Урок русского языка для детей с ОВЗ по темам «Правописание приставок» (5, 6 класс) и «Правописание приставок и предлогов» (7 класс)

5
2
Материал опубликован 27 March 2016

Урок русского языка для детей с ОВЗ (легкая и умеренная умственная отсталость) по темам: «Правописание приставок» (5,6 класс) и «Правописание приставок и предлогов» ( 7 класс).

Учитель: Баталова Светлана Николаевна

Урок составлен по адаптированным программам для детей с ОВЗ

В классе обучаются учащиеся 5,6,7 классов. В 5 классе – 1 ученик с легкой умственной отсталостью, в 6 классе – 3 ученика, из них 2 ученика с легкой умственной отсталостью и 1 ученик с умеренной умственной отсталостью, (не знает букв, не умеет читать и писать, поэтому по тематике идет изучение букв и звуков), в 7 классе – 5 учеников, из них 3 ученика с легкой умственной отсталостью и 2 ученика с умеренной умственной отсталостью (задания облегчены). Тема урока у всех классов одинакова, но для каждого класса идет с усложнением, для разной категории умственной отсталости задания на уроке даны дифференцировано.

Урок русского языка для детей с ОВЗ

5 класс

6 класс

7 класс

Тема: Правописание приставок.

Тема: Правописание приставок.

Тема: Правописание приставок и предлогов.

Цель: закрепление знаний по теме правописание приставок.

Цель: закрепление знаний по теме правописание приставок.

Цель: закрепление знаний по теме правописание приставок и предлогов.

Задачи: - коррекционно-образовательные: развивать умение находить приставки и правильно их записывать, закрепить знания по разбору слов по составу, по разбору предложения. - коррекционно-развивающие: развивать связную речь; обогащать словарный запас; развивать умение работать индивидуально;                       - коррекционно-воспитывающие: развивать самостоятельность, воспитывать аккуратность, дисциплинированность, интерес к предмету. Воспитывать доброжелательное отношение к маме, уважение к старшему поколению, воспитывать уважение к семейным традициям и ценностям.

Задачи: - коррекционно-образовательные: закрепить понятия о букве и звуке М, развивать умение находить приставки и правильно их записывать; закрепить знания по разбору слов по составу, по определению рода имён существительных по разбору предложения;       - коррекционно-развивающие: развивать связную речь; обогащать словарный запас; развивать умение работать индивидуально;  

- коррекционно-воспитывающие: развивать самостоятельность, воспитывать аккуратность, дисциплинированность, интерес к предмету.               Воспитывать доброжелательное отношение к маме, уважение к старшему поколению, воспитывать уважение к семейным традициям и ценностям.       

Задачи: - коррекционно-образовательные: развивать умение различать предлоги и приставки, находить их и правильно записывать; закрепить знания по определению рода имён существительных, по разбору слов по составу, разбору предложения;           - коррекционно-развивающие: развивать связную речь; обогащать словарный запас; развивать умение работать индивидуально;                       - коррекционно-воспитывающие: развивать самостоятельность, воспитывать аккуратность, дисциплинированность, интерес к предмету.                  Воспитывать доброжелательное отношение к маме, уважение к старшему поколению, воспитывать уважение к семейным традициям и ценностям.     

 

Ход урока

I.Психологический настрой на урок.

Закрыли глазки и представили, что мы с вами поехали на выходные, на турбазу, что нам мы возьмём с собой? (на доске картинки: шапка, куртка, лыжи, коньки, мяч, лиса, и т.д. Что лишнее? Почему? Что это за слова? На какие 2 группы их можно разделить. По одному определяют род у существительных.

Чем мы будем там заниматься? (отдыхать, кататься на лыжах, играть в снежки…)

Прошли выходные. Кого вам захочется увидеть больше всего на свете? Маму.

Открывается запись на доске:

Сколько звезд на ясном небе!

Сколько колосков в полях!

Сколько песенок y птицы!

Сколько листьев на ветвях!

Только солнце - одно на свете.

Только мама - одна на свете.

А почему мы с вами заговорили о маме? Какое сегодня число? Мы с вами знаем, что 27 ноября приближается праздник, посвящённый Дню Матери.

II. Чистописание.

Давайте пропишем красиво букву: М (Работа над буквой – ученик с умеренной у.о.)

Что можно сказать об этой букве? (согл, звонк.)

Составим слова с буквой М.

Мама, Маша, милая, минута, магазин, море…..

Разбор слов, что обозначают эти слова? Какие слова можно объединить вместе? Почему?

Составление предложения. Разбор предложения.

Мама сварила на обед вкусный суп с рисом.

Разбор предложения. (пов, рас, прост)

О ком говорится в предложении? Это…(подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения) Нарисовать схему. (У доски выполняет ученик)

Ребята, скажите, в слове сварила, С чем является? (приставкой).

Подчеркнуть приставку в слове. Придумать своё слово с этой приставкой и записать в тетрадь.

ученик с умеренной у.о.

Запись слов с карточки. Мама мыла Мишу. Найти М подчеркнуть и записать ещё 4 слова с буквой М.

Ребята, скажите, в слове сварила, С чем является? (приставкой).

Ребята, скажите, а почему слово С пишется отдельно? (предлог).

Вар, сварила, разваренный. Разбор по составу.

Вывод: закончи Приставка – это…..

III. Сообщение темы урока

Сегодня, мы с вами закрепим наши знания о правописании предлогов и приставок, вспомним, какие буквы указывают на мягкость согласного, повторим букву и звук (м).

Словарно-орфографическая работа.
На доске записаны слова:  

(До)ехал, (от)бежала, (с)ходили, (пере)шёл, (с)летела, (за)прыгнул

Внимательно прочитайте написанные словосочетания. На какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?

Назовите слова с приставками.

Повторение правил.

Что такое приставка и для чего она служит? (Приставка – это часть слова, которая  стоит  перед  корнем  и  служит  для  образования новых слов.)

Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем на письме не разделяется, пишется слитно.)

Как найти приставку в слове? Обоснуйте свой ответ. (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой:  – ехал, приехал; отбежал – бежал, подбежал и т. д.)

Повторите хором; про себя.

                                                                                                 

Работа по карточке:

Даны слова, подчеркни мягкие слоги: лук-люк, мыл-мял, род-ряд, выл-вёл, выдра-вёдра.

Словарно-орфографическая работа.
На доске записаны слова:  

(До)ехал, (до) мамы, (от)бежала, (от)мамы, (с)ходили,(с)мамой

Внимательно прочитайте написанные словосочетания. На какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?

Назовите слова с приставками.

Повторение правил.

Что такое приставка и для чего она служит? (Приставка – это часть слова, которая  стоит  перед  корнем  и  служит  для  образования новых слов.)

Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем на письме не разделяется, пишется слитно.)

Как найти приставку в слове? Обоснуйте свой ответ. (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой:  – ехал, приехал; отбежал – бежал, подбежал и т. д.)

Прочитайте в словосочетаниях слова с предлогами.

((до) мамы, (от) мамы, (с)мамой .)

Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог – это слово, которое служит для связи слов в предложении.)

Как пишется предлог с другими словами? (Предлог с другими словами пишется раздельно.)

Попытайтесь между предлогом и следующим за ним, словом вставить вопрос или другое слово.

(До (кого?) мамы, до моей мамы

От (кого?) мамы, от любимой мамы

С (кем?) мамой, с заботливой мамой)

Что же надо сделать, чтобы не ошибиться в написании предлога? (Надо между предлогом и словом поставить вопрос или другое слово.) Слова какой части речи вы записали с приставками? (Глаголы) Запомните!

С глаголами предлоги никогда не употребляются.

Повторите хором; про себя.

V. Физминутка

Гимнастика для глаз (упражнение вверх - вниз, влево - вправо, круговые вращения).

Двигательная разминка (игра в снежки).

Разминка для пальчиков.

VI.Закрепление

Работа по учебнику Стр.25 № 58

 

Слова на доске:

за,на,до,под                         ПИЛИТЬ

 Выделить приставку в образованных словах.                 Какие получились слова? Выделить корень. Одинаково ли значение новых слов?  

Слова, какой части речи вы записали с приставками? (Глаголы) Запомните!

С глаголами предлоги никогда не употребляются.

Работа по учебнику стр. 18 № 28

Дружим буквы. М(а,я,и,у,ы,е,о)

Запиши слоги и прочитай их. Какие слова можно составить с этими слогами.

Работа по учебнику

Стр.16 № 31

Самостоятельная работа детей, на доске запись.

Списать и правильно раскрыть скобки.

Дети выходят к доске и исправляют как нужно правильно записывать этот текст.

Моя мама лучшая (на)свете

Она мне как солнце (в)жизни светит.

Мама самый лучший (в)мире друг.

Как люблю тепло её я рук.

Вывод:

Почему написали эти слова раздельно?

Прочитав эти строки, что вы сейчас почувствовали? А как ваша мама бы отнеслась к этим словам, если бы вы ей сейчас их сказали? Почему?

Творческая работа детей (устно).

1) Пословицы о маме

Работа с пословицами, разбор пословиц, найти предлоги и приставки, выпиши слова с буквой М:

Без матушки родной и цветы не растут.

Сердце матери лучше солнца греет.

Материнская рука на ласку, что пух, мягка.

Материнская забота на дне моря спасет.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Вывод:

Приставка – это часть слова, которая  стоит  перед  корнем  и  служит  для  образования новых слов.

Предлог – это слово, которое служит для связи слов в предложении.

2)Мини рисуночный или письменный портрет мамы.

Назови полное имя и отчество твоей мамы?

Где работает твоя мама?

Кем она работает?

Чем занимается мама дома?

Как ты думаешь: трудно быть мамой?

Ты любишь свою маму?

Как ты проявляешь свою любовь?

Как  ты поступаешь, если:

Мама устала; Маме нездоровится?

И действительно ведь мама у всех на свете одна. И именно она делает всё для того, чтобы мы были счастливы. К ней мы идём со своими проблемами. Она всегда всё поймёт, утешит и обнадёжит. Сколько бы мы ни говорили о маме – этого будет мало. «Представьте себе, что я никогда не видела ваших мам. Расскажите, нарисуйте, какая она, чтобы я смогла её сразу узнать. Составление письменного, устного портрета мамы.

Какие слова мы говорили о маме, какая она?

Давайте их выпишем: Любимая, родная, добрая, милая, замечательная.

Подчеркнуть приставки.

Подчеркнуть мягкие слоги. Заметили ребята, что и мягкие слоги обозначают слова любви и надёжности, как мама.

Подчеркнуть приставки и предлоги.

Мини сочинение о маме.

(За)катилось солнышко (за)гору. (В)деревне стало темно. (За)качались деревья. (За)трещали сучья. (В)лесу (за)выли волки. Ребятишки (за)брались (на)печь и слушают, как мама (рас)сказывает сказку (про)упрямого козлика.  

Проверим, как записали текст. Объясните ход рассуждения. 
- Какой вывод можно сделать?

VII. Итог урока

Рефлексия собственной деятельности учащимися.

- А теперь подведём итог нашего урока. О чём шла речь на уроке?

Какую букву и звук повторили?

Как же пишутся приставки?

Как же пишутся приставки? А как предлоги?

- А теперь поделитесь своими впечатлениями об уроке. Закончите предложения:

Сегодня на уроке я узнал (а) …..

Я похвалил (а) бы себя ….

Я похвалил (а) бы своих одноклассников за ….

VIII. Домашнее задание (слайд №13)

Творческое задание по желанию: написать мини-сочинение о папе, при этом употребляя слова с предлогами и с приставками. Подчеркнуть мягкие слоги.

Использовались материалы при составлении урока:

http://nsportal.ru/shkola/stsenarii-prazdnikov/library/2015/01/27/stsenariy-den-materi

http://bebi.lv/poslovici/russkie-poslovitsy-i-pogovorki-o-mame-dlya-detey.html

Карточка №1

Списать предложение, найти и подчеркнуть букву М, записать ещё 4 слова с буквой М.

Мама мыла Мишу.

Карточка №2

Даны слова, подчеркни мягкие слоги.

Лук-люк, мыл-мял, род-ряд, выл-вёл, выдра-вёдра.

Карточка №3

Дружим буквы. Запиши слоги и прочитай их.

и у

ы М а

я о

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Как Вы всю эту раскладку успеваете реализовывать, притом постоянно? Адский труд.

30 March 2016

Я работаю уже не первый год, конечно трудно было сначала, а теперь как-то легче, потому что эта работа проходит в системе, да и ребятишки молодцы когда подборку заданий делаю для каждого им нравится, так как они справляются с заданиями, да и в основном работаю в сказкотерапии и им интересно и мне и материал усваивают лучше)))))

31 March 2016