Урок русского языка на изучение причастия в 7 классе «Какое это счастье, что учим мы причастие!»
Пояснительная записка к презентации
Урок русского языка в 7 классе.
Тема: «Какое это счастье, что учим мы причастие!»
(урок-практикум)
Цели:
- повторить орфограммы и пунктограммы, изученные в разделе «Причастие»;
- отработать пунктуацию в предложениях с причастными оборотами;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- воспитание любви к родному краю.
Оборудование урока:
- стихи и очерки об Урале
- сигнальные карточки
- презентация к уроку
Методическое обоснование урока:
Материал урока дает возможность повторить правописание причастий и постановку знаков препинания при них, морфологический разбор причастий, а также выявить роль в текстах определений, выраженных причастиями и причастными оборотами; урок способствует развитию речи учащихся.
Ход урока.
Этапы урока. Действия учителя и учащихся. |
Слайды. |
Орг. Момент. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Тема нашего урока – 2. Мотивация урока. Урок несколько необычный: урок – практикум. Мы с вами начнем повторять большую тему «Причастие». Итак, начинаем: В некой школе, на Урале Жил 7 класс – просто класс! И с учащимися класса Мы отправимся сейчас Путешествовать по свету, А точнее – по совету всех решили, Что поедем мы …. Ребята! Может быть кто-то из вас объяснит, почему мы будем путешествовать по Челябинской области? ( ответы детей) (обобщение учителя: область – наша малая Родина, ей исполнится 75 лет). Эпиграфом-девизом урока я взяла строки из стихотворения Людмилы Татьяничевой, уральской поэтессы. В ее стихах Урал и Россия – одно целое. Большое внимание поэтесса уделяла теме труда, а нам сегодня придется потрудиться, поэтому – Я желаю всем успешной работы! |
Слайд №1 Слайд №2 Слайд №3 Слайд №4 |
Проверка домашнего задания – работа с сигнальными карточками: определить, в каких словах пишется –н-, а в каких –нн-, и объяснить правило написания. |
|
Для того, чтобы успешно продвигаться, нам необходимо повторить теорию по изученной теме. Проведем блиц-опрос «Что мы знаем о причастии?» ( ответы учащихся) |
|
Практическая часть урока. Повторив теорию, мы можем приступить и к практике. Ребята! Вспомните из курса географии, с какими горами тесно связана Челябинская область? (ответ детей) Верно, с Уральскими. Перед вами – хребет Уреньга и гора Нургуш. Именно с ними мы встречаемся, если зайдем в область с запада. Необходимо выполнить задание: выписать из предложенного текста причастия, распределив их в две колонки - действительные и страдательные. ( проверка коллективная) Перебираемся дальше по Уральским горам. На нашем пути – Таганай, но поднимемся только после выполнения задания: от глаголов, выделенных в тексте, образовать причастия настоящего и прошедшего времени. Мы поднялись на одну из вершин Таганая. Температура воздуха довольна низкая, выносливость и терпение нам очень необходимы. Задание: - из предложенного текста выписать все причастия - расставить и объяснить знаки препинания - выполнить морфологический разбор причастий: возникающее, образован. Двигаемся дальше: спуск с горы еще труднее. Выполним синтаксический разбор предложения: Трезубец Таганная, синеющий в изумрудной зелени лесов, сверкает снежной белизной. ( у доски – ученик) Наше путешествие продолжается. Природу Южного Урала описывают поэты и прозаики, изображают художники, а фотокорреспондентам удается запечатлеть самые красивые моменты. Итак, мы – Задание: составить предложения или словосочетания с причастиями и причастными оборотами к этим фотографиям. ( записываем в тетради, выделяя ПО и подчеркивая одиночные причастия) Увы! Наше путешествие к концу приближается, Что-то уже дом родной ощущается, Да-да, мы вернулись все в Бреды, в район, В Андреевку, в школу, в родимый наш дом. Не только у Челябинской области юбилей, но и для нашей школы этот учебный год юбилейный, сороковой. Выполним последнее задание: составить предложения о школе с причастиями. |
Слайд №5,6 Слайд №7 Слайд №8 Слайд №9,10 Слайд №11 Слайд №12 Слайд №13-16 Слайд №17 |
Итог урока. Рефлексия. Ребята! Понравился вам урок? В чем его польза? Большое спасибо за урок! Домашнее задание: сочинить сказку о причастии. |
|
В заключение я хотела бы прочитать вам слова Михаила Фонотова: «Нельзя жить на земле, не зная ее истории и не любя ее, свою землю». Так давайте же будем любить родную школу, Андреевку, Урал, Россию и русский язык! Всего всем доброго! |