Семинар-практикум для родителей и детей старшего дошкольного возраста «Правила эффективного общения»

0
0
Материал опубликован 13 February 2019

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

Детский сад «Золушка»

Семинар-практикум

для родителей и детей старших групп

«Правила эффективного общения»

Подготовила: педагог-психолог

Солод Ю. Ю.

Цель: оптимизация взаимоотношений между родителями и их детьми посредством включения в совместную игровую деятельность.

Задачи:

- обратить внимание родителей на проблемы взаимоотношений в семье;

- создать атмосферу взаимопонимания между родителями и детьми;

- активизировать потребность родителей в общении с детьми.

Педагог-психолог: Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о правилах эффективного общения родителей с ребенком. Собрание будет проходить вместе с вашими детьми, они присоединяться к нам позже.

Прежде чем мы начнем, предлагаю выполнить упражнение «Закончите предложение».

Упражнение «Закончите предложение»

Я знаю своего ребенка …(в %)

Насколько эффективно я общаюсь со своим ребенком? (в%)

Чаще всего мой ребенок играет в…

Любимая игра моего ребенка…

Если мой ребенок просит поиграть с ним, то…

Если ребенок что-то долго рассказывает, то...

После выполнения упражнения обсуждаются ответы родителей.

В зал приглашаются дети.

Педагог-психолог: Мы пригласили маленьких экспертов, которые знают ответы на наши вопросы. Предлагаю родителям разделиться на 2 команды и поучаствовать в турнире.

Правила турнира:

В течение 3-5 мин. все участники задают своим детям вопросы и проверяют насколько совпали их ответы.

Во что чаще всего ты играешь?

Какая твоя любимая игра?

Когда ты просишь родителей поиграть с тобой, то…

Когда ты что-то долго рассказываешь родителям, то…

Каждый участник ставит себе соответствующий балл:

совпали ответы – 2 балла

частично совпали – 1 балл

не совпали – 0 баллов.

После этого команды подсчитывают общее количество баллов и озвучивают результат, той команде, которая наберет большее количество баллов, присваивается звание «Знатоки».

После выполнения упражнения обсуждаются результаты.

Вопросы для обсуждения:

Как вы думаете, почему так получается, что ответы частично совпадают или не совпадают?

Предлагаю обратиться к схеме в буклете.

Я-сообщения”— действенный способ быть услышанным ребенком и другими

Схема

 

Выражение взрослым своих чувств, переживаний и эмоций

 

 

Безоценочное описание поведения или поступка ребенка в безличной форме

 

 

Описание причин возникновения негативной реакции взрослого

 

Пример: «Я расстраиваюсь, когда разбрасывают игрушки, потому что на них можно наступить и сломать».

Преимущества «Я-сообщений»:

позволяет вам выразить свои негативные чувства в необидной для ребенка форме;

дает возможность детям ближе узнать своих родителей;

когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих;

высказывая свое чувство без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность принять решение.

Отсюда важное правило: Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении.

Что важно для успешного общения с ребенком?


 

Для успешного общения с ребенком очень важно уметь его слушать. Только тот, кто умеет слушать, может понять другого человека.

В психологии существует способ «активного слушания». Активное слушание – это инструмент, помогающий услышать, понять чувства, эмоции собеседника, направить беседу в глубину и помочь человеку пережить и трансформировать его состояние. 

Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам рассказал, при этом обозначив его чувство.

Важные составляющие активного слушания:

если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом, важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне.

если вы разговариваете с расстроенным ребенком, не следует задавать ему вопросы, желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.

очень важно в беседе «держать паузу», после каждой вашей реплики лучше всего помолчать, пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом.

в вашем ответе также иногда полезно повторить, что именно, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство.

при проживании агрессивных, негативных чувств ребенком, важно позволить ему выплеснуть их до конца, пока он не успокоится.


 

Упражнение «Прогулка по берегу моря»

Цель: ознакомление с приемами слушания.

Инструкция: «Сейчас мы совершим небольшую прогулку по берегу моря.

Сядьте, пожалуйста, поудобнее, ребенок напротив родителя, смотрите друг на друга, слушайте внимательно мой голос и представляйте, воображайте. Обратите внимание на ваше дыхание, ощутите его: воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет ваши легкие… Обратите внимание на ваше тело, почувствуйте его – от ступней ног до макушки головы. Вы сидите на стуле, слышите какие-то звуки, ощущаете дуновение ветерка на вашем лице. Может быть, вам захочется изменить позу, сделайте это. А теперь представьте, что вы оказались у моря. Вы медленно идете по берегу. Осмотритесь внимательно вокруг, какие вас окружают цвета, звуки, запахи... Посмотрите на небо, на море. Обратите внимание на ваше состояние: какие эмоции, чувства у вас возникают, как они изменяются во время прогулки. Вы никуда не спешите и можете спокойно идти дальше. Возможно, вы захотите зайти в воду и искупаться или посидеть на берегу. Сделайте это...
А теперь настала пора вернуться в эту комнату, в наш круг. Сделайте это в удобном для вас темпе». 


Сейчас предлагаю ребятам поделиться своими впечатлениями, рассказать своим мамам о тех образах, переживаниях, состояниях, которые у них возникали во время нашей «прогулки», а мамы будут внимательно слушать, после чего повторят то, что им рассказали дети. На рассказ примерно уделяем 3 – 4 минуты.

 

Вопросы для обсуждения:

Ребята, внимательно слушали вас мамы?

Родители, как вы думаете, для чего нужно было повторять рассказ детей?

Пользуетесь ли вы таким приемом в жизни?

Педагог-психолог: В ходе обсуждения у нас уже стали выявляться правила эффективного общения. Давайте обратимся к нашим буклетам и разберем предложенные правила.

Правило 1. Слушая ребенка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Для чего это нужно:

ребенок убедится, что вы его слышите;

ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;

ребенок убедится, что вы его поняли правильно. Внимательно слушая, мы помогаем ребенку разобраться в вопросе, «переварить» проблему.

Правило 2. Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Когда слова и мимика не совпадают, всегда обращайте внимание на мимику, выражение лица, позу, жест, тон голоса.

Правило 3. Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.

Правило 4. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы.

Правило 5. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом...»

Педагог-психолог: Мы с вами разобрали основные правила эффективного общения, как оказалось они просты. Возможно, у вас есть уже свои правила общения с ребенком, можете их дописать в буклет и, по желанию, поделиться ими с нами.

В завершении предлагаю поиграть.

Игра «Дождь в лесу»

Дети становятся в круг друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу. Взрослые могут образовать свой круг.

Психолог читает текст, дети и взрослые выполняют действия: «В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянуться, чтобы каждая согрелась (встают на мыски, высоко поднимая руки, перебирая пальцами). Вдруг подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят, только раскачиваются (раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди человека). Дождик стучит все сильнее и сильнее (усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (гладят ладошками спину впереди стоящего). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались (улыбаются), стряхнули с листьев лишние капли дождя (трясут руками), оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».

Педагог-психолог: Уважаемые родители, в завершении я предлагаю вернуться к таблице с вопросами и еще раз ответить на первых два вопроса.

В заключение проходит обмен мнениями о проведенном семинаре-практикуме.

Педагог-психолог: Благодарим вас за участие и внимание!


Буклет
DOCX / 206.3 Кб
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации