12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Храпова Ирина Анатольевна112

Разработала и провела

учитель русского языка и литературы

 Храпова Ирина Анатольевна

Тема: Буквы е-и в корнях с чередованием.

Предмет: русский язык

Класс: 5

Автор УМК, учебник: М. М. Разумовская , С. И. Львова, В. И. Капинос и др. Русский язык. 5 класс.- М.,: Дрофа, 2012 год

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока:

освоение способа действия при выборе гласных е – и в корнях с чередованием.

7. Задачи урока:

Образовательные:

а) выявить условия выбора гласных е – и в корнях с чередованием;

б) дать возможность научиться способам действия при выборе орфограммы е-и, формировать навык правильного написания корней с чередованием,

в) повторить морфемный разбор слов;

г) развить умение формулировать определение понятий;

д) обогащать словарный запас учащихся;

е) совершенствовать орфографические умения.

Развивающие:

а) формировать направленность личности на рефлексию собственной деятельности, выработку индивидуального стиля обучения;

б) в целях приобретения коммуникативной компетенции развивать грамотную и образную речь; умение сравнивать предложенные языковые единицы, анализировать, формулировать вопросы, делать выводы.

в) развивать внимание, память, логическое мышление;

г) активизировать познавательную деятельности учащихся.

Воспитательные:

а) воспитание интереса и уважения к русскому языку;

б) воспитание ценностного отношения к слову;

в) развитие коммуникативных УУД:

г) взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

8. Планируемые результаты:

* личностные: понимание необходимости изучения темы «Буквы е - и в корнях с чередованием» и её широкого практического применения в жизни, критическое оценивание полученного результата;

* метапредметные:

- познавательные: анализ и извлечение необходимой информации, выстраивание простейшей логической цепочки рассуждений; попытка точного и грамотного изложения своих мыслей,

регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности;

коммуникативные: умение аргументировать своё мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.

* предметные: усвоение обучающимися перечня корней с чередованием, формирование навыка «видеть» корни с чередованием Е-И, сформированное умение писать слова с орфограммой «Буквы е - и в корнях с чередованием» и графически обозначать её, умение отличать данную орфограмму от других;

9. Основные понятия: орфограмма, чередование, чередующиеся гласные.

10. Оборудование урока:

Алгоритм

перфокарты

учебники, тетради


 

Ход урока:

1.Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Орфографическая диктовка. Графически объяснить выбор гласной в корнях с чередованием а — о.

Зáросли кустов; молодой росток; сращение костей, излагать содержание; хорошо изложить; знать признаки прилагательных; написать изложение; гул нарастает.

- Что вы знаете о корнях, которые выделены в словах?

- Как они называются?

- Каковы условия выбора гласных в этих корнях?

3. Постановка учебной задачи. Построение проекта выхода из затруднения.

Разберу - разбирать, деру - задирать, вычет - вычитать, замерло - замирать, выжегший - выжигать, вымереть - вымирать, оттереть - оттирать, блестит - блистал.

- Разберите слова по составу.

- Что вы скажете о корнях, которые мы выделили? Как мы их можем назвать? Какова тема нашего урока? Цель?

От чего зависит написание буквы в корне? (Учащиеся приходят к выводу, что написание буквы зависит от наличия за корнем суффикса –а- или его отсутствия.)

- Попробуйте сформулировать правило.

- Проверим свои предположения. Что нам поможет? Откройте правило на стр. 217.

- Составление алгоритма (работа в группах по рядам).

1.Выделяем корень с чередованием.

2.Находим и выделяем суффикс А

3.Если есть суффикс А, то в корне пишем И, если его нет, то пишем Е.

4. Динамическая пауза (этап физической разрядки)

Игра «Хлопнем - топнем». Учитель диктует слова с чередующимися Е и И в корне. Если в слове есть И – хлопок над головой, если Е – топнуть правой ногой.

5. Реализация построенного проекта. Работа по алгоритму у доски по цепочке.

Блестеть – блистать, вытереть – вытирать, запереть – запирать, расстелить – расстилать, раздеру – раздирать, замереть – замирать.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

-упр. 611 (работа в парах) Вспомним правила работы в парах (выслушиваем говорящего, не перебиваем. Учитываем мнения другого, приходим к общему мнению).

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Работа с перфокартой.

8. Домашнее задание (по уровням)

1) п. 75, правило, алгоритм;

2)упр. 612,613 (для слабых), написать сочинение-миниатюру о своих домашних делах, используя гласные с корнями –бер- - -бир-, –дер- - -дир, –пер- - -пир-, –мер- - -мир-, –стел- - -стил- (для сильных)

9. Рефлексия.

- Что нового узнали? Чему научились?

- Какие ваши действия помогли получить эти знания и умения?

- Какое значение имеют для вас полученные знания?

- Дайте оценку своей работе.

Опубликовано


Комментарии (1)

Сафонова Елена Валерьевна, 30.03.18 в 12:01 0Ответить Пожаловаться
К сожалению, Ваша работа не может участвовать в конкурсе, так как она уже публиковалась здесь: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/03/07/bukvy-e-i-v-kornyah-s-cheredovaniem-0
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.