Урок русского языка для детей с ОВЗ по темам «Правописание приставок» (5, 6 класс) и «Правописание приставок и предлогов» (7 класс)
Урок русского языка для детей с ОВЗ (легкая и умеренная умственная отсталость) по темам: «Правописание приставок» (5,6 класс) и «Правописание приставок и предлогов» ( 7 класс).
Учитель: Баталова Светлана Николаевна
Урок составлен по адаптированным программам для детей с ОВЗ
В классе обучаются учащиеся 5,6,7 классов. В 5 классе – 1 ученик с легкой умственной отсталостью, в 6 классе – 3 ученика, из них 2 ученика с легкой умственной отсталостью и 1 ученик с умеренной умственной отсталостью, (не знает букв, не умеет читать и писать, поэтому по тематике идет изучение букв и звуков), в 7 классе – 5 учеников, из них 3 ученика с легкой умственной отсталостью и 2 ученика с умеренной умственной отсталостью (задания облегчены). Тема урока у всех классов одинакова, но для каждого класса идет с усложнением, для разной категории умственной отсталости задания на уроке даны дифференцировано.
Урок русского языка для детей с ОВЗ |
|||||||||
5 класс |
6 класс |
7 класс |
|||||||
Тема: Правописание приставок. |
Тема: Правописание приставок. |
Тема: Правописание приставок и предлогов. |
|||||||
Цель: закрепление знаний по теме правописание приставок. |
Цель: закрепление знаний по теме правописание приставок. |
Цель: закрепление знаний по теме правописание приставок и предлогов. |
|||||||
Задачи: - коррекционно-образовательные: развивать умение находить приставки и правильно их записывать, закрепить знания по разбору слов по составу, по разбору предложения. - коррекционно-развивающие: развивать связную речь; обогащать словарный запас; развивать умение работать индивидуально; - коррекционно-воспитывающие: развивать самостоятельность, воспитывать аккуратность, дисциплинированность, интерес к предмету. Воспитывать доброжелательное отношение к маме, уважение к старшему поколению, воспитывать уважение к семейным традициям и ценностям. |
Задачи: - коррекционно-образовательные: закрепить понятия о букве и звуке М, развивать умение находить приставки и правильно их записывать; закрепить знания по разбору слов по составу, по определению рода имён существительных по разбору предложения; - коррекционно-развивающие: развивать связную речь; обогащать словарный запас; развивать умение работать индивидуально; - коррекционно-воспитывающие: развивать самостоятельность, воспитывать аккуратность, дисциплинированность, интерес к предмету. Воспитывать доброжелательное отношение к маме, уважение к старшему поколению, воспитывать уважение к семейным традициям и ценностям. |
Задачи: - коррекционно-образовательные: развивать умение различать предлоги и приставки, находить их и правильно записывать; закрепить знания по определению рода имён существительных, по разбору слов по составу, разбору предложения; - коррекционно-развивающие: развивать связную речь; обогащать словарный запас; развивать умение работать индивидуально; - коррекционно-воспитывающие: развивать самостоятельность, воспитывать аккуратность, дисциплинированность, интерес к предмету. Воспитывать доброжелательное отношение к маме, уважение к старшему поколению, воспитывать уважение к семейным традициям и ценностям.
|
|||||||
Ход урока |
|||||||||
I.Психологический настрой на урок. Закрыли глазки и представили, что мы с вами поехали на выходные, на турбазу, что нам мы возьмём с собой? (на доске картинки: шапка, куртка, лыжи, коньки, мяч, лиса, и т.д. Что лишнее? Почему? Что это за слова? На какие 2 группы их можно разделить. По одному определяют род у существительных. Чем мы будем там заниматься? (отдыхать, кататься на лыжах, играть в снежки…) Прошли выходные. Кого вам захочется увидеть больше всего на свете? Маму. Открывается запись на доске: Сколько звезд на ясном небе! Сколько колосков в полях! Сколько песенок y птицы! Сколько листьев на ветвях! Только солнце - одно на свете. Только мама - одна на свете. А почему мы с вами заговорили о маме? Какое сегодня число? Мы с вами знаем, что 27 ноября приближается праздник, посвящённый Дню Матери. II. Чистописание. Давайте пропишем красиво букву: М (Работа над буквой – ученик с умеренной у.о.) Что можно сказать об этой букве? (согл, звонк.) Составим слова с буквой М. Мама, Маша, милая, минута, магазин, море….. Разбор слов, что обозначают эти слова? Какие слова можно объединить вместе? Почему? Составление предложения. Разбор предложения. Мама сварила на обед вкусный суп с рисом. Разбор предложения. (пов, рас, прост) О ком говорится в предложении? Это…(подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения) Нарисовать схему. (У доски выполняет ученик) |
|||||||||
Ребята, скажите, в слове сварила, С чем является? (приставкой). Подчеркнуть приставку в слове. Придумать своё слово с этой приставкой и записать в тетрадь. |
ученик с умеренной у.о. Запись слов с карточки. Мама мыла Мишу. Найти М подчеркнуть и записать ещё 4 слова с буквой М. |
Ребята, скажите, в слове сварила, С чем является? (приставкой). Ребята, скажите, а почему слово С пишется отдельно? (предлог). |
|||||||
Вар, сварила, разваренный. Разбор по составу. Вывод: закончи Приставка – это….. |
|||||||||
III. Сообщение темы урока Сегодня, мы с вами закрепим наши знания о правописании предлогов и приставок, вспомним, какие буквы указывают на мягкость согласного, повторим букву и звук (м). |
|||||||||
Словарно-орфографическая работа. (До)ехал, (от)бежала, (с)ходили, (пере)шёл, (с)летела, (за)прыгнул – Внимательно прочитайте написанные словосочетания. На какие две группы можно разделить находящиеся в них слова? Назовите слова с приставками. Повторение правил. – Что такое приставка и для чего она служит? (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.) – Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем на письме не разделяется, пишется слитно.) – Как найти приставку в слове? Обоснуйте свой ответ. (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой: – ехал, приехал; отбежал – бежал, подбежал и т. д.) Повторите хором; про себя.
|
Работа по карточке: Даны слова, подчеркни мягкие слоги: лук-люк, мыл-мял, род-ряд, выл-вёл, выдра-вёдра. |
Словарно-орфографическая работа. (До)ехал, (до) мамы, (от)бежала, (от)мамы, (с)ходили,(с)мамой – Внимательно прочитайте написанные словосочетания. На какие две группы можно разделить находящиеся в них слова? Назовите слова с приставками. Повторение правил. – Что такое приставка и для чего она служит? (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.) – Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем на письме не разделяется, пишется слитно.) – Как найти приставку в слове? Обоснуйте свой ответ. (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой: – ехал, приехал; отбежал – бежал, подбежал и т. д.) – Прочитайте в словосочетаниях слова с предлогами. ((до) мамы, (от) мамы, (с)мамой .) – Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог – это слово, которое служит для связи слов в предложении.) – Как пишется предлог с другими словами? (Предлог с другими словами пишется раздельно.) – Попытайтесь между предлогом и следующим за ним, словом вставить вопрос или другое слово. (До (кого?) мамы, до моей мамы От (кого?) мамы, от любимой мамы С (кем?) мамой, с заботливой мамой) – Что же надо сделать, чтобы не ошибиться в написании предлога? (Надо между предлогом и словом поставить вопрос или другое слово.) Слова какой части речи вы записали с приставками? (Глаголы) Запомните! С глаголами предлоги никогда не употребляются. Повторите хором; про себя. |
|||||||
V. Физминутка Гимнастика для глаз (упражнение вверх - вниз, влево - вправо, круговые вращения). Двигательная разминка (игра в снежки). Разминка для пальчиков. |
|||||||||
VI.Закрепление |
|||||||||
Работа по учебнику Стр.25 № 58
|
Слова на доске: за,на,до,под ПИЛИТЬ Выделить приставку в образованных словах. Какие получились слова? Выделить корень. Одинаково ли значение новых слов? Слова, какой части речи вы записали с приставками? (Глаголы) Запомните! С глаголами предлоги никогда не употребляются. Работа по учебнику стр. 18 № 28 |
Дружим буквы. М(а,я,и,у,ы,е,о) Запиши слоги и прочитай их. Какие слова можно составить с этими слогами. |
Работа по учебнику Стр.16 № 31 Самостоятельная работа детей, на доске запись. Списать и правильно раскрыть скобки. Дети выходят к доске и исправляют как нужно правильно записывать этот текст. Моя мама лучшая (на)свете Она мне как солнце (в)жизни светит. Мама самый лучший (в)мире друг. Как люблю тепло её я рук. |
||||||
Вывод: Почему написали эти слова раздельно? Прочитав эти строки, что вы сейчас почувствовали? А как ваша мама бы отнеслась к этим словам, если бы вы ей сейчас их сказали? Почему? |
|||||||||
Творческая работа детей (устно). 1) Пословицы о маме Работа с пословицами, разбор пословиц, найти предлоги и приставки, выпиши слова с буквой М: Без матушки родной и цветы не растут. Сердце матери лучше солнца греет. Материнская рука на ласку, что пух, мягка. Материнская забота на дне моря спасет. При солнышке тепло, при матушке добро. Вывод: Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Предлог – это слово, которое служит для связи слов в предложении. |
|||||||||
2)Мини рисуночный или письменный портрет мамы. Назови полное имя и отчество твоей мамы? Где работает твоя мама? Кем она работает? Чем занимается мама дома? Как ты думаешь: трудно быть мамой? Ты любишь свою маму? Как ты проявляешь свою любовь? Как ты поступаешь, если: Мама устала; Маме нездоровится? И действительно ведь мама у всех на свете одна. И именно она делает всё для того, чтобы мы были счастливы. К ней мы идём со своими проблемами. Она всегда всё поймёт, утешит и обнадёжит. Сколько бы мы ни говорили о маме – этого будет мало. «Представьте себе, что я никогда не видела ваших мам. Расскажите, нарисуйте, какая она, чтобы я смогла её сразу узнать. Составление письменного, устного портрета мамы. Какие слова мы говорили о маме, какая она? Давайте их выпишем: Любимая, родная, добрая, милая, замечательная. |
|||||||||
Подчеркнуть приставки. |
Подчеркнуть мягкие слоги. Заметили ребята, что и мягкие слоги обозначают слова любви и надёжности, как мама. |
Подчеркнуть приставки и предлоги. |
|||||||
Мини сочинение о маме. |
(За)катилось солнышко (за)гору. (В)деревне стало темно. (За)качались деревья. (За)трещали сучья. (В)лесу (за)выли волки. Ребятишки (за)брались (на)печь и слушают, как мама (рас)сказывает сказку (про)упрямого козлика.
– Проверим, как записали текст. Объясните ход рассуждения. |
||||||||
VII. Итог урока Рефлексия собственной деятельности учащимися. - А теперь подведём итог нашего урока. О чём шла речь на уроке? |
|||||||||
Какую букву и звук повторили? Как же пишутся приставки? Как же пишутся приставки? А как предлоги? |
|||||||||
- А теперь поделитесь своими впечатлениями об уроке. Закончите предложения: Сегодня на уроке я узнал (а) ….. Я похвалил (а) бы себя …. Я похвалил (а) бы своих одноклассников за …. |
|||||||||
VIII. Домашнее задание (слайд №13) Творческое задание по желанию: написать мини-сочинение о папе, при этом употребляя слова с предлогами и с приставками. Подчеркнуть мягкие слоги. |
Использовались материалы при составлении урока:
http://nsportal.ru/shkola/stsenarii-prazdnikov/library/2015/01/27/stsenariy-den-materi
http://bebi.lv/poslovici/russkie-poslovitsy-i-pogovorki-o-mame-dlya-detey.html
Карточка №1
Списать предложение, найти и подчеркнуть букву М, записать ещё 4 слова с буквой М.
Мама мыла Мишу.
Карточка №2
Даны слова, подчеркни мягкие слоги.
Лук-люк, мыл-мял, род-ряд, выл-вёл, выдра-вёдра.
Карточка №3
Дружим буквы. Запиши слоги и прочитай их.
и у
ы М а
я о
Федорова Людмила Ивановна
Баталова Светлана Николаевна