«Правописание приставки и предлогов». Урок русского языка в 3 классе
Тема урока: «Правописание приставки и предлогов» 3 класс.
УМК «Школа России»
1.Оргмомент.
Начинаем наш урок.
А теперь проверь дружок
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручка , книжка и тетрадка?
Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
Сегодня мы с вами отправимся в необычайное путешествие со станции «Школа №4»
2.Актуализация знаний.
Начинаем наш урок с минутки чистописания и попадаем на станцию «Отгадай-ка». Отгадайте загадку и напишите красиво первую букву отгадки.
Дел у меня не мало-
Я белым покрывалом
Всю землю укрываю
В лёд, реки убираю.
Белю поля, дома.
Зовут меня (зима)
-Какой первый звук слышим в слове зима?
-Зь
-Дайте характеристику звуку?(согл.,парн.,мягк.,звонк.)
-Какой буквой обозначим звук?
-Посмотрите на написание и красиво пропишите буквы в тетрадях.
-Составьте предложение со словом зима.
На севере наступила долгая зима.
-Охарактеризуйте предложение ( повест., невоскл., распрост.,полное)
-Выделите главные члены предложения?
-Как можно ещё назвать главные члены предложения?(основы предложения)
-Чем выражены главные члены предложения?
-Назовите орфограмму в слове зима?(правописание безударной гласной в корне слова)
-Подберите проверочные слова(зимний,зимушка)
-Разберите по составу слово наступила.
-Найдите слова с приставками в предложении. Докажите , что это приставка.
Найдите слова с предлогом. Докажите, что это предлог.
-Кто может сформулировать тему нашего урока?(правописание приставки и предлогов).
-О чём мы сегодня будем говорить на уроке?( о приставках и предлогах, для чего они служат, какую роль выполняют и для чего их нужно различать)
3.Сообщение темы и целей урока.
-Сегодня на уроке мы закрепим правописание приставок и предлогов, вспомним о роли приставок и предлогов в слове и речи.
4.Применение полученных знаний и умений.
Отправляемся дальше в путешествие. Станция « Поиграй-ка»В игре «Не подведи», которая будет проводиться по вариантам, мы применим знания о приставке и предлоге. На слайде записаны словосочетания
(До)ехал ( до)деревни
( По) дороге
(По)бежал (про)завод
(Про)читал (под)машину
(Под)ползю (на)собаку
(На)кричал
-Внимательно прочитайте словосочетания. На какие две группы можно разделить сова.(1.на словарные и несловарные.2.На глаголы и существительные.3.На слова с приставками и слова с предлогами.
-Спишите словосочетания. Подчеркните предлоги и выделите приставки.
-Назовите слова с приставками. Докажите, что это приставки. Обоснуйте свой ответ (это глаголы, между приставкой и корнем нельзя вставить слово)
-Прочитайте в словосочетаниях слова с предлогами. Докажите, обоснуйте свой ответ?
-А теперь проверим правильно ли вы выполнили задание(на слайде правильное написание, дети сравнивают).
Следующая станция «Найди-ка»
-С помощью полученных знаний мы должны найти слово с приставками и узнать, где слова с предлогами.(Работа в парах, у каждого карточка со словами)
За(горой) во(дворе)
На(льду) под(снежник)
По(бежать) при(горок)
За(мёрзнуть) под(сосной)
Взаимопроверка.(правильные слова на слайде).Докажите, что вы написали именно так , а не иначе.
5.Физкультминутка.
Продолжаем наше путешествие. Станция « Отдыхай-ка»
-Если в слове есть приставка ,то вы хлопаете в ладоши. Если слово с предлогом, то сидим прямо.(Заметать, на санки, заморозил, у вьюги, у снежинки. Прогулка, к снеговику, заметает, на ветру, замёрз, на катке, с горы. подснежник)
6.Работа в группах.
Станция « Помогай-ка»
1 гр.Вставьте необходимые предлоги и приставки вместо точек.
…кустах …щебетали птицы. …лесной глуши …куковала кукушка. …болоте шуршал сухой камыш. …качнулась еловая ветка. …ёлкой проснулся заяц и …слушался. …ступило утро.
2 гр Вставьте из слов для справок необходимые предлоги и приставки вместо точек.
…кустах …щебетали птицы. …лесной глуши …куковала кукушка. …болоте …шуршал сухой камыш. …качнулась еловая ветка. …ёлкой проснулся заяц и …слушался. …ступило утро.
Слова для справок: к,за,в,на,про,по,под,при,около,над.
3 гр Вставьте из слов для справок необходимые предлоги вместо точек.
…кустах защебетали птицы. …лесной глуши прокуковала кукушка. …болоте зашуршал сухой камыш. Покачнулась еловая ветка. …ёлкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро.
Слова для справок: к,за,в,на,про,по,под,при,около,над.
6.Самостоятельная работа
-Составьте рассказ из нескольких предложений из данных слов(слайд. наступила, пушистый, зима, ковёр, из снега, покрыл, деревья, земдю, одеты, в, шубки, белые.
7.Работа с учебником стр.132. упр 259.
8.Итог урока
Ребята, что мы знаем о предлоге и приставке (Предлог-это слово. Предлог со словом пишется отдельно. Предлог служит для связи слов в предложении. Приставка-это часть слова. Приставки пишутся слитно.)
9. Рефлексия
Возьмите в руки листочки, которые лежат на ваших столах
-нарисуйте ! вместо носа, если вы хорошо поняли тему и успешно справились с заданием
-нарисуйте ? вместо носа,если вы не совсем хорошо поняли тему и увас остались вопросы.
-Дорисуйте рот, который покажет ваше настроение.
Спасибо за работу на уроке.
Евдакименко Виктория Викторовна
Андрей Анатольевич
Евдакименко Ольга Юрьевна
Ковалева Татьяна Константиновна