Сценарий занятия «Практическое право»
Пояснительная записка
В нашем обществе права и свободы человека и гражданина признаны как высшее проявление демократии. Неотъемлемым условием существования правового государства и гражданского общества является правовая культура его членов. Поэтому в настоящее время пробуждается интерес к праву и правовым институтам. Правовые знания, убеждения и культура формируется у учащихся на уроках обществознания с шестого по одиннадцатый класс. Но, как показывает опыт, школьники не всегда осознают практическую значимость изучаемого материала. их отстаивать свои права. Программа курса «Практическое право» призвана повысить интерес к проблемам права, углубить представления о правовой сфере общественной жизни. Это достигается тем, что школьники лично вовлекаются в процесс изучения темы, примеривают на себя различные социальные роли.
Большая часть «Практического права» расширяет и углубляет представление о праве как особом социальном институте, его принципах, различных отраслях права, особенностях регулирования различных форм общественных отношений. Третья часть программы «Практического права» посвящена юридическим профессиям.
Программа курса рассчитана на 8 часов. Данный курс расширяет и углубляет представление о праве как особом социальном институте, дает возможность подумать, насколько важна и интересна профессия юриста лично для каждого.
Цель курса: содействовать становлению человека как духовно – нравственной, свободной, социально активной личности, гражданина своего Отечества.
Задачи:
формировать уважение к праву;
помочь сформировать устойчивую мотивацию подростка на дальнейшее познание юриспруденции;
позволить ему самоопределиться в выборе будущей профессии, адекватной способностям, желаниям личности;
решить ряд проблем воспитательного характера, ориентированных на формирование правовой культуры подростка.
Программа курса разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования, основными положениями концепции предпрофильного обучения, а также с учетом дидактических требований к уровню подготовки выпускников основной школы.
Методы преподавания данного курса определяются его целями и задачами. Повысить мотивацию учебной деятельности предполагается за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности, активных методов обучения. Исследовательские работы в основном касаются изучения нашего края, и это является для школьников очень важным. Результаты проведенной работы ребята представляют на презентации своих проектов. При защите проектов учащимися практически на любом занятии реализуются все три цели – образовательные, воспитательные и развивающие, причем комплексно. Это касается, в частности, воспитания сознательной дисциплины учащихся через вовлечение каждого ученика в активную и посильную самостоятельную учебную деятельность, воспитания воли и характера. При обсуждении проблемных и дискуссионных вопросов учащиеся приобретают опыт ведения диалога, приобщения к творческой деятельности, способности к моделированию ситуации. Различные виды индивидуальной, парной, групповой работы, проведение деловых, сюжетных, ролевых игр по праву, работа с источниками позволяют обеспечить серьезную мотивацию на дальнейшее правовое обучение и сформировать и поддержать устойчивый интерес ребенка к праву.
Ожидаемый результат.
Курс «Практическое право» позволяет успешно реализовать основные цели, задачи правового обучения современных школьников. Старшеклассники получают опыт правотворческой деятельности, могут участвовать в разработке проектов изменений норм школьного права и новых законов школы, приобретают опыт правозащитнической деятельности, критического анализа различных текстов, участия в обсуждении важных проблем для общества. Работа над курсом предполагает развитее основных навыков и умений учащихся:
создавать для себя нормы поведения и деятельности и пользоваться ими;
принимать решения, брать на себя ответственность;
реализовывать права и обязанности;
выделять основный смысл текста, события, соотносить с правовыми нормами, своим жизненным опытом и ценностями;
строить отношения с другими людьми, взаимодействовать с одноклассниками для получения общего результата работы;
давать самооценку собственных знаний и умений;
приобретать навыки организации труда.
Содержание программы
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Основные понятия | Формы и методы проведения |
1 | Я – гражданин страны. | Правовой статус гражданина РФ. Права и обязанности несовершеннолетних. | Права человека. Обязанности гражданина РФ, закрепленные в Конституции России. Права ребенка. Ответственность несовершеннолетних. | Групповая работа с Конституцией РФ. Ролевые игры «Пострадавшие и правозащитники». Дебаты «Могут ли права ребенка быть равны правам взрослых?» |
2. | Хочу быть юристом! Знакомство с профессией. | Юриспруденция как наука. Представители юридической профессии и роль права в их жизни. Порядок поступления в учебные заведения, осуществляющие правовую подготовку. | Юриспруденция. Юрист. Адвокат. Прокурор. Следователь. Судья. Нотариус. | Мини – доклады «Известные юристы прошлого». Групповая работа с документом «Порядок приема в государственные образовательные учреждения профессионального образования». |
3. | Кто такие судьи? | Система судебной защиты прав личности. Правовой статус судьи в РФ. Суды в РФ. Исковое заявление. | Суды РФ. Состязательность на суде, его гласность. Присяжные заседатели. Мировой судья. Арбитражный суд. Верховный суд. Конституционный суд. Суд общей юрисдикции. Потерпевший. Обвиняемый. Презумпция невиновности. Исковое заявление. Претензионное заявление. Независимость суда. Истец. Ответчик. | Сообщение о деятельности суда присяжных заседателей и мировых судей. Групповая работа по составлению искового заявления. Экскурсия в народный суд на судебное заседание. |
4. | Особенности профессиональной деятельности адвокатов. | Особенности профессии адвоката. Выдающиеся адвокаты и их роль в истории. | Кодекс профессиональной этики адвокатов. Риторика. Юридическая консультация. | Решение познавательных задач. Исследование «Адвокат и его роль в защите прав человека». |
5. | Прокурор на страже закона. | Особенности профессии прокурора. Основные функции прокуратуры на современном этапе. Гуманность профессии прокурора. | Полномочия прокурора. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор. Протест. | Эссе на тему «Юридическая профессия и нравственные проблемы». Сообщение «Роль прокурора в соблюдении законов». |
6. | Деятельность нотариуса в мире права. | Аспекты профессиональной деятельности нотариуса. Ситуации, при которых людям необходимо обращаться к нотариусу. | Профессиональная тайна. Удостоверение документов. | Исследования «Функции нотариуса», «Почему профессия нотариуса относится к числу важных юридических профессий?» |
7. | Тайны следственной профессии. | История формирования профессии следователя. Чем занимаются люди этой профессии. Особенности профессиональной деятельности следователя. Кто может стать частным детективом. | Сыск. Розыск. Свидетель. Лжесвидетельствование. Криминалисты. | Исследование «Даниловская тюрьма раскрывает тайны». Обсуждение любого детектива, его анализ с юридической точки зрения поведения следователей. |
8. | Почему я должен следовать закону? | Важность соблюдения закона и уважения права в стране. Разработка системы мероприятий по борьбе с преступностью, ее предупреждению. | Преступление. Вина. Состав преступления. Объект и субъект преступления. Прямой умысел. Косвенный умысел. Мотив преступления. Соучастники преступления. Уголовная ответственность. Уголовное наказание. Амнистия. Помилование. Необходимая оборона. Крайняя необходимость. Обоснованный риск. | Гражданский форум «Как снизить преступность и сделать жизнь в Данилове безопасной?». Групповая работа: разработка программы борьбы с преступностью в детском и юношеском возрасте. |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Литература.
Всеобщая декларация прав человека.
Калачева Е. Н. Суд присяжных в России: история и современность. // История и обществознание в школе. 2007, № 2.- С. 71-74.
Конвенция о правах ребенка.
Конституция Российской Федерации.
Трудовой кодекс РФ.
Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации».
Дьяченко Н. В. Урок – игра «Юридический консультант» по теме «Труд и трудовое право». // История и обществознание в школе. 2005, № 10. - С. 69 – 70.
Калуцкая Е. Н. Организация познавательной деятельности учащихся при изучении семейного и трудового права в 11 классе. // История и обществознание в школе. 2007, № 4. С. 29 – 32.
Коршунов Ю. Н., Коршунова Т. Ю., Кучма М. И., Шеломов Б. А. Комментарии к Трудовому кодексу РФ. М.: 2004. Раздел 12.
Никитин А. Ф. Право и политика: Учеб. пособие для 9 кл. общеобразовательных учреждений. -5-е изд. – М.: Просвещение, 2000.- 191с.: ил.
Обучение правам человека: Практ. Руководство для нач. и сред. шк. (Центр по правам человека. Женева). – М.: Просвещение. М.: Советский фонд Университета народов Европы; Нью –Йорк: ООН, 1990. – 80 с.
Обществознание: Учебник для подготовки к ЕГЭ и иным формам вступительных испытаний в вузы / под научной редакцией В. Н. Карташева, Л. Л. Кругликова, А. А. Райляна.- СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2007. – 579 с.
Певцова Е. А. Право. 9 кл. – М.: Русское слово, 2001.
Певцова Е. А. Основы правовых знаний. Практикум. – М.: Владос, 2001.
Певцова Е., Миков П., Лимоне П., Ансалони Д. Право в нашей жизни. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2007. – 304 с.: ил.
Половникова А. В. Изучение темы «Правовое регулирование занятости и трудоустройства» // История и обществознание в школе. 2007, № 5. - С. 71 – 75.
Рутковская Е. Л. Изучение темы «Семейное право». // История и обществознание, 2006, №7. - С. 73-78.
Элективный курс практического права «Детский правозащитный университет»: для предпрофильной подготовки учащихся 9- х классов: метод. пособие / сост.: О. А. Северина, Е. Н. Сорокина; под ред. О. В. Козачек, В. В.Черникова. – М.: Глобус, 2007. – 193 с.