Занятие для учащихся «Учимся правильно дышать»
Занятие № 1
«Учимся правильно дышать»
Цель занятия: общее оздоровление, улучшение самочувствия, концентрации внимания, снижение напряжения, устранение проявлений усталости и переутомления, функциональная активация стволовых и подкорковых образований головного мозга, стабилизация межполушарного взаимодействия, формирование оптимального функционального статуса передних отделов мозга.
Задачи:
- способствовать нормализации центральной регуляции взаимодействия дыхательной и сердечно - сосудистой систем;
- тренировать навык диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС) по методу Сметанкина А.А.;
- обучить приемам саморегуляции;
- корректировать нарушения в поведении (гиперактивность с пониженной способностью к усидчивости, концентрации внимания);
- оптимизировать мышечный тонус и повысить уровень психической активности;
- формировать одновременную и реципрокную координацию, ощущение границ своего тела и его положения в пространстве;
- развивать внутренний план действий.
Форма проведения: индивидуальное занятие.
Адресат: ребенок старшего дошкольного и младшего школьного возраста с трудностями в усвоении образовательной программы (письмо, чтение, счет); с поведенческими проблемами (сложность с самоконтролем и прогнозированием ситуаций, гиперактивность или медлительность); с недостаточным развитием пространственных представлений (не может запомнить, где лево, где право и т.п.).
Оборудование: компьютерный программно-аппаратный комплекс биологической обратной связи (БОС), компьютер, просторное помещение с ковровым покрытием, карта, игрушки, сухой бассейн, батут.
Ход занятия
Ритуал приветствия
Психолог приветствует ребенка, спрашивает о произошедших изменениях в его жизни, объясняет с какой целью нужно выполнять предложенный комплекс упражнений.
Цветовой выбор. Диагностика эмоционального состояния. Рефлексия. ”Столбик”
Основная часть
1. Дыхательные упражнения (ДАС - БОС тренинг).
Психолог. Мы все умеем дышать, и все мы не задумываемся о том, как мы это делаем. Но от того, как мы дышим, зависит очень многое в работе нашего организма. В ходе наших занятий, мы будем учиться правильно дышать. Дышать так, чтобы нашему сердечку было удобно работать; так, чтобы мы чувствовали себя спокойно и уверенно; так, чтобы наше настроение было хорошим и весёлым. Очень важно научиться дышать по-особенному - животом. Это дыхание поможет тебе успокоиться, если нервничаешь, лучше думать и сосредотачиваться на занятиях, стать более уверенным, здоровым, веселым. А сейчас мы поучимся делать правильно диафрагмальный вдох (надувать живот на вдохе) и выдох.
«Представьте себе, что у вас в животе поселился маленький – маленький воздушный шарик. Ему очень нравится, когда его надувают и сдувают. Попробуйте надуть его. Чтобы надуть его большим, воздух надо вдыхать через нос. Давайте посмотрим, у кого шарик получился самый большой! А теперь попробуйте надуть животик больше, чем я успею надуть воздушный шарик» (педагог с ребёнком на одном выдохе надувает воздушный шар. При вдохе надувается только живот, грудная клетка остаётся неподвижной. Чтобы помочь ребёнку произвести правильный вдох, можно при вдохе класть ему руку на живот и просить оттолкнуть ее животом).
«Возьмите трубочки и попробуйте медленно выдуть через них воздух. А теперь попробуйте сложить свои губы такой же трубочкой и ещё раз медленно – медленно выдуть воздух» (можно раздать мыльные пузыри: «Давай устроим соревнование: кто сможет выдуть самый большой пузырь? Чтобы пузырь был очень большой, его нужно надуть очень медленно. Это упражнение можно задать на дом ребёнку. Можно использовать перышки или бумажные язычки. Необходимо добиться отклонения перышка или разворачивания бумажного язычка. Обращаем внимание на движение брюшной стенки).
При выдохе живот втягивается, как бы выталкивая воздух. Выдох должен быть свободным, а мимические мышцы при этом расслаблены. Чтобы помочь ребёнку произвести правильный выдох, можно при выдохе класть ему руку на живот и чуть – чуть надавливать на брюшную стенку.
А ещё научиться дышать нам поможет специальный прибор.
Психолог подключает датчики, измеряющие ЧСС ребенка и частоту дыхания. Ребенок видит на экране визуальную и слуховую информацию о том, правильно ли он дышит.
1. Неглубокий вдох через нос.
2. Во время вдоха живот надувается, округляется (выпячивается вперёд). Можно предложить ребенку положить одну руку или небольшую игрушку на живот выше пупка, а другую руку на грудь. Это необходимо для контроля правильности освоения техники дыхания животом.
3. Плавно, без паузы переходи к выдоху.
4. Выдох медленный, плавный, через слегка приоткрытые губы, как будто дуешь на парус кораблика (длиннее вдоха как минимум в 2 раза).
5. Равномерно распределяй струю выдыхаемого воздуха на всю длину выдоха.
6. Во время выдоха живот возвращается в исходное положение (или чуть-чуть подтягивается).
Психолог. На экране ты видишь, как заполняется цветом столбик. Тебе нужно закрасить столбик до конца своим дыханием.
Психолог анализирует эффективность сеанса по критериям:
Синхронизация дыхательного и сердечного циклов в каждом дыхательном движении
Сокращение числа дыханий (ЧД) у детей дошкольного возраста до 8 –12 дых/мин; у детей школьного возраста и взрослых до 5 - 8 дых/мин.
Нет увеличения средних значений ЧСС в течение сеанса.
Умение расслабляться (контролировать психоэмоциональное и мышечное напряжение).
Увеличение значения ДАС.
Воспроизведение ДРД без сигналов обратной связи.
2. Растяжки.
Психолог. А теперь поиграем в такую игру. В противоположной части комнаты находится территория противника. Ты единственный боец отряда должен незаметно перебраться к врагам и похитить карту с секретными сведениями. Кроме того, за каждое верно выполненное задание ты получаешь балл, который в конце занятия можно обменять на игру в сенсорной комнате.
«Бревнышко».
Психолог. Итак, перед тобой поле, которое очень хорошо видно врагам. Ты должен пробраться на территорию противника определенным способом.
Ребенок лежит на спине, руки над головой, кисти соединены, пальцы вверх. Полное натяжение тела. Перекатывание по полу в одну, а потом в другую сторону. Обращаем внимание на то, что «бревнышко» должно катиться ровно. Руки и ноги двигаются с одинаковой скоростью.
«Лодочка на животе».
Психолог. Стоп! Тебя заметили в бинокль! Нужно замереть и превратиться в лодочку.
Лечь на живот, руки вытянуть вперед, сложить ладонь к ладони, поднять вверх, приподнять прямые ноги, прогнуться держать позу 10 сек.
«Лодочка на спине».
Психолог. Теперь превращаемся в другую лодочку.
Лечь на живот, руки вытянуть вверх, сложить ладонь к ладони, поднять вверх, приподнять голову, приподнять прямые ноги, прогнуться держать позу 10 сек.
«Фараон».
Психолог. Молодец! Но враг все еще смотрит в твою сторону, а до карты еще далеко. Тебе нужно оценить ситуацию, но так, чтобы тебя не заметили.
Лечь на спину, обняв себя руками (правая кисть держит правое плечо, левая — правое). Отрывать голову от пола и поднимать ее к груди, не отрывая плеч. Туловище лежит неподвижно, ногами не шевелить. 6 раз.
3. Глазодвигательный репертуар.
Психолог. Мы скоро доберемся до карты, но наша карта непростая и чтобы ее прочесть, нужно потренировать глазки.
«Крестообразные движения глазами-1».Лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги прямо (перекрещивать нельзя), пальцы рук неподвижны. Следить глазами за яркой точкой на конце ручки, не двигая головой. Взрослый плавно перемещает ручку по вертикали и горизонтали над глазами ребенка, задерживая в крайних точках на 1-2секунды. Выполняется на трех уровнях: вытянутая рука ребенка, рука, согнутая в локте, около переносицы.
«Конвергенция-1».Ребенок лежит. Поднять предмет на уровень вытянутой руки ребенка, прямо над переносицей. Медленно двигать предмет к переносице, добиваясь, чтобы оба глаза смотрели на него. Сделать 2 раза.
«Близко-далеко». На оконном стекле обозначить точку на уровне глаз ребенка, выбрать дальний объект за стеклом (например, расположенный в вдалеке дом, дерево, облако и т.д.). Ребенок стоит на расстоянии вытянутой руки от стекла. Поочередно фиксировать взгляд: 1) точка на стекле, 2) дальний предмет. Счет до 30, то же в секундах (один отсчет в секунду).
4. Базовые сенсомоторные взаимодействия.
Психолог. Осталось совсем недалеко. Тебе нужно пробраться через лес. Будь осторожен, враг вооружен! Если пуля заденет твои руки, ты должен будешь ползти только при помощи ног, а если ноги – при помощи только рук.
«Партизан».Ползание на животе. Ребенок ложится на живот и ползет по-пластунски так, как сможет. Взрослый следит за правильностью выполнения упражнения, фиксирует внимание на проблемных зонах ребенка и помогает ему. Это упражнение позволяет выявить возможности ребенка (диагностическое): если при ползании ребенок игнорирует ноги, то ему нужно больше ползать без рук. Если игнорируется одна из ног — рекомендуется надеть на нее утяжелитель (бутылка с водой или мешочек с крупой).
Психолог. А теперь на нашем пути болото, чтобы передвигаться по болоту, нужно превратиться в морскую звезду.
«Звезда». Лежа на спине, руки вверх (над головой), ноги вытянуты. Ребенок выполняет под счет психолога: 1 — правая рука на 45 градусов отводится вправо, левая нога на 45 градусов отводится влево. 2 — исходное положение. 3 — левая рука на 45 градусов отводится влево, правая нога на 45 градусов отводится вправо.
Психолог. Осталось совсем немного! Чтобы зайти в помещение, где карта, необходимо простучать секретный код.
«Кулак, ребро, ладонь». Выполняется лежа на животе, руки перед собой. Выполнять поочередно правой и левой рукой, двумя руками одновременно.
«40 кулаков-1». Выполняется лежа на спине руки перед собой, могут упираться локтями в пол. Одновременное одноименное сжимание кулаков под счет: 1 - большой палец внутри кулака, 2 - большой палец снаружи кулака. Выполнять под счет до 20.
«40 кулаков-2». Выполняется лежа на спине руки перед собой, могут упираться локтями в пол. Одновременное разноименное сжимание кулаков под счет: 1 - правая рука - большой палец внутри кулака, левая - большой палец снаружи, 2 - правая рука - большой палец снаружи, левая - большой палец внутри кулака. Выполнять под счет до 20.
5. Развитие внутреннего плана действий
Психолог. Ты проделал длинный и опасный путь. Но вот последнее препятствие на пути. Будь вниматлен!
«Назови наоборот цифры».
Психолог называет три цифры, ребенок сначала повторяет их, а затем называет в обратном порядке: 745, 896, 427 и т.д.
«Назови число наоборот» - число произносится «наоборот»:
84 – 48,
28 – 82,
34 – 43 и т.д.
Обсуждение занятия. Домашнее задание.
Психолог. Отлично! Карта твоя! Противники потерпели поражение!
Со многими заданиями ты справился и набрал __ баллов. Эти баллы можно обменять на игру в сенсорной комнате – можно прыгать на батуте, купаться в сухом бассейне или поиграть с игрушками. Те упражнения за которые ты не получил балл нужно будет отработать дома с родителями.
Психолог проводит психомоторную коррекцию в присутствии родителя. Копию конспекта занятия специалист вручает родителю в качестве домашнего задания для отработки упражнений в домашних условиях.
Цветовой выбор. Диагностика эмоционального состояния. Рефлексия. ”Столбик”
Прощание.