Права и обязанности маленького гражданина

3
1
Материал опубликован 17 September 2020


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №4 «Сказка»











«Права и обязанности маленького гражданина»



t1600328236aa.gif



















Составители:

Творческая группа:

Морозова Г.А.

Шпуй М.А

Ярулина Ю.Р.




2020

Паспорт инновационного проекта


Тема проекта

«Права и обязанности маленького гражданина»


Руководитель проекта

Беляева Надежда Витальевна, заведующий МАДОУ города Нижневартовска ДС №4 «Сказка»

Разработчики проекта (Ф.И.О., должность, наименование организации)

МАДОУ города Нижневартовска ДС №4 «Сказка»

Ярулина Юлия Раисовна, музыкальный руководитель МАДОУ города Нижневартовска ДС №4 «Сказка»

Шпуй Марина Александровна, воспитатель МАДОУ города Нижневартовска ДС №4

Морозова Гульнара Акрамовна, воспитатель МАДОУ города Нижневартовска ДС №4 «Сказка»


Исполнители проекта (Ф.И.О., должность, наименование организации)

Обучающиеся старшего дошкольного возраста МАДОУ города Нижневартовска ДС №4 «Сказка», родители (законные представители), воспитатели, музыкальный руководитель

База реализации проекта

МАДОУ города Нижневартовска ДС №4 «Сказка»

Интеграция образовательных областей

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Вид проекта

Познавательный, социально - значимый

Цель проекта

способствовать правовому воспитанию дошкольников, донести до сознания детей в доступной форме “Конвенцию о правах ребенка”.


Задачи проекта

1Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка.

2. Познакомить детей с правами и обязанностями человека, воспитывать уважение к правам другого человека, формировать эмоционально-положительное отношение к важнейшим нравственным качествам (доброта, милосердие, сострадание, сочувствие) и умение проявлять их при взаимодействии с окружающими людьми.

3. Формирование доброжелательности и чуткости к окружающим, уважительного отношения к ним, привлечение внимания ребенка к своим правам и обязанностям, формирование нравственных норм и правил поведения (в детском саду, семье, обществе).

4. Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.

5. Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности.

6. Закрепление полученных знаний в повседневной жизни и постепенное накопление опыта соблюдения прав и обязанностей.


Сроки реализации проекта

  01.09.2020г. по 01.06.2021г.

Ожидаемые результаты

1. Повышение уровня правового воспитания

2. Формирование навыков нравственно-патриотического поведения

3. Усвоение правовых понятий: закон, право, правонарушение, национальные отношения.

4. Повышение социальной компетентности дошкольников.

5. Формирование гражданских навыков: индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие вопросы в повседневной жизни конфликты правовыми способами.


Этапы реализации инновационного проекта

1 этап: Подготовительный:

 (информационно – накопительный, организационный)

- разработка проекта

определение гипотезы и проблемы проекта;

- постановка цели и задач;

- определение основных форм работы;

- сбор информации, литературы, дополнительных материалов;

- работа по составлению этапов и плана по реализации проекта;

2 этап: Основной (практический) - реализация проекта

3 этап Заключительный (обобщающий)

Обобщение знаний детей об их гражданских правах и обязанностях. Картотека фото и видео роликов .


















ПОМНИ: ЧЕМ БОЛЬШЕ ТЫ ЗНАЕШЬ О СВОИХ ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ, ТЕМ МЕНЬШЕ БУДЕТ ВЕРОЯТНОСТЬ ТВОЕГО ПОПАДАНИЯ В СЛОЖНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ!





Актуальность проекта



С давних пор люди понимали, что самое ценное – это дети. От того, как дети будут воспитываться, и жить, зависит, как будет жить в будущем страна, государство и мир в целом. Поведение, взгляды, жизненные позиции формируются у каждого человека в детские годы. И от того, как дети будут понимать права и, как они будут относиться к правам другого, зависит, и поведение взрослого человека. Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в любой жизненной ситуации. Но, как показывает практика, во многих случаях дети не имеют доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим вопросы правового положения несовершеннолетних. В 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребёнка, состоящая из 54 статей и закрепляющая права ребёнка. В 1990 году наша страна ратифицировала этот важнейший международный документ.

С наступлением XXI века проблема защиты детей обострилась и в мире, и в России:


Проблема.

Институт семьи и права в Российской Федерации становится всё менее популярен, растёт число неполных семей и число семей, проживающих за чертой бедности.

Снижается воспитательный потенциал семьи – появились «социальные сироты» - сироты при живых родителях.

Родители нередко используют методы физического и психологического давления на ребёнка, что наносит ущерб физическому, умственному, моральному и социальному развитию детей. При этом образование родителей значения не имеет.

Участились природные и экономические бедствия, вооружённые конфликты.

Похищение и эксплуатация детей, торговля детьми в любых целях и в любой форме принимают угрожающий характер для прогрессивного развития всего общества.

Ситуация в современном обществе отражается в первую очередь на детях. Дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, независимо от политического строя и вероисповедания. Дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека. Это время формирования здоровья, развития личности, время, когда ребёнок полностью зависит от окружающих его взрослых – родителей и воспитателей.

Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире. Именно поэтому в дошкольном возрасте необходимо воспитывать у детей чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим, приучать детей соблюдать правила, помогающие жить дружно. Всё это – основа правового воспитания дошкольников. Знание прав – щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны взрослых.

Исходя из всего перечисленного, мы разработали Познавательный, социально - значимый проект ««Права и обязанности маленького гражданина»

с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.


Цель. Способствовать правовому воспитанию дошкольников, донести до сознания детей в доступной форме “Конвенцию о правах ребенка”.

Задачи. 

1.Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка.

2. Познакомить детей с правами и обязанностями человека, воспитывать уважение к правам другого человека, формировать эмоционально-положительное отношение к важнейшим нравственным качествам (доброта, милосердие, сострадание, сочувствие) и умение проявлять их при взаимодействии с окружающими людьми.

3. Формирование доброжелательности и чуткости к окружающим, уважительного отношения к ним, привлечение внимания ребенка к своим правам и обязанностям, формирование нравственных норм и правил поведения (в детском саду, семье, обществе).

4. Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.

5. Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности.

6. Закрепление полученных знаний в повседневной жизни и постепенное накопление опыта соблюдения прав и обязанностей.


.

Предполагаемый результат.

1. Повышение уровня правового воспитания

2. Формирование навыков нравственно-патриотического поведения

3. Усвоение правовых понятий: закон, право, правонарушение, национальные отношения.

4. Повышение социальной компетентности дошкольников.

5. Формирование гражданских навыков: индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие вопросы в повседневной жизни конфликты правовыми способами.


Структура проекта.

1. Проект имеет перспективный план, рассчитанный на 1 года.

2. Мероприятия охватывают воспитанников старшей и подготовительной к школе группы и их родителей.

Вид проекта

Познавательный, социально - значимый

Возрастная группа

старший дошкольный возраст. 5-7 лет.


Интеграция образовательных областей

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».


Участники проекта

В реализации проекта участвуют дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги ДОУ, творческая группа, музыкальный руководитель.

Сроки реализации проекта

Проект реализуется с 01.09.2020г. по 01.06.2021г.


Этапы реализации проекта

 1 этап: Подготовительный: (информационно – накопительный, организационный)

- разработка проекта

определение гипотезы и проблемы проекта;

- постановка цели и задач;

- определение основных форм работы;

- сбор информации, литературы, дополнительных материалов;

- работа по составлению этапов и плана по реализации проекта;

2. этап: Основной (практический) - реализация проекта

3.этап Заключительный (обобщающий)

Обобщение знаний детей об их гражданских правах и обязанностях. Картотека фото и видео роликов

Гипотеза

если каждый ребёнок будет знать свои права, то он не будет нарушать права другого.          


Мероприятия в рамках проекта различной направленности:

Организованная образовательная деятельность.

Беседы.

Чтение художественной литературы.

Создание и решение проблемных ситуаций.

Непосредственное наблюдение.

Опытно-исследовательская деятельность.

Игровая деятельность.

Драматизация.

Продуктивная деятельность.

Трудовая деятельность.

Физкультурно-оздоровительная деятельность.

Совместные мероприятия воспитателей, детей и родителей (праздники, развлечения).

Самостоятельная деятельность детей.

Анкетирование, тестирование.

Консультирование.












План мероприятий по реализации проекта

«Права и обязанности маленького гражданина»


 

Мероприятие


Сроки проведения


Цель


1

«Каждый ребенок имеет право»

Сентябрь

Изучение Конвенции и нормативно-правовых документов по правам ребёнка в РФ.


2

«Дарим детям шар земной».

Октябрь

дать представление о защите прав ребенка закрепить понятие о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности;


3

«Моя семья»

Ноябрь


Закрепить и расширить представление о семье;

дать представление о защите прав ребёнка членами его семьи;

воспитывать ласковое, чуткое отношение

к близким людям, потребность радовать их своими добрыми делами.



4

«Рисуем свои имена»

Декабрь

Закрепить знания о том, что у каждого человека есть имя;

дать понятия о том, что такое отчество и фамилия и познакомить с их происхождением;

подвести к выводу: каждый человек имеет право на имя.




5

«Учим Незнайку»

Январь

Подвести детей к пониманию того, что они имеют право на образование Формирование у детей представления о значимости образования в жизни каждого человека;



6

«Путешествие по миру»

Февраль

Рассказать о том, что человек должен сохранять наш общий дом – Землю и своё жилище. Учить беречь всё, что создано природой и человеком. Уважать и ценить труд других людей. Воспитывать любовь к Родине, родному краю, родительскому дому.


7

«Я имею право быть здоровым и любимым»

Март

 Формировать у детей представления об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, личное положительное отношение каждого ребёнка к здоровью.


8

«Мои интересы»

Апрель

расширить представления о возможности получения информации из

разных источников, развитие любознательности.



9

«Я на солнышке лежу»

Май

Дать детям представление о том, что отдых необходим для сохранения здоровья; ввести понятия «пассивный отдых» и «активный отдых»





Планирование деятельности.

С детьми:

Беседы:

«Что такое право?»

«Мой первый документ»

«Что может быть важнее жизни?»

«Поговорим о здоровье»

«Разговор о правильном питании»

«Как важно быть грамотным»

«Наша родина Россия»

«Все люди на большой планете, должны всегда дружить»

«Что означает твое имя?»

«О вежливом отношении к членам семьи»

«О заботе взрослых членов семьи о детях»

«Обязанности детей в семье»

«Моя малая родина»

 «Улицы родного города»

«Здоровье и болезни»

«Значение флага и герба России»

Дидактические игры:


Играя, ребята учатся устанавливать новые связи и отношения с людьми, организовывать взаимодействие для достижения цели.

Разрешено - запрещено»

« Придумай правовой конец сказки»

« Кто из героев нарушает право»

« Права детей и взрослых»

« Я имею право»

« Я не должен»

« Загадывание желаний»

« Назови имя соседа»

« Волшебный сундучок»

«Назови друга ласково»

«Цепочка имен»

«Назови имена, отчества своих родных»

«Собери флаг»

«Найди герб и флаг России».


Чтение художественной литературы:

формировать у детей понятие «права», воспитывать любовь и уважение к окружающим, на примера из книг. Дать понятия об основных правах ребёнка,  учить внимательно слушать, развивать речь и память.

стихотворения об именах детей группы.

сказка «Похищенное имя»

«Добрый волшебник»

«Зарядка и Простуда»

Г. Остер: «Котенок по имени Гав»

«Шарик».

А. Барто «Как Вовка бабушек выручал».

В. Осеева «Печенье», «Сестры».

чтение и обсуждение пословиц, заучивание стихотворений о родине, о флаге;

загадки о вредных и полезных привычках.

чтение стихотворений: «Зачем соблюдать режим?»

«Я хочу быть здоровым»

«Чистим зубы».

Шалаева Г. П «Правила для воспитанных детей», «Как Антон полюбил ходить в детский сад».

Рассказ Л. Н. Толстова «Бабушка и внучка»

сказки: «Гуси-лебеди», «Кукушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,  «Морозко».


Художественное творчество:

 развивать творческие способности детей, учить выражать в своих работах свои мысли и чувства, учить доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе.

изготовление альбома «Моя семья».

изготовление макета дома «Чудесный дом».

изготовление ромашки с моими правами.

аппликация «флаг России»,

рисование «Природа России», «Моя малая родина», «Моя любимый детский сад».


Драматизации:

учить слушать музыку, выполнять движения в такт музыки, умело входить в роли героев сказок, развивать дружелюбие по отношению друг к другу.

стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

этюды: «Конкурс лентяев», «Капризуля», «Задавака» (нормы поведения).

Прослушивание и разучивание песен: «Песенка Чебурашки», слова Александр Тимофеевский, музыка Владимира Шаинского;

«Песенка Мамонтёнка», слова Непомнящий Д., музыка Шаинский В.;

«Дважды два четыре», слова Пляцковский М., музыка Шаинский В.; 

«Песенка про доктора» в исполнении  Леонида Сергеева;

песни группы «Барбарики» «Про дружбу», «Далеко от мамы»; «Моя семья» музыка и слова А. Ермолова.

Драматизация по сказке «Репка», «Колобок», "Волк и семеро козлят", "Заячья избушка".


Решение проблемных ситуаций:

Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию. Принятие задач.

Создание игровой мотивации, доступно для понимания детей дошкольного возраста, с опорой на детский личный опыт. Заинтересовать каждого ребенка.


«Кто виноват?»

«Странная девочка»

«Репка»

«Как бы ты поступил?»

(обсуждение поступков героев произведений и составленных ситуаций).


Сюжетно-ролевые игры:

«Семья»

«Больница»

«В гостях»,

«Мы помощники»,

«Детский сад»;


С родителями:

консультация «Права ребенка»

«Как открыть ребенку свою любовь»

«Четыре заповеди мудрого родителя»

«История праздника «День защиты детей»

«Конвенция о правах ребенка»


Беседы: 

«Обязанности ребенка дома»

«Чего у ребенка больше: прав или обязанностей?»

«Какие права вам труднее всего выполнять?»


Итоговые мероприятия:

Изготовление книги «Конвенция прав ребенка»

макет «Наш Дом»

«Книга моего имени»

«Ромашка»

«Праздник: Непослушания».

Видео ролик «Права и обязанности маленького гражданина»

Литературно- правовая викторина « Герои сказок»






Основная идея работы по правовому воспитанию дошкольников – это признание ребенка полноценной и полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права. Конвенция провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права и наша задача донести до сознания детей конвенцию в доступной форме. И такую работу лучше начинать с детьми старшего дошкольного возраста. Т.к. дети 5-7 лет адекватно воспринимают этот материал, управляют своим поведением. К концу дошкольного возраста ребенок становится активным, осознающим себя субъектом собственной деятельности отношений со взрослыми и сверстниками.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за прекрасный материал!

17 September 2020