Урок на тему «Испытание любовью (Проблема человеческих ценностей в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»)»
Тема: Испытание любовью (Проблема человеческих ценностей в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»).
10 класс.
УМК: подходит к любому УМК
Цели урока:
Образовательная – выявить позицию героев романа по отношению к вопросу о любви, нравственности, создав проблемную ситуацию; побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах героев и реальных лиц.
Воспитательная – содействовать формированию собственной точки зрения у учеников по отношению к таким понятиям как «любовь», «нравственность».
Развивающая – продолжить формирование у учащихся навыков публичного выступления, умения отстаивать свою позицию; активизировать творческие способности учащихся.
Результаты:
Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития, познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений.
Понимание литературы как важного способа познания жизни.
Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы.
Умение работать с разными источниками и информации, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Тип урока - Урок- исследование, комбинированный.
Формы работы: многоаспектная работа с текстом, речевой портрет героя, индивидуальная и групповая исследовательская работа.
Оборудование: книги, карточки, тетради, портреты, иллюстрации.
Ход урока.
1. Организационный этап.
2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний. Актуализация.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
4. Постановка учебной проблемы.
Вступительное слово учителя.
Один из исследователей «Отцов и детей» писал: «Нигилизм нашёл свою судьбу там же, где гегельянство – у ног женщины». И действительно, у Тургенева нет такого романа, повести, где герои не проверялись бы любовью. Свой жизненный путь, испытание любовью проходит и демократ-нигилист Евгений Базаров. Материалист, естествоиспытатель, Базаров не признаёт ничего возвышенного, романтического, чего нельзя было бы проверить опытным путём. Докажите это, опираясь на текст романа.
Переход к проблеме.
ВОПРОСЫ.
- Мы уже говорили о взглядах Базарова на искусство, природу, а как смотрит он на любовь до встречи с А.С.Одинцовой? (Вульгарно-материалистически: Любовь – белиберда, романтическая бредь, можешь – добейся толку, нет – отступись).
И вот на балу у губернатора Базаров встречает Анну Сергеевну.
- Что привлекло Базарова в ней? Почему он так заинтересовался? (В Анне Сергеевне он видит сочетание герцогини, дворянки с чисто русскими, национальными чертами: достоинством, спокойствием, добротой и силой. Она, конечно, далека от народной среды, но и на её долю выпало немало испытаний, она взяла на себя ответственность за свою младшую сестру, овдовев, Одинцова сохранила свою блестящую репутацию).
- Только ли внешне привлекла Базарова Одинцова? (Конечно, нет. Анна Сергеевна интересная собеседница, проявляет неподдельную заинтересованность научными опытами Базарова, спорит, не соглашается с Базаровым (примеры: глава 16, спор об антропологической теории). (Одинцова заводит Базарова в споре в тупик, но Базаров и не спорит, он любуется Анной Сергеевной, он полюбил).
- Как ведёт себя герой, впервые полюбив? (В нём проснулся тот, кого он всегда презирал и высмеивал – романтик (глава 17, прогулка Базарова ночью по росе).
Работа с книгой, чтение фрагмента.
Переход к героине.
ВОПРОСЫ.
- А что же Анна Сергеевна? Прав ли критик Д.И.Писарев, утверждая, что у Анны Сергеевны был зародыш чувств, но она не дала ему развиться? (Ответом на этот вопрос является глава 17. Это кульминация в отношениях героев. Героиня жаждет любви, но спокойной, контролируемой, а не страстной, которая «бог весть до чего доведёт». Спокойствие ей дороже. Базаров в проявлении своих чувств нетерпелив, груб, напорист. Это вспугнуло чувства Одинцовой. Базаров не может тонко чувствовать, для него не существуют оттенки в проявлении чувств.)
5. «Открытие нового знания».
Работа с раздаточным материалом (выдержки из статьи Д.И.Писарева «Базаров»).
СЛОВО УЧИТЕЛЯ
Обратим внимание на момент статьи Писарева о роковой встрече Евгения с А.Одинцовой: «Отношения Базарова с Одинцовой кончаются тем, что между ними происходит странная сцена. Она вызывает его на разговор о счастье и любви, она с любопытством, свойственным холодным и умным женщинам, выспрашивает у него, что с ним происходит, она вытягивает из него признание в любви, она с оттенком невольной нежности произносит его имя; потом, когда он, ошеломлённый внезапным притоком ощущений и новых надежд, бросается к ней и прижимает её к груди, она же отскакивает с испугом на другой конец комнаты и уверяет его, что он её не так понял, что он ошибся».
Всё кончено. Один из принципов Базарова: «Нравится тебе женщина, - старайся добиться толку, а нельзя – ну, не надо, отвернись – земля не клином сошлась», - в своей первой части изжил себя! Как ни тяжело было осознать Базарову, но теперь у Одинцовой ему делать нечего! «Базаров уходит из комнаты, и тем кончаются отношения. Он уезжает на другой день после этого происшествия, потом видится раза два с Анной Сергеевной, даже гостит у неё вместе с Аркадием, но для него и для неё прошедшие события оказываются действительно невоскресимым прошедшим, и они смотрят друг на друга спокойно и говорят между собой тоном рассудительных и солидных людей».
ЭЛЕМЕНТЫ ДИСКУССИИ:
Проблемный вопрос:
«Но почему они не остались хотя бы друзьями? В чём причина краха их отношений?»
Варианты ответов учащихся:
- Базаров и любит Одинцову, и ненавидит одновременно. Материалист Базаров душит Базарова-романтика. Как примирить философскую систему демократа и романтическую «белиберду»?
- Любовь Базарова страстное, но тяжёлое чувство. Герой нетерпелив, порой глух к настроению женщины, даже бестактен, и огонёк любви в душе Анны Сергеевны погас.
- Одинцова хочет полюбить, но не может, боясь потерять свободу, выйти из, так называемой, зоны комфорта.
- Оба героя слишком властны, самостоятельны, привыкли довлеть над другими, а в люби кто-то должен уступать.
ВЫВОД, ИТОГ СПОРА. Базаров, полюбив, бежит от любви, потому что считает её предрассудком, чепухой, но любовь, мстя за себя, поставила героя в драматическое положение – ему отказали, его любовь безответна. Оба героя испугались любви и потери независимости.
«Почему трагедия Базарова дана на фоне любви Аркадия и Кати? Какова их функция в замысле автора?»
Ответы учащихся.
6. Финал.
Нужно ли было Базарову умирать?
Варианты ответов учащихся:
- Демократ Базаров, словно хирург скальпелем, отсекал всё жизненное (природу, искусство, любовь), пока именно скальпель не поразил его самого.
- Перед лицом смерти Базаров остался наедине с собой, отступили и медицина, и физиология. Умирающий Базаров прост, человечен. Базаров-атеист своё спасение видит в родительской любви-молитве.
- Зачем же перед смертью Базарову обязательно нужно видеть Анну Сергеевну?
Ответы учащихся.
ВЫВОД.
Перед лицом смерти человек не может лгать, сдерживать свои истинные чувства, и Базаров отдаёт себя во власть романтической любви. Она победила. Прощание с Анной Сергеевной чисто пушкинское: «Вы молоды, прекрасны, и должны жить долго…» У Пушкина «Я вас любил так искренне, так нежно, как. Дай вам Бог, любимой быть…»
7. Самостоятельная работа.
Запишите свои размышления над вопросом: Почему И.С.Тургенев «убивает» героя, которого так любит?
Эпилог. Смысл финального реквиема.
Чтение эпилога заранее подготовленным учеником («Есть небольшое сельское кладбище…»)
ВЫВОД ПО ТЕМЕ УРОКА. Тургенев в эпилоге полемизирует с отрицанием поэзии и любви. Великому спокойствию «равнодушной природы» он противопоставляет всесильную, святую любовь родителей, их слёзы. «Бунтующее сердце» нигилиста Базарова примирилось с тем, что вечно: Природой, Поэзией, Любовью.
8. Рефлексия деятельности на уроке.
9. Домашнее задание: Написать мини-сочинение: «Как нигилист Базаров пережил испытание любовью?»
Список источников.
И.С.Тургенев. Роман «отцы и дети».
Д.И.Писарев. Статья «Базаров».
Золотарева И.В., Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по литературе XIX в.10 класс. М. : «ВАКО», 2005.
Литература. 9 – 11 классы : уроки-исследования / авт. – сост. И.Д.Бережная. – Волгоград: Учитель, 2008.