Практикум для родителей по организации совместной деятельности «Семейное чтение».

1
0
Материал опубликован 17 June



Практикум для родителей по организации совместной деятельности «Семейное чтение»

Цель: оказание помощи родителям в культурно-просветительной работе,

направленной на саморазвитие и самосовершенствование родителей.

Задачи:

1. Формирование читательской культуры, устойчивой потребности в

чтении, любви к книге.

2. Привлечение родителей к активной поддержке детского чтения,

помощь им в построении семейного досуга, общении, сотворчестве вокруг

чтения.

3. Составление памятки и практических рекомендаций для организации

семейного чтения.

Приветственное слово педагога.

Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада сегодня вас видеть и хочу нашу встречу посвятить такой важной проблеме, как традиция семейного чтения.

Многолетняя практика показала, что книга – это не только источник знаний, как провозглашает известная всем цитата М. Горького, но и мощное воспитательное средство, воздействующее на душу ребенка и формирующее его личность. Здесь важно все: что читать, с кем, когда и как. Сегодня мы остановимся подробнее на каждом из этих пунктов.

Пожалуй, нет такого ребенка, который не любил бы слушать чтение вслух, да и большинство родителей с удовольствием читают своим малышам, но мало кто задумывается о том, что семейное чтение может служить раннему развитию малыша: чтение развивает слух, память, укрепляет связь между родителем и ребенком, оно может подтолкнуть ребенка к самостоятельному чтению или вдохновить на творческий порыв. У малыша постоянно работает фантазия: часто чтение книг вдохновляет ребёнка на выдумку продолжения

понравившейся ему истории. Вы сами будете с интересом выслушивать от ребенка его же варианты развития дальнейших событий книги. Для самых

маленьких чтение — это прежде всего общение с родителями, по терминологии выдающегося американского психолога Дж. Кэмпбелла, период

«пристального внимания», остро необходимого любому ребенку. Ребенок ценит то время, когда папа или мама откладывают все дела, сажают на колени

малыша и они вместе читают любимую книгу. Можно крепко-крепко прижаться к маме, слышать ее голос, вместе с ней сопереживать любимым героям, смеяться над их приключениями. Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические

исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции:

заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков;

резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес

к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.

Далее воспитатель предлагает вопросы для общего обсуждения:

- Как ваши дети относятся к чтению книг?

- Почему ваш ребенок просит вас почитать?

- Есть ли необходимость возрождать традицию семейного чтения?

Семья – важный элемент системы образования, где системообразующей основой являются традиции, обычаи, предания. Вот почему семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков и средство духовно-нравственного воспитания личности. Совместное чтение побуждает ребёнка задавать вопросы искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит, вступить в диалог с взрослыми, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребёнка с народными обычаями, традициями, семейными историями. Семейное чтение даёт возможность почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи, узнать о своих близких что- то важное и интересное. После чтения предлагаемых сказок дети втягиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволяет необходимость просить прощения после совершённого необдуманного поступка или сказанного обидного слова в адрес бабушки, вскрыть тесные родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным древом, побудить к созданию своей родословной, опираясь на опыт старших представителей семейного рода. Чтение сказок, включая сказки на духовно-нравственную тематику, позволяет детям уяснить значение понятий, о которых они не слышат ни в детском саду, ни во дворе, ни в обыденном семейном общении – это, например, такие понятия как целомудрие, добродетель, благочестие, бескорыстная любовь, самопожертвование. Время,

отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, мыслить, размышлять, чувствовать и сопереживать.


Практические советы по поддержанию у детей интереса к чтению.

1. Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к

чтению как удовольствию

2.Читайте детям вслух с самого раннего возраста.

3.Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т. п.

4.Устройте с детьми поход в библиотеку и учите их пользоваться ее фондами.

5. Показывайте, что Вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.

6. Подпишитесь на журналы для ребенка с учетом его интересов и увлечений.

7. Пусть ребенок читает кому-нибудь из домашних или своим друзьями, которые еще не умеют читать.

8. Во время поездки на машине пусть дети слушают записи литературных произведений.

9. Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т. д.)

10. В доме должна быть детская библиотека.

11.Разыгрывайте с детьми сказки по ролям: используйте выразительное чтение, костюмы и реквизит.

12. Устройте маскарад и предложите детям нарядиться в костюмы любимых героев.

13. Сходите с детьми в зоопарк или в музей, спросите, что им особенно понравилось, а потом купите книги на эти темы.

14.Заинтересуйте детей историческим чтением, предложив им посмотреть старые газеты и найти в них, каким был ваш город в прежние времена (или поискать информацию в библиотеке).

От слова к делу! И сейчас мы попробуем выразительно почитать по ролям сказку «Красная шапочка». Воспитатель раздает текст сказки и просит родителей распределить кто какого героя будет озвучивать: рассказчик, Красная шапочка, мама, бабушка, охотники.

После чтения сказки воспитатель подводит итог: «Чтение в годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».

В. Сухомлинский

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.