Урок русского языка «Правописание корней с чередованием -бер- и -бир-» (5 класс)
Разработала и провела
учитель русского языка и литературы
Храпова Ирина Анатольевна
Тема: Буквы е-и в корнях с чередованием.
Предмет: русский язык
Класс: 5
Автор УМК, учебник: М. М. Разумовская , С. И. Львова, В. И. Капинос и др. Русский язык. 5 класс.- М.,: Дрофа, 2012 год
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока:
освоение способа действия при выборе гласных е – и в корнях с чередованием.
7. Задачи урока:
Образовательные:
а) выявить условия выбора гласных е – и в корнях с чередованием;
б) дать возможность научиться способам действия при выборе орфограммы е-и, формировать навык правильного написания корней с чередованием,
в) повторить морфемный разбор слов;
г) развить умение формулировать определение понятий;
д) обогащать словарный запас учащихся;
е) совершенствовать орфографические умения.
Развивающие:
а) формировать направленность личности на рефлексию собственной деятельности, выработку индивидуального стиля обучения;
б) в целях приобретения коммуникативной компетенции развивать грамотную и образную речь; умение сравнивать предложенные языковые единицы, анализировать, формулировать вопросы, делать выводы.
в) развивать внимание, память, логическое мышление;
г) активизировать познавательную деятельности учащихся.
Воспитательные:
а) воспитание интереса и уважения к русскому языку;
б) воспитание ценностного отношения к слову;
в) развитие коммуникативных УУД:
г) взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
8. Планируемые результаты:
* личностные: понимание необходимости изучения темы «Буквы е - и в корнях с чередованием» и её широкого практического применения в жизни, критическое оценивание полученного результата;
* метапредметные:
- познавательные: анализ и извлечение необходимой информации, выстраивание простейшей логической цепочки рассуждений; попытка точного и грамотного изложения своих мыслей,
- регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности;
- коммуникативные: умение аргументировать своё мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.
* предметные: усвоение обучающимися перечня корней с чередованием, формирование навыка «видеть» корни с чередованием Е-И, сформированное умение писать слова с орфограммой «Буквы е - и в корнях с чередованием» и графически обозначать её, умение отличать данную орфограмму от других;
9. Основные понятия: орфограмма, чередование, чередующиеся гласные.
10. Оборудование урока:
Алгоритм
перфокарты
учебники, тетради
Ход урока:
1.Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Орфографическая диктовка. Графически объяснить выбор гласной в корнях с чередованием а — о.
Зáросли кустов; молодой росток; сращение костей, излагать содержание; хорошо изложить; знать признаки прилагательных; написать изложение; гул нарастает.
- Что вы знаете о корнях, которые выделены в словах?
- Как они называются?
- Каковы условия выбора гласных в этих корнях?
3. Постановка учебной задачи. Построение проекта выхода из затруднения.
Разберу - разбирать, деру - задирать, вычет - вычитать, замерло - замирать, выжегший - выжигать, вымереть - вымирать, оттереть - оттирать, блестит - блистал.
- Разберите слова по составу.
- Что вы скажете о корнях, которые мы выделили? Как мы их можем назвать? Какова тема нашего урока? Цель?
От чего зависит написание буквы в корне? (Учащиеся приходят к выводу, что написание буквы зависит от наличия за корнем суффикса –а- или его отсутствия.)
- Попробуйте сформулировать правило.
- Проверим свои предположения. Что нам поможет? Откройте правило на стр. 217.
- Составление алгоритма (работа в группах по рядам).
1.Выделяем корень с чередованием.
2.Находим и выделяем суффикс А
3.Если есть суффикс А, то в корне пишем И, если его нет, то пишем Е.
4. Динамическая пауза (этап физической разрядки)
Игра «Хлопнем - топнем». Учитель диктует слова с чередующимися Е и И в корне. Если в слове есть И – хлопок над головой, если Е – топнуть правой ногой.
5. Реализация построенного проекта. Работа по алгоритму у доски по цепочке.
Блестеть – блистать, вытереть – вытирать, запереть – запирать, расстелить – расстилать, раздеру – раздирать, замереть – замирать.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
-упр. 611 (работа в парах) Вспомним правила работы в парах (выслушиваем говорящего, не перебиваем. Учитываем мнения другого, приходим к общему мнению).
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Работа с перфокартой.
8. Домашнее задание (по уровням)
1) п. 75, правило, алгоритм;
2)упр. 612,613 (для слабых), написать сочинение-миниатюру о своих домашних делах, используя гласные с корнями –бер- - -бир-, –дер- - -дир, –пер- - -пир-, –мер- - -мир-, –стел- - -стил- (для сильных)
9. Рефлексия.
- Что нового узнали? Чему научились?
- Какие ваши действия помогли получить эти знания и умения?
- Какое значение имеют для вас полученные знания?
- Дайте оценку своей работе.
Сафонова Елена Валерьевна