Практикум для родителей по развитию внимания и памяти у детей дошкольного возраста «Умники и умницы»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Александровский районный центр дополнительного образования «ДАР»
Методическая разработка
Практикум для родителей
по развитию внимания и памяти
у детей дошкольного возраста
«Умники и умницы»
Автор:
Терешкевич Оксана Валерьевна
педагог дополнительного образования
высшая квалификационная категория
Александров
2020
Большинство родителей хотят, чтобы их дети много знали, хорошо учились, были эрудированны, общительны и компетентны в разных областях наук. Именно поэтому взрослые начинают осуществлять раннее развитие своего ребенка. Нагружают многочисленными секциями, кружками, дополнительными занятиями и интенсивами. Зачастую, в скором времени наступает родительское разочарование. Ребёнок не испытывает прежнего удовольствия от занятий, результат оказывается ниже ожидаемого, нагрузка сказывается на общее физическое состояние, а ребёнок в глазах собственных родителей становится лодырем и неумехой.
Родители пытаются исправить ситуацию – меняют род деятельности, ищут других педагогов, продолжают занятия «из-под палки». К сожалению, взрослые редко задумываются о соотношении собственного желания и возможностей своего ребёнка. Во главу ставится так называемый «социальный престиж». Лишь немногие родители пытаются разобраться в причинах подобной ситуации и решают проблему в корне.
Плохая память у ребенка, отсутствие внимательности и сосредоточенности – эти проблемы и становятся главными причинами неуспеха. Малыш не способен выучить стих, пересказать сказку, запомнить элементарные слова, повторить движение. Винить его в этом не стоит. Просто некоторые части мозга имеют недостаточное развитие на данном возрастном этапе, а огромный поток информации не успевает перерабатываться в его маленькой голове и усваиваться в виде опыта. Отсюда и появляется нежелание, страх перед ошибкой и комплекс личной несостоятельности.
Решением данной проблемы станет комплексный подход: система развивающих упражнений, правильное питание, физические нагрузки, сон, распорядок дня и постоянное общение с родителями для психологической поддержки.
Развитием внимания и тренировкой памяти у детей дошкольного возраста надо заниматься каждый день и лучше всего для этого подойдет игровая технология. Творческие игры, упражнения и задания придутся по душе любому ребёнку, так как игра – это ведущий вид деятельности для дошкольника. Это не только удовольствие и радость, это его существование, это мир, в котором он учится и взрослеет.
Цель: создание условий для повышения психолого-педагогической компетентности родителей по развитию внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой технологии
Задачи:
Разъяснить родителям актуальность развития психических процессов для успешного обучения детей;
Расширить знания родителей о внимании и памяти у детей старшего дошкольного возраста;
Познакомить родителей с различными игровыми приёмами, облегчающими ребенку процесс концентрации, запоминания и вспоминания;
Активизировать родителей и детей в стремлении использовать игровые технологии в домашних условиях;
Способствовать сближению взрослых и детей в процессе выполнения заданий и игр.
Форма проведения: практикум
Оборудование: столы и стулья по количеству участников практикума (не более 14 человек), проектор и экран, ноутбук, набор предметных и сюжетных картинок, набор предметов для запоминания (10 шт.), набор счётных палочек, бумага для рисования, цветные карандаши, игрушки.
Месть проведения: любое помещение с необходимым оборудованием.
Предварительная работа:
Изучение психолого-педагогической литературы;
Освещение темы в «Уголке для родителей». Стендовая информация «Как учиться на «отлично»?»;
Наблюдение за детьми на занятиях;
Анкетирование родителей « Слагаемые школьной успешности»
( изучение психолого-педагогического мнения взрослых);
Подбор игр и игровых упражнений для старшего дошкольного возраста
Подготовка презентации с соответствующим материалом;
Оформление буклетов. Памятка для родителей «Умники и Умницы».
Ход практикума:
Педагог: Сегодня мы с вами, уважаемые родители, рассмотрим тему, безусловно, очень актуальную для каждого из вас. Совсем скоро ваши дети переступят школьный порог. Конечно, вы ждете от них блистательных успехов, головокружительных побед, хотите видеть их в числе лучших и успешных учеников.
Недавно в нашей студии я провела опрос среди родителей на тему «Слагаемые школьной успешности». Он помог мне узнать ваше мнение о готовности ребёнка к школе и о том, что определяет успеваемость его в школе, на ваш взгляд.
(демонстрация диаграммы на экране. Анализ общих вопросов и ответов.)
Большинство родителей приоритетным направлением в готовности ребёнка к школе и залогом успешности в обучении выделяют его умение читать и писать. Добавляют необходимость наличия квалифицированного педагога. Не умаляют дружеской атмосферы класса.
Меньше респондентов к слагаемым успешного обучения добавляют ответственность и самостоятельность детей, сформированность мотивации к обучению и развитию волевых качеств.
Ещё меньше включали необходимость поддержки со стороны взрослых, трудолюбие и прилежание учеников.
И совсем из этого списка исключены детские способности к учению и необходимый уровень развития психических процессов у детей (мышление, воображение, восприятие, моторика, внимание и память) в соответствии с возрастными особенностями.
Это позволяет мне сделать вывод о недостаточной психолого-педагогической компетентности взрослых в данном вопросе, потому что именно развитие ребёнка определяет успех обучения.
Период дошкольного возраста наиболее благоприятен для всестороннего развития детей и использовать его стоит по назначению. Ребёнка необходимо вооружить инструментами для обучения. Научить мыслить, рассуждать, сопоставлять, находить и перерабатывать информацию, воображать, логически думать, запоминать и изобретать. Это так называемые универсальные учебные действия, которые являются главным слагаемым школьной успешности. Но все это невозможно без кропотливого труда взрослых, благодаря которому, наши дети смогут развиваться в дальнейшем самостоятельно, опираясь на полученный опыт, и применять освоенные знания в разных областях.
Сегодняшняя встреча будет посвящена проблеме развития памяти и тренировке внимания у детей. Именно эти процессы формируют у человека способность воспринимать и запоминать то, что его окружает. Мозг, получая различную информацию, перерабатывает и сохраняет ее.
Все события нашей жизни не проходят бесследно. Представим себе человека, который не мог бы ничего запомнить. Он не знал бы своего имени, когда родился, где живёт. Он не помнил бы, что делал на прошлой неделе и даже минуту назад. Этот человек был бы таким же беспомощным, как новорождённый младенец. Но, к счастью, такого не бывает. Все основные события нашей жизни не исчезают. Они сохраняются и остаются с нами. Мы их можем узнать, восстановить, воспроизвести заново. Это возможно потому, что у нас есть внимание и память. Конечно, не всё, что с нами происходит, полностью запоминается. Мозг человека был бы очень перегружен и не мог работать быстро и точно, если бы всё, что мы видим, слышим, делаем сохранялось в памяти. Чтобы перегрузки не происходило, существует процесс забывания. Забывание важно для обеспечения нормальной жизни человека.
У человека есть непроизвольная память, когда запоминание происходит само собой, без специальных усилий. Например, вспомните, что вы видели сегодня утром по дороге на работу? Как выглядит ваше рабочее место? Что вы ели сегодня на обед? Скорее всего, вы не старались специально это запомнить. Оно сохранилось в памяти просто так, само собой. Это работала непроизвольная память. Запоминание, происходящее без специальных усилий, называется непроизвольным запоминанием. Непроизвольно запоминается что-то важное, или интересное, или то, что понравилось человеку, что вызвало яркое впечатление. Безразличное и неинтересное в памяти обычно не сохраняется.
Но человек может и управлять своей памятью, прилагать специальные усилия для запоминания. Для этого он ставит перед собой цель что-то запомнить, выучить и старается это сделать. Такая память называется произвольной. Запоминание, которое происходит с помощью специальных усилий, по желанию человека, называется произвольным запоминанием. Именно произвольное внимание требуется ребёнку в обучении.
Давным-давно люди, не знавшие грамоты, чтобы не забыть сделать что-то важное, завязывали узелки на одежде или верёвочках. С тех пор к нам дошло выражение «узелок на память».
С возникновением письменности у людей появилась возможность записывать то, что нужно запомнить. В нашей современной жизни для этого служат записные книжки, ежедневники, дневники, телефон.
Но часто человеку бывает сложно запомнить что-либо специально, и нет возможности записать. Для облегчения запоминания люди придумали разные способы.
Вот некоторые из них.
1.Приём «рифмы».
Любой человек лучше запоминает стихи, чем прозу. (На занятиях, друзья, разговаривать нельзя. Кто много болтает, тот ничего не знает. «жи-ши» пиши с буквой И)
2. Прием «составление фраз».
Чтобы вспомнить все цвета радуги, помни простое предложение: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». В нем каждое слово и цвет начинаются с одной буквы, например, каждый – красный, охотник – оранжевый и т. д.
3. Приём «мест». Этот приём помогает запомнить список предметов, поместив каждый из них на своё место. Чтобы не забыть купить нужные продукты в магазине, можно мысленно разместить их по местам на кухне. Мясные продукты - в холодильник, чай — на полку, овощи — на стол. Останется лишь представить себе кухню и вспомнить список необходимых покупок.
4. Приём «группировки».Так легко запомнить, что надо положить в Портфель. Мысленно объединяем предметы в группы: учебники, пенал, тетради, всё для труда и физкультуры.
Использование этих приёмов помогает запоминать важную информацию легко и прочно.
Все, что человек запоминает, сохраняется в его памяти надолго или на короткий срок. Так называют кратковременную и долговременную память. И та, и другая есть у каждого человека. При кратковременной памяти информация хранится недолго. Долговременная память начинает работать, когда человек ставит перед собой цель запомнить что-то надолго.
Объем этой памяти неограничен. Мы можем помнить много различных вещей и событий. Например, мы знаем, как нас зовут, как зовут наших близких людей и знакомых, свой адрес. Помним буквы, цифры, стихи, сказки и фильмы. И это еще не все. Возможности нашего внимания и памяти неограниченны. Иногда мы можем вспомнить стихотворение, заученное давно в школе, или вкус мороженного из детства.
Наша память бывает очень разной. Она делится на зрительную, слуховую, обонятельную, двигательную, тактильную, вкусовую, эмоциональную. Это деление возможно по способу изучения и запоминания объекта.
У дошкольников преобладает образная память. Они без труда запоминают лица людей, голоса, вкусы, запахи или понравившееся стихотворение в несколько страниц. Делают это легко и непринужденно, потому что этот момент произвёл огромное впечатление на восприятие. Кстати, также сильно запоминаются и детские страхи, переживания, тревоги. Таким образом, для успешного обучения и запоминания материала важна яркая и необычная подача информации.
С возрастом детская впечатлительность ослабевает, да и память уступает место словесно-логической. Только тренировка помогает максимально использовать ее возможности.
Вашему вниманию я предлагаю систему упражнений для стимуляции внимания и памяти. Это игровые упражнения. Они простые, но эффективные. Игра раскрепощает, превращая процесс развития в удовольствие. Игра близка и понятна детям. Для неё нет границ. Её можно использовать при любом удобном случае – в дороге, на досуге, для перерыва. Главное условие – это систематичность! А в компании взрослых результат будет незамедлим, ведь дети ждут одобрения и похвалы от родителей. Им важно переживать «ситуацию личного принятия».
( демонстрация упражнений осуществляется на экране. Личное участие взрослых приветствуется.)
Условно, все упражнения я разделила на блоки. Сложность заданий может изменяться в зависимости от возраста ребенка, уровня развития его способностей, настроения и успешности.
I Блок. Устные игры. «Раз словечко, два словечко»
1.«Запрещенное слово»
Играющие выбирают ведущего. Он произносит в умеренном темпе произвольно любые слова, остальные участники повторяют хором, громко. Заранее обговаривают одно слово – «Запрещенное» - его произносить нельзя. Среди произносимых ведущим слов проговаривают «запрещенное». Если кто-то из участников забыл и произнёс, является проигравшим. Играть можно много раз, меняя «запрещенное слово»
2.«Топай-хлопай»
Играющие выбирают ведущего и определяют интересующие категории (животные-птицы, овощи-фрукты, деревья-цветы и т.д.) . Обговаривают правила. При произнесении н-р, животных, все будут хлопать, а при назывании птиц – топать. Ведущий хаотично называет слова их указанных категорий, меняя темп и сложность. Побеждает самый внимательный.
3.«Наоборот»
Детям предлагают превратиться в Нехочуху и делать всё наоборот. Ведущий проговаривает команды, а игроки выполняют их наоборот. (Например, попрыгайте, а дети стоят. Не кричите, все кричат. Согните спинки, участники выпрямляются). Самый лучший Нехочуха выигрывает!
4.«Отгадай»
Игрокам предлагается задание: по очереди описать любой предмет, с указанием его характерных признаков и свойств, применения и назначения. Угадавший, начинает загадывать остальным своё слово. (Н-р, это фрукт. Он круглый, сладкий. Растёт на дереве. Бывает красным, зелёным и жёлтым. Из него варят варенье и делают компот.)
1.«Запомни предметы»
Детям предлагают исследовать и запомнить предметы (игрушки, письменные принадлежности, фрукты). Затем участники закрывают глаза, ведущий убирает один предмет. Открыв глаза, дети угадывают пропажу. Игру можно усложнить (убирать два и более предметов, увеличить количество предметов для запоминания, просить уточнять цвет или форму «спрятанного» предмета)
2.«Волшебный мешочек»
Игрокам предлагают для исследования и изучения 5 и более предметов. Обращают внимание на характерные признаки. Складывают всё в мешочек и просят по очереди на ощупь определить, что у них в руках.
3.«Слушай и считай»
Водящий предлагает игрокам послушать, сколько он раз хлопнет в ладоши, посчитать про себя. Выложить соответствующее количество счётных палочек на столе. Усложнением может стать изменение темпа, отстукивание счёта ногой, щелчком, тыльной стороной карандаша и т.п.
4.«Запомни и нарисуй»
Игрокам предлагают для запоминания несколько словосочетаний (Н-р, вкусный ужин, дождливое лето, прекрасный голос и т.п.). Для этого необходимо сделать ассоциативные рисунки цветными карандашами. По этим изображениям вспомнить произнесённые словосочетания. Словосочетаний может быть от 3 до 7 по степени усложнения.
III Блок. «Графические упражнения»
1.«Зачеркни букву»
В любом тексте предлагается ребёнку зачеркнуть все буквы, н-р, О. Самым внимательным удается выполнить задание с минимальным количеством пропусков.
2. «Цифра потерялась»
Детям пишут числовой ряд, пропуская по очереди какую-то цифру. Ребёнку предлагают найти пропажу. Аналогично можно играть с геометрическими фигурами и буквами.
3. «Посчитай буквы»
В строчку, без пробелов пишутся в любом порядке буквы русского языка, но чаще повторяя какую-то одну. (Н-р, аорсатуенаюдкувайцвповса) Необходимо посчитать все буквы «а».
4. «Прочитай и напиши»
Читающим детям предлагают прочитать короткие слова, а затем, закрыв их, просят написать по памяти. Не читающим детям можно предложить рассмотреть и запомнить простую картинку, а потом нарисовать ее.
5.«Что изменилось?»
На одном листе предлагают ребёнку рассмотреть изображение нарисованного предмета, уточняя цвет, вид, мелкие детали и т.п. На другом листе рисуют такой же предмет, изменяя какие-то черты у него (форму, величину и т.п). Необходимо вспомнить и назвать то, что изменилось в изображении.
Только систематичность выполнения упражнений поможет достичь результата, разовьёт способности и мотивацию к дальнейшим занятиям. Постепенно процесс запоминания станет более осознанным, внимание острее, а объём внимания увеличится. Игра станет отличным помощников в решении самых трудных задач, решить которые вчера, казалось, было невозможно. Кроме того, положительные эмоции в игре помогут установить родителям и детям хорошие отношения, которые станут основой психологического здоровья каждого.
Надеюсь, что наша встреча стала полезна и родителям, и детям. Я желаю вам удачи в начинаниях. Спасибо за внимание. До новых интересных встреч.
(Родителям предлагается воспользоваться буклетом, содержащим информацию практикума «Умники и Умницы» для домашнего использования)
Приложение
Анкета для родителей
«Слагаемые успешного обучения в школе»
Уважаемые родители, просим принять Вас участие в опросе.
Совсем скоро ваши дети переступят школьный порог. Узнать, с каким настроением и желанием произойдет это событие и что для этого необходимо и важно, помогут ваши ответы.
1.Обладает ли ваш ребёнок, по Вашему мнению, достаточным желанием поступления в 1 класс.
А) да Б) нет В) частично Г) затрудняюсь ответить
2. Занимаетесь ли Вы подготовкой ребёнка к школе? (Осуществляете интеллектуальное и физическое развитие.Обеспечиваете социализацию.)
А) да Б) нет В) частично Г) затрудняюсь ответить
3. По-вашему, каков уровень готовности вашего ребёнка к школе?
А) высокий Б) низкий В) средний Г) затрудняюсь ответить
4.Каким вы видите своего ребёнка на пороге 1 класса?
5.Оцените по шкале важности (с 1 места по 10), что определит успешность вашего ребенка в школе
- умение читать и писать
- хорошее физическое здоровье
- профессиональный педагог
- дружный класс
- ответственность, самостоятельность ребёнка, любознательность
-поддержка ребёнка родителями
-коммуникабельность
- развитие памяти, внимания, мышления, речи, воображения, моторики
- прилежание и старание ребёнка
-развитие волевых качеств (умение управлять своим поведением и эмоциями)
6. Какие трудности и тревоги Вы испытываете на данном этапе подготовки ребёнка к школе?