Предварительный просмотр презентации
МБОУ « Саранпаульская средняя общеобразовательная школа » Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся начальной школы. , Максимова Оксана Витальевна, учитель начальных классов
«Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом.» В.А.Сухомлинский
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Для формирования читательской грамотности детей необходимо учить: -различать свой личный опыт и реальность текста; -отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации; -перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту; -работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;
-собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях; -переформулировать вопрос и сообщения текста; -использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах; -выражать свои мысли письменно.
В современном мире, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, ни для кого ни секрет, что дети теряют интерес к чтению. И поэтому, мы зачастую сталкиваемся с такими проблемами, как низкая техника чтения, непонимание смысла прочитанного, неумение кратко пересказать содержание текста. И как итог – не успевание по предметам. И поэтому, научить детей правильному, беглому, осмысленному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения.
Прием «Словарики» При первичном чтении произведения обучающие читают текст с карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Затем попросить встать тех ребят-словариков, кому все слова в тексте понятны (у кого нет подчеркиваний) и организовать разъяснение непонятных слов. При необходимости учитель помогает.
Приём «Письмо с дырками» (реконструкция текста)
Это прием для проверки понимания прочитанного текста. В центре круга ставится стул, на него приглашают сесть кого-то из учеников. Затем ученики задают вопросы по тексту, на которые ученик, сидящий, должен будет давать развернутые ответы. Не должно быть таких вопросов, на которые требуется ответ «да» или «нет». Затем подсчитывается; на сколько вопросов ученик ответил, верно ли он ответил.
Приём «толстые» и «тонкие» вопросы «Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы Объясните почему….? Кто..? Что…? Когда…? Почему вы думаете….? Может…? Мог ли…? Предположите, что будет если…? Было ли…? Будет…? В чём различие…? Согласны ли вы…? Почему вы считаете….? Верно ли…?
Приём « Лингвистическая сказка» Миша и Костя – два человечка, которые никогда не ссорятся и ходят в больших друзьях. А не ссорятся они потому, что любят все разное: Костя любит только то, что начинается с твердого согласного звука, а Миша- то, что с мягкого. Костя любит торт, а Миша – печенье. Миша пишет стихи, а Костя раскрашивает картинки. Подчеркните названия тех конфет, которые любит Костя: «Белочка», «Маска», «Мишка», «Любимые», «Ночка», «Пилот», «Коровка».
Приём « Синквейн» Правила составления синквейна: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна; 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль; 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы; 4 строка – фраза, несущая определенный смысл; 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Приём « Шаг за шагом» Это приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.
Приём « Верите ли вы…» Формируем умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним.
Прием «Кластер» . Кластер является приемом графической систематизации материала. Этот прием формирует умения выделять смысловые единицы текста и графически оформлять в определенном порядке в виде грозди, компонуя материал по категориям.
Прием « Чтение с пометками» . Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму: v Знакомая информация + Новая информация - Я думал (думала) иначе ? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.
Создай рекламную брошюру…. Предложи картинку – иллюстрацию к тексту, не рисуя её, а просто опиши, что там будет словами. Подбери пословицы, которые наиболее точно подходят по смыслу к данной ситуации. Дай совет герою, запиши его. Перескажи текст от лица разных персонажей. «Мим – театр»: покажи героев произведения при помощи мимики. Придумай вопросы для викторины, кроссворда. Творческие приёмы:
Вывод: . В результате применения в нашей работе описываемых приемов, у учащихся закладываются основы грамотного читателя, человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем, как средстве познания мира и самопознания. Давая возможность ребёнку работать с текстом, преобразовывать его, обсуждать, делать выводы, мы способствуем развитию логического мышления, письменной и устной речи, тем самым формируем читательскую грамотность.