Социально-педагогический проект «СО-ДРУЖес-ТВО» (Организация совместной творческой деятельности родителей и детей)
Пояснительная записка к презентации
Социально-педагогический проект
«СО-ДРУЖес-ТВО»
(Организация совместной творческой деятельности родителей и детей)
Ирина Геннадьевна Лукина,
учитель начальных классов
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Алнерская основная общеобразовательная школа»
д.Алнеры Сухиничского района Калужской области
г.Сухиничи
Предпосылки и необходимость данного проекта (проблематика).
«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье»
В.А.Сухомлинский
Семья в России всегда была самой важной ценностью. Поэтому и в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России семье уделяется особое значение.
Концентрируя в себе весь спектр человеческих отношений, семья направляла и регулировала духовно-нравственное и физическое развитие ребенка, будущего члена общества и гражданина. Новые условия существования человека в России и мире побуждают актуализировать идеалы и ценности семьи для сохранения самой жизни.
Хорошая семья дает опору ребенку, помогает укрепиться в этом мире, позволяет почувствовать прочность бытия. Именно поэтому общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье.
К сожалению, в связи с углублением экономического кризиса, растет число «неблагополучных» семей, где родители пытаются найти для себя выход в приобщении к алкоголю, демонстрируют асоциальные формы поведения. Вступив на такой путь, семья деградирует в человеческом и социальном планах, обрекая на такое же скудное существование всех членов семьи и особенно детей.
В МКОУ «Алнерская основная школа» на данный момент (2013-2014 уч.г.) обучается 30 детей. Из них 5 детей воспитываются в малообеспеченных семьях, 4 ребёнка – воспитанники многодетных семей, 9 – неполных семей, 7 школьников проживают в неблагополучных семьях, один – воспитанник опекунской семьи. В школе также 5 школьников – дети с особенностями психофизического развития. Двое детей воспитываются в семье, где один из родителей инвалид.
В нашей школе эти дети и семьи находятся на постоянном педагогическом контроле и сопровождении. Организуется индивидуальная работа с каждой семьей и ребенком. Педагоги стараются вовлечь всех этих учащихся во внеурочную деятельность, занятость в кружках и участие в конкурсах.
Но и семьи полные, с виду благополучные, имеют проблемы в воспитании детей. Основной целью родителей является не воспитание и обучение детей, а погоня за материальными ценностями и видимым благосостоянием. Внутрисемейные связи претерпевают негативные изменения.
К сожалению, во многих семьях не знают и не умеют организовывать свой совместный досуг, чтобы он был интересным и познавательным. Именно поэтому я считаю, что возросла социальная востребованность помощи семьям в организации совместной деятельности родителей и детей. Тем более что в нашей школе имеются все возможности (кадровые, творческие, материальные) для реализации данного проекта. Ведь сельская школа – это не только учебное заведение, это центр детского досуга, культурный, спортивный, воспитательный центр
Целевая группа, социальные партнеры
Проект предназначен для педагогов, работающих с детьми 1-9 классов (с возможным вовлечением детей дошкольной группы) и их родителями.
Территории, на которых будет осуществляться проект:
МКОУ «Алнерская основная школа»
Сельское поселение «Деревня Алнеры»
Сельское поселение «Деревня Верховая»
Семьи учащихся, проживающих в г.Сухиничи
Социальные партнеры:
Администрации сельских поселений «Деревня Алнеры», «Деревня Верховая»
Сельские дома культуры СП «Деревня Алнеры», «Деревня Верховая»
Сельские библиотеки СП «Деревня Алнеры», «Деревня Верховая»
Редакция районной газеты «Организатор»
Почтовые отделения д.Алнеры, д.Верховая
Цель проекта:
Создание условий для творческого взаимодействия детей и взрослых (учителей и родителей) через социально значимую деятельность, рационального, творчески активного досуга детей и родителей
Задачи:
Укрепление взаимосвязи и взаимоответственности семьи и педагогического коллектива в воспитании и развитии детей.
Содействие развитию педагогической компетентности родителей и активизация родительского участия в жизнедеятельности учреждения.
Развитие интересов, склонностей, творческих способностей детей и родителей.
Стимулирование творческой активности детей и взрослых (семейное творчество), выявление и поддержка талантов.
Содействие возрождению нравственной ценности семьи, семейных традиций через опыт организации досуга, основанного на духовном общении детей и взрослых.
Формирование у детей положительного отношения к семье, Родине, ценностных ориентаций, ответственности за мир, природу, окружающую среду, свою семью.
Для родителей
организация социально-педагогического и духовно-нравственного сопровождения семей;
воспитать чувство любви и уважения, взаимопомощи к близким;
способствовать взаимопониманию и сотрудничеству детей и взрослых;
использовать возможности образовательной среды в повышении уровня педагогической, информационной и воспитательной культуры родителей;
активизировать включённость других социальных институтов в жизнь школы и сельских поселений
Для детей
максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
развитие познавательных интересов;
развитие мотивации творческого роста;
развитие коммуникативных навыков;
формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Для педагогов
Совершенствование форм, методов и технологий взаимодействия педагогов и родителей
поиск и формирование базы новых методов и приемов работы с семьей.
Этапы реализации проекта.
Диагностический (август 2013-сентябрь 2013)
В ходе данного этапа выявляются вопросы и проблемы, которые являются актуальными для семьи в организации совместной деятельности, информационные запросы родителей. Используются следующие методы:
анкетирование.
наблюдение,
беседа,
интервьюирование,
изучение работ детей и родителей,
анализ социально-педагогических и психологических исследований семей учащихся, особенностей семейного воспитания, творческого и воспитательного потенциала семьи.
На основе полученной информации определяется социальный заказ на тематику конкурсов и олимпиад, в которых хотели бы участвовать родители вместе с детьми.
Информационный (сентябрь 2013)
Используя различные виды (печатная, устная, электронная, видео-аудио) и формы (стенды, папки для родителей, информационные бюллетени, сайт школы) предоставляется информация для родителей, педагогического и ученического коллектива школы о темах конкурсов, сроках и месте их проведения, о возможностях участия в мероприятиях.
Деятельностный (сентябрь 2013 – май 2014)
Деятельностный этап предполагает реализацию проекта. Проведение индивидуальных и групповых консультаций по условиям участия в конкурсных мероприятиях, различных видах организации совместной деятельности.
В работе по консультированию используются различные способы предъявления информации:
компьютерная презентация;
видеоматериалы;
информационный стенд;
устная информация;
электронная почта.
Таким образом, родители получают доступную информацию и подготовку для участия в мероприятиях проекта.
4. Аналитический (июнь 2014)
После каждого конкурса проводится торжественное награждение участников, победителей и призеров. Создается рейтинг учащихся, семей, классов. По итогам реализации проекта награждаются лучшие учащиеся, семьи, классы.
Отзывы родителей, повторная диагностика, обратная связь на уровне классных родительских собраний позволяет выявить результативность данного проекта.
Технология процесса и необходимые материалы.
Технологии
Личностно ориентированные. Во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированная технология исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ребенка, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.
Развивающие. Позволяют выращивать в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентируют ребенка на самоопределение и самоактуализацию, поддерживают личностное развитие ребенка.
Индивидуальные. Воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников и младших школьников.
Информационно-коммуникационные. В современном мире при нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. В совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видеопросмотры, поиск информации в сети Интернет.
Развития творчества. Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать у учащихся способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.
Проблемно – поисковые. Предполагают создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность родителей и детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Проектные. Формируют у детей и их родителей навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствуют самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе творить не только легче, но и интереснее.
Возможные риски при реализации проекта и пути их преодоления
В связи с тем, что вопрос взаимодействия родителей и педагогов является достаточно сложным и существуют трудности в понимании родителями необходимости взаимодействия с образовательным учреждением, а педагогами - роли родителей как субъектов образования, возможно возникновение определенных трудностей в реализации проекта:
Невозможность или нежелание по ряду причин определенной части родителей участвовать в проекте;
Отсутствие у части родителей психолого-педагогической культуры;
Недооценка педагогами роли семьи в образовательном процессе школы, повышению качества воспитания ребенка, неподготовленность к открытому диалогу;
Отсутствие единого методологического подхода к проекту со стороны администрации, педагогического коллектива, родителей;
Организационные вопросы;
Отсутствие научно-методического сопровождения проекта;
Неподготовленность учащихся к обсуждению своих проблем с родителями и педагогами.
Пути преодоления трудностей в реализации продукта
Реализация проекта «СО-ДРУЖес-ТВО» может быть успешной при соблюдении следующих условий:
Создание творческих групп педагогов и родителей, которые осознают, что взаимодействие школы и семьи сегодня необходимо и способствует решению проблем качества современного воспитания ребенка. В таких группах важно не только смысловое согласование, но психологическая совместимость членов творческих групп и активов.
Проведение методических совещаний для педагогов с целью определения ценностных позиций и оснований сотрудничества с семьями учащихся. Здесь необходимо понимание того, что взаимодействие должно быть системным, долгосрочным, и конструктивным.
Тщательное целеполагание и планирование совместной работы на основе диалога, равноправия. Должно быть услышано мнение каждого участника проекта (администрация, педагогический коллектив, учащиеся, родители).
Работа по реализации проекта будет эффективнее, если в состав участников кроме родителей, педагогов и учащихся войдут другие члены семей, представители сельской администрации, других организаций.
Для развития проекта важно определение социальной значимости выполняемой работы. Поэтому большое значение имеет поддержка вышестоящего руководства, интерес к проекту средств массовой информации, обратная связь с семьями учащихся, благодарность участникам проекта.
Рефлексивная деятельность. Обсуждение хода и результатов проведения проектных мероприятий должны быть постоянными. Необходимо представлять результаты педагогам и родителям, которые не являются участниками проекта. Это важно для дальнейшего их включения в проект.
Ресурсы.
Информационные ресурсы - современные медиасредства, компьютерные классы, множительная техника, интернет-сайт школы, взаимодействие со СМИ (районная газета «Организатор»).
Технологические ресурсы: цифровая видеокамера (для интервьюирования, создания видеороликов о проведенных мероприятиях с целью трансляции опыта школы на другие ОУ, рекламных роликов), фотокамера (для фото фиксации), цветной принтер и ксерокс (для создания качественных раздаточных материалов, печати фотографий, сканирования).
Кадровые ресурсы – администрация школы, педагоги. Возможно привлечение работников сельской библиотеки, сельского клуба, почты, дошкольной группы.
Ожидаемый результат.
Повышение психолого-педагогической культуры родителей;
активное включение родителей в жизнь школы;
реализация личностно-профессионального роста педагогов;
раскрытие личностного потенциала учащихся в воспитательной системе школы;
повышение самооценки детей;
повышение успеваемости;
увеличение количества семей (учащихся), участвующих в олимпиадах и конкурсах;
создание единой воспитательной среды при взаимодействии школы и семьи на основе социального партнерства;
радость и удовлетворение от семейного творчества и возможности обогатить и передать этот опыт;
решение проблем досуга;
повышение статуса Семьи, Родительства в общественном сознании;
повышение рейтинга школы
Оценка результатов проекта и мониторинг.
Продукты деятельности педагогов: сценарии занятий, дидактические разработки, мини-проекты
Продукты деятельности учащихся: видеоролики, рисунки, поделки, коллекции, сочинения, фотографии, презентации, участие в предметных олимпиадах.
Продукты деятельности других участников: мастер-классы, изготовление костюмов, поделок, создание видеофильма, изготовление фотоальбома и пр.
Оценить результат можно по количеству участников, победителей и призеров районных, областных, всероссийских и международных конкурсов и олимпиад.
План действий.
№ п/п |
Наименование мероприятий |
Срок выполнения |
Ответственные |
Отметка о выполнении |
1 |
Нормативно-правовое обеспечение |
|||
1.1 |
Подборка программно-методического обеспечения |
В течение года |
Лукина И.Г., кл.руководители, зам.директора по ВР |
|
2 |
Программно-методическое обеспечение |
|||
2.1 |
Организация творческой группы по реализации проекта. |
До 05.09.13 |
Лукина И.Г. |
|
2.2 |
Проведение анкетирования: педагогов, родителей, учащихся |
До 05.09.13 |
Кл.руководители |
|
2.3 |
Создание информационно - методического банка (конспекты, консультации, мини-проекты) по реализации проекта. |
В течение года
|
Члены творческой группы |
|
2.4 |
Подборка раздаточного, демонстрационного и мультимедийного материала |
Члены творческой группы |
|
|
2.5 |
Организация взаимодействия с семьями учащихся, разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей |
Члены творческой группы |
|
|
2.6 |
Организация выставок |
Члены творческой группы |
|
|
2.7 |
Организация награждений участников конкурсов |
Члены творческой группы |
|
|
3 |
Материально-техническое обеспечение |
|||
3.1 |
Создание материально-технической базы для реализации проекта |
В течение года
|
Члены творческой группы |
|
3.2 |
Подборка и создание мультимедийных материалов |
Члены творческой группы |
|
|
4 |
Кадровое обеспечение |
|||
4.1 |
Проведение консультации для педагогов «Реализация проекта «СО-ДРУЖес-ТВО» в условиях ОУ» |
Сентябрь |
Лукина И.Г. |
|
4.2 |
Проведение семинара с целью повышения квалификации педагогов в рамках реализации проекта |
Декабрь |
Зам.директора по ВР, Лукина И.Г. |
|
5 |
Информационное обеспечение |
|||
5.1 |
Размещение материалов на сайте МКОУ |
В течение года |
Члены творческой группы |
|
6 |
Мониторинговое обеспечение |
|||
6.1 |
Разработка диагностического инструментария для проведения мониторинга. |
Сентябрь |
Члены творческой группы |
|
6.2 |
Проведение мониторинга |
Сентябрь Май |
Члены творческой группы |
|
Бюджет.
Данный проект в финансовом плане является малобюджетным.
Возможности использования инновационного проекта
Данный проект можно предложить для реализации в любых образовательных учреждениях, которые:
имеют системное видение потенциала своего саморазвития и требований социального заказа, как составляющих развития целостной образовательной и воспитательной среды;
у педагогического коллектива есть общность понимания подходов к инновационным процессам;
располагают определенными финансовыми и техническими ресурсами.
По окончании заключительного этапа проекта школа сможет предоставить следующие продукты:
Апробированные технологии организации совместной деятельности родителей и детей с использованием деловой игры, дискуссии, обсуждения вопросов в группах, творческих мастерских, мини-проектов, мастер-классов;
Подготовленные методические материалы для родителей;
Информационный банк технологий взаимодействия семьи и школы.
Вывод: проект может быть продлен на несколько лет. Плюсом проекта является возможность пополнения его мероприятиями в течение всего времени реализации. В пополнении могут участвовать все участники проекта. Продукты реализации проекта могут использоваться для участия в конкурсах, мероприятиях, презентаций проекта.
Библиографический список
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
Воликова Т. В. Учитель и семья. - Москва, 1987.-44
Гейко В.А. «Роль семьи в развитии школьных успехов». // Начальная школа, №3, 1999, с. 60 – 61.
Гребенников И.В. Сущность педагогического руководства семейным воспитанием /Педагогические проблемы руководства семейным воспитанием. – М.: НИИ ОПВ АПН СССР., 1980.
Гребенщиков И. В. Школа и семья. - Москва, 1985.-54-56
Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.
Данилюк А. Я.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009.
Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
Земска М. Семья и личность: Пер. с польск. – М.: Прогресс, 1986
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
Зенгин С.С. Совместное проектирование учебной деятельности как условие самоактуализации старшеклассника. – Краснодар, 2001.
Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
Ибрагимова В. Н. Работа воспитателя с родителями учащихся 1 класса. // Начальная школа. - 1988, №10. - С. 57 - 60.
Карклина С.Э. Проблемы семейного воспитания. – М.: Советская Россия, 1983.
Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. – М.: Просвещение, 1990.
Никишина, И.В. Инновационная деятельность современного педагога: методическое пособие / И. В. Никишина. – Волгоград.: Учитель, 2007. – 91с.
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.
Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.
Прутченков А. С. Социальное проектирование в воспитательной работе школы // Воспитание школьников. – 2001. – № 9–10; 2002 – № 1–5.
Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективности управления УВП / Г. К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288
Смолко Е. Воспитывать вместе. // Семья и школа. - 1985, № 9. - С. 19 - 21.
Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника. // Школьные технологии. – 1999. - №6.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.
Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. //Директор школы. – 1998. - №3.
Ватолина Светлана Анатольевна
Лукина Ирина Геннадьевна
Панагушина Елена Аркадьевна
Лукина Ирина Геннадьевна