Урок по русскому языку в 7 классе «Морфологический разбор причастия»
Планирование первого урока-исследования (ВСЕ ПЛАНЫ УРОКОВ СОСТАВЛЯЮТСЯ ВМЕСТЕ):
ФИО учителя, который будет проводить урок: |
Хакимова Айслу Рустамовна |
Класс: |
7 |
Предмет: |
Русский язык |
Дата урока: |
14.11.2017 |
|
Исследуемый метод |
Действенные вопросы |
Тема: |
Морфологический разбор причастия |
|||||
Предполагаемые результаты: |
1.Учащиеся научаться устанавливать причинно-следственные связи. 2.Строить логические рассуждения. 3. Строить умозаключения. |
Внимание! Выделите жирным шрифтом все моменты в плане урока, где используется предполагаемый метод (обучающая структура, прием и т.д.)
Время/ |
Этапы урока |
Детальное описание этапов урока |
Обоснование необходимости этого этапа |
Материалы/ |
||||
2-3 мин |
1.Организационный этап |
Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Откройте тетради, запишите число, классная работа и пропустите строчку для написания новой темы. |
Проверка готовности к уроку, организация рабочего места. |
Презентация |
||||
6-8 мин |
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. |
Устная работа с классом. Перед вами слова с пропущенными буквами. Ваша задача прочитать слово, вставить пропущенную букву и объяснить её написание. ОсеННий, жЁлтый, дОждливый, ярко—красный. - Ребята, слова какой части речи перед вами? - А какая другая часть речи похожа на прилагательное, но ещё имеет и свойства глагола? - Молодцы! Продолжаем работать дальше. - Фронтальная работа с классом. (работа со слайдом « 3) Что могло бы случиться с нашей речью, если бы не было причастий? Обратите внимание на экран. Перед вами 3 словосочетания. Ваша задача прочитать эти словосочетания. Листва, которая пожелтела Цветы, которые замерзли Птицы, которые улетают - О каком времени года идёт речь? А теперь замените выделенные конструкции одним словом. Какими частями речи они являются? Докажите, что это причастие. (Выделите у них суффиксы, найдите главное - слово, зависимое слово и задайте вопрос),(разбираем первое словосочетания: учитель на доске, учащиеся в тетрадях). А теперь оставшиеся словосочетания разбираете в своих тетрадях. (ученики по очереди выходят к доске и записывают получившиеся словосочетания). - Что такое причастие? Использование структуры Модель Фрейер.
- Вы знаете, что причастие долгое время считали особой формой глагола. Но потом выяснилось, что оно имеет и признаки прилагательного. Какие? Причастие разделилось на 2 группы. Какие? Оказалось, что у причастия могут быть разные суффиксы. Какие суффиксы у действительных причастий в настоящем времени? в прошедшем времени? Какие суффиксы у страдательных причастий в настоящем времени? в прошедшем времени? - Молодцы! |
Подготовка мышления детей и организация понимания ими собственной потребности к формированию новой модели действий |
Компьютер, карточки www.infourok.ru |
||||
3-4 мин |
3. Постановка цели и задачи урока |
Создание проблемного вопроса. Листва - какая часть речи? Как докажете, что это сущ.? Ребята, вы уже знаете, как выполнять морфологический разбор самостоятельных частей речи: существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола. А сегодня что узнаем? Как думаете, каким образом выполняется морфологический разбор причастия? Тема нашего урока – это… Какую цель мы с вами ставим на уроке? Правильно, но перед тем, как начать выполнять морфологический разбор причастия, давайте познакомимся с планом разбора. (слайд № 3). Откройте учебники, с.67. |
Осознание, в чем конкретно состоит недостаточно знаний, способностей или умений |
Презентация, карточки www.infourok.ru |
||||
7-8 мин |
4.Первичное усвоение новых знаний |
Ознакомьтесь с планом разбора (учащиеся читают план разбора вслух по очереди). Как связана наша тема с тем, что уже изучали? (конструк). Что заметили? Какой порядок разбора? Заметили, что порядок разбора причастия тот же, как и у других самостоятельных частей речи: определение части речи, морфологические признаки (постоянные и непостоянные) и синтаксическая роль слова. Откройте с.66. Вам дан образец разбора причастия. Вот мы с вами и познакомились с порядком морфологического разбора причастия.(работа со слайд .4,5). |
Первичное усвоение новых знаний даёт учащимся конкретные представления об основной теме изучаемого материала |
Презентация |
||||
7-8 мин |
5.Первичная проверка понимания |
- Фронтальная работа с классом Читаем предложение и записываем предложение в свои тетради. Лес, давно уставший от осени, ждёт снега. Находим причастие и выполняем его морфологический разбор. Уставший – причастие.
Пост.призн.: действ.пр., прош.вр., сов.в. Непост.призн.: И.п., ед.ч., м.р.
|
Первичная проверка понимания даёт возможность учителю понять, что узнали дети и над чем ещё предстоит работать |
Презентация карточки |
||||
2-3 мин |
6.Динамическая пауза |
ФЗЛ. Ребята, хорошо мы с вами работаем. Давайте немножко отдохнём, восстановим силы для дальнейшей работы. |
Разграничить этап урока, здоровье сберегающая функция |
Презентация, компьютер |
||||
6-8 мин |
7. Первичное закрепление нового материала |
- Индивидуальная работа класса Обратите внимание, перед вами 2 предложения. (ребята читают). Берёзы покрыты золотой листвой, сверкающей на солнце. Очень красивы клёны, одетые в багряную листву. 1)Какой частью речи выражены выделенные слова? 2)Что заставляет вас так думать? Вы будете работать по вариантам. (1, 2 варианты). Ваша задача: каждый вариант списывает своё предложение и выполняет морфологический разбор выделенного причастия. А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте. Обратите внимание на доску. ( Каждый вариант проверяет выполненную работу учащимся.) - Кто выполнил всё верно? - Что необходимо знать при выполнении морфологического разбора причастия? - Фронтальная работа. На магнитной доске части предложений. Работа в парах, соедините предложения, найдите вторую половину. 1) Дворник убирал листву, засыпавшую все дорожки в парке. 2)Котенок играл с клубком, упавшим на пол. 3)Зазвенел звонок, сообщающий об окончании уроков. 4)Картина, висевшая на стене, неожиданно упала. Составьте предложения (учащиеся подходят к доске и составляют предложения). -Молодцы! Спишите понравившееся вам предложение в свою тетрадь. |
Первичное закрепление необходимо для усвоения детьми нового метода действий |
Карточки |
||||
3 мин |
8. Рефлексия. |
- Какую цель мы ставили на уроке? -Удалось ли нам достичь поставленной цели? Почему? - Что было самым интересным на уроке? самым трудным? |
Осознание детьми способа преодоления затруднения и самостоятельная оценка полученных результатов коррекционной работы |
Лист самооценки |
||||
2 мин |
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
1. упр 154 всем На выбор: Составьте вопросы по теме Переписать из худ.литературы 3 предложения с причастным оборотом. |
Домашнее задание позволяет закрепить изученный материал на уроке |
Презентация |