Диагностическая работа для учащихся 5 классов «Читательская грамотность»
е
Орехово-Зуевский городской округ
Московской области
Диагностическая работа для учащихся 5 классов
Читательская грамотность
Учитель русского языка и литературы
МОУ Гимназия № 14
Орехово-зуевский г.о.
Артемова Анна Сергеевна
2020 год
Прочитайте текст «Дирижёр» и выполните задания к нему |
Пятиклассник Максим прочитал в учебнике по музыке следующую статью
« Дирижер - это музыкант, работа которого заключается в управлении оркестром, хором, ансамблем; ни на каком инструменте во время концерта он не играет. В таком виде профессия дирижера появилась в начале 19-го века. До этого времени управление оркестром было возложено на одного из музыкантов, как правило, самого опытного скрипача.
Дирижер во время концерта стоит спиной к залу и лицом к музыкантам. Для управления оркестром не обязательно, но практически всегда используется небольшая палочка в правой руке. В прошлом вместо палочки использовались свернутые в трубочку ноты или другие предметы.
Название профессии «дирижер» произошло от французского слова diriger — управлять. Как правило, для получения профессии дирижера требуется сначала освоить игру на каком-либо инструменте, а затем получить профильное образование в одном из музыкальных вузов.
Многие дирижеры не только играют произведения других композиторов, но и сами пишут музыку».
Решив узнать о дирижерах больше, Максим нашел информацию об этой профессии в Википедии.
«Как самостоятельный вид музыкального исполнительства дирижирование сложилось в первой половине XIX века, однако ещё на египетских и ассирийских барельефах встречаются изображения человека с жезлом в руке, руководящего группой музыкантов. В древнегреческом театре корифей руководил хором, отбивая ритм ногой, обутой в сандалию с железной подошвой. Вместе с тем уже в Древней Греции было распространено управление хором с помощью так называемой хейрономии, которое перешло затем и в практику церковного исполнительства в средневековой Европе; этот вид дирижирования предполагал систему условных движений рук и пальцев, с помощью которых дирижёр указывал певчим темп, метр, ритм, воспроизводил контуры мелодии — её движение вверх или вниз и т. д.
С усложнением многоголосия и развитием оркестровой игры становилась всё более необходимой чёткая ритмическая организация ансамбля исполнителей, и в практику постепенно входил способ дирижирования с помощью баттуты — палки, изготовлявшейся из различных материалов, в том числе и из золота, служившей для отбивания такта.
Баттута изначально представляла собою достаточно массивную трость; руководитель оркестра отбивал такт, ударяя ею об пол, — такое дирижирование было и шумным, и небезопасным: Ж. Б. Люлли во время дирижирования наконечником трости нанёс себе рану, оказавшуюся смертельной. Однако уже в XVII веке существовали и менее шумные способы дирижирования; так, в ансамбле исполнением мог руководить один из его участников, чаще всего скрипач, который отсчитывал такт ударами смычка или кивками головы.
С появлением в XVII веке системы генерал-баса обязанности дирижёра перешли к музыканту, исполнявшему партию генерал-баса на клавесине или органе; он определял темп рядом аккордов, но мог также делать указания глазами, кивками головы, жестами, или даже, как например И. С. Бах, напевая мелодию или отстукивая ритм ногой. В XVIII веке распространилась практика двойного и тройного дирижирования — при исполнении сложных вокально-инструментальных сочинений: так, в опере клавесинист управлял певцами, а концертмейстер оркестром; третьим руководителем мог стать первый виолончелист, игравший басовый голос в оперных речитативах, или хормейстер.
Развитие и усложнение симфонической музыки, постепенное расширение состава оркестра уже в конце XVIII века требовали освобождения дирижёра от участия в ансамбле; дирижирующий концертмейстер вновь уступал своё место человеку, стоящему перед оркестром. В начале XIX века в руке дирижёра появилась небольшая деревянная палочка.
На протяжении веков композиторы по общему правилу сами исполняли свои произведения: сочинение музыки входило в обязанности капельмейстера, кантора, в иных случаях и органиста; постепенное превращение дирижирования в профессию началось в последние десятилетия XVIII века, когда появились композиторы, регулярно выступавшие с исполнением чужих сочинений. Практика исполнения чужих сочинений во второй половине XVIII века распространилась и в оперных театрах.
Доподлинно не установлено, кто первый, пренебрегая приличиями, повернулся спиной к публике, лицом к оркестру, Г. Берлиоз или Р. Вагнер, но в искусстве управления оркестром это был исторический поворот, обеспечивший полноценный творческий контакт дирижёра с артистами оркестра. Постепенно дирижирование превращалось в самостоятельную профессию, не связанную с композиторским творчеством: управление разросшимся оркестром, интерпретация всё более усложняющихся сочинений требовали специальных навыков и специальной одарённости, отличной в том числе и от одарённости музыканта-инструменталиста. «Для дирижирования, — писал Феликс Вейнгартнер, — требуется не только способность полностью понимать и чувствовать музыкальное художественное творение, но и особая техническая ловкость рук, её трудно описать и ей едва ли можно научиться… Эта специфическая способность зачастую никак не связана с общей музыкальной одарённостью. Случается, что какой-нибудь гений лишен этой способности, а посредственный музыкант наделён ею».
1. Кто такой "дирижёр"? Выберите один правильный вариант ответа.
А. Дирижёр - это тот, кто поёт, занимается пением.
Б. Дирижер - это музыкант, который управляет оркестром, ансамблем, хором.
В. Дирижёр - это артист, объявляющий концертные номера и выступающий в промежутках между ними.
Г. Дирижёр - специалист в области музыки или тот, кто занимается игрой на музыкальном инструменте
Д. Дирижёр - автор и постановщик балетов, танцев, хореографических номеров, танцевальных сцен в опере и оперетте, создатель танцевальных форм.
Ответ: __________________
2. Ответьте на вопросы. Обведите правильный ответ.
1) Название профессии "дирижёр" произошло от французского слова, что означает - управлять | А) ДА | Б) НЕТ |
2) Во время концерта дирижёр играет на фортепиано | А) ДА | Б) НЕТ |
3) Дирижер во время концерта стоит лицом к зрителям | А) ДА | Б) НЕТ |
4) До 19 века оркестром управлял опытный скрипач | А) ДА | Б) НЕТ |
5) Многие дирижёры сами пишут музыку | А) ДА | Б) НЕТ |
3.Дирижер музыкант, управляющий коллективом при разучивании и исполнении музыкального произведения с помощью движения рук.
Кто ещё кем может управлять? Соедини слова левого и правого столбика.
А. Дрессировщик | 1. "Главнокомандующий" на поле кулинарии, умело управляющий своими работниками и художник, творящий оригинальные блюда из всем известных банальных продуктов. |
Б. Учитель | 2.Специалист в определенном виде спорта, руководящий тренировкой спортсменов. |
В. Шеф- повар | 3.Специалист по проведению экскурсий с людьми. |
Г.Тренер | 4. Человек, занимающийся дрессировкой животных. Он найдет подход к любому " мохнатому" члену коллектива: одного похвалит, другого поругает, третьему выдаст дополнительную порцию сладкого. |
Д.Экскурсовод | 5. Занимается обучением и воспитанием детей |
Ответы:
А | Б | В | Г | Д |
| | | | |
4 . Выберите иллюстрации, которые отражают работу дирижера и запишите варианты ответов.
А Б В Г Д
Ответ: ___________________
5. Выберите предметы, необходимые дирижёру для работы, и обведите три варианта ответа.
А . | Б . | В . | Г . | Д. |
Ответ: ___________________________
6. Выберите три высказывания о дирижёре.
А. Появляется человек. Легкий взмах руки, и все заиграли стройно и слаженно.
Б. Он должен знать все правила и тонкости искусства, чтобы создавать такие танцы, которые будет интересно смотреть зрителям и исполнять танцовщикам.
В. Во время исполнения он показывает, какому инструменту и где нужно вступать, с какой силой играть. Он задаёт темп и убыстряет его. Одним словом, он направляет весь ход его исполнения и как бы вкладывает в него свою душу.
Г. Самое главное для него – его голос и умение управлять им. Его голосом говорят герои фильмов и рекламных роликов
Д. У него есть своеобразный пульт, с помощью которого, он выражает свое ощущение музыки. Его пульт – его руки, его глаза, его движения.
Ответ: ______________________________
7. Перечислите три способа управления хором в Древней Греции.
Ответ:_____________________________
8. Перечислите три способа управления оркестром в XVII веке.
Ответ:_____________________________________
9. Почему в современном искусстве управления оркестром дирижер стоит спиной к публике?
Ответ:_______________________
Прочитайте текст «Пчела и муха» М.Алёшина и выполните задания к нему |
Пчела и муха
Вот какую притчу рассказал однажды старец Паисий Святогорец.
На лугу росло множество цветов. Здесь были и белые благоухающие лилии, и гиацинты, и высокие синие ирисы. И маленьким цветочкам тоже нашлось место в траве. Ветер наклонял их, весело колыхал траву и листья, и аромат разносился далеко-далеко!
Над поляной, над цветами трудились пчёлки. Они собирали сладкий нектар, чтобы подкормить молодняк в улье и запастись едой на долгую холодную зиму.
Сюда-то и прилетела муха. Она недовольно жужжала и оглядывалась.
Одна маленькая пчёлка, оказавшаяся здесь в первый раз, вежливо спросила муху:
– Не знаете ли вы, где здесь белые лилии?
Муха насупилась:
– Не видела я здесь никаких лилий!
– Как? – воскликнула пчёлка. – Но мне говорили, что на этом лугу должны быть лилии!
– Цветов я тут не видела, – пробурчала муха. – А вот недалеко, за лугом, есть одна канава. Вода там восхитительно грязная, а рядом столько пустых консервных банок!
Тут к ним подлетела пчёлка постарше, державшая в лапках собранный нектар. Узнав, в чём дело, она сказала:
– Правда, я никогда не замечала, что за лугом есть канава, но я столько могу рассказать о здешних цветах!
– Вот видишь, – сказал отец Паисий. – Бедняжка муха только и думает о грязных канавах, а пчёлка знает, где растёт лилия, где – ирис, а где – гиацинт.
И люди так же. Одни похожи на пчёлку и во всём любят находить что-то хорошее, другие – на муху и во всём стремятся увидеть только дурное. А ты на кого хочешь быть похожим? (235 слов) (М. Алёшин)
10. Какие растения во множестве росли на лугу?
Ответ:____________________________
11. Каким словом характеризует действия пчёл автор?
а) Трудились; б) радовались солнцу; в) грелись на солнце; г) томились на солнцепёке; д) весело летали.
Ответ:____________________________
12. Почему муха не видела на лугу лилий? (Возможны два ответа.)
а) Она оказалась на лугу в первый раз; б) лилии еще не расцвели;
в) её интересовала только грязная канава; г) лилии её не интересовали; д)её интересовали другие цветы.
Ответ:____________________________
13. Почему пчёлы не замечали канаву?(Возможны два ответа).
а)там не росли цветы; б)пчёлы не могут пролететь больше 10 метров; В) в канаве не росли медоносные цветы; г)пчёлы нелюбознательны.
Ответ:______________________________
14.С какими людьми сравнивает отец Паисий пчел из притчи?
Ответ:_____________________________
15.С какими людьми сравнивает отец Паисий мух из притчи?
Ответ:_____________________________
16.Что такое притча?
Ответ:______________________________
17.На кого хочешь быть похожим ты?
Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правильные ответы.
Часть 1 «Дирижёр»
1. Б
2.1-А 2-Б 3-Б 4-А 5-А
3. А-4, Б-5, В-1, Г-2, Д-3
4. АБГ
5.АГД
6.АВД
7.С помощью движений рук и пальцев; с помощью жезла; отбивая ритм обувью с железной подошвой.
8. Удары тростью, кивки головой, удары смычка.
9. Это обеспечивает полноценный творческий контакт дирижёра с артистами оркестра.
Часть 2 «Пчела и муха»
10.Лилии, гиацинты, ирисы.
11.Трудились.
12. Б) ее интересовала грязная канала; Г) лилии ее не интересовали.
13.а)там не росли цветы; в)в канаве не росли медоносные цветы.
14.Люди, которые во все видят хорошее.
15.Люди, которые в о все видят дурное.
16.Притча – это короткий нравоучительный рассказ.
17.