Практикум для родителей детей подготовительной к школе логопедической группы «Учимся дышать правильно!»
Практикум для родителей детей подготовительной к школе логопедической группы.
«Учимся дышать правильно!»
Цель: Привлечь внимание родителей к проблеме социализации ребёнка-логопата в обществе.
Задачи:
Сформировать у родителей понятие о правильном речевом дыхании.
Пробудить интерес к дыхательной гимнастике.
Познакомить с играми и упражнениями для развития речевого дыхания.
Создать положительный эмоциональный настрой.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, салфетки.
Демонстрационный материал: Презентация.
Ход мероприятия.
Дыханье
Дыханье помогает телу жить,
И совершать процессы все умело.
Примерно жизни быть и сердцу бить,
Блюдя законам тела без пределов.
Логопед: Уважаемые родители! Речь человека является главным средством коммуникации и социализации ребёнка в обществе, поэтому, Вы, конечно, же понимаете всю важность проводимой нами коррекционной работы, а без Вашего участия эта работа не будет столь эффективна.
Воспитатель логопедической группы:
А развитие речи невозможно без участия дыхания. И сегодня мы хотим обратить Ваше внимание на дыхание.
Дыхание — один из важнейших физиологических процессов. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, работоспособность и выносливость,
оно оказывает огромное влияние на речь.
Инструктор по гигиеническому воспитанию:
Сегодня мы познакомим Вас с элементами дыхательной гимнастики.
Дыхательная гимнастика - это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка. Она служит для развития у ребенка органов дыхания, постановки различных видов дыхания, а также профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.
Цель проведения дыхательной гимнастики с дошкольниками — это, прежде всего, укрепление их здоровья.
Систематическое проведение дыхательной гимнастики помогает эффективно решать задачи по укреплению дыхательной мускулатуры детей с целью повышения их сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также является неотъемлемой частью работы по формированию у дошкольников здорового образа жизни и по развитию речевого дыхания.
Значение дыхательной гимнастики для общего физического развития дошколят очень велико, ведь:
-упражнения для органов дыхания помогают насытиться кислородом каждой клеточке организма ребёнка;
-упражнения учат ребятишек управлять своим дыханием, что, в свою очередь, формирует умение управлять собой;
-правильное дыхание улучшает работу головного мозга, сердца и нервной системы ребёнка, дыхательной и пищеварительной системы организма, укрепляет общее состояние здоровья;
-дыхательная гимнастика — отличная профилактика болезней органов дыхания;
-медленный выдох помогает ребёнку успокоиться, расслабиться, справиться с волнением и раздражительностью, тем самым, помогает избежать стресса.
Логопед:
Важнейшим условием правильной речи является плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.
Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание – это управляемый процесс, физиологическое же дыхание не требует участия воли и происходит автоматически.
Вдох при речи короткий, легкий. Выдох – длительный, плавный. Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Речевой вдох осуществляется через рот и нос, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только через рот.
Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально – реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными, при этом создаются самые благоприятные условия для работы голосового аппарата. Контролировать правильное речевое дыхание можно, положив ладонь на область диафрагмы, т. е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются.
Предлагаем Вашему вниманию игры на развитие речевого дыхания и упражнения с элементами дыхательной гимнастики. И сегодня, мы с детками покажем, как мы играем и упражняемся.
Логопед:
Носик свой скорей найди,
И его нам покажи.
Чтобы правильно дышать, Дети берут салфетки и
Надо носик очищать, очищают свои носики.
Ротик свой ты закрывай, Дети закрывают рот ладошкой.
Только с носиком гуляй. Дышат через нос.
Носик шустрый баловник! На вдох слега прижимаем
Он шалить у нас привык. указательными пальцами крылья носа
Тише - тише, не спешите, 4 вдоха - выдоха через правую и левую Ароматом подышите. ноздрю, поочерёдно, закрывая их
указательным пальцем
Хорошо гуляем мы На выдох постукивают указательными
И поём «бо-ба-бу-бы». пальцами по крыльям носа и произносим слоги.
Нагулялся носик мой,
Возвращаемся домой.
Логопед даёт установку детям:
- воздух набирать через нос;
- плечи не поднимать;
- выдох должен быть долгим и плавным;
- надо следить, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками);
Выполняется упражнение "Ветер"
Дети поднимают руки через стороны вверх и так же их опускают, одновременно произнося цепочку из четырех гласных звуков. Разводя руки из нижнего положения в «в стороны» - произносят на выдохе «А», при движении из положения « в стороны» в положение «вверх» - произносят звук «О», затем при движении рук из положения «вверх» в положение «в стороны» произносится звук «У», а из положения «в
стороны» в нижнее положение - звук «И».
Выполняется упражнение "Аист" Дети стоят прямо, разводят руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, выносят вперед. Зафиксируют положение на несколько секунд. Держат равновесие. На выдохе опускают ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Упражнение повторить 3-4 раза.
Выполняется упражнение "Волна"
Дети сидят на полу, ноги слегка раздвинуты, руки вниз.
На вдохе руки поднимают над головой, на выдохе медленно возвращают в исходное положение. Одновременно с выдохом говорят «Вни-и-и-з».
Выполняется упражнение "Пружинка" Дети лежат на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднимают ноги и сгибают их в коленях, прижимают к груди (выдох). Возвращаются в исходное положение. Упражнение повторить 3-4 раза.
Выполняется упражнение "Тюлень" Дети лежат на животе; руки вытянуты вдоль туловища, затем руки - на пояс, приподнимают верхнюю часть груди, плечи и голову, потягиваются (вдох). Возвращаются в исходное положение (выдох). Повторить 3-4 раз.
Логопед: Кроме предложенных специальных упражнений некоторые привычные детские развлечения тоже являются хорошими упражнениями, укрепляющими органы дыхания. Это такие интересные занятия, как надувание воздушных шариков, выдувание мыльных пузырей, «бульканье» в стакане с водой через соломинку, свист в свисток, игра на дудочке, трубе, губной гармошке.
Воспитатель логопедической группы:
Предлагаю поиграть вместе с родителями.
Проводится игра « Зеркало»
Каждый ребёнок смотрит на своего родителя – «зеркало». По команде воспитателя ребёнок изображает эмоцию, а родитель – «зеркало» отображает её.
- Радость, грусть, злость, огорчение, удивление, восхищение.
Воспитатель логопедической группы:
Когда говорю я: "Здоровье!"
Имею в виду "Успех!"
"Успех!" - говорю между слов я,
"Здоровье!" - звучит для всех!
Успех и здоровье, как дети
Счастливой дружной семьи.
«Здоровый», как солнышко, светит,
Флюиды дарит свои.
В «успешном» - пылает румянец,
Играет кровь с молоком,
Энергии радостный танец
Сверкает радугой в нём.
Автор стихотворения: Миролеева Елена
Мы надеемся, что совместными усилиями, сумеем добиться хороших результатов в оздоровлении наших детей и в развитии речи деток.
Спасибо за внимание!
Используемая литература.
1. Онучин Н. А. "Дыхательная гимнастика для детей" - Издательство: АСТ, 2005 г.
2. Щетинин М. «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» Издательство: Айрис-Пресс, 2008 г.
3.Чистякова М. И. "Психогимнастика" /Под ред. М. И. Буянова.—2-е изд.- М.: "Просвещение: ВЛАДОС", 1995.
Интернет ресурсы:
1.
2. http://www.sunhome.ru/poetry/1105328