Урок «Правописание корней с чередованием е-и (закрепление материала)»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Технологическая карта занятия
ФИО учителя: Федотова Анастасия Александровна, МБОУ «Гимназия №91
Класс: 5
Учебно-методический комплекс Бабайцевой В. В. Русский язык (5–9 класс)
Предмет: русский язык
Тема: «Правописание корней с чередующимися гласными (е-и)»
Тип занятия: урок развивающего контроля
Место и роль занятия в изучаемой теме: пятый урок из пяти
Цель для учителя: актуализировать знания о правописании корней с чередованием гласных, создать условия для формирования и отработки навыка правописания слов с такими корнями; закрепить представление об особенностях правописания таких корней, применение выработанного алгоритма.
Цель для учеников: договариваться в совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую; пользоваться учебником
*Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия |
УУД |
|||
регулятивные |
познавательные |
коммуникативные |
личностные |
|
- видят корни с чередованием е-и и отличают их от других корней; - правильно пишут слова с чередованием е-и в корне, умеют графически выделить орфограмму и объяснить условия и алгоритм выбора. |
- определяют цели предстоящей учебной работы, оценивают свой уровень владения материалом; - оценивают свой вклад в решении поставленной задачи. |
- владеют приёмами отбора и систематизации материала под определённую задачу; - самостоятельно применяют выработанный алгоритм. |
- излагают свободно и правильно свои мысли в устной форме, адекватно выражают своё отношение к прочитанному; - оценивают речевые высказывания с точки зрения содержания. |
- выражают положительное отношение к процессу познания; - умеет адекватно оценивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассника. |
Ход урока
**Название этапа урока |
Задача, которая должна быть решена |
Формы организации деятельности учащихся |
Действия учителя по организации деятельности учащихся |
Действия учащихся |
Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока |
Диагностика достижения планируемых результатов урока |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Организационный момент 1 мин. |
Начать урок, сформировать внутреннюю целевую установку на урок |
Фронтальная |
Добрый день! Садитесь, пожалуйста. Сегодняшний урок у вас снова буду вести я, и мы продолжим с вами работу, которую начали на прошлом уроке. |
Приветствуют, садятся на свои места. |
Регулятивные: Дети настроены на урок. Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. |
Наблюдение |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Мотивационный, определение целей на урок 4 мин. |
Сформулировать, осознать и принять учебные задачи на урок. Обнаружить разрыв между знанием и незнанием. |
Фронтальная |
Для начала, давайте, вспомним, что мы делали с вами на прошлом уроке, какую тему изучали? - А что такое чередование звуков? - Когда оно происходит? - Где происходит в нашем случае? - Как это выглядит? Могут ли гласные чередоваться с согласными? - Теперь, давайте, вспомним, какие у нас есть группы чередований. - Достаточно ли нам прошлого урока и напоминания правила сегодня для усвоения темы и для того, чтобы сегодня написать тест? |
Слушают учителя. Отвечают на вопросы: - правописание корней с чередованием гласных е-и. - это замена одних звуков другими или нулем звука. - при образовании однокоренных слов и форм слова. - в одной и той же части слова, в нашем случае, в корнях. - нет, чередуются гласные с гласными, согласные с согласными. - ученики с места, поднимая руки, по очереди перечисляют изученные группы: 1. Чередования, зависящие от конечной согласной в корне (с исключениями), 2. Чередования, зависящие от ударения (с исключениями), 3. Чередования, зависящие от присутствия/отсутствия суффикса –а- после корня (с исключениями) - Нет. Знания нужно уметь применять на практике, уметь увидеть нужную орфограмму и выбрать правильный вариант. |
Предметные: правописание корней с чередованием гласных. Регулятивные: определяют цели предстоящей учебной работы, оценивают свой уровень владения материалом Познавательные: владеют приёмами отбора и систематизации материала под определённую задачу. Коммуникативные: излагают свободно и правильно свои мысли в устной форме. Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Осмысление, формирование навыка 7 мин |
Формирование навыка, закрепление работы по алгоритму. |
Индивидуальная |
Давайте тогда для начала выполним самостоятельно задание на карточке, которую вы получили. В конце мы задание проверим вместе и каждый поставит себе оценку, а главное, проверит, не осталось ли вопросов, на что нам еще обратить внимание. (Во время работы возможно пользоваться справочником с информацией) Соедините половинки слов, вставьте пропущенную букву, объясните правописание е – и.
Во время проверки останавливаться на всех ошибках, разбирая каждую, ее причины. Каждый раз вне зависимости от правильности ответа проговаривать алгоритм. |
Слушают задание, выполняют каждый самостоятельно на полученных карточках. После того, как все справились, проверка каждого пункта: Ответ; 1-8; 2-1; 3-6; 4-7; 5-10; 6-3; 7-2; 8-9; 9-4; 10-5. (выжигал; заблистал; постелить; замер; заблестело; изберу; растирать; соберёшь; растереть; запер) По итогам работы осуществить самопроверку по заданным критериям: 0 ошибок – 5а; 1 – 5b; 2- 5c; 3 – 4a; 4 – 4b; 5 – 4c; 6 – 3a; 7 – 3c; 8-10 - 2 |
Предметные: закрепляют правописание корней с чередованием гласных. Регулятивные: оценивают свой уровень владения материалом. Познавательные: применяют знания в изменившейся ситуации. Коммуникативные: излагают свободно и правильно свои мысли в устной форме, оценивают речевые высказывания с точки зрения содержания. Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Осмысление, формирование навыка 5 мин. |
Отработка применения алгоритма, формирование навыка осмысления задания на слух, выполнения алгоритма без проговаривания. Расширение словарного запаса. |
Индивидуальная. 1 человек у доски. |
Мы с вами еще раз повторили правило и применение алгоритма, разобрали все возникшие сложные моменты, теперь приступим к следующему заданию. Такое мы уже выполняли с вами на позапрошлом уроке. Мне нужен один доброволец, который будет работать у доски. Творческий диктант. Заменить словосочетания глаголами с чередованием е-и, обозначить гласную в корне с чередованием. Сверкать на солнце (блестеть), подниматься на гору (взбираться), выдергивать сорную траву (выдирать), закрывать дверь (запирать), разгораться ярко (зажигаться), оцепенеть от страха (замереть), убегать от погони (удирать). Перед выполнением проверить еще раз понимание задания. Проверяем по написанному на доске, еще раз вслух проговаривая алгоритм выделения орфограммы и условия выбора такого написания. Останавливаемся на ошибках, устраняем причину нарушения. |
Все в тетрадях, один человек за закрывающейся частью доски после прослушивания каждого словосочетания записывают только глагол с чередованием, выделяя орфограмму. В тетрадях будет записано (с выделением орфограмм): Блестеть, взбираться, выдирать, запирать, зажигаться, замереть, удирать. Проверяем по написанному на доске, еще раз вслух проговаривая алгоритм выделения орфограммы и условия выбора такого написания. Останавливаемся на ошибках, устраняем причину нарушения. |
Предметные: закрепляют правописание корней с чередованием гласных. Регулятивные: оценивают свой уровень владения материалом. Познавательные: применяют знания в изменившейся ситуации. Коммуникативные: излагают свободно и правильно свои мысли в устной форме, оценивают речевые высказывания с точки зрения содержания. Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Осмысление, формирование навыка 10 мин |
Отработка умения видеть и слышать слово с изучаемой орфограммой в потоке речи. Расширение кругозора, словарного запаса. |
Фронтальная |
Ваша задача: услышать в читаемой мною пословице слово с чередованием, поднять руку, ответить, какое слово, какую букву мы напишем в корне и почему. А сначала, кто нам расскажет, есть ли отличия между пословицей и поговоркой или это одно и то же? После каждой пословицы мы с вами подумаем и порассуждаем, что она может означать, чему нас учит. 1) НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ. 2) ЗОЛОТО И В ГРЯЗИ БЛЕСТИТ. 3) ОТ СКУКИ БЕРУ ДЕЛО В РУКИ. 4) ЛЕТО СОБИРАЕТ, А ЗИМА ПОЕДАЕТ. 5) РАННЯЯ ПТИЧКА НОСИК ПРОЧИЩАЕТ, А ПОЗДНЯЯ ГЛАЗА ПРОДИРАЕТ. 6) СОГЛАСНОГО СТАДА И ВОЛК НЕ БЕРЁТ. 7) МЯГКО СТЕЛЕТ, ДА ЖЁСТКО СПАТЬ. |
- Пословица – краткое высказывание, переносный смысл; поговорка – длинное, нравоучительное высказывание, обычно буквальное. - обжигают; Не бояться делать что-то сложное, все в наших руках. - блестит; обладающий достоинствами всегда будет заметен; талант всегда найдет себе дорогу. - беру; за работой нет времени скучать; скучает только ленивый; если не лениться, то и скучно не будет. - собирает; нужно потрудиться, чтобы потом получить приятный, полезный результат. - продирает; трудолюбивый уже отдыхает от работы, когда ленивый только встает; рано начал делать дело – раньше освободился/больше сделал. - берет; в команде, сплоченном, дружном коллективе дело спорится и трудности не страшны. - стелет; внешняя приветливость, а на самом деле враждебность, угроза. |
Предметные: закрепляют правописание корней с чередованием гласных, расширяют границы знаний, словарный запас. Регулятивные: оценивают свой уровень владения материалом. Познавательные: применяют знания в изменившейся ситуации. Коммуникативные: излагают свободно и правильно свои мысли в устной форме, оценивают речевые высказывания с точки зрения содержания. Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Осмысление, формирование навыка 6 мин. |
Отработка умения на слух воспринять слово с орфограммой, применить алгоритм и найти правильное написание |
Индивидуальная, групповая. 3 человека у доски. |
Все вы большие молодцы. Хорошо умеете объяснить народную мудрость и смотрите, как уже легко у вас получается находить слова с чередованием гласной в корне и объяснять его написание. Теперь мы с вами разделимся по рядам, от каждого ряда выберем по одному человеку к доске, и внимательно послушаем задание. Выборочный диктант. Буквенный диктант (учащиеся вместо слов записывают только буквы е или и) ряд I II III 1 блистать блестеть пробираться 2 замереть запирать растереть 3 замирать застелить заблестеть 4 расстелить соберу блистательный 5 постелить сдираю собираю 6 блестеть поджигать сдерет 7 протирать запереть вытереть 8 растирать удирать приберу 9 расстилать вытирать блеснуть Теперь оценим свою работу, все, у кого нет ни одной ошибки поставьте на полях тетради 5а. |
Каждый в своей тетради, и трое учеников у доски записывают только выбранную букву е/и из каждого для их ряда слова. В конце диктанта проверяем по рядам, при этом все внимательно слушают, еще раз разбираем ошибки, если они есть, устраняем причину, проговариваем алгоритм. I и, е, и, е, е, е, и, и, и; II е, и, е, е, и, и, е, и, и; III и, е, е, и, е, е, е, е; |
Предметные: закрепляют правописание корней с чередованием гласных. Регулятивные: оценивают свой уровень владения материалом. Познавательные: применяют знания в изменившейся ситуации. Коммуникативные: излагают свободно и правильно свои мысли в устной форме, оценивают речевые высказывания с точки зрения содержания. Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Осмысление, проверка навыка 7 мин. |
Проверка усвоения правила, алгоритма его применения. |
Индивидуальная. Работа с карточкой. |
Мы с вами в начале урока повторили группы чередований, алгоритм применения правила, поработали на уроке, разобрали все сложные моменты, потренировались применять наши знания. Теперь мы с вами готовы к выполнению теста. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, от чего зависит выбор гласной в словах с чередованием в корне. Выберите нужное объяснение, поставив знак «+» в таблице.
|
Каждый самостоятельно, в своей карточке, без помощи справочника, основываясь на полученных знаниях, отработанных навыках, выполняет задание: вставляют пропущенную букву в соответствии с правилом, отмечают напротив каждого слова примененный алгоритм. С выполненным заданием карточки сдаются на проверку учителю. |
Предметные: закрепляют правописание корней с чередованием гласных. Регулятивные: оценивают свой уровень владения материалом. Познавательные: применяют знания в изменившейся ситуации. Коммуникативные: излагают свободно и правильно свои мысли в устной форме, оценивают речевые высказывания с точки зрения содержания. Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Рефлексия 5 мин. |
Подведение итогов работы. |
Фронтальная (беседа) |
А теперь, давайте, посмотрим, удалось ли нам отработать свое умение применять изученное правило на практике? Что было трудным, что показалось легким? Какие вопросы остались без ответа и почему? |
Разговор со всем классом. Ученики поднимают руки, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. |
Регулятивные: оценивают свой уровень владения материалом. Коммуникативные: излагают свободно и правильно свои мысли в устной форме, оценивают речевые высказывания с точки зрения содержания. |
10