Права и обязанности маленького гражданина
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №4 «Сказка»
«Права и обязанности маленького гражданина»
Составители:
Творческая группа:
Морозова Г.А.
Шпуй М.А
Ярулина Ю.Р.
2020
Паспорт инновационного проекта
Тема проекта | «Права и обязанности маленького гражданина» |
Руководитель проекта | Беляева Надежда Витальевна, заведующий МАДОУ города Нижневартовска ДС №4 «Сказка» |
Разработчики проекта (Ф.И.О., должность, наименование организации) | МАДОУ города Нижневартовска ДС №4 «Сказка» Ярулина Юлия Раисовна, музыкальный руководитель МАДОУ города Нижневартовска ДС №4 «Сказка» Шпуй Марина Александровна, воспитатель МАДОУ города Нижневартовска ДС №4 Морозова Гульнара Акрамовна, воспитатель МАДОУ города Нижневартовска ДС №4 «Сказка» |
Исполнители проекта (Ф.И.О., должность, наименование организации) | Обучающиеся старшего дошкольного возраста МАДОУ города Нижневартовска ДС №4 «Сказка», родители (законные представители), воспитатели, музыкальный руководитель |
База реализации проекта | МАДОУ города Нижневартовска ДС №4 «Сказка» |
Интеграция образовательных областей | «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие» |
Вид проекта | |
Цель проекта | способствовать правовому воспитанию дошкольников, донести до сознания детей в доступной форме “Конвенцию о правах ребенка”. |
Задачи проекта | 1Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка. 2. Познакомить детей с правами и обязанностями человека, воспитывать уважение к правам другого человека, формировать эмоционально-положительное отношение к важнейшим нравственным качествам (доброта, милосердие, сострадание, сочувствие) и умение проявлять их при взаимодействии с окружающими людьми. 3. Формирование доброжелательности и чуткости к окружающим, уважительного отношения к ним, привлечение внимания ребенка к своим правам и обязанностям, формирование нравственных норм и правил поведения (в детском саду, семье, обществе). 4. Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности. 5. Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности. 6. Закрепление полученных знаний в повседневной жизни и постепенное накопление опыта соблюдения прав и обязанностей. |
Сроки реализации проекта | 01.09.2020г. по 01.06.2021г. |
Ожидаемые результаты | 1. Повышение уровня правового воспитания 2. Формирование навыков нравственно-патриотического поведения 3. Усвоение правовых понятий: закон, право, правонарушение, национальные отношения. 4. Повышение социальной компетентности дошкольников. 5. Формирование гражданских навыков: индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие вопросы в повседневной жизни конфликты правовыми способами. |
Этапы реализации инновационного проекта | 1 этап: Подготовительный: (информационно – накопительный, организационный) - разработка проекта определение гипотезы и проблемы проекта; - постановка цели и задач; - определение основных форм работы; - сбор информации, литературы, дополнительных материалов; - работа по составлению этапов и плана по реализации проекта; 2 этап: Основной (практический) - реализация проекта 3 этап Заключительный (обобщающий) Обобщение знаний детей об их гражданских правах и обязанностях. Картотека фото и видео роликов . |
ПОМНИ: ЧЕМ БОЛЬШЕ ТЫ ЗНАЕШЬ О СВОИХ ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ, ТЕМ МЕНЬШЕ БУДЕТ ВЕРОЯТНОСТЬ ТВОЕГО ПОПАДАНИЯ В СЛОЖНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ!
Актуальность проекта
С давних пор люди понимали, что самое ценное – это дети. От того, как дети будут воспитываться, и жить, зависит, как будет жить в будущем страна, государство и мир в целом. Поведение, взгляды, жизненные позиции формируются у каждого человека в детские годы. И от того, как дети будут понимать права и, как они будут относиться к правам другого, зависит, и поведение взрослого человека. Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в любой жизненной ситуации. Но, как показывает практика, во многих случаях дети не имеют доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим вопросы правового положения несовершеннолетних. В 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребёнка, состоящая из 54 статей и закрепляющая права ребёнка. В 1990 году наша страна ратифицировала этот важнейший международный документ.
С наступлением XXI века проблема защиты детей обострилась и в мире, и в России:
Проблема.
Институт семьи и права в Российской Федерации становится всё менее популярен, растёт число неполных семей и число семей, проживающих за чертой бедности.
Снижается воспитательный потенциал семьи – появились «социальные сироты» - сироты при живых родителях.
Родители нередко используют методы физического и психологического давления на ребёнка, что наносит ущерб физическому, умственному, моральному и социальному развитию детей. При этом образование родителей значения не имеет.
Участились природные и экономические бедствия, вооружённые конфликты.
Похищение и эксплуатация детей, торговля детьми в любых целях и в любой форме принимают угрожающий характер для прогрессивного развития всего общества.
Ситуация в современном обществе отражается в первую очередь на детях. Дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, независимо от политического строя и вероисповедания. Дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека. Это время формирования здоровья, развития личности, время, когда ребёнок полностью зависит от окружающих его взрослых – родителей и воспитателей.
Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире. Именно поэтому в дошкольном возрасте необходимо воспитывать у детей чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим, приучать детей соблюдать правила, помогающие жить дружно. Всё это – основа правового воспитания дошкольников. Знание прав – щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны взрослых.
Исходя из всего перечисленного, мы разработали Познавательный, социально - значимый проект ««Права и обязанности маленького гражданина»
с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель. Способствовать правовому воспитанию дошкольников, донести до сознания детей в доступной форме “Конвенцию о правах ребенка”.
Задачи.
1.Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка.
2. Познакомить детей с правами и обязанностями человека, воспитывать уважение к правам другого человека, формировать эмоционально-положительное отношение к важнейшим нравственным качествам (доброта, милосердие, сострадание, сочувствие) и умение проявлять их при взаимодействии с окружающими людьми.
3. Формирование доброжелательности и чуткости к окружающим, уважительного отношения к ним, привлечение внимания ребенка к своим правам и обязанностям, формирование нравственных норм и правил поведения (в детском саду, семье, обществе).
4. Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.
5. Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности.
6. Закрепление полученных знаний в повседневной жизни и постепенное накопление опыта соблюдения прав и обязанностей.
.
Предполагаемый результат.
1. Повышение уровня правового воспитания
2. Формирование навыков нравственно-патриотического поведения
3. Усвоение правовых понятий: закон, право, правонарушение, национальные отношения.
4. Повышение социальной компетентности дошкольников.
5. Формирование гражданских навыков: индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие вопросы в повседневной жизни конфликты правовыми способами.
Структура проекта.
1. Проект имеет перспективный план, рассчитанный на 1 года.
2. Мероприятия охватывают воспитанников старшей и подготовительной к школе группы и их родителей.
Вид проекта
Познавательный, социально - значимый
Возрастная группа
старший дошкольный возраст. 5-7 лет.
Интеграция образовательных областей
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Участники проекта
В реализации проекта участвуют дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги ДОУ, творческая группа, музыкальный руководитель.
Сроки реализации проекта
Проект реализуется с 01.09.2020г. по 01.06.2021г.
Этапы реализации проекта
1 этап: Подготовительный: (информационно – накопительный, организационный)
- разработка проекта
определение гипотезы и проблемы проекта;
- постановка цели и задач;
- определение основных форм работы;
- сбор информации, литературы, дополнительных материалов;
- работа по составлению этапов и плана по реализации проекта;
2. этап: Основной (практический) - реализация проекта
3.этап Заключительный (обобщающий)
Обобщение знаний детей об их гражданских правах и обязанностях. Картотека фото и видео роликов
Гипотеза
если каждый ребёнок будет знать свои права, то он не будет нарушать права другого.
Мероприятия в рамках проекта различной направленности:
Организованная образовательная деятельность.
Беседы.
Чтение художественной литературы.
Создание и решение проблемных ситуаций.
Непосредственное наблюдение.
Опытно-исследовательская деятельность.
Игровая деятельность.
Драматизация.
Продуктивная деятельность.
Трудовая деятельность.
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Совместные мероприятия воспитателей, детей и родителей (праздники, развлечения).
Самостоятельная деятельность детей.
Анкетирование, тестирование.
Консультирование.
План мероприятий по реализации проекта
«Права и обязанности маленького гражданина»
№ | Мероприятие | Сроки проведения | Цель | |
1 | «Каждый ребенок имеет право» | Сентябрь | Изучение Конвенции и нормативно-правовых документов по правам ребёнка в РФ. | |
2 | «Дарим детям шар земной». | Октябрь | дать представление о защите прав ребенка закрепить понятие о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности; | |
3 | «Моя семья» | Ноябрь | Закрепить и расширить представление о семье; дать представление о защите прав ребёнка членами его семьи; воспитывать ласковое, чуткое отношение к близким людям, потребность радовать их своими добрыми делами. | |
4 | «Рисуем свои имена» | Декабрь | Закрепить знания о том, что у каждого человека есть имя; дать понятия о том, что такое отчество и фамилия и познакомить с их происхождением; подвести к выводу: каждый человек имеет право на имя. | |
5 | «Учим Незнайку» | Январь | Подвести детей к пониманию того, что они имеют право на образование Формирование у детей представления о значимости образования в жизни каждого человека; | |
6 | «Путешествие по миру» | Февраль | Рассказать о том, что человек должен сохранять наш общий дом – Землю и своё жилище. Учить беречь всё, что создано природой и человеком. Уважать и ценить труд других людей. Воспитывать любовь к Родине, родному краю, родительскому дому. | |
7 | «Я имею право быть здоровым и любимым» | Март | Формировать у детей представления об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, личное положительное отношение каждого ребёнка к здоровью. | |
8 | «Мои интересы» | Апрель | расширить представления о возможности получения информации из разных источников, развитие любознательности. | |
9 | «Я на солнышке лежу» | Май | Дать детям представление о том, что отдых необходим для сохранения здоровья; ввести понятия «пассивный отдых» и «активный отдых» | |
Планирование деятельности.
С детьми:
Беседы:
«Что такое право?»
«Мой первый документ»
«Что может быть важнее жизни?»
«Поговорим о здоровье»
«Разговор о правильном питании»
«Как важно быть грамотным»
«Наша родина Россия»
«Все люди на большой планете, должны всегда дружить»
«Что означает твое имя?»
«О вежливом отношении к членам семьи»
«О заботе взрослых членов семьи о детях»
«Обязанности детей в семье»
«Моя малая родина»
«Улицы родного города»
«Здоровье и болезни»
«Значение флага и герба России»
Дидактические игры:
Играя, ребята учатся устанавливать новые связи и отношения с людьми, организовывать взаимодействие для достижения цели.
Разрешено - запрещено»
« Придумай правовой конец сказки»
« Кто из героев нарушает право»
« Права детей и взрослых»
« Я имею право»
« Я не должен»
« Загадывание желаний»
« Назови имя соседа»
« Волшебный сундучок»
«Назови друга ласково»
«Цепочка имен»
«Назови имена, отчества своих родных»
«Собери флаг»
«Найди герб и флаг России».
Чтение художественной литературы:
формировать у детей понятие «права», воспитывать любовь и уважение к окружающим, на примера из книг. Дать понятия об основных правах ребёнка, учить внимательно слушать, развивать речь и память.
стихотворения об именах детей группы.
сказка «Похищенное имя»
«Добрый волшебник»
«Зарядка и Простуда»
Г. Остер: «Котенок по имени Гав»
«Шарик».
А. Барто «Как Вовка бабушек выручал».
В. Осеева «Печенье», «Сестры».
чтение и обсуждение пословиц, заучивание стихотворений о родине, о флаге;
загадки о вредных и полезных привычках.
чтение стихотворений: «Зачем соблюдать режим?»
«Я хочу быть здоровым»
«Чистим зубы».
Шалаева Г. П «Правила для воспитанных детей», «Как Антон полюбил ходить в детский сад».
Рассказ Л. Н. Толстова «Бабушка и внучка»
сказки: «Гуси-лебеди», «Кукушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко».
Художественное творчество:
развивать творческие способности детей, учить выражать в своих работах свои мысли и чувства, учить доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе.
изготовление альбома «Моя семья».
изготовление макета дома «Чудесный дом».
изготовление ромашки с моими правами.
аппликация «флаг России»,
рисование «Природа России», «Моя малая родина», «Моя любимый детский сад».
Драматизации:
учить слушать музыку, выполнять движения в такт музыки, умело входить в роли героев сказок, развивать дружелюбие по отношению друг к другу.
стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
этюды: «Конкурс лентяев», «Капризуля», «Задавака» (нормы поведения).
Прослушивание и разучивание песен: «Песенка Чебурашки», слова Александр Тимофеевский, музыка Владимира Шаинского;
«Песенка Мамонтёнка», слова Непомнящий Д., музыка Шаинский В.;
«Дважды два четыре», слова Пляцковский М., музыка Шаинский В.;
«Песенка про доктора» в исполнении Леонида Сергеева;
песни группы «Барбарики» «Про дружбу», «Далеко от мамы»; «Моя семья» музыка и слова А. Ермолова.
Драматизация по сказке «Репка», «Колобок», "Волк и семеро козлят", "Заячья избушка".
Решение проблемных ситуаций:
Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию. Принятие задач.
Создание игровой мотивации, доступно для понимания детей дошкольного возраста, с опорой на детский личный опыт. Заинтересовать каждого ребенка.
«Кто виноват?»
«Странная девочка»
«Репка»
«Как бы ты поступил?»
(обсуждение поступков героев произведений и составленных ситуаций).
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья»
«Больница»
«В гостях»,
«Мы помощники»,
«Детский сад»;
С родителями:
консультация «Права ребенка»
«Как открыть ребенку свою любовь»
«Четыре заповеди мудрого родителя»
«История праздника «День защиты детей»
«Конвенция о правах ребенка»
Беседы:
«Обязанности ребенка дома»
«Чего у ребенка больше: прав или обязанностей?»
«Какие права вам труднее всего выполнять?»
Итоговые мероприятия:
Изготовление книги «Конвенция прав ребенка»
макет «Наш Дом»
«Книга моего имени»
«Ромашка»
«Праздник: Непослушания».
Видео ролик «Права и обязанности маленького гражданина»
Литературно- правовая викторина « Герои сказок»
Основная идея работы по правовому воспитанию дошкольников – это признание ребенка полноценной и полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права. Конвенция провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права и наша задача донести до сознания детей конвенцию в доступной форме. И такую работу лучше начинать с детьми старшего дошкольного возраста. Т.к. дети 5-7 лет адекватно воспринимают этот материал, управляют своим поведением. К концу дошкольного возраста ребенок становится активным, осознающим себя субъектом собственной деятельности отношений со взрослыми и сверстниками.
Кияйкина Наталья Федоровна