Дидактический материал «Практическая работа по читательской грамотности для обучающихся 5 класса»
РАБОТА ПО ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА
Понимание текста – один из ключевых навыков, которым должен обладать современный школьник. Ребёнок, который испытывает проблемы в понимании текстов, сталкивается со сложностями в обучении, потому что текст лежит в основе любой образовательной задачи. Под читательской грамотностью подразумеваем способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Читательская грамотность – это метапредметное умение, которое необходимо формировать на всех учебных предметах. Ниже представлена практическая работа по читательской грамотности, которая может быть использована на уроках географии, русского языка и окружающего мира в 4 классе.
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Вам предстоит выполнить работу, оценивающую то, насколько внимательно и вдумчиво вы умеете читать текст. На выполнение всей работы даётся 45 минут. Нужно будет прочитать текст и выполнить задания. В некоторых заданиях нужно выбрать один или несколько ответов из предложенных, отметив их «X». В других требуется записать краткий ответ в виде одного или нескольких слов. Есть задания, где нужно дать развернутый ответ. Выполняя работу, вы можете постоянно обращаться к текстам, перечитывать их. Если вы не знаете, как выполнить задание, пропустите его и переходите к следующему. Если останется время, попробуйте выполнить пропущенные задания. Если вы ошиблись и хотите исправить свой ответ, то зачеркните его и запишите нужный ответ.
Желаем успеха!
|
Вулканы образуются там, где расплавленная горная порода (магма) прорывается сквозь земную кору и извергается наружу. Кипящие потоки лавы стекают по склонам вулкана, сжигая все на своем пути, а при мощных извержениях из жерла вылетают пепел, газ и камни – вулканические бомбы.
Сейчас в мире около 500 действующих вулканов. Это те вулканы, которые за последние несколько веков извергались хотя бы раз. Если вулкан тысячи лет был неактивным, но при этом может извергнуться в будущем, его называют спящим. Если вулкан не извергался на протяжении 10 тысяч лет и ученые полагают, что он уже никогда не проснется, то вулкан называют потухшим.
Вулкан Корякский (Камчатка, РФ) - один из самых больших и опасных вулканов мира.
Примерно две трети вулканов нельзя увидеть, потому что они находятся под водой. Эти вулканы так и называются: подводные. Земли у подножия вулкана обычно плодородны, потому что в лаве и пепле содержится много минералов. Вот почему в этих районах люди занимаются сельским хозяйством, несмотря на опасность. Люди, живущие рядом с вулканами, внимательно следят за прогнозами сейсмологов1, чтобы заранее знать, когда начнется извержение. Они всегда готовы к экстренной эвакуации.
Сейсмолог1 - это специалист, изучающий причины, подготовку и процесс землетрясений, а также составляющий долгосрочный прогноз очагов их возникновения, силы и повторяемости. |
|||||||||||||||
Вопрос 1 |
Как можно озаглавить изученную Вами статью? |
|||||||||||||||
Вопрос 2 |
Какой вулкан называется действующим? Выпишите из текста ОДНО предложение, которое может служить ответом на вопрос. |
|||||||||||||||
Вопрос 3 |
Что называется магмой? Отметьте ОДИН верный ответ. 1. Земная кора; 2. Вулканические бомбы; 3. Расплавленная горная порода; 4. Склоны вулкана. |
|||||||||||||||
Вопрос 4 |
Как называется один из самых больших и опасных вулканов мира, расположенный на территории Камчатки? Запишите свой ответ. |
|||||||||||||||
Вопрос 5 |
Подчеркните в изученном материале значение слова «сейсмолог». |
|||||||||||||||
Вопрос 6 |
Подтверждаются ли текстом приведенные ниже высказывания?
|
|||||||||||||||
Вопрос 7 |
Составьте письменно 3 вопроса по содержанию текста о вулканах. |
|||||||||||||||
Вопрос 8 |
Напишите развернутый ответ на вопрос: почему люди, живущие рядом с вулканами, несмотря на опасность занимаются сельским хозяйством? |
|||||||||||||||
Класс |
5 класс |
Характеристика заданий и система оценивания
Вопрос 1. Заглавие текста.
Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию.
Уровень сложности: базовый.
Объект оценки: придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста.
Максимальный балл: 1
1 балл – дано заглавие, соответствующее содержанию текста.
0 баллов – заглавие не дано или не соответствует содержанию текста.
Вопрос 2. Информация из текста (одно предложение).
Компетентностная область оценки: находить и извлекать информацию.
Уровень сложности задания: базовый
Объект оценки: Находить в тексте явную информацию, данную в знаковой форме
Максимальный балл: 1
1 балл - Это те вулканы, которые за последние несколько веков извергались хотя бы раз.
0 баллов – Другой ответ.
Вопрос 3. Информация из текста (тестовое задание, один верный ответ).
Компетентностная область оценки: находить и извлекать информацию.
Уровень сложности задания: базовый
Объект оценки: Находить в тексте явную информацию, данную в знаковой форме.
Максимальный балл: 1
1 балл – ответ 3.
0 баллов - другой ответ.
Вопрос 4. Информация из текста.
Компетентностная область оценки: находить и извлекать информацию.
Уровень сложности задания: базовый
Объект оценки: Находить в тексте явную информацию, данную в знаковой форме.
Максимальный балл: 1
1 балл – Корякский
0 баллов – другой ответ.
Вопрос 5. Информация из текста (чтение слов со сносками, маркировка материала при изучающем чтении: выделение маркером или подчеркивание карандашом).
Компетентностная область оценки: находить и извлекать информацию.
Уровень сложности задания: базовый
Объект оценки: Находить в тексте информацию, данную в знаковой форме.
Максимальный балл: 1
1 балл – подчеркнуто пояснительное примечание слова «сейсмолог».
0 баллов – примечание не подчеркнуто.
Вопрос 6. Информация из текста.
Компетентностная область оценки: использовать информацию текста.
Уровень сложности задания: базовый.
Объект оценки: Находить в тексте несколько единиц информации, данных в разных частях текста.
Максимальный балл: 2
2 балла - выбраны ответы 1,2
1 балл – выбран ответ 1 или 2
0 баллов – другие ответы.
Вопрос 7. Информация из текста (составление вопросника).
Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию.
Максимальный балл: 2
Объект оценки: Преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования.
2 балла - составлены 3 вопроса по содержанию текста.
1 балла – составлены 2 вопроса.
0 балла – составлен 1 вопрос или вопросы не составлены.
Вопрос 8. Информация из текста
Компетентностная область оценки: осмысливать и оценивать содержание и форму текста.
Максимальный балл: 1
Объект оценки: Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте.
1 балл – дан развернутый ответ.
0 баллов – ответ не написан.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Максимальный балл составляет 10 баллов
Количество первичных баллов |
Уровень функциональной грамотности |
10 баллов |
Высокий уровень
|
8- 9 баллов |
Повышенный уровень
|
5 - 7 баллов |
Средний уровень
|
3 - 4 баллов |
Низкий уровень
|
от 0 до 3 баллов |
Недостаточный уровень |
Источник:
Как устроена земля. Научно-популярное издание для чтения взрослыми детям. – «Манн, Иванов и Фербер», 2020.
5