Урок-экскурсия по праву «Семейное право»
УРОК- ЭКСКУРСИЯ ПО ПРАВУ
Тема урока: «Семейное право»
Тип урока: комбинированный урок.
Цели:
Образовательная:
1. Выяснить совокупность правовых норм, которая регулирует отношения между людьми в связи с вступлением в брак, созданием семьи.
Развивающая:
2. Развивать умение пользоваться соответствующей правовой нормой при разрешении конкретной жизненной ситуации, анализировать источники информации,.
Воспитательная:
3. Подвести обучающихся к пониманию того, что семейные отношения должны выстраиваться на основе не только любви, но и на взаимоуважении, доверии, равенстве, иначе придётся разрешать вопросы в судебном порядке, что способствует нарушению психического и физического здоровья всех членов семьи.
Понятия: брак, ЗАГС, семейное право, личные и имущественные отношения, брачный договор.
Оборудование: компьютер, учебник, Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, раздаточный материал
Место проведения урока: ЦГБ им.С.Есенина.
Гости урока: заместитель начальника отдела работы с налогоплательщиками управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области Олег Анатольевич Брыгалин.
Литература:
Конституция РФ
Семейный кодекс РФ
В.И. Шкатулла, В.В.Надвикова, М.В.Сытинская. Основы права. М.: «Академия», 2008.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
Проверка посещаемости и готовности к уроку. (1-2 минуты)
II. Мотивация учебной деятельности.
- Сегодня, я начну урок с притчи, а вы тем временем подумайте, о чем пойдет речь на уроке:
Учитель зачитывает или рассказывает притчу:
«Когда-то давным-давно на Земле был остров, на котором жили все человеческие ценности. Но однажды они заметили, как остров начал уходить под воду. Все ценности сели на свои корабли и уплыли. На острове осталась лишь Любовь. Она ждала до последнего, но когда ждать уже стало нечего, она тоже захотела уплыть с острова.
Тогда она позвала Богатство и попросилась к нему на корабль, но Богатство ответило:
– На моем корабле много драгоценностей и золота, для тебя здесь нет места.
Когда мимо проплывал корабль «Грусти», она попросилась к ней, но та ей ответила:
– Извини, Любовь, я настолько грустная, что мне надо всегда оставаться в одиночестве.
Тогда Любовь увидела корабль Гордости и попросила о помощи ее, но та сказала, что Любовь нарушит гармонию на ее корабле.
Рядом проплывала Радость, но та так была занята весельем, что даже не услышала о призывах Любви. Тогда Любовь совсем отчаялась.
Но вдруг она услышала голос, где-то позади: - Пойдем, Любовь, я возьму тебя с собой. Любовь обернулась и увидела старца. Он довез ее до суши и, когда старец уплыл, Любовь спохватилась, ведь она забыла спросить его имя.
Тогда она обратилась к Познанию: - Скажи, Познание, кто спас меня? Кто был этот старец?
Познание посмотрело на Любовь: - Это было Время.
- Время? - переспросила Любовь. - Но почему оно спасло меня?
Познание еще раз взглянуло на Любовь, потом вдаль, куда уплыл старец:
- Потому что только Время знает, как важна в жизни Любовь» (автор неизвестен)
2. Постановка учащимися темы урока.
Подводящий проблемный диалог:
- Зачем я рассказала вам эту притчу? Какую роль играет любовь в нашей жизни? Зачем нужна любовь, ведь без неё гораздо проще жить, спокойнее? Как вы думаете, какую тему на уроке мы будем изучать? (СЛАЙД 1)
- Как люди выстраивают свои отношения, когда между ними возникает чувство любви? (заключают брак).
3.Выстраивание ассоциативного ряда:
- Какие ассоциации у вас возникают понятием брак?
(В результате беседы идёт выстраивание ассоциативного ряда: брак - любовный союз мужчины и женщины, брачный контракт, ЗАГС, семья, право, ответственность, семейный долг, рождение и воспитание детей и т.д).
– К какой отрасли права относится данное понятие? (семейному праву)
«На сегодняшнем уроке мы рассмотрим следующие вопросы: (СЛАЙД 2)
Какова основная задача и принципы семейного права?
Условия вступления в брак и препятствующие заключению брака.
Личные и имущественные права и обязанности супругов.
Тема урока «Понятие и источники семейного права» записывается в тетрадь.
III. Изучение нового материала (осмысление)
– Как вы считаете, необходимо ли регистрировать брак?
– Кто в семье главный: мужчина или женщина?
– Знаете ли вы, что такое брачный договор? Нужно ли его заключать?
- Назовите источники семейного права. (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ и т.д.)
Докажем, что Конституция стоит на защите семьи, откройте главу 2 статья 38. (СЛАЙД 3,4)
1. Работа с учебником.
Задание: прочитайте пункты учебника на стр. 206 «Задачи семейного права» и «принципы семейного права».
2.Фронтальная проверка работы.
– Какова основная задача семейного права? (защита семьи, материнства, отцовства и детства)
- Кто являются членами семьи? Члены семьи в семейном праве не совпадают с перечнем в наследственном и жилищном праве. (СЛАЙД 5)
- Рассмотрим предложенные вами принципы семейного права:
- брак заключается только в органах ЗАГСа (запись актов гражданского состояния)
– добровольность брачного союза;
– равенство супругов в семье;
– разрешение семейных споров по взаимному согласию;
– семейное воспитание детей;
– ответственность и забота о детях;
– защита интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
Может быть, семейные вопросы не должны регулироваться законодательством? Для чего оно нужно?
- Что же такое брак? Какие браки бывают? (СЛАЙД 6,7)
Самостоятельная работа.
Задания:
Прочитайте выдержки из Семейного кодекса Российской Федерации в папке, которая у вас на партах «Условия вступления в брак и препятствия к заключению брака» и ответьте кратко на вопросы:
– Перечислите условия заключения брака.
– Во сколько лет заключается брак?
– При каких условиях брак может заключаться раньше?
- Назовите условия препятствующие заключению брака .
Фронтальная проверка работы: назовите условия заключения брака: (СЛАЙД 8)
- добровольное, взаимное согласие мужчины и женщины;
- достижение брачного возраста 18 лет;
- принцип моногамии;
- отсутствие близкого родства;
- люди вступающие в брак должны быть полностью дееспособными.
ЗАДАЧА: Веселов и Пастухова решили заключить брак, но впоследствии выяснилось, что Веселов не сможет присутствовать на церемонии бракосочетания, поскольку он – студент морского училища и в это время он будет находиться в открытом плавании. Чтобы не переносить уже согласованную с работниками ЗАГСа дату. Веселов написал доверенность на имя своего близкого друга Аринина, в которой уполномочил его на заключение брака с Пастуховой от имени Веселова. Как вы думаете, будет ли зарегистрирован брак?
Объяснение нового материала учителем в процессе беседы с обучающимися:
Работа с таблицей «Права и обязанности супругов» (СЛАЙД 9)
- Давайте попробуем выяснить, какие же права и обязанности имеют супруги?
- На какие две группы можно разделить права и обязанности супругов?
Права и обязанности супругов | ||
Личные права и обязанности: - выбор рода занятий, профессии, места жительства; - выбор фамилии; -совместно супруги решают вопросы воспитания и образования детей. | Имущественные права и обязанности | |
Личное нераздельное имущество: - имущество, принадлежащее каждому до вступления в брак; - имущество, полученное по наследству, в дар во время брака; - вещи индивидуального пользования(кроме драгоценностей и предметов роскоши). | Совместное раздельное имущество: - доходы от трудовой, предпринимательской и др. деятельности; - пенсии, вклады, ценные бумаги и т.д.; - движимое и недвижимое имущество, приобретенное во время брака. |
Супруг в течение трех лет после расторжения брака может предъявить иск о разделе общего имущества.
ЗАДАЧА: Супруги Виноградовы после свадьбы вселились в дом, принадлежавший на праве собственности жене. В период пребывания в браке они приобрели автомобиль, домашнюю обстановку, электробытовые приборы, видеотехнику. Кроме того, муж получил по наследству дорогой столовый сервиз и ковры.
При разводе между супругами возник спор: муж требовал большую часть имущества, ссылаясь на то, что его заработная плата была в три раза больше, чем у жены, и что на его деньги был фактически капитально отремонтирован дом.
Как решить спор по закону?
6. Семейный бюджет.
Слово гостю урока. Заместителем начальника отдела работы с налогоплательщиками управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области Олегом Анатольевичем Брыгалиным, который рассказывает слушателям о видах налогов физических лиц, правах и обязанностях налогоплательщиков, подробно останавливается на возможностях электронных сервисов Федеральной налоговой службы России. О важности правильно вести семейный бюджет и во время платить налоги от доходов.
1У. Закрепление изученного материала. Контроль и самопроверка знаний.
Ответьте на вопросы тестов, обменяйтесь своими работами и проверьте тесты по ключу.
1 ВАРИАНТ
1. Какое из обстоятельств делает невозможным вступление в брак?
а. различие национальностей;
б. одна из сторон уже состоит в браке;
в. отсутствие денежных средств.
2. Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно вправе:
а. совершать мелкие сделки;
б. распоряжаться стипендией.
3. Брак в РФ заключается…
а. в суде;
б. в церкви;
в. в органах ЗАГС.
4.Брачный возраст в России определён:
а. 16 лет;
б. 18 лет.
5. Брак не может быть заключён между…
а. близкими родственниками;
б. несовершеннолетними;
в. лицами разных национальностей.
2 ВАРИАНТ
1. Согласно принципам семейного права
а. главой семьи является мужчина;
б. вопрос решается по общему согласию супругов;
в. супруги обладают равными правами.
2. С какого момента супруги обретают родительские права и обязанности?
а. с момента рождения ребёнка;
б. с момента регистрации ребёнка;
в. с момента вступления в брак.
3. Членами семьи согласно семейному кодексу являются:
а. супруги, дети, бабушка, дедушка;
б. сестра, брат, тетя, дядя;
в. мачеха, отчим, пасынок
4. Какое из обстоятельств делает невозможным вступление в брак?
а. различие национальностей;
б. одна из сторон признана судом недееспособной;
в. отсутствие денежных средств.
5. Брак не может быть заключён между…
а. близкими родственниками;
б. несовершеннолетними;
в. Лицами, относящие себя к разным религиям.
Ключ:
1 вариант: 2 вариант:
б 1. в
б 2. а
в 3. а,в
б 4. б
а,б 5. а,б
Критерии оценки:
«5» - нет ошибок;
«4» - одна ошибка;
«3» - две ошибки;
«2» - три и более ошибки.
Поставьте оценки друг другу.
У. Итог урока
1. Фронтальная беседа:
- Необходимы ли гражданам знания по семейному праву? Или же супруги и другие члены семьи все вопросы могут урегулировать самостоятельно?
2. Дайте краткий ответ:
После регистрации брака Смирнов запретил своей жене посещать работу, связанную с ночными дежурствами. Прав ли Смирнов? (Нет)
Супруги Волошины решили произвести раздел их совместного имущества. Жена заявила, что драгоценности она делить не будет, так как она их носит, что дом будет принадлежать ей, а автомашина мужу. С таким разделом муж не согласился. Куда им необходимо обратиться? (в суд, поровну)
Рефлексия учащихся.
На уроке я работал Своей работой на уроке я Урок показался мне За урок я Мое настроение Материал урока для меня был | Активно, пассивно Доволен, недоволен Коротким, длинным Не устал, устал Стало лучше, стало хуже Понятен, непонятен Интересен, скучен Полезен, бесполезен |
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
1.Проведите социологический опрос среди своих родственников:
Во сколько лет вы вышли замуж/женились?
Во сколько лет бы вышли сейчас замуж/женились?
Какой брак вы предпочитаете (законный или неофициальный)?
Причина выхода замуж/женитьбы:
а) любовь
б) выгода
в) беременность
г) боязнь остаться одному (одной)
д) другое (перечислите, пожалуйста)
5. Заключали ли вы при выходе замуж/женитьбе брачный договор?
6. А сейчас стали бы при выходе замуж/женитьбе оформлять брачный договор?
2. Заполните сводную таблицу по итогам соцопроса:
Вопросы для респондентов | Количество респондентов | % от общего числа |
1. Во сколько лет вы вышли замуж? |
|
|
2. Во сколько лет бы вышли сейчас замуж? |
|
|
3. Какой брак вы предпочитаете: |
|
|
4. Причина выхода замуж: |
|
|
а) любовь |
|
|
б) выгода |
|
|
в) беременность |
|
|
г) боязнь остаться одному (одной) |
|
|
д) другое (перечислите, пожалуйста) |
|
|
итого |
|
|
3. Постройте диаграмму
4. Сделайте выводы по исследованию, подготовьте отчет
В социологическом опросе участвовало ……человек ……… возраста. Респондентам (участникам опроса) были заданы следующие вопросы:
В результате опроса было установлено:
Работа будет оцениваться следующим образом:
Критерии оценивания работы | Максимальный балл |
Опрошены все респонденты | 2 |
Построена диаграмма | 2 |
Сделаны выводы по исследованию | 2 |
Подготовлен отчет | 2 |
Подготовлено публичное выступление | 2 |
| |
Максимальный балл | 10 баллов |
9-10 баллов- «5», 8-7 баллов- «4», 6-5 баллов- «3», 1-4 баллов- «2».
ЗАДАЧА 1: Веселов и Пастухова решили заключить брак, но впоследствии выяснилось, что Веселов не сможет присутствовать на церемонии бракосочетания, поскольку он – студент морского училища и в это время он будет находиться в открытом плавании. Чтобы не переносить уже согласованную с работниками ЗАГСа дату. Веселов написал доверенность на имя своего близкого друга Аринина, в которой уполномочил его на заключение брака с Пастуховой от имени Веселова. Как вы думаете, будет ли зарегистрирован брак?
ЗАДАЧА 2: Супруги Виноградовы после свадьбы вселились в дом, принадлежавший на праве собственности жене. В период пребывания в браке они приобрели автомобиль, домашнюю обстановку, электробытовые приборы, видеотехнику. Кроме того, муж получил по наследству дорогой столовый сервиз и ковры.
При разводе между супругами возник спор: муж требовал большую часть имущества, ссылаясь на то, что его заработная плата была в три раза больше, чем у жены, и что на его деньги был фактически капитально отремонтирован дом.
Как решить спор по закону?
Дайте краткий ответ:
После регистрации брака Смирнов запретил своей жене посещать работу, связанную с ночными дежурствами. Прав ли Смирнов?
Супруги Волошины решили произвести раздел их совместного имущества. Жена заявила, что драгоценности она делить не будет, так как она их носит, что дом будет принадлежать ей, а автомашина мужу. С таким разделом муж не согласился. Куда им необходимо обратиться?
ПРИЛОЖЕНИЕ
Права и обязанности супругов.
Права и обязанности супругов | ||
Личные права и обязанности: - выбор рода занятий, профессии, места жительства; - выбор фамилии; -совместно супруги решают вопросы воспитания и образования детей. | Имущественные права и обязанности | |
Личное нераздельное имущество: - имущество, принадлежащее каждому до вступления в брак; - имущество, полученное по наследству, в дар во время брака; - вещи индивидуального пользования(кроме драгоценностей и предметов роскоши). | Совместное раздельное имущество: - доходы от трудовой, предпринимательской и др. деятельности; - пенсии, вклады, ценные бумаги и т.д.; - движимое и недвижимое имущество, приобретенное во время брака. |
На сайте библиотеки им. С.А Есенина фотоотчет.