Семинар-практикум для родителей и детей старшего дошкольного возраста «Правила эффективного общения»
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
Детский сад «Золушка»
Семинар-практикум
для родителей и детей старших групп
«Правила эффективного общения»
Подготовила: педагог-психолог
Солод Ю. Ю.
Цель: оптимизация взаимоотношений между родителями и их детьми посредством включения в совместную игровую деятельность.
Задачи:
- обратить внимание родителей на проблемы взаимоотношений в семье;
- создать атмосферу взаимопонимания между родителями и детьми;
- активизировать потребность родителей в общении с детьми.
Педагог-психолог: Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о правилах эффективного общения родителей с ребенком. Собрание будет проходить вместе с вашими детьми, они присоединяться к нам позже.
Прежде чем мы начнем, предлагаю выполнить упражнение «Закончите предложение».
Упражнение «Закончите предложение»
Я знаю своего ребенка …(в %) |
Насколько эффективно я общаюсь со своим ребенком? (в%) |
Чаще всего мой ребенок играет в… |
Любимая игра моего ребенка… |
Если мой ребенок просит поиграть с ним, то… |
Если ребенок что-то долго рассказывает, то... |
После выполнения упражнения обсуждаются ответы родителей.
В зал приглашаются дети.
Педагог-психолог: Мы пригласили маленьких экспертов, которые знают ответы на наши вопросы. Предлагаю родителям разделиться на 2 команды и поучаствовать в турнире.
Правила турнира:
В течение 3-5 мин. все участники задают своим детям вопросы и проверяют насколько совпали их ответы.
Во что чаще всего ты играешь? |
Какая твоя любимая игра? |
Когда ты просишь родителей поиграть с тобой, то… |
Когда ты что-то долго рассказываешь родителям, то… |
Каждый участник ставит себе соответствующий балл:
совпали ответы – 2 балла
частично совпали – 1 балл
не совпали – 0 баллов.
После этого команды подсчитывают общее количество баллов и озвучивают результат, той команде, которая наберет большее количество баллов, присваивается звание «Знатоки».
После выполнения упражнения обсуждаются результаты.
Вопросы для обсуждения:
Как вы думаете, почему так получается, что ответы частично совпадают или не совпадают?
Предлагаю обратиться к схеме в буклете.
“Я-сообщения”— действенный способ быть услышанным ребенком и другимиСхема
Выражение взрослым своих чувств, переживаний и эмоций
Безоценочное описание поведения или поступка ребенка в безличной форме
Описание причин возникновения негативной реакции взрослого
Пример: «Я расстраиваюсь, когда разбрасывают игрушки, потому что на них можно наступить и сломать».
Преимущества «Я-сообщений»:
позволяет вам выразить свои негативные чувства в необидной для ребенка форме;
дает возможность детям ближе узнать своих родителей;
когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих;
высказывая свое чувство без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность принять решение.
Отсюда важное правило: Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении.
Что важно для успешного общения с ребенком?
Для успешного общения с ребенком очень важно уметь его слушать. Только тот, кто умеет слушать, может понять другого человека.
В психологии существует способ «активного слушания». Активное слушание – это инструмент, помогающий услышать, понять чувства, эмоции собеседника, направить беседу в глубину и помочь человеку пережить и трансформировать его состояние.
Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам рассказал, при этом обозначив его чувство.
Важные составляющие активного слушания:
если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом, важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне.
если вы разговариваете с расстроенным ребенком, не следует задавать ему вопросы, желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.
очень важно в беседе «держать паузу», после каждой вашей реплики лучше всего помолчать, пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом.
в вашем ответе также иногда полезно повторить, что именно, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство.
при проживании агрессивных, негативных чувств ребенком, важно позволить ему выплеснуть их до конца, пока он не успокоится.
Упражнение «Прогулка по берегу моря»
Цель: ознакомление с приемами слушания.
Инструкция: «Сейчас мы совершим небольшую прогулку по берегу моря.
Сядьте, пожалуйста, поудобнее, ребенок напротив родителя, смотрите друг на друга, слушайте внимательно мой голос и представляйте, воображайте. Обратите внимание на ваше дыхание, ощутите его: воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет ваши легкие… Обратите внимание на ваше тело, почувствуйте его – от ступней ног до макушки головы. Вы сидите на стуле, слышите какие-то звуки, ощущаете дуновение ветерка на вашем лице. Может быть, вам захочется изменить позу, сделайте это. А теперь представьте, что вы оказались у моря. Вы медленно идете по берегу. Осмотритесь внимательно вокруг, какие вас окружают цвета, звуки, запахи... Посмотрите на небо, на море. Обратите внимание на ваше состояние: какие эмоции, чувства у вас возникают, как они изменяются во время прогулки. Вы никуда не спешите и можете спокойно идти дальше. Возможно, вы захотите зайти в воду и искупаться или посидеть на берегу. Сделайте это...
А теперь настала пора вернуться в эту комнату, в наш круг. Сделайте это в удобном для вас темпе».
Сейчас предлагаю ребятам поделиться своими впечатлениями, рассказать своим мамам о тех образах, переживаниях, состояниях, которые у них возникали во время нашей «прогулки», а мамы будут внимательно слушать, после чего повторят то, что им рассказали дети. На рассказ примерно уделяем 3 – 4 минуты.
Вопросы для обсуждения:
Ребята, внимательно слушали вас мамы?
Родители, как вы думаете, для чего нужно было повторять рассказ детей?
Пользуетесь ли вы таким приемом в жизни?
Педагог-психолог: В ходе обсуждения у нас уже стали выявляться правила эффективного общения. Давайте обратимся к нашим буклетам и разберем предложенные правила.
Правило 1. Слушая ребенка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Для чего это нужно:
• ребенок убедится, что вы его слышите;
• ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;
• ребенок убедится, что вы его поняли правильно. Внимательно слушая, мы помогаем ребенку разобраться в вопросе, «переварить» проблему.
Правило 2. Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Когда слова и мимика не совпадают, всегда обращайте внимание на мимику, выражение лица, позу, жест, тон голоса.
Правило 3. Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.
Правило 4. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы.
Правило 5. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом...»
Педагог-психолог: Мы с вами разобрали основные правила эффективного общения, как оказалось они просты. Возможно, у вас есть уже свои правила общения с ребенком, можете их дописать в буклет и, по желанию, поделиться ими с нами.
В завершении предлагаю поиграть.
Игра «Дождь в лесу»
Дети становятся в круг друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу. Взрослые могут образовать свой круг.
Психолог читает текст, дети и взрослые выполняют действия: «В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянуться, чтобы каждая согрелась (встают на мыски, высоко поднимая руки, перебирая пальцами). Вдруг подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят, только раскачиваются (раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди человека). Дождик стучит все сильнее и сильнее (усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (гладят ладошками спину впереди стоящего). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались (улыбаются), стряхнули с листьев лишние капли дождя (трясут руками), оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».
Педагог-психолог: Уважаемые родители, в завершении я предлагаю вернуться к таблице с вопросами и еще раз ответить на первых два вопроса.
В заключение проходит обмен мнениями о проведенном семинаре-практикуме.
Педагог-психолог: Благодарим вас за участие и внимание!
Буклет
DOCX / 206.3 Кб