Благодаря этим простым действиям формируются оси тела, развивается межполушарное взаимодействие, закладывается основа для ориентирования в пространстве. Правильное прохождение этой последовательности запускает ряд важнейших механизмов мозга. Факторы риска Рождение через кесарево сечение, родовые травмы, частые заболевания, травмы, не «прыгал» (помните это упражнение – поддерживая, ставишь еще не умеющего ходить ребенка на поверхность, и он начинает приседать), не ползал совсем (встал и сразу пошел) или ползал мало, ходил на цыпочках… Раннее двигательное развитие влияет на речевое развитие ребенка. Что же делать? Проходить все этапы младенчества сейчас. Мозговая организация функций в дошкольном возрасте еще пластична, и можно еще успеть восполнить то, что было упущено. Метод замещающего онтогенеза — это комплекс простых упражнений, соответствующий этапам двигательного развития, начиная с момента рождения. Самое важное выполнять их в строгой последовательности и, по возможности, каждый день. Тогда эффективность возрастает в разы. Противопоказания Противопоказания для домашних занятий и для занятий в детском саду по этому методу – повышенная эпилептическая готовность, другие клинические диагнозы, а также генетические синдромы. Комплекс упражнений Упражнение 1. Дыхательное.
| Выполняется лежа на спине. Руки прижаты к туловищу, ноги не перекрещены. По команде «вдох» делаем глубокий вдох через нос, по команде «выдох» делаем шумный выдох через широко открытый рот. Повторить 5 раз. |
Упражнение 2. Глазодвигательное
| Исходное положение то же. Нужен небольшой яркий предмет, например ручка с красным колпачком. Ручку расположить напротив переносицы ребенка, на расстоянии его вытянутой руки. Глаза следят за яркой точкой. Голова не двигается. Плавно перемещать ручку: вправо, центр, влево, центр, вверх, центр, вниз, центр. Приблизить к переносице (глаза сводятся), от переносицы. На крайних точках задержаться на 1-2 секунды.
|
|
|
|
Упражнение 3. Растяжки.
| Исходное положение то же. По команде «раз» ребенок поднимает голову. По команде «два» опускает плавно голову на пол. Повторить 5 раз. |
Упражнение 4. Лодочка.
| Исходное положение – лежа на животе. Руки вытянуты вперед. По команде «раз» ребенок поднимает руки и ноги, держит 3-5 секунд. По команде «два» опускает плавно на пол. Повторить 10 раз. |
Упражнение 5. Качалочка.
| Исходное положение – сидя, обхватить руками ноги. Мягко перекатиться на спину и покачаться. Повторить 10 раз. |
Релаксация. Исходное положение – лежа на спине. Раскинуть руки и ноги как удобно. Закрыть глаза. Произнести несколько расслабляющих фраз. Например: ты лежишь на теплом песочке, на тебя светит теплое нежное солнышко. Твоим ручкам и ножкам тепло. Спинке тепло. Животику тепло. Ты спокойно дышишь. Вдох, выдох. Я досчитаю до 10, и ты откроешь глазки. Если какое-то упражнение у ребенка не получается – помогаем, делаем по частям: в упражнении «Лодочка» сначала поднимаем только руки, потом только ноги. Когда ребенок будет готов – делаем полное упражнение.
Литература: Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихологические занятия с детьми».
Уважаемые родители! В наших руках простая и действующая возможность помочь детям уже сегодня, не прибегая к дорогостоящим процедурам, томатисам, плаванию с дельфинами и прочим чудесам нашего времени. Готова ответить на все ваши вопросы и приглашаю вас на открытые занятия с детьми.
Учитель-логопед Елена Викторовна Головинская
|
|
|
|
|
|
Порошина Ольга Анатольевна