Урок по русскому языку в 7 классе «Морфологический разбор причастия»

0
0
Материал опубликован 20 February 2018 в группе

Планирование первого урока-исследования (ВСЕ ПЛАНЫ УРОКОВ СОСТАВЛЯЮТСЯ ВМЕСТЕ):

ФИО учителя, который будет проводить урок:

Хакимова Айслу Рустамовна 

Класс:

 7

Предмет:

Русский язык 

Дата урока:

14.11.2017 

Исследуемый метод

 Действенные вопросы

Тема:

Морфологический разбор причастия

Предполагаемые результаты:

1.Учащиеся научаться устанавливать причинно-следственные связи.

2.Строить логические рассуждения.

3. Строить умозаключения.

Внимание! Выделите жирным шрифтом все моменты в плане урока, где используется предполагаемый метод (обучающая структура, прием и т.д.)

Время/
длительность

Этапы урока

Детальное описание этапов урока

Обоснование необходимости этого этапа

Материалы/
IT ресурсы

 2-3 мин

1.Организационный этап

Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Откройте тетради, запишите число, классная работа и пропустите строчку для написания новой темы.

 Проверка готовности к уроку, организация рабочего места.

 Презентация

 6-8 мин

2. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

Устная работа с классом. Перед вами слова с пропущенными буквами. Ваша задача прочитать слово, вставить пропущенную букву и объяснить её написание.

ОсеННий, жЁлтый, дОждливый, яркокрасный.

- Ребята, слова какой части речи перед вами?

- А какая другая часть речи похожа на прилагательное, но ещё имеет и свойства глагола?

- Молодцы! Продолжаем работать дальше.

- Фронтальная работа с классом. (работа со слайдом « 3)

Что могло бы случиться с нашей речью, если бы не было причастий?

Обратите внимание на экран. Перед вами 3 словосочетания. Ваша задача прочитать эти словосочетания.

Листва, которая пожелтела

Цветы, которые замерзли

Птицы, которые улетают

- О каком времени года идёт речь? А теперь замените выделенные конструкции одним словом. Какими частями речи они являются? Докажите, что это причастие. (Выделите у них суффиксы, найдите главное - слово, зависимое слово и задайте вопрос),(разбираем первое словосочетания: учитель на доске, учащиеся в тетрадях).

А теперь оставшиеся словосочетания разбираете в своих тетрадях. (ученики по очереди выходят к доске и записывают получившиеся словосочетания). - Что такое причастие?

Использование структуры Модель Фрейер.

определение

причастие

 

признаки

примеры

анти примеры

- Вы знаете, что причастие долгое время считали особой формой глагола. Но потом выяснилось, что оно имеет и признаки прилагательного. Какие? Причастие разделилось на 2 группы. Какие? Оказалось, что у причастия могут быть разные суффиксы. Какие суффиксы у действительных причастий в настоящем времени? в прошедшем времени? Какие суффиксы у страдательных причастий в настоящем времени? в прошедшем времени? - Молодцы!

 Подготовка мышления детей и организация понимания ими собственной потребности к формированию новой модели действий

 Компьютер, карточки

www.infourok.ru

 3-4 мин

3. Постановка цели и задачи урока

Создание проблемного вопроса. Листва - какая часть речи? Как докажете, что это сущ.? Ребята, вы уже знаете, как выполнять морфологический разбор самостоятельных частей речи: существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола. А сегодня что узнаем? Как думаете, каким образом выполняется морфологический разбор причастия? Тема нашего урока – это… Какую цель мы с вами ставим на уроке?

Правильно, но перед тем, как начать выполнять морфологический разбор причастия, давайте познакомимся с планом разбора. (слайд № 3). Откройте учебники, с.67.

Осознание, в чем конкретно состоит недостаточно знаний, способностей или умений

 Презентация, карточки

www.infourok.ru

7-8 мин

4.Первичное усвоение новых знаний

Ознакомьтесь с планом разбора (учащиеся читают план разбора вслух по очереди).

Как связана наша тема с тем, что уже изучали? (конструк).

Что заметили? Какой порядок разбора?

Заметили, что порядок разбора причастия тот же, как и у других самостоятельных частей речи: определение части речи, морфологические признаки (постоянные и непостоянные) и синтаксическая роль слова. Откройте с.66. Вам дан образец разбора причастия. Вот мы с вами и познакомились с порядком морфологического разбора причастия.(работа со слайд .4,5).

Первичное усвоение новых знаний даёт учащимся конкретные представления об основной теме изучаемого материала

Презентация

7-8 мин

5.Первичная проверка понимания

Фронтальная работа с классом Читаем предложение и записываем предложение в свои тетради.

Лес, давно уставший от осени, ждёт снега.

Находим причастие и выполняем его морфологический разбор.

Уставший – причастие.

  1. лес ( какой?) уставший Н.ф. – уставший

Пост.призн.: действ.пр., прош.вр., сов.в. Непост.призн.: И.п., ед.ч., м.р.

  1. Какой лес? уставший.

Первичная проверка понимания даёт возможность учителю понять, что узнали дети и над чем ещё предстоит работать

Презентация

карточки

2-3 мин

6.Динамическая пауза

ФЗЛ. Ребята, хорошо мы с вами работаем. Давайте немножко отдохнём, восстановим силы для дальнейшей работы.

Разграничить этап урока, здоровье сберегающая функция

Презентация, компьютер

 6-8 мин

7. Первичное закрепление нового материала

Индивидуальная работа класса

Обратите внимание, перед вами 2 предложения. (ребята читают).

Берёзы покрыты золотой листвой, сверкающей на солнце.

Очень красивы клёны, одетые в багряную листву.

1)Какой частью речи выражены выделенные слова?

2)Что заставляет вас так думать?

Вы будете работать по вариантам. (1, 2 варианты). Ваша задача: каждый вариант списывает своё предложение и выполняет морфологический разбор выделенного причастия. А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте. Обратите внимание на доску. ( Каждый вариант проверяет выполненную работу учащимся.)

- Кто выполнил всё верно? - Что необходимо знать при выполнении морфологического разбора причастия?

- Фронтальная работа. На магнитной доске части предложений. Работа в парах, соедините предложения, найдите вторую половину.

1) Дворник убирал листву, засыпавшую все дорожки в парке.

2)Котенок играл с клубком, упавшим на пол.

3)Зазвенел звонок, сообщающий об окончании уроков.

4)Картина, висевшая на стене, неожиданно упала.

Составьте предложения (учащиеся подходят к доске и составляют предложения).

-Молодцы! Спишите понравившееся вам предложение в свою тетрадь.

 Первичное закрепление необходимо для усвоения детьми нового метода действий

 Карточки

www.infourok.ru

 3 мин

8. Рефлексия.

- Какую цель мы ставили на уроке?

-Удалось ли нам достичь поставленной цели? Почему?

- Что было самым интересным на уроке? самым трудным?

 Осознание детьми способа преодоления затруднения и самостоятельная оценка полученных результатов коррекционной работы

 Лист самооценки

 2 мин

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1. упр 154 всем

На выбор:

Составьте вопросы по теме

Переписать из худ.литературы 3 предложения с причастным оборотом.

 Домашнее задание позволяет закрепить изученный материал на уроке

 Презентация

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации