12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга112
Россия, Краснодарский край, Ейск
1

"Правила построение эффективного общения с родителями"

МБОУ гимназия № 14

им. Ю.А. Гагарина г. Ейска

МО Ейский район





«Правила построения эффективного общения с родителями»

семинар-практикум (выступление на педагогическом совете)


Педагог-психолог: О.В. Лопата



Задачи:

    Подчеркнуть важность умения общаться в работе педагога с родителями;

    Осознать значение интонации, проанализировать варианты воздействия в общении, выбрать наиболее приемлемые для общения с родителями;

    Помочь участникам осознать и сформулировать свои сильные стороны в общении с родителями и определить существующие проблемы, которые мож­но разрешить;

    Обобщение знаний, полученных в ходе работы.




Приветствую Вас, уважаемые коллеги!


1.Упражнение разминка «Улыбка»

Участникам предлагается повернуться лицом к соседу и поприветствовать назвав свое имя, затем улыбнуться.

2. Упражнение «Эффективность общения»

Цель: подчеркнуть важность умения общаться в работе педагога с родителями.

Содержание: участники с помощью метода мозгового штурма определяют условия, необходимые для эффек­тивного взаимодействия педагога с родителями. Все желающие высказывают свою точку зрения, все высказывания записываются на доске. Затем группа вы­бирает три наиболее важных условия. Как правило, одним из них оказывается умение общаться.


- Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить

«Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

Самые универсальные – это:

Улыбка, имя собеседника и комплимент.


- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

Даже во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя.

В общении можно применить косвенный комплимент. Похвалить можно не самого человека, а то, что ему дороже. Например: охотнику-ружье, родителю-ребенок.

Помните, что усталые, загруженные после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому лучше сконцентрировать внимание на хорошем, расскажите об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемах, которые сегодня или недавно произошли.

Немаловажную роль при общении играет наша интонация.


3. Упражнение «Тренировка интонации»

Цель: осознать значение интонации, проанализировать варианты воздействия в общении, выбрать наиболее приемлемые для общения с родителями.

Ведущий назначает участников, которые должны произнести фразу: «мне не безразличны успехи вашего ребенка…», с разными интонациями: с иронией, с упреком, с безразличием, агрессией, вопросительно, требовательно, доброжелательно.

После окончания упражнения участники делают вывод, удалось ли на их взгляд достичь цели при общении и какая из продемонстрированных интонаций наиболее приемлемая в общении с родителями.


4.Упражнение «Мой взгляд на мои отношения»


Цель: помочь участникам осознать и сформулировать свои сильные стороны в общении с родителями и определить существующие проблемы, которые мож­но разрешить.

Содержание: Для выполнения этого упражнения каждому учас­тнику понадобится чистый лист бумаги формата А-4 карандаш и ластик. Первую часть этого упражнения можно выполнять не в кругу, поэтому желательно организовать пространство так, чтобы участники чув­ствовали себя комфортно и, чтобы им было удобно рисовать на листе бумаги. Возможно, кто-нибудь за­хочет выполнить это упражнение, сидя за столом или уединившись где-нибудь в углу комнаты.

Когда группа готова к работе, ведущий предупреж­дает участников о том, что данное упражнение носит конфиденциальный характер, поэтому не стоит зада­вать друг другу никаких вопросов в ходе проведения упражнения. Однако если кто-то захочет поделиться своими мыслями, чувствами или содержанием про­деланной работы, он сможет высказаться в конце упражнения.

Далее ведущий просит каждого из участников нари­совать на листе бумаги себя и родителей своих учени­ков в виде правильных или неправильных геометри­ческих фигур. Когда работа будет закончена, ведущий начинает задавать вопросы, которые участники обду­мывают самостоятельно, не фиксируя ответ на бума­ге. Поле каждого вопроса ведущий дает участникам от 15 до 40 секунд на обдумывание, ответы на последние два вопроса, возможно, потребуют больше времени.

Вопросы могут звучать приблизительно так:

    Посмотрите, пожалуйста, на свой рисунок. Как расположены у вас фигуры: на одном уровне или на разных (кто-то выше, а кто-то ниже), почему. Что значит для вас «выше» или «ниже»? Или, мо­жет быть, вы расположены в центре, в окружении других геометрических фигур, почему?

    Много ли острых углов в ваших изображениях, почему? Вкладываете ли вы какой-либо личный смысл в понятие «острые углы» и если «да», то какой?

    Если бы я попросил(а) вас нарисовать идеаль­ные взаимоотношения с родителями, то как бы вы изменили свой рисунок, почему? Если бы не изменили совсем, то почему?

    Какие свои сильные стороны в общении с роди­телями вы могли бы отметить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха?

    Что бы вам хотелось изменить или улучшить в ваших взаимоотношениях с родителями? Какие личностные качества и/или другие факторы ме­шают вам улучшить это?


Обсуждение: ведущий предлагает желающим высказаться по поводу проделанной работы или по поводу своих ощущений.


Древнегреческий философ Ксенофонт сказал:

«Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится».


Мы можем безупречно выглядеть и обладать прекрасными профессиональными знаниями и умениями, но если мы не сможем найти общий язык с собой, сложно будет и с родителями учеников.


Сегодня будем выяснять, насколько мы себя любим.
Считается, что если человек умеет любить себя, то он с любовью относится и к другим. Главное чтобы любовь к себе не переросла в нарциссизм. Данный тест поможет определить степень этой любви.
Ответьте «да» или «нет»:

1. Чувствуете ли Вы себя хорошо таким, каков Вы есть?
(«да» - 5, «нет»:- 0)
2. Считаете ли, что Вас преследуют неудачи?
(«да» - 0, «нет» - 5)
3. Сообразуете ли свой поступок с мнением окружающих?
(«да» - 0, «нет» - 5)
4. Имеете ли привычку вспоминать прежние разговоры и ситуации, чтобы
понять, что предпринимали в подобных ситуациях другие люди?
(«да» - 0, «нет» - 5)
5. Испытываете ли Вы смущение, когда Вас хвалят в вашем присутствии?
(«да»  - 0, «нет» - 5)
6. Можете ли Вы длительное время находиться в одиночестве?
(«да» - 0, «нет» - 5)

7. Чувствуете ли несомненную зависимость между материальным положением и душевным комфортом?
(«да» - 0, «нет» - 5)
8. Часто ли испытываете опасения, что случиться самое плохое?
(«да» - 0,«нет» - 5).
9. Трудно ли Вам проявлять свои чувства к другим?
(«да» - 0, «нет» - 5)
10. Можете ли противостоять человеческой общности, в которой живете?
(«да» - 5, «нет» -5)

от 35 до 50 очков: Вы себя любите, значит, любите и других, что в большой
степени предопределяет Ваши успехи и жизнерадостность. Благодаря этому,
получаете от окружающих положительные стимулы, и корабль Вашей жизни плывет под парусами. Чувствуете свою необходимость и считаете, что жизнь имеет смысл, во всяком случае способны придать ей необходимый индивидуальный смысл. Умеете оценивать достоинства других. Помогает Вам и то, что Вы считаете себя личностью с достоинствами и потенциальными возможностями.

От 15 до 30 очков: Трудно сказать, любите ли Вы себя. Наверняка Вы редко
думаете об этом. Вы не всегда используете все свои способности, обращая
чрезмерное внимание на свои слабости, а также на слабости других. Это может
Вызвать у Вас минутную неприязнь к самому себе, невозможность отвлечься от собственной личности, дарить другим внимание и любовь.
От 0 до 15 очков: Вы определенно не любите себя. Ожидаете, что с Вами
случиться плохое, и, признайтесь, эти Ваши ожидания нередко сбываются.
Бывают мгновения, когда Вы ненавидите себя и в результате принимаете
ошибочные решения. Пришло время измениться. Подумайте об этом!



В заключении, хотелось бы, рассказать Вам одну мудрую притчу:


Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее.

Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать плащ с человека. Он задувал ему под ворот, в рукава, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее.


Тогда за дело взялось солнце. “Смотри, - сказало оно ветру. - Я буду действовать по-иному, ласково”. И действительно, солнце начало нежно пригревать путешествующему спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял.

Так солнце победило, действуя по-доброму, с любовью.


Действуя по-доброму и с любовью, и у вас обязательно все получится!


Спасибо за внимание!



Упражнение « Общение с родителями – это…»


Цель: обобщение знаний, полученных в ходе работы.

Участникам нужно закончить предложение.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.