Практический семинар по проблеме коррекции и оптимизации социальной тревожности обучающихся, с целью повышения социальной активности и самоэффективности
Практический семинар по проблеме коррекции и оптимизации социальной тревожности обучающихся, с целью повышения социальной активности и самоэффективности
Цель и задачи данного семинара: рассмотрение основных аспектов социально-психологической тревожности детей и подростков и разработка практических действий, направленных на оказание информационной и психолого-педагогической поддержки обучающимся и членах их семей, для оптимизации социально-учебного и личностного благополучия путём коррекции социально-личностной тревожности
Участники, слушатели: педагоги, педагоги-психологи, социальный педагоги, родители, администрация школы.
Повестка семинара:
Рассмотрение социально-психологических рисков в современном цифровом мире, анализ полученных данных для последующей разработки практических мер по минимизации социальных страхов и фобий у старшеклассников для повышения качества обучения и социализации.
Актуальность проблемы. Современному человеку приходится не просто преодолевать психологические страхи в межличностных и социальных отношениях. Нередко человек стремится избегать ситуаций, которые формируют внутри психологическую тревогу и даже способствуют развитию панических атак.
Современные подростки нередко бегут в виртуальное пространство по причинам социально-личностных проблем, нередко указывая или осознавая их наличие в себе, которые проявляются в виде чувства дискомфорта и тревоги, ребята указывают на ряд психологических проблем и невозможности преодолеть некоторые из них:
Говорить с глазу на глаз с малознакомым человеком;
Звонить малознакомому человеку;
Выступать перед аудиторией или классом.
Нередко молодежь переживает по поводу того, что окружающие могут заметить его слабости или недостатки. Их очень волнует вопрос о том, какое производит подросток впечатление на своих сверстников или социальное окружение.
Также современные школьники в вопросах учебного характера часто подчеркивают, что испытывают волнение и страх во время контрольных или проверочных работ, когда учитель оценивает их способности.
Кроме страхов продемонстрировать свои знания и умения, выразить себя на публике, обучающиеся стремятся избегать ряд социальных практик в своей жизни. Стараются оттянуть на какое-то время, или полностью избежать участия в ситуации оценивания собственных знаний и компетенций. Данный мотив обусловлен переживанием о том, что могут придраться, негативно оценить работу, дать неприятную оценку действиям или сделанной работе.
В результате школьник, как бы, фокусирует своё внимание на негативном, травмирующем опыте и своих чувствах, развивая тем самым напряжение из-за постоянных мыслей о возникшей или будущей в перспективе неудаче. Это приводит к формированию навязчивых мыслей и действий, направленных на коррекцию и снижение тревожности. В такой, кажущейся, безвыходной ситуации ребенок или подросток ищет психологической защищенности и компенсации в социальных сетях, в интернет пространстве, создавая искусственные имена (НИКнеймы) и образы для поддержания личностной идентичности, при этом загоняя свои страхи глубоко в себя.
Психологическая и информационная поддержка обучающихся и членов семей для развития следующих способностей, для оптимизации социально-психологического самочувствия и минимизации страхов и связанных с ними тревожности:
В первую очередь важно повысить социально-личностную интеграцию человека (обучающегося) с его социальной средой, прежде всего с семьей, школой. Для этого нужно найти, выявить источники личностного, интеллектуального, социального потенциала обучающегося, благодаря которому он сможет получать социальный опыт, обогащаться новыми умениями и знаниями в той или иной социально-культурной среде.
Важно также повысить эмоционально-семейную коммуникацию между ребенком и родителями для лучшего «сцепления» ребенка с первыми агентами социализации, дающие психологические и социальные силы для развития. Также можно чаще в гости приглашать близких друзей или родственников, находящихся на разных социальных и возрастных ступенях. Общение и получение социального опыта от таких встреч позволит ребенку комфортно взаимодействовать и решать свои возрастные задачи.
В школьной (образовательной) среде такому ребенку важно приобщаться к социальному межличностному опыту в работе со сверстниками, у которых есть высокий социально-личностный и интеллектуальный потенциал для передачи своего опыта однокласснику. В такой практике учащийся с выраженными социально-психологическими трудностями будет чувствовать себя защищенно, при условии, что авторитетное лицо готово открыто и искренне помочь нуждающемуся. Выступления перед публикой в малых группах также может способствовать повышению уверенности в себе и оптимизации самооценки и настроения.
В рамках индивидуальной коррекционно-развивающей работы с обучающимися с выраженными социально-психологическими трудностями по данной проблеме, важно изучать ее в динамике, через опросы, диагностические работы. Если работа ведется в группой форме, важно также во время дискуссий или выступлений участников развивать и совершенствовать навыки саморефлексии.
Ожидаемые изменения в психологическом и социальном благополучии обучающегося при реализации комплексных психо-социальных и педагогических мероприятий при активном участии педагогов, социальных педагогов, родителей и психолога.
Повышение и стабилизации самооценки и самопринятия себя как целостной личности;
Способность управлять и оптимизировать свое психологическое самочувствие и осуществлять контроль в поведении с окружающими;
Повышение социальной активности и открытости новому опыту, способность критично оценивать свои потребности, интересы, возможности, личностный потенциал, реализуя свои ресурсы, не заставляя себя ждать;
Укрепление эмоциально-психологической связи со значимой (референтной) группой, формируя и не боясь отстаивать свои личностные интересы и убеждения.
Расширяя зону социальной активности, создавая новые идеи и проекты по повышению качества жизни и социально-личностной интеграции для реализации своих возрастных задач.
Кияйкина Наталья Федоровна
Баландина Мария Николаевна