Урок русского языка во 2 классе «Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным»
Тема: Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным.
Цели урока: развивать умение различать в корне слова парный согласный, написание которого надо проверять, сопоставлять его звучание в сильной и слабой позиции для согласных в слове. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова или перед другим согласным в корне; находить в словах букву, обозначающую парный по глухости-звонкости согласный звук; подбирать слова с парным по глухости –звонкости согласным звуком на конце слова.
Планируемые результаты.
Предметные:
*различать парные по глухости –звонкости согласные звуки;
*соотносить произношение и обозначение буквой парного по глухости –звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным;
*определять словарные слова с парным по глухости –звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным в корне
Метапредметные:
*принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
*осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
* вырабатывать критерии оценки своей работы и других;
Личностные:
*осознавать роль языка и речи в жизни;
*чувствовать красоту и выразительность речи
Ресурсы урока: учебник Русский язык часть 2 «Просвещение»2016г. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий; учебная доска ,тетрадь.
Ход урока
1.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
Вот и начался урок!
Ты проверь дружок,
В порядке твои -книжка и тетрадка?
2.Проверка домашнего задания в тетрадях. Запись даты урока в тетрадь.
3.Чистописание (прописать одну строку).
- Кто внимательный? Найдите одинаковый звук в словах: помидор, дверь, солдат, ведро, гвоздика. Какой буквой он обозначается? (Д, д.)
-Чистоговорка.
Ду-до-да-гудят провода.
4.Словарный диктант (Письмо с комментированием и подбором проверочного слова для парной согласной на конце слова. Поставить ударение, разделить слова на слоги)
Медведь, огород, город, обед, парад тетрадь, запад, верблюд, завод, народ.
-На какие две группы можно разделить эти слова? (На одушевленные и неодушевленные предметы)
-Что общего в этих словах? (В конце каждого слова мы написали букву –д)
-А какой звук мы слышим на конце каждого слова? (-т)
-Какое правило мы здесь наблюдаем? (Парный по звонкости –глухости согласный на конце слова)
5.Актуализация знаний
-Воспроизведение знаний о парных по глухости-звонкости согласных.
6.Целепологание
Тема нашего урока «Звонкие и глухие согласные звуки».
-Определите учебную задачу нашего урока (Правописание слов с парным по глухости –звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным.)
-Вставьте пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.
Кру (г) – Эта(ж)-
Пля (ж) - Шар(ф)-
Дроз (д)- Лебе(д)ь-
Сторо(ж)- Стол(б)-
7.Физминутка.
«Медвежата»
Медвежата в чаще жили,
Головой они кружили,
Вот так, вот так,
(Круговые движения головой вправо-влево.)
Головой своей крутили
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так,
(Пружинисто сгибать и разгибать руки.)
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили.
(Ходьба на месте, раскачиваясь из стороны в сторону.)
И из речки воду пили,
Вот так, вот так,
(Наклоны вперед, руки внизу. )
И из речки воду пили.
А потом они плясали,
(Присядку. Прыжки на одной ноге.)
К солнцу лапы поднимали.
Вот так вот так,
(Руки вперед, вверх, в стороны, вниз.)
К солнцу лапы поднимали.
8.Работа по теме урока.
-Комментированное письмо. (Работа с пословицами. Проверка написания парного по глухости –звонкости согласного в середине слова.)
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
Рыбка мелка, да уха сладка.
Огород –для семьи доход.
9.Работа по учебнику. Обобщение изучаемого на уроке.
-Стр.18.упр 29. (УСТНО.) Наблюдение за произношением парных согласных звуков, когда они находятся в конце слова. Выполнение заданий упражнения.
-Чтение рубрики «Сведения о языке» (учебник стр. 20.)
10.Самостоятельная работа. Графический диктант. (Запись буквы обозначающей парный по глухости –звонкости согласный звук на конце слова.)
-Отгадай.
***
В лесу зимой холодной
Ходит злой голодный.
Зубами- щелк.
Это серый (волк).
***
На носу зверь носит рог,
А зовется (носорог).
***
Вот так ноги, вот так шея!
Не видали мы длиннее!
Словно вышка между трав,
Возвышается (жираф).
***
Клюв крестом, рогаткой хвост.
Зимой птенцов выводит(клест).
***
Шубка –иголки,
свернется он-колкий,
Рукой не возьмешь.
Кто это? (Еж.)
***
То назад, то вперед.
Ходит, бродит пароход.
Остановишь –горе.
Продырявит море. (Удод)
***
Наплетет, наплетет,
Сядет и добычу ждет. (Паук.)
(к, г, ф, т, ж, д, к)
Способ проверки: взаимопроверка, фронтальный опрос.
-Отгадай шарады.
Со звонкой на конце он значит
Примерно то же, что «не стар».
С глухой – по наковальне скачет,
Звенит в ушах его удар. (Молод-молот.)
11. Домашнее задание.
Учебник стр.20. упр. 32.
12.Подведение итогов урока.
-Какие согласные называются звонкими? Приведите примеры (Согласные звуки, которые произносятся с голосом и шумом.).
-Какие согласные называются глухими? Приведите примеры. ( Согласные ,которые произносятся без голоса, только с шумом.)