Диагностическая работа для учащихся 5 классов «Читательская грамотность»

7
0
Материал опубликован 15 January 2021

е

Орехово-Зуевский городской округ

Московской области












Диагностическая работа для учащихся 5 классов

Читательская грамотность




Учитель русского языка и литературы

МОУ Гимназия № 14

Орехово-зуевский г.о.

Артемова Анна Сергеевна























2020 год



Прочитайте текст «Дирижёр» и

выполните задания к нему


Пятиклассник Максим прочитал в учебнике по музыке следующую статью

« Дирижер - это музыкант, работа которого заключается в управлении оркестром, хором, ансамблем; ни на каком инструменте во время концерта он не играет. В таком виде профессия дирижера появилась в начале 19-го века. До этого времени управление оркестром было возложено на одного из музыкантов, как правило, самого опытного скрипача.

Дирижер во время концерта стоит спиной к залу и лицом к музыкантам. Для управления оркестром не обязательно, но практически всегда используется небольшая палочка в правой руке. В прошлом вместо палочки использовались свернутые в трубочку ноты или другие предметы.

Название профессии «дирижер» произошло от французского слова diriger — управлять. Как правило, для получения профессии дирижера требуется сначала освоить игру на каком-либо инструменте, а затем получить профильное образование в одном из музыкальных вузов.

Многие дирижеры не только играют произведения других композиторов, но и сами пишут музыку».


Решив узнать о дирижерах больше, Максим нашел информацию об этой профессии в Википедии.

«Как самостоятельный вид музыкального исполнительства дирижирование сложилось в первой половине XIX века, однако ещё на египетских и ассирийских барельефах встречаются изображения человека с жезлом в руке, руководящего группой музыкантов. В древнегреческом театре корифей руководил хором, отбивая ритм ногой, обутой в сандалию с железной подошвой. Вместе с тем уже в Древней Греции было распространено управление хором с помощью так называемой хейрономии, которое перешло затем и в практику церковного исполнительства в средневековой Европе; этот вид дирижирования предполагал систему условных движений рук и пальцев, с помощью которых дирижёр указывал певчим темп, метр, ритм, воспроизводил контуры мелодии — её движение вверх или вниз и т. д.

С усложнением многоголосия и развитием оркестровой игры становилась всё более необходимой чёткая ритмическая организация ансамбля исполнителей, и в практику постепенно входил способ дирижирования с помощью баттуты — палки, изготовлявшейся из различных материалов, в том числе и из золота, служившей для отбивания такта.
Баттута изначально представляла собою достаточно массивную трость; руководитель оркестра отбивал такт, ударяя ею об пол, — такое дирижирование было и шумным, и небезопасным: Ж. Б. Люлли во время дирижирования наконечником трости нанёс себе рану, оказавшуюся смертельной. Однако уже в XVII веке существовали и менее шумные способы дирижирования; так, в ансамбле исполнением мог руководить один из его участников, чаще всего скрипач, который отсчитывал такт ударами смычка или кивками головы.

t1610720522aa.jpg

С появлением в XVII веке системы генерал-баса обязанности дирижёра перешли к музыканту, исполнявшему партию генерал-баса на клавесине или органе; он определял темп рядом аккордов, но мог также делать указания глазами, кивками головы, жестами, или даже, как например И. С. Бах, напевая мелодию или отстукивая ритм ногой. В XVIII веке распространилась практика двойного и тройного дирижирования — при исполнении сложных вокально-инструментальных сочинений: так, в опере клавесинист управлял певцами, а концертмейстер оркестром; третьим руководителем мог стать первый виолончелист, игравший басовый голос в оперных речитативах, или хормейстер.
Развитие и усложнение симфонической музыки, постепенное расширение состава оркестра уже в конце XVIII века требовали освобождения дирижёра от участия в ансамбле; дирижирующий концертмейстер вновь уступал своё место человеку, стоящему перед оркестром. В начале XIX века в руке дирижёра появилась небольшая деревянная палочка.
На протяжении веков композиторы по общему правилу сами исполняли свои произведения: сочинение музыки входило в обязанности капельмейстера, кантора, в иных случаях и органиста; постепенное превращение дирижирования в профессию началось в последние десятилетия XVIII века, когда появились композиторы, регулярно выступавшие с исполнением чужих сочинений. Практика исполнения чужих сочинений во второй половине XVIII века распространилась и в оперных театрах.
Доподлинно не установлено, кто первый, пренебрегая приличиями, повернулся спиной к публике, лицом к оркестру, Г. Берлиоз или Р. Вагнер, но в искусстве управления оркестром это был исторический поворот, обеспечивший полноценный творческий контакт дирижёра с артистами оркестра. Постепенно дирижирование превращалось в самостоятельную профессию, не связанную с композиторским творчеством: управление разросшимся оркестром, интерпретация всё более усложняющихся сочинений требовали специальных навыков и специальной одарённости, отличной в том числе и от одарённости музыканта-инструменталиста. «Для дирижирования, — писал Феликс Вейнгартнер, — требуется не только способность полностью понимать и чувствовать музы­кальное художественное творение, но и особая техническая лов­кость рук, её трудно описать и ей едва ли можно научиться… Эта специфическая способность зачастую никак не связа­на с общей музыкальной одарённостью. Случается, что какой-нибудь гений лишен этой способности, а посред­ственный музыкант наделён ею».





1. Кто такой "дирижёр"? Выберите один правильный вариант ответа.

А. Дирижёр - это тот, кто поёт, занимается пением.

Б. Дирижер - это музыкант, который управляет оркестром, ансамблем, хором.

В. Дирижёр - это артист, объявляющий концертные номера и выступающий в промежутках между ними. 

Г. Дирижёр - специалист в области музыки или тот, кто занимается игрой на музыкальном инструменте

Д. Дирижёр -  автор и постановщик балетов, танцев, хореографических номеров, танцевальных сцен в опере и оперетте, создатель танцевальных форм.

Ответ: __________________


2. Ответьте на вопросы. Обведите правильный ответ.


1) Название профессии "дирижёр" произошло от французского слова, что означает - управлять


А) ДА

Б) НЕТ

2) Во время концерта дирижёр играет на фортепиано


А) ДА

Б) НЕТ

3) Дирижер во время концерта стоит лицом к зрителям

А) ДА

Б) НЕТ

4) До 19 века оркестром управлял опытный скрипач

А) ДА

Б) НЕТ

5) Многие дирижёры сами пишут музыку

А) ДА

Б) НЕТ


3.Дирижер музыкант, управляющий коллективом при разучивании и исполнении музыкального  произведения с помощью движения рук.

Кто ещё кем может управлять? Соедини слова левого и правого столбика.


А. Дрессировщик

1.  "Главнокомандующий" на поле кулинарии, умело управляющий своими работниками и художник, творящий оригинальные блюда из всем известных банальных продуктов.

Б. Учитель

2.Специалист в определенном виде спорта, руководящий  тренировкой спортсменов.

В. Шеф- повар

3.Специалист по проведению экскурсий с людьми.

Г.Тренер

4. Человек, занимающийся дрессировкой животных. Он найдет подход к любому " мохнатому" члену коллектива: одного похвалит, другого поругает, третьему выдаст дополнительную порцию сладкого.

Д.Экскурсовод

5. Занимается обучением и воспитанием детей


Ответы:

А

Б

В

Г

Д








4t1610720522ab.jpg . Выберите иллюстрации, которые отражают работу дирижера и запишите варианты ответов.

t1610720522ac.jpgt1610720522ad.jpgt1610720522ae.jpgt1610720522af.jpg


А Б В Г Д


Ответ: ___________________


5. Выберите предметы, необходимые дирижёру для работы, и обведите три варианта ответа.


Аt1610720522ag.jpg .

Бt1610720522ah.jpg .

Вt1610720522ai.jpg .

Гt1610720522aj.jpg .

Д.

t1610720522ak.jpg




Ответ: ___________________________


6. Выберите три высказывания о дирижёре.

А. Появляется человек. Легкий взмах руки, и все заиграли стройно и слаженно.

Б. Он должен знать все правила и тонкости искусства, чтобы создавать такие танцы, которые будет интересно смотреть зрителям и исполнять танцовщикам.

В. Во время исполнения он показывает, какому инструменту и где нужно вступать, с какой силой играть. Он задаёт темп и убыстряет его. Одним словом, он направляет весь ход его исполнения и как бы вкладывает в него свою душу.

Г. Самое главное для него – его голос и умение управлять им. Его голосом говорят герои фильмов и рекламных роликов

Д. У него есть своеобразный пульт, с помощью которого, он выражает свое ощущение музыки.  Его пульт – его руки, его глаза, его движения. 
Ответ: ______________________________



7. Перечислите три способа управления хором в Древней Греции.

Ответ:_____________________________


8. Перечислите три способа управления оркестром в XVII веке.

Ответ:_____________________________________

9. Почему в современном искусстве управления оркестром дирижер стоит спиной к публике?

Ответ:_______________________



Прочитайте текст «Пчела и муха» М.Алёшина и

выполните задания к нему


Пчела и муха

Вот какую притчу рассказал однажды старец Паисий Святогорец.
На лугу росло множество цветов. Здесь были и белые благоухающие лилии, и гиацинты, и высокие синие ирисы. И маленьким цветочкам тоже нашлось место в траве. Ветер наклонял их, весело колыхал траву и листья, и аромат разносился далеко-далеко!
Над поляной, над цветами трудились пчёлки. Они собирали сладкий нектар, чтобы подкормить молодняк в улье и запастись едой на долгую холодную зиму.
Сюда-то и прилетела муха. Она недовольно жужжала и оглядывалась.
Одна маленькая пчёлка, оказавшаяся здесь в первый раз, вежливо спросила муху:
– Не знаете ли вы, где здесь белые лилии?
Муха насупилась:
– Не видела я здесь никаких лилий!
– Как? – воскликнула пчёлка. – Но мне говорили, что на этом лугу должны быть лилии!
– Цветов я тут не видела, – пробурчала муха. – А вот недалеко, за лугом, есть одна канава. Вода там восхитительно грязная, а рядом столько пустых консервных банок!
Тут к ним подлетела пчёлка постарше, державшая в лапках собранный нектар. Узнав, в чём дело, она сказала:
– Правда, я никогда не замечала, что за лугом есть канава, но я столько могу рассказать о здешних цветах!
– Вот видишь, – сказал отец Паисий. – Бедняжка муха только и думает о грязных канавах, а пчёлка знает, где растёт лилия, где – ирис, а где – гиацинт.
И люди так же. Одни похожи на пчёлку и во всём любят находить что-то хорошее, другие – на муху и во всём стремятся увидеть только дурное. А ты на кого хочешь быть похожим?    (
235 слов) (М. Алёшин)

10. Какие растения во множестве росли на лугу?

Ответ:____________________________


11. Каким словом характеризует действия пчёл автор?

а) Трудились; б) радовались солнцу; в) грелись на солнце; г) томились на солнцепёке; д) весело летали.

Ответ:____________________________

12. Почему муха не видела на лугу лилий? (Возможны два ответа.)

а) Она оказалась на лугу в первый раз; б) лилии еще не расцвели;
в) её интересовала только грязная канава; г) лилии её не интересовали; д)её интересовали другие цветы.

Ответ:____________________________


13. Почему пчёлы не замечали канаву?(Возможны два ответа).

а)там не росли цветы; б)пчёлы не могут пролететь больше 10 метров; В) в канаве не росли медоносные цветы; г)пчёлы нелюбознательны.

Ответ:______________________________


14.С какими людьми сравнивает отец Паисий пчел из притчи?

Ответ:_____________________________


15.С какими людьми сравнивает отец Паисий мух из притчи?

Ответ:_____________________________


16.Что такое притча?

Ответ:______________________________

17.На кого хочешь быть похожим ты?

Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правильные ответы.


Часть 1 «Дирижёр»


1. Б

2.1-А 2-Б 3-Б 4-А 5-А

3. А-4, Б-5, В-1, Г-2, Д-3

4. АБГ

5.АГД

6.АВД

7.С помощью движений рук и пальцев; с помощью жезла; отбивая ритм обувью с железной подошвой.

8. Удары тростью, кивки головой, удары смычка.

9. Это обеспечивает полноценный творческий контакт дирижёра с артистами оркестра.


Часть 2 «Пчела и муха»

10.Лилии, гиацинты, ирисы.

11.Трудились.

12. Б) ее интересовала грязная канала; Г) лилии ее не интересовали.

13.а)там не росли цветы; в)в канаве не росли медоносные цветы.

14.Люди, которые во все видят хорошее.

15.Люди, которые в о все видят дурное.

16.Притча – это короткий нравоучительный рассказ.

17.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.