12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сидорова Елена Григорьевна168
Учитель русского языка и литературы.
Россия, Удмуртская респ., Ижевск

Правописание корней с чередованием гласных е - и (5 класс)

Цель:

1) Вспомнить фонетику, фонетические процессы, происходящие в слове, морфемику.

2) Повторить правописание проверяемых, непроверяемых, чередующихся гласных а – о  в корне слова.

3) Познакомиться с чередованием гласных е - и в корне слова.

4) Закрепить на письме правописание чередующихся гласных е – и в корне слова.

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Повторение изученного.

На доске даны слова. В каких словах совпадает количество букв и звуков?

Коснусь, заря, растение, положиться. (В слове “заря” - 4 б.,4 зв.)

-Какой фонетический процесс мы наблюдаем в слове “положиться”? (Стяжение и редукцию)

- Какой общий для всех слов фонетический процесс наблюдаем в остальных словах? (Редукцию – ослабление произношения гласных звуков в безударной позиции, что ведет к ошибкам в написании)

-Что общего во всех этих словах? Какие правила нужно знать, чтобы не ошибиться в написании гласных в корнях данных слов?

-Давайте вспомним правописание корней с безударными гласными. (Устное повторение)

На доске один из учащихся заполняет сводную таблицу с примерами “Безударные гласные в корне слова”

Проверяемые гласные

Непроверяемые гласные

Чередующиеся гласные

Для остальных в это время проводится эстафета “Самый грамотный и быстрый ряд”.

С первой парты на последнюю и обратно передается по рядам листок с заданной орфограммой. Чей ряд быстрее и грамотнее запишет слова с заданной орфограммой, тот и победил. У каждого ряда своя орфограмма.

1 ряд

2 ряд

3 ряд

4 ряд

5 ряд

6 ряд

проверяемые

непроверяемые

-лаг-

-кас-

-гар-

-раст-

безударные гласные

безударные гласные

( -лож- )

( -кос-)

(-гор-)

( -ращ-)

- рос-

- Подведение итогов эстафеты, анализ допущенных ошибок. Выводы по таблице.

III.Изучение нового материала.

Конструирование предложения. ( Запись предложения по ходу диктовки, один человек у доски).

- Из предложения На стволе сосны были видны капельки смолы взять подлежащее (“капельки”).

- Из предложения Утренняя роса - лучшее лекарство от болезней взять подлежащее, поставив его в родительном падеже (“росы”).

- Из предложения Снег блестел в лучах зимнего солнца взять сказуемое, согласовав его с подлежащим в роде и числе (“блестели”).

-Из предложения Зимой солнце поднимается невысоко над горизонтом взять подлежащее, употребив как обстоятельство места с предлогом на (“на солнце”).

Полученное предложение: Капельки росы блестели на солнце.

-Подберите однокоренные глаголы к сказуемому предложения (блестели – блистали – блещут).

-Какие изменения заметили? (Происходит чередование гласных и согласных в корне слова: и//е, ст//щ)

Вывод: В корнях однокоренных слов чередуются не только гласные а - о, но и гласные е – и.

Работа с учебником “Практика” (стр.201)

- На полях учебника указаны корни, где происходит чередование гласных е - и. Хором зачитать их.

- От чего зависит выбор гласных е - и?

Вывод: В корнях с чередованием гласных е – и пишется и, если после корня идет суффикс –а-.

В остальных случаях пишется е.

Работа в справочнике. Раздел “Орфография”.

- На прошлых уроках в лепесточках цветка мы записали наиболее часто употребляемые корни с чередующимися гласными а - о. Давайте продолжим рисовать наш орфографический сад. Какие будут предложения?

Дети предлагают дорисовать к цветочку (орфограмма “Правописание корней с чередованием гласных а – о”) стебелек с листочками.

В листочках размещаем корни, в которых происходит чередование гласных е – и. Обозначаем орфограмму. К каждому корню подбираем глагол, записываем рядом с корнем, обозначая орфограмму и выделяя корень. Делаем вывод.

(Образец рисуется учителем на доске.)

На листке ниже дана ксерокопия из справочника ученицы.

t1575298724aa.jpg

IV.Закрепление изученного.

Работа с учебником. Упражнение 619. При записи слов комментируют их написание «по цепочке». Орфограмму обозначают.



Физкультминутка.

- Называются слова с чередующимися гласными е – и в корне слова. Если пишется и, встают ребята, сидящие на 1 варианте; хлопок над головой. Если пишется е, встают сидящие на 2 варианте; хлопок перед собой.

Блестеть, выжигание, запереть, растереть, прижигание, расстелется, задирать, постелить, пробираться, опереться, обмереть, замирать, запру.

- Почему никто не встал, когда называлось последнее слово “запру”? (Беглая гласная)

Работа по карточкам.

- Даны 6 групп слов с чередованием гласных в корнях слов. В распределении слов по видам орфограмм допущены ошибки. Выписать слова с заданной орфограммой, добавить 2-3 своих примера.

1)Сл..гаемое, пол..гаться, предпол..жить, р..сток, з..ря,---;

2)подр..сли, ср..статься, возр..ст, прир..сли, к..снуться,---;

3)к..снуться, прил..жение,перег..реть,соприк..саться,прик..сновение, к..саться,---;

4)соб..рание, сд..рать, подп..рать,предл..гать, ст..реть,---;

5)з..рницы, з..рька, скл..нение, з..ревой, бл..стать, отр..сль, заг..рать, ---;

6)прог..реть, дог..рает, соб..ру, выг..рать,приг..рать,к..сание,---.

1 ряд

2 ряд

3 ряд

4 ряд

5 ряд

6 ряд

-лаг-

(-лож-)

-раст-

( - ращ-)

-рос-

чередующиеся - гласные и - е

-кас-

(-кос-)

-гар-

(-гор-)

-зор-

( -зар-)

Диктант “Проверь себя”. (Автор – учитель)

На пригорке росли акация и куст крыжовника. Сюда пришел и расположился желтенький цыпленок Цып. Цыпленок посмотрел на циферблат солнца и зажмурился. Внезапно раздался шорох и послышался шепот. Цып замер. Это росток акации негромко переговаривался с крыжовником. По жердочке прямо к Цыпу пробирались две черные ящерицы. Цып не испугался, он узнал своих друзей.

- Графически обозначить орфограммы: “ Чередующиеся гласные в корне слова”, “и – ы после ц”, “е – о после шипящих в корне слова”.

V. Итог урока.

Домашнее задание: с. 42 (справочник), п. 52 (“Теория”), упр. 628 (“Практика”).





Опубликовано в группе «Занимательные "помощники" на уроках русского языка и литературы »


Комментарии (4)

Галина Меркулова, 02.12.19 в 18:14 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Григорьевна,за очень нужный материал.
Сидорова Елена Григорьевна, 02.12.19 в 18:56 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Галина, за добрый отзыв.
Наталья Алексеевна Яковлева, 16.12.20 в 20:03 0Ответить Пожаловаться
Елена Григорьевна! Материал важный. Спасибо за урок!
Сидорова Елена Григорьевна, 03.02.22 в 20:38 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталья Алексеевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.