беседа, анкетирование

Организует обсуждение на тему «Какие анатомо-морфологические характеристики листа подвергаются сильному изменению в связи с особенностями среды обитания растений, а какие остаются неизменными». Подводит к теме следующего занятия – «Видоизменения листьев».

Предлагает определить практическую значимость изучения анатомо-морфологических характеристик листа. В качестве примера приводит использование особенностей строения листа лотоса для создания самоочищающихся тканей, влаго- и грязезащитных средств для обуви и одежды (слайды).





Проводит анкетирование

Проводят обсуждение, приходят к выводу, что любая часть листа может подвергаться изменению для приспособления к среде обитания.








Самостоятельно или с помощью педагога предлагают варианты практического применения изучения анатомо-морфологических характеристик листа:

Определение адаптивных возможностей растения для его акклиматизации

Использование знаний о взаимосвязи строения листа и среды обитания в палеонтологии

Использование структур листьев для создания бионических моделей

Заполняют анкеты


Умение высказывать мнение, умение оценить свою работу на занятии






Анкета для рефлексии.


Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Неудовлетворительно

Мое понимание новой темы





Мой вклад в работу группы





Условия, созданные преподавателем для освоения темы





Практическая значимость изученного материала для меня







Используемые источники:

1) Лотова Л.И. Морфология и анатомия высших растений. М.: Эдиториал УРСС, 2001, 528 стр.

2) https://catrosa.ru/interesting/418583/#Нанотехнологии в природе: эффект лотоса

3) https://sites.google.com/site/bionikavarhitekture1/8-setcatye-resetcatye-i-rebristye-konstrukcii Бионика в архитектуре

4) http://ecosystema.ru/08nature/trees/morf-sum/morf.htm#003 Справочник по морфологии древесных растений.

5) https://tvoiklas.ru/lizt/  Строение листьев

Дополнительные материалы к занятию:

Пример информационной карточки (внутреннее строение листа мезофита)

t1616341184aa.png

Пример информационных слайдов (анатомо-морфологические характеристики листа, характеристика условий обитания)

t1616341184ab.jpgt1616341184ac.png

Опубликовано


Комментарии (2)

Пролубщикова Наталья Владимировна, 21.03.21 в 19:03 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за качественную работу!!! Уникальность 100%!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.