Практическое занятие по Литературе для студентов СПО на тему "И.С.Тургенев "Отцы и дети"

0
0
Материал опубликован 6 October в группе

Дисциплина «Литература»

Лекция 6


Тема 1.4. Социально-нравственная проблематика романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Практическая работа. Понятие антитезы на примере противопоставления Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова в романе: портретные и речевые характеристики.

Нигилизм и нигилисты.


Краткое содержание романа https://yandex.ru/video/preview/7175886496801859089


Полное содержание романа в бесплатной электронной библиотеке

https://royallib.com/read/turgenev_ivan/ottsi_i_deti.html#0


Ознакомьтесь с анализом произведения по ссылке в презентации https://ppt-online.org/994751



Конфликт поколений в романе https://yandex.ru/video/preview/14964744751623161748



Основной конфликт романа

Советские исследователи рассматривали основной конфликт «Отцов и детей» как противоборство двух сословий (дворян и разночинцев). Современные литературоведы (например, В. А. Недзвецкий) предложили взглянуть на этот конфликт как на столкновение двух противоположных философских мировоззрений.

В романе «Отцы и дети» противопоставлены либерально настроенные провинциальные дворяне Кирсановы и нигилист Евгений Базаров.

Нигилизм — философия, ставящая под сомнение (в крайней своей форме абсолютно отрицающая) общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры. Нигилисты отвергают принципы, принятые на веру, искусство и красоту, выступают против преклонения перед авторитетами, любые чувства объясняют физиологией.

Само слово «нигилизм» после выхода романа стало широко употребляться. Гнилью и чепухой считал Базаров принципы предшествующего ему поколения.

t1759698844aa.png

Рис. 4. Образ Евгения Базарова

Тургеневский герой задуман был как тип общеевропейский, то есть не стоит ограничивать истоки конфликта только отечественными корнями. Павел Петрович Кирсанов в романе иронично замечает: «Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты». Под гегелистами в широком смысле слова подразумеваются люди, которые вслед за Гегелем и другими представителями немецкой классической философии (Кантом, Фихте, Шеллингом) считали первоосновой всего сущего Бога, Мировую Душу, Абсолютную Идею, то есть метафизическое начало бытия.

Николай Петрович и Аркадий Кирсановы демонстрируют в романе подобный взгляд на природу и искусство, а перед Павлом Петровичем, пережившим роковое чувство к женщине, открылась неведомая стихия бытия, обнажилась драма смертного человека в мироздании. Осознание невозможности счастья, трагичности жизни обесценивает для Павла Петровича всё: карьеру, успехи в свете, преобразования брата в имении. П. П. Кирсанов после смерти княгини Р. по сути уже не жил: «Да он и был мертвец», — подчёркивает автор.

Вот именно с таким метафизическим миропониманием и спорит нигилист Базаров. Он отвергает какую-либо мистику, божественную природу любви, метафизику природы, искусства. С философской точки зрения Базарова правильнее назвать позитивистом.

Позитивизм — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

Позитивисты противопоставляли себя метафизикам: вместо потусторонних первопричин всего сущего — знания, открытые конкретными отраслями науки (особенно естествознанием и социологией). Причём социология также понималась позитивистски: социальные процессы следует анализировать и объяснять с помощью знания законов природы.

Базаров как позитивист утверждает, что всё происходящее в мире объяснимо и подвластно человеку. Кроме отрицания Бога, метафизики любви, природы, искусства, Базаров демонстрирует революционное отрицание существующего в России социального порядка, но и какой-либо положительной общественной программы у Базарова нет, его революционность носит больше анархический характер, а не демократический.

Интересный вариант трактовки конфликта романа «Отцы и дети» представил литературовед Д. П. Бак. Все явления русской жизни, описанные в романе, рассматриваются с двух точек зрения. Первый ракурс — это взгляд «отцов», который может быть сопоставлен с природной сутью явлений. Как времена года сменяют друг друга, так и в жизни человека заложена определённая цикличность. «Отцы» понимают, что противостоять этому закону невозможно. С другой стороны, есть иной отсчёт времени — не по кругу, а линейный порядок событий. Это позиция «детей», которые не столько покоряются сути вещей, сколько надеются изменить жизнь.

И. С. Тургенев эти две системы отсчёта не только противопоставляет, но и сводит вместе. Они подходят очень близко друг к другу, нередко одна система прячется за другую, природное просвечивает сквозь социальное.

Например, вспомним самое начало романа, когда Аркадий вместе со своим другом Базаровым приезжает к отцу в имение Марьино. По пути в усадьбу Аркадий видит печальные картины: низкие избёнки, дырявые плотины, покривившиеся молотильные сарайчики, как нищие в лохмотьях, придорожные ракиты, исхудалые коровы. И крестьяне под стать: «Мужички все обтёрханные, на плохих клячонках». Герой сочувствует бедности проживающих здесь крестьян, считает, что преобразования необходимы.

И вдруг происходит интересная перемена: «Пока он размышлял, весна брала своё». Сквозь взгляд преобразователя проступает иной угол зрения. Всё вокруг неказисто, потому что только наступает весна, всё оживает от «безотрадной бесконечной зимы с её метелями, морозами и снегами». Мы видим уже природный цикл явлений, а не социальный пласт жизни.

Одна и та же картина показана с разных ракурсов. Как говорится, правда в глазах смотрящего. И. С. Тургенев, демонстрируя обе точки зрения, не отдаёт предпочтение одной из них. Поэтому неверно искать в романе «Отцы и дети» однозначного ответа на вопрос, что правильнее: необходимость активных преобразований или следование традициям.

Споры Базарова и Павла Петровича

Основным оппонентом Базарова в романе выступает Павел Петрович Кирсанов. Павел Петрович отличается от своего брата Николая твёрдым характером, решительностью. Историю его жизни рассказывает Аркадий: Павел Петрович был успешен в военной карьере, блистал в свете, но, пережив роковую любовь к княгине Р., отказался от всего, вернулся в деревню и жизнь свою устроил на английский вкус. Павел Петрович гордится своим аристократизмом, для него важен внешний облик человека. Он неуклонно следует своим принципам, одевается изящно и изысканно, со всеми подчёркнуто вежлив.

В главе X романа происходит ожесточённый спор Базарова и Павла Петровича о принципах. Отметим, что инициатором конфликта выступил Кирсанов, который весь вечер искал предлог, чтобы «накинуться на врага».

И повод нашёлся. Павел Петрович в ответ на нелестное замечание Базарова в адрес одного аристократа возразил, что аристократ благодаря чувству собственного достоинства уважает и других. Чувством самоуважения и долга Павел Петрович объясняет своё правило изящно одеваться даже в деревне — «Я  уважаю в себе человека». По мнению Павла Петровича, в этом неукоснительном следовании своим принципам — прочная основа для общественного блага.

Базаров на это резонно отмечает, что в уважении себя и бездействии при этом нет никакой общественной пользы.

Павел Петрович указал Базарову на слабые стороны нигилизма. Нигилисты видят свою задачу в том, чтобы разрушить старое («место расчистить»), а строить что-то новое будут другие. Базаров с такими разрушительными идеями подобен ядерному взрыву. Павел Петрович приводит аргументы, что никакой конкретной программы переустройства общества у нигилистов нет и они не просто бесполезны, но и опасны.

Обратим внимание на манеру поведения героев во время спора. В начале разговора Базаров спокоен, высказывает свои мысли нехотя и даже лениво. А Павел Петрович, напротив, очень эмоционален. Когда Кирсанову удаётся втянуть Базарова в дискуссию о нигилизме, Базарову «стало досадно на самого себя, зачем он так распространился перед этим барином».

Спор набирает обороты. И если Базарову удаётся совладать со злостью и раздражением, то Кирсанову изменило «хвалёное чувство собственного достоинства», и он доходит до оскорбления оппонента («прежде они были просто болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты»).

Спор, начатый с пренебрежительного замечания Базарова об аристократах («аристократишко»), завершается оскорблением нигилистов. Несмотря на то, что Базаров в этом споре выглядит победителем, нельзя не отметить, что Павел Петрович задел оппонента, указав ему на слабые места теории всеобщего отрицания.

Базаров бросает вызов вечным ценностям жизни и тем самым ставит себя в неразрешимую трагическую ситуацию. Жизненные законы в результате оказываются сильнее и умнее отдельного человека.

В сущности, оба спорщика несправедливы друг к другу. Ими движет не стремление к истине, а взаимная неприязнь. На первый взгляд, Павел Петрович и Евгений Базаров кажутся абсолютно противоположными: разные жизненные принципы, положение в обществе, взгляды на искусство, взаимоотношения.

Но если внимательно посмотреть на их характеры, то можно заметить много точек пересечения: оба гордецы, не желают слушать других, оба героя посвящают жизнь какой-то идее, оба разочаровываются в любви, оба — сильные личности, способные влиять на окружающих.

Есть в тексте романа два эпизода, которые также демонстрируют сходство Базарова и Павла Петровича. И. С. Тургенев поставил их в схожие ситуации: герои рассуждают о том, в чём мало понимают, и поэтому выглядят нелепо.

Павел Петрович, стремясь подчеркнуть некомпетентность Базарова, говорит Николаю Петровичу: «Я уверен, что и со всеми своими лягушками он и в физике недалеко ушёл». Павел Петрович путает физику с физиологией. А Базаров не понимает поэзии, совершенно не знает творчество А. С. Пушкина, но это не мешает ему критиковать поэта.

Для раскрытия образов Павла Петровича и Базарова также важна сцена дуэли. Дуэль происходит во время второго приезда Базарова в Марьино. Отношения между героями претерпевают небольшую перемену. К враждебности добавляется взаимный интерес. К моменту возвращения в усадьбу Кирсановых Базаров, испытав любовь к Одинцовой, лучше начинает понимать Павла Петровича. Кирсанов же, в свою очередь, решил узнать, на чём основывает свои выводы Базаров, и проявил интерес к естественным опытам гостя. Несмотря на это, герои оказываются на дуэли. И. С. Тургенев показывает нелогичность участия обеих сторон в поединке. Вызовом на дуэль разночинца Павел Петрович отступает от своих принципов: слуга Прокофьич замечает, что раньше в поединках участвовали только благородные господа, а таких «прощелыг… за грубость на конюшне отодрать велели».

То есть Павел Петрович, вызывая на дуэль Базарова, признает в нём сильного и достойного оппонента. Это, как ни странно, почти введение разночинца Базарова в дворянский круг. Также это показывает определённую (хотя и не абсолютную) зыбкость сословных границ в то время: представители различных социальных групп учатся видеть друг друга, несмотря на споры и противоречия. И Базаров был вынужден признаться самому себе, что есть ситуации, когда защита чести и достоинства важнее нигилизма.

И. С. Тургенев в описании дуэли приводит много комических подробностей: приглашение в качестве секунданта Петра-камердинера, поведение Петра во время дуэли, описание лёгкого ранения Павла Петровича («Павел Петрович дрогнул слегка и хватился рукою за ляжку. Струйка крови потекла по его белым панталонам»). Этот эпизод — важнейший в идейном развитии романа. Именно когда взаимная неприязнь героев достигла предела и вылилась в дуэль, между Павлом Петровичем и Базаровым возникают простые человеческие отношения. После ранения Павла Петровича Базаров сразу же оказывает ему медицинскую помощь, тем самым проявляя благородство и профессионализм. Павел Петрович испытывает досаду и стыд. И оппоненты прекрасно поняли чувства друг друга.

Обратим внимание на дальнейшую параллель между судьбами героев. Павел Петрович доживает до старости, но, как отмечает автор, Кирсанов-старший уже при жизни был мертвецом. Вся заслуга его бесцельного существования — красиво и изящно одеваться и вести себя как джентльмен. Базаров умирает молодым, так и не реализовав своих целей. И. С. Тургенев несколько искусственно удаляет героя: односторонность своей жизненной программы Базаров искупает смертью.

 



Домашнее задание: развернуто (3-5 предложений) ответьте на вопрос:

В чём заключается основной конфликт между «отцами» и «детьми» в романе? Можно ли его разрешить мирным путём?

Ваш ответ вышлите в мессенджер МАХ или телеграмм по номеру телефона +7 978 982 9725. В сообщении укажите вашу фамилию и группу.





На следующем занятии будем рассматривать лирические произведения Ф.И.Тютчева.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.