12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Стригачева Татьяна Николаевна3019
Россия, Смоленская обл., Тюшино
7

Урок литературы в 10 классе «Споры вокруг романа «Отцы и дети» и авторская позиция И.С.Тургенева»



 

Стригачева Татьяна Николаевна

МБОУ "Тюшинская СШ"

Урок литературы в 10 классе

              Споры вокруг романа "Отцы и дети" и авторская позиция И.С. Тургенева

Цели:

1) Осознать главную идею романа и авторскую позицию Тургенева;

2) развивать умение выражать идею романа в образах и словесно;

3) развивать умение анализировать высказывания о романе,

4) развивать умение определять идеи схожих по проблематике литературных произведений и произведений искусства;

5) создать условия для формирования ценностных отношений к природе и культурно-историческому наследию.


Презентация к уроку
PPTX / 1.65 Мб

описание кладбища (к слайду 12)
MP3 / 4.7 Мб

 

Краткий ход урока

1) Реализация домашнего задания:на дом к уроку ученики получили задание представить проект-обложку, коллаж, плакат, выражающий, по их мнению, идею романа. (Если ученики затрудняются, можно было показать несколько обложек к экранизациям романа - см. ниже)

 

Самопрезентация ученических обложек к роману, формулировка основной идеи произведения (по выбору)

 

2) Постановка темы и целей урока

 

- Вы представили своё понимание романа. А наш сегодняшний урок, я надеюсь, углубит ваши представления об идейном содержании этого замечательного творения.

 

- Тургенев  писал: «У меня по поводу «Отцов и детей» составилась довольно любопытная коллекция писем и прочих документов. Сопоставление их не лишено некоторого интереса. В то время как одни обвиняют меня в оскорблении молодого поколения, в отсталости, в мракобесии, извещают меня, что «с хохотом пре­зрения сжигают мои фотографические карточки», — другие, напротив, с негодованием упрекают меня в низкопоклонстве перед самым этим молодым по­колением».

 

- Итак, сегодня мы поговорим о главном персонаже произведения – Евгении Базарове – вызвавшем столько споров в критике, об отношении автора к своему герою, иными словами, определим идею романа.

3) Обобщение и углубление представлений об образе Базарова и идее романа

 

-  После выхода романа в свет появились две статьи, посвящённые центральному образу романа. М. Антонович в статье «Асмодей нашего времени»  толковал образ героя как карикатуру на современную молодежь в облике обжоры, болтуна и циника. Прямо противоположную оценку дал в своих работах Д. Писарев. В статье «Базаров» критик пишет, что России на данном этапе требуются именно такие люди, как Базаров: они критически относятся ко всему, что не проверено их личным опытом, привыкли полагаться только на себя, обладают одновременно знанием и волей. Две противоположные оценки. Какая из них вам ближе?

 

- Вспомним, в чём заключались основные положения теории нигилизма, которой придерживался Базаров. 

 

- Вот как об этой теории сказано в романе:

« – Гм!.. Действовать, ломать… – продолжал он. – Но как же это ломать, не зная даже почему?

– Мы ломаем, потому что мы сила, – заметил Аркадий. Павел Петрович посмотрел на своего племянника и усмехнулся.

– Да, сила – так и не дает отчета, – проговорил Аркадий и выпрямился.

--  … Сила! И в диком калмыке и в монголе есть сила – да на что нам она? Нам дорога цивилизация, да-с, да-с, милостивый государь; нам дороги ее плоды»

 

- Как вы относитесь к этой теории?

 

- Под нигилистами Тургенев понимал следующее:  «И если он называется нигилистом, то надо читать: революционером» (Письмо И. С. Тургенева К. К. Случевскому) Посмотрите на картину Б.Кустодиева «Большевик» (1919г.) Какие размышления она у вас вызывает? Запишите кратко свои размышления.

 

- Сила личности Базарова велика: его идеи способны увлечь за собой массы людей. Эта сила отрицания сметает всё на своём пути: людей с другими взглядами, культуру и цивилизацию, даже веру в Бога. История нашей страны показала: как только время Базаровых наступило, эта сила смогла почти до основания «расчистить место».  

 

- На что же опиралась теория нигилизма? На естественные науки. Вспомним высказывания Базарова о природе и человеке:

«И природа пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»

« …изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой»

 

- В чём смысл этих высказываний? Как вы к ним относитесь? Современник Тургенева поэт В.С.Курочкин вот как описал Базарова:

 

Внёс с собою он цинический,

Некий запах хирургический.

И лягушку за лягушкой

Истреблять пошёл в селенье

Полон духа разрушенья.

 

- Каково отношение Курочкина к Базарову?

 

- В 19 веке люди ещё не представляли, каких масштабов может достигнуть  сила науки. Давайте прочитаем стихотворение Ю.П.Кузнецова «Атомная сказка». Как вы его понимаете? Запишите кратко свои размышления.

 

Атомная сказка

Эту сказку счастливую слышал

Я уже на теперешний лад,

Как Иванушка во поле вышел

И стрелу запустил наугад.

 

Он пошёл в направленьи полёта

По сребристому следу судьбы

И попал он к лягушке в болото

За три моря от отчей избы.

 

- Пригодится на правое дело! -

Положил он лягушку в платок.

Вскрыл ей белое царское тело

И пустил электрический ток.

 

В долгих муках она умирала,

В каждой жилке стучали века,

И улыбка познанья играла

На счастливом лице дурака.

2 февраля 1968

 

- Сила разума велика, но она разрушительна. Она не может ничего создать, если она не наделена любовью ко всему живому, верой в существование божественной души.  Базаров говорит о людях как о неком биологическом материале, но мы помним, что принёс миру фашизм, разрешивший уничтожение людей именно как материал.

 

- Первоначально Тургенев хотел предпослать роману эпиграф, говорящей о «силе без содержания» в молодом поколении. Вспомним, как Базаров говорил о своей жизни, лишённой одухотворённой идеи: «Видишь, что я делаю: в чемодане оказалось пустое место, и я кладу туда сено; так и в жизненном нашем чемодане; чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не было». А что чувствует Базаров, когда это говорит?

 

- Так кто же такой Базаров – асмодей или герой нашего времени? Как же автор относился к своему герою? Попробуйте определить авторское отношение, вставив пропущенное слово в высказывании Тургенева

 

- Сам Тургенев писал: «…Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я, - я виноват и не достиг своей цели».

 

- Всё-таки, роман называется не «Базаров», не «Аристократы и нигилисты», а «Отцы и дети». Почему? Как следует понимать название?

 

- Послушаем описание кладбища в 28 главе.

 

- Какие мысли вызывает эта картина? Сформулируйте и запишите идею романа.

 

- Всё начинается с семьи: если нет мира, терпения и любви  в семье, то не будет мира и в обществе.

 

- Задача Тургенева была не в том, чтобы показать, на чьей стороне правда, а в том, чтобы объединить людей: дети должны уважать отцов, отцы должны быть снисходительны к детям, ибо когда на кону стоит человеческая жизнь,  вести споры бессмысленно.

 

- А.И.Герцен считал, что «Базаровы – наши блудные дети». Дети заблуждающиеся, дети,  не дорожащие отцовским наследством, дети грешащие, но прощённые отцами.

 

- Своеобразно претворился сюжет о блудном сыне в картине И.Глазунова «Возвращение блудного сына». Как вы её понимаете?

 

4) Итог урока

 

- Изменились ли ваши представления об идее романа? Хотели бы вы что-то изменить в проекте своей обложки?

 

(Выставляются оценки за проекты обложек и работу на уроке)

 

Домашнее задание: подготовиться к развёрнутому ответу на вопрос (по выбору):

 

1.       Могла ли любовь спасти Базарова?

2.       Базаров и Павел Петрович Кирсанов – люди разные или похожие?

3.       Почему семейное счастье обретают только отец и сын Кирсановы?

4.       Базаров – победитель или побеждённый?

5.       Является ли Базаров сильной личностью?

ПРИЛОЖЕНИЕ

Афиши к экранизациям романа

 

афиша 1958
афиша 1983
афиша 2008

 

 

 

 

 

 

 

Слайд  1

 

 

Слайд 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6

 

 

 

 

Слайд 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Слайд 10

 

 

Слайд 11

 

 

 

 

Слайд 12

 

 

 

Слайд 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 15

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.