Социально-психологические проблемы социализации и социальной адаптации младших школьников

8
0
Материал опубликован 30 January 2021 в группе

УДК 373.3

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Мастрюкова М.Л., Ращикулина Е.Н.


ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова»


Аннотация: В статье рассматривается проблема социализации детей младшего школьного возраста, освещается ряд вопросов, связанных со сменой социального статуса ребёнка, его адаптацией. Выявляются и анализируются ключевые препятствия на пути социально-психологической адаптации младших школьников, а также предлагаются возможные варианты их преодоления.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, личность, общество, общеобразовательное учреждение, начальная школа.

В настоящее время, в условиях современного российского общества достаточно остро стоит вопрос социализации обучающихся, получающих образование начальной ступени. Зачастую, ключевой средой возникновения тех или иных нарушений в плане адаптации детей является непосредственно образовательное учреждение. Следовательно, актуальность нахождения и использования результативных путей, социально-педагогических технологий, генерирующих эффективные адаптивные возможности, которые обеспечивали бы успешную адаптацию школьников в существующих социально-экономических реалиях, в том числе в условиях образовательного пространства общеобразовательной школы, является весьма актуальной. Основные проблемы социальной адаптации младшего школьника в первые дни и недели обучения в школе можно охарактеризовать как трудности социально-психологической адаптации ребенка к требованиям обучения в общеобразовательном учреждении. При этом, процесс социальной адаптации рассматривается как динамически-деятельностное многоуровневое «развертывание» личности ребенка и как особый вид структурированных личностных преобразований в пределах индивидуально-ограниченного спектра изменчивости, заданного как индивидуальными особенностями, так и требованиями конкретной социальной среды, в данном случае - начальной школы [3, с. 90]. Для успешного получения знаний в школе ученик должен быть мотивирован к стремлению ими обладать. Но не всегда в новой школьной жизни у ребенка возникает интерес к занятиям и выполнению заданий. В этот период меняется форма ведущей деятельности ребёнка. Многим детям переход от игровой деятельности в учебную даётся непросто. Этому также способствует частое «неживое общение» учащихся с различными техническими устройствами, уход в игровую реальность, добывание доступного эмоционального опыта посредством социальных сетей. Оценка же взрослыми самого школьного обучения как важной содержательной деятельности, способствующей развитию личности, а также формирование у ребёнка положительного отношения к школе уходят на второй план из-за нехватки свободного времени у родителей. Что, в свою очередь, делает практически невозможным развитие мотивационной сферы ребёнка как ученика. Также социально-психологическая адаптация детей подразумевает приспособление к новым социальным связям и отношениям, возникающим как результат совместной деятельности одноклассников и педагогов. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что для повышения уровня социально-психологического уровня адаптации младших школьников к школе значимую роль играет постоянное совместное взаимодействие родителей и учителя начальной школы. Таким образом, психологическая совместимость учителя и ученика, правильные взаимоотношения между сверстниками, систематизированная позиция родителей являются важным условием социально-психологической адаптации детей младшего возраста к школе [4, с. 5]. Стоить упомянуть и про социально-психологическую службу в общеобразовательной школе, ведь именно психолог способен укрепить веру ребенка в себя и создать условия для развития его личности в коллективе сверстников, тьютер может оказать качественное педагогическое сопровождение младшего школьника в ходе учебной деятельности, а социальный педагог поможет развить личностные коммуникационные компетенции ребёнка. Но основная роль в деле социально-психологической адаптации обучающегося начального звена отводится, без сомнения, классному руководителю. Именно он создает атмосферу сплочённости в классе путём объединения детей общешкольными делами, формированием коллективных интересов, развитием общей классной ответственности. Пример ряда исследований показывает, что проблема адаптации детей к школьной жизни эффективно решается при активном внедрении практико-ориентированных методов, таких как: частое включение занятий изобразительной деятельностью, участие в спортивных соревнованиях, театральных постановках, деловых играх и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что важной задачей начальной школы является моделирование и реализация процесса взаимодействия ребёнка и новой для него социальной среды, при котором бы сам ребёнок мог приобрести социальный опыт, имеющий ключевым аспектом адаптивное значение для формирования личности. При этом, желательно активное сотрудничество всех участников образовательного процесса: родителей, самого обучающегося и непосредственно школы.



Список литературы:

1. Галюк Д. А. Социальная адаптация первоклассников / Д. А. Галюк. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 17 (121). - С. 291-293.

2. Оганян Н.Н. Особенности процесса социализации младшего школьника В кн.: XV Международная молодежная научно-практической конференция ЧЕЛОВЕК. ОБЩЕСТВО. КУЛЬТУРА. СОЦИАЛИЗАЦИЯ, Уфа, 2019: материалы. Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2019. С. 31-35.- С. 389-393.

3. Ростовцева М.В., Хохрина З.В. - Социальная адаптация: философские основания исследования. // Философия и культура. – 2017. - № 5. - С. 89 - 97.

4. Ростовцева М.В. - Природа социальной адаптации и методы ее изучения. // Социодинамика. - 2017. - № 7. - С. 1 - 7.

5. Шильцова Ю. В. Проблемы, решения и перспективы исследований социально-психологической адаптации младших школьников // Известия Самарского научного центра РАН. 2015 - . №1-2 - С. 7-9.

6. Шкуричева Н. А. Изучение взглядов учителя на проблему адаптации школьников к ученическому коллективу // Начальная школа - 2008. - N 8. - С. 15-19.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.