Дидактический материал «Практическая работа по читательской грамотности для обучающихся 5 класса»

3
0
Материал опубликован 13 August

 

РАБОТА ПО ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА

 

Понимание текста – один из ключевых навыков, которым должен обладать современный школьник. Ребёнок, который испытывает проблемы в понимании текстов, сталкивается со сложностями в обучении, потому что текст лежит в основе любой образовательной задачи. Под читательской грамотностью подразумеваем способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Читательская грамотность – это метапредметное умение, которое необходимо формировать на всех учебных предметах. Ниже представлена практическая работа по читательской грамотности, которая может быть использована на уроках географии, русского языка и окружающего мира в 4 классе.

 

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Вам предстоит выполнить работу, оценивающую то, насколько внимательно и вдумчиво вы умеете читать текст. На выполнение всей работы даётся 45 минут. Нужно будет прочитать текст и выполнить задания. В некоторых заданиях нужно выбрать один или несколько ответов из предложенных, отметив их «X». В других требуется записать краткий ответ в виде одного или нескольких слов. Есть задания, где нужно дать развернутый ответ. Выполняя работу, вы можете постоянно обращаться к текстам, перечитывать их. Если вы не знаете, как выполнить задание, пропустите его и переходите к следующему. Если останется время, попробуйте выполнить пропущенные задания. Если вы ошиблись и хотите исправить свой ответ, то зачеркните его и запишите нужный ответ.

Желаем успеха!

 

 

Вулканы образуются там, где расплавленная горная порода (магма) прорывается сквозь земную кору и извергается наружу. Кипящие потоки лавы стекают по склонам вулкана, сжигая все на своем пути, а при мощных извержениях из жерла вылетают пепел, газ и камни – вулканические бомбы.

t1755059309aa.jpg

 

Сейчас в мире около 500 действующих вулканов. Это те вулканы, которые за последние несколько веков извергались хотя бы раз. Если вулкан тысячи лет был неактивным, но при этом может извергнуться в будущем, его называют спящим. Если вулкан не извергался на протяжении 10 тысяч лет и ученые полагают, что он уже никогда не проснется, то вулкан называют потухшим.

 

t1755059309ab.jpg

Вулкан Корякский (Камчатка, РФ) - один из самых больших и опасных вулканов мира.

 

 

Примерно две трети вулканов нельзя увидеть, потому что они находятся под водой. Эти вулканы так и называются: подводные.

Земли у подножия вулкана обычно плодородны, потому что в лаве и пепле содержится много минералов. Вот почему в этих районах люди занимаются сельским хозяйством, несмотря на опасность.

Люди, живущие рядом с вулканами, внимательно следят за прогнозами сейсмологов1, чтобы заранее знать, когда начнется извержение. Они всегда готовы к экстренной эвакуации.

 

 

 

 

 

Сейсмолог1 - это специалист, изучающий причины, подготовку и процесс землетрясений, а также составляющий долгосрочный прогноз очагов их возникновения, силы и повторяемости.

Вопрос 1

Как можно озаглавить изученную Вами статью?

Вопрос 2

Какой вулкан называется действующим?

Выпишите из текста ОДНО предложение, которое может служить ответом на вопрос.

Вопрос 3

Что называется магмой?

Отметьте ОДИН верный ответ.

1. Земная кора;

2. Вулканические бомбы;

3. Расплавленная горная порода;

4. Склоны вулкана.

Вопрос 4

Как называется один из самых больших и опасных вулканов мира, расположенный на территории Камчатки?

Запишите свой ответ.

Вопрос 5

Подчеркните в изученном материале значение слова «сейсмолог».

Вопрос 6

Подтверждаются ли текстом приведенные ниже высказывания?

Высказана ли эта мысль?

ДА

НЕТ

1.Спящий вулкан – это вулкан, который может извергнуться в будущем.

 

 

2.Вулканы называются подводными, потому что находятся под водой.

 

 

3.Потухший вулкан - вулкан, который может извергнуться в будущем.

 

 

4.Почва у подножия вулканов неплодородна.

 

 


 

Вопрос 7

Составьте письменно 3 вопроса по содержанию текста о вулканах.

Вопрос 8

Напишите развернутый ответ на вопрос: почему люди, живущие рядом с вулканами, несмотря на опасность занимаются сельским хозяйством?

Класс

5 класс

 

 

Характеристика заданий и система оценивания

 

Вопрос 1. Заглавие текста.

Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию.

Уровень сложности: базовый.

Объект оценки: придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста.

Максимальный балл: 1

1 балл – дано заглавие, соответствующее содержанию текста.

0 баллов – заглавие не дано или не соответствует содержанию текста.

Вопрос 2. Информация из текста (одно предложение).

Компетентностная область оценки: находить и извлекать информацию.

Уровень сложности задания: базовый

Объект оценки: Находить в тексте явную информацию, данную в знаковой форме

Максимальный балл: 1

1 балл - Это те вулканы, которые за последние несколько веков извергались хотя бы раз.

0 баллов – Другой ответ.

Вопрос 3. Информация из текста (тестовое задание, один верный ответ).

Компетентностная область оценки: находить и извлекать информацию.

Уровень сложности задания: базовый

Объект оценки: Находить в тексте явную информацию, данную в знаковой форме.

Максимальный балл: 1

1 балл – ответ 3.

0 баллов - другой ответ.

Вопрос 4. Информация из текста.

Компетентностная область оценки: находить и извлекать информацию.

Уровень сложности задания: базовый

Объект оценки: Находить в тексте явную информацию, данную в знаковой форме.

Максимальный балл: 1

1 балл – Корякский

0 баллов – другой ответ.

Вопрос 5. Информация из текста (чтение слов со сносками, маркировка материала при изучающем чтении: выделение маркером или подчеркивание карандашом).

Компетентностная область оценки: находить и извлекать информацию.

Уровень сложности задания: базовый

Объект оценки: Находить в тексте информацию, данную в знаковой форме.

Максимальный балл: 1

1 балл – подчеркнуто пояснительное примечание слова «сейсмолог».

0 баллов – примечание не подчеркнуто.

Вопрос 6. Информация из текста.

Компетентностная область оценки: использовать информацию текста.

Уровень сложности задания: базовый.

Объект оценки: Находить в тексте несколько единиц информации, данных в разных частях текста.

Максимальный балл: 2

2 балла - выбраны ответы 1,2

1 балл – выбран ответ 1 или 2

0 баллов – другие ответы.

Вопрос 7. Информация из текста (составление вопросника).

Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию.

Максимальный балл: 2

Объект оценки: Преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования.

2 балла - составлены 3 вопроса по содержанию текста.

1 балла – составлены 2 вопроса.

0 балла – составлен 1 вопрос или вопросы не составлены.

Вопрос 8. Информация из текста

Компетентностная область оценки: осмысливать и оценивать содержание и форму текста.

Максимальный балл: 1

Объект оценки: Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте.

1 балл – дан развернутый ответ.

0 баллов – ответ не написан.

 

 

 

 

 

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

 

Максимальный балл составляет 10 баллов

 

Количество первичных баллов

Уровень функциональной грамотности

10 баллов

Высокий уровень

 

8- 9 баллов

Повышенный уровень

 

5 - 7 баллов

Средний уровень

 

3 - 4 баллов

Низкий уровень

 

от 0 до 3 баллов

Недостаточный уровень

 

 

 

Источник:

Как устроена земля. Научно-популярное издание для чтения взрослыми детям. – «Манн, Иванов и Фербер», 2020.

 

 

5

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.