Урок литературы в 10 классе «Споры вокруг романа «Отцы и дети» и авторская позиция И.С.Тургенева»
Пояснительная записка к презентации
Стригачева Татьяна Николаевна
МБОУ "Тюшинская СШ"
Урок литературы в 10 классе
Споры вокруг романа "Отцы и дети" и авторская позиция И.С. Тургенева
Цели:
1) Осознать главную идею романа и авторскую позицию Тургенева;
2) развивать умение выражать идею романа в образах и словесно;
3) развивать умение анализировать высказывания о романе,
4) развивать умение определять идеи схожих по проблематике литературных произведений и произведений искусства;
5) создать условия для формирования ценностных отношений к природе и культурно-историческому наследию.
Презентация к уроку
PPTX / 1.65 Мб
описание кладбища (к слайду 12)
MP3 / 4.7 Мб
Краткий ход урока
1) Реализация домашнего задания:на дом к уроку ученики получили задание представить проект-обложку, коллаж, плакат, выражающий, по их мнению, идею романа. (Если ученики затрудняются, можно было показать несколько обложек к экранизациям романа - см. ниже)
Самопрезентация ученических обложек к роману, формулировка основной идеи произведения (по выбору)
2) Постановка темы и целей урока
- Вы представили своё понимание романа. А наш сегодняшний урок, я надеюсь, углубит ваши представления об идейном содержании этого замечательного творения.
- Тургенев писал: «У меня по поводу «Отцов и детей» составилась довольно любопытная коллекция писем и прочих документов. Сопоставление их не лишено некоторого интереса. В то время как одни обвиняют меня в оскорблении молодого поколения, в отсталости, в мракобесии, извещают меня, что «с хохотом презрения сжигают мои фотографические карточки», — другие, напротив, с негодованием упрекают меня в низкопоклонстве перед самым этим молодым поколением».
- Итак, сегодня мы поговорим о главном персонаже произведения – Евгении Базарове – вызвавшем столько споров в критике, об отношении автора к своему герою, иными словами, определим идею романа. 3) Обобщение и углубление представлений об образе Базарова и идее романа
- После выхода романа в свет появились две статьи, посвящённые центральному образу романа. М. Антонович в статье «Асмодей нашего времени» толковал образ героя как карикатуру на современную молодежь в облике обжоры, болтуна и циника. Прямо противоположную оценку дал в своих работах Д. Писарев. В статье «Базаров» критик пишет, что России на данном этапе требуются именно такие люди, как Базаров: они критически относятся ко всему, что не проверено их личным опытом, привыкли полагаться только на себя, обладают одновременно знанием и волей. Две противоположные оценки. Какая из них вам ближе?
- Вспомним, в чём заключались основные положения теории нигилизма, которой придерживался Базаров.
- Вот как об этой теории сказано в романе: « – Гм!.. Действовать, ломать… – продолжал он. – Но как же это ломать, не зная даже почему? – Мы ломаем, потому что мы сила, – заметил Аркадий. Павел Петрович посмотрел на своего племянника и усмехнулся. – Да, сила – так и не дает отчета, – проговорил Аркадий и выпрямился. -- … Сила! И в диком калмыке и в монголе есть сила – да на что нам она? Нам дорога цивилизация, да-с, да-с, милостивый государь; нам дороги ее плоды»
- Как вы относитесь к этой теории?
- Под нигилистами Тургенев понимал следующее: «И если он называется нигилистом, то надо читать: революционером» (Письмо И. С. Тургенева К. К. Случевскому) Посмотрите на картину Б.Кустодиева «Большевик» (1919г.) Какие размышления она у вас вызывает? Запишите кратко свои размышления.
- Сила личности Базарова велика: его идеи способны увлечь за собой массы людей. Эта сила отрицания сметает всё на своём пути: людей с другими взглядами, культуру и цивилизацию, даже веру в Бога. История нашей страны показала: как только время Базаровых наступило, эта сила смогла почти до основания «расчистить место».
- На что же опиралась теория нигилизма? На естественные науки. Вспомним высказывания Базарова о природе и человеке: «И природа пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» « …изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой»
- В чём смысл этих высказываний? Как вы к ним относитесь? Современник Тургенева поэт В.С.Курочкин вот как описал Базарова:
Внёс с собою он цинический, Некий запах хирургический. И лягушку за лягушкой Истреблять пошёл в селенье Полон духа разрушенья.
- Каково отношение Курочкина к Базарову?
- В 19 веке люди ещё не представляли, каких масштабов может достигнуть сила науки. Давайте прочитаем стихотворение Ю.П.Кузнецова «Атомная сказка». Как вы его понимаете? Запишите кратко свои размышления.
Эту сказку счастливую слышал Я уже на теперешний лад, Как Иванушка во поле вышел И стрелу запустил наугад.
Он пошёл в направленьи полёта По сребристому следу судьбы И попал он к лягушке в болото За три моря от отчей избы.
- Пригодится на правое дело! - Положил он лягушку в платок. Вскрыл ей белое царское тело И пустил электрический ток.
В долгих муках она умирала, В каждой жилке стучали века, И улыбка познанья играла На счастливом лице дурака. 2 февраля 1968
- Сила разума велика, но она разрушительна. Она не может ничего создать, если она не наделена любовью ко всему живому, верой в существование божественной души. Базаров говорит о людях как о неком биологическом материале, но мы помним, что принёс миру фашизм, разрешивший уничтожение людей именно как материал.
- Первоначально Тургенев хотел предпослать роману эпиграф, говорящей о «силе без содержания» в молодом поколении. Вспомним, как Базаров говорил о своей жизни, лишённой одухотворённой идеи: «Видишь, что я делаю: в чемодане оказалось пустое место, и я кладу туда сено; так и в жизненном нашем чемодане; чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не было». А что чувствует Базаров, когда это говорит?
- Так кто же такой Базаров – асмодей или герой нашего времени? Как же автор относился к своему герою? Попробуйте определить авторское отношение, вставив пропущенное слово в высказывании Тургенева
- Сам Тургенев писал: «…Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я, - я виноват и не достиг своей цели».
- Всё-таки, роман называется не «Базаров», не «Аристократы и нигилисты», а «Отцы и дети». Почему? Как следует понимать название?
- Послушаем описание кладбища в 28 главе.
- Какие мысли вызывает эта картина? Сформулируйте и запишите идею романа.
- Всё начинается с семьи: если нет мира, терпения и любви в семье, то не будет мира и в обществе.
- Задача Тургенева была не в том, чтобы показать, на чьей стороне правда, а в том, чтобы объединить людей: дети должны уважать отцов, отцы должны быть снисходительны к детям, ибо когда на кону стоит человеческая жизнь, вести споры бессмысленно.
- А.И.Герцен считал, что «Базаровы – наши блудные дети». Дети заблуждающиеся, дети, не дорожащие отцовским наследством, дети грешащие, но прощённые отцами.
- Своеобразно претворился сюжет о блудном сыне в картине И.Глазунова «Возвращение блудного сына». Как вы её понимаете?
4) Итог урока
- Изменились ли ваши представления об идее романа? Хотели бы вы что-то изменить в проекте своей обложки?
(Выставляются оценки за проекты обложек и работу на уроке)
Домашнее задание: подготовиться к развёрнутому ответу на вопрос (по выбору):
1. Могла ли любовь спасти Базарова? 2. Базаров и Павел Петрович Кирсанов – люди разные или похожие? 3. Почему семейное счастье обретают только отец и сын Кирсановы? 4. Базаров – победитель или побеждённый? 5. Является ли Базаров сильной личностью? ПРИЛОЖЕНИЕ Афиши к экранизациям романа
афиша 1958
афиша 1983
афиша 2008
|
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
|