Открытый урок по русскому языку «Правописание приставок и предлогов» (3 класс)
Открытый урок по русскому языку 3 класс
Программа «Школа России», учебник Т. Г. Рамзаевой.
Учитель: Трифанова А. В.
Тема: Правописание приставок и предлогов (1 урок).
Цель: Формировать умение различать предлоги и приставки.
Задачи:
Обобщить знания о предлоге, как части речи, о приставке, как части слова
Развивать умение правильного написания предлогов, слов с приставками
Формировать правильное, скорое письмо
Формировать умение работать в сотрудничестве (паре, группе)
Развивать мышление, связную речь, наблюдательность
Прививать любовь к родному языку
Формирование универсальных учебных действий:
Личностных: жизненное самоопределение, смыслообразование.
Регулятивных: целеполагание, прогнозирование, контроль.
Познавательных: поиск информации, структурирование знаний, выделение проблемы, моделирование.
Коммуникативных: сотрудничество, выражение своих мыслей, сбор информации.
Ход урока.
О. м. Мотивация на урок.
-У нас сегодня необычный урок, присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. Улыбнитесь гостям.
-Сегодня урок русского языка мы начнем с очень древней мудрой легенды. Ваша задача, послушав легенду, объяснить, в чем заключается ее смысл.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределами города. Но в городе был человек, завидовавший славе мудреца. Решил этот злой человек придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить, и отправился на луг.
Поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка, я у мудреца: скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Если он скажет живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если скажет – мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. Прямо с порога злой человек спросил: «Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, - живая или мертвая?». И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: «Все у тебя в руках!» (на доску слова).
-Как вы поняли эту легенду и слова мудреца?
-Запишите эти слова в тетрадь. Все в наших руках!
-Сегодня в ваших руках, в ваших силах на уроке познать законы русского языка, научиться новому.
- На уроке мы еще вернемся к этим словам.
-А зачем нам эти знания нужны? Где могут пригодиться законы русского языка? (на экзаменах, при поступлении, на работе…)
- А что еще можно узнать на уроках русского языка? (о природе, правилах поведения, нашей стране…) -Итак, начинаем работу.
2. Целеполагание. На доске стихотворение.
Сугробы снега вьюги (на)мели.
И у ворот, как баржа (на)мели,
Полуторка стоит.
Ну и (за)нос!
Я вышел (за)ворота.
А мороз как (за)трещит-
И хвать меня (за)нос!
-Все слова вам понятны?
-Как узнаем о значении? (из словаря)
Работа со словарем в парах. Баржа
Полуторка - грузовая машина грузоподъемностью в 1.5 тонны.
-Прочитайте стихотворение, что необычного заметили? (слова, которые в скобках можно и слитно и раздельно написать, они одинаковы по написанию)
-А как определить, как нужно писать? (посмотреть на значение слова, чем является)
-А чем могут быть слоги, которые написаны в скобках? (приставкой или предлогом)
-Значит, в русском языке есть одинаковые предлоги и приставки.
-Значит,… Сделайте вывод: чтобы правильно написать, нужно определить приставка это или предлог?
-Какую проблему можем поставить перед собой? Как отличить приставку от предлога?
3. Работа по теме урока.
Тема урока: «Правописание приставок и предлогов»
Какую цель поставим? Научиться отличать .. и правильно писать …..
-А где могут пригодиться эти знания и умения?
-Какие знания потребуются, чтобы достичь цели? (знать, Что такое предлог? Для чего служат? Как пишется? Можно ли вставить слово между предлогом и словом? Между приставкой и словом?)
-Какие задачи поставим?
-Сейчас вы должны поработать сначала индивидуально, а затем в группах, обсудить, как правильно писать, по плану? Попутно, объяснить остальные орфограммы.
План.
Что такое приставка?
Что такое предлог?
Для чего служат?
Как пишутся?
Можно ли вставить слово между предлогом и словом?
Заслушивание ответов. – А сейчас проверим в письменном виде ваши рассуждения.
-Выпишите слова вместе с теми, от которых они зависят – 1 вариант, где часть слова, 2 вариант часть речи.
Взаимопроверка.
-Какой частью речи являются слова с приставками?
Вывод…
-Итак, давайте проверим себя по учебнику, правильно, ли мы рассуждали? (правило) с. 147, 148
Физ. Минутка для глаз
- Продолжаем работу над темой урока. Будем отрабатывать умение отличать приставку от предлога через упр. 344 с дополнительным заданием (составление предложений, разбор по членам, схемы)
На поляну опустился вертолет. Он доставил грузы для геологов. Геологи в тайге ищут нефть.
-Можно ли сказать, что это текст? Докажите. Что узнали из текста? А где у нас в России добывают нефть? (2 место в мире)
- Я назову слова, а вы выберите лишнее и докажите. На поляну, доставил, в тайге.
4. Рефлексия.
-Какая у нас цель урока? На этом тексте проверьте свое умение отличать приставку от предлога, повторите орфограммы на изученные правила. Что интересного заметили?
При лители к нам метели,
За липили снегом щели,
Наакне старик Мороз
Льдинкой росписи на нес.
-Исправьте ошибки. Объясните. Проверьте себя по учебнику.
6. Итог.
-Подведите итог урока. Какую цель ставили, добились ли ее. Что узнали, чему научились?
Я знал…, но Я понял… Я научился…
- А сейчас вернемся к выражению в начале урока. Какой встретился предлог?
- Какую еще пословицу знаете, с таким же смыслом?
Что (по) сеешь, то и (по) жнешь. Труд и (на)кормит, и (на)учит.
-Запишите их в тетрадь.
5. Д/з.
Упр. 342 или 5 пословиц с приставками, предлогами.
-А закончим урок снова легендой.
Бежали 2 мышки по краю ведра с молоком и упали туда. Одна мышка сразу сдалась и утонула, а другая – так барахталась, что взбила молоко в масло и выбралась из ведра.
Я желаю вам, чтобы вы так же, как та 2 мышка, старательно учились, добивались высот. Урок закончен.