12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тараканова Марина Анатольевна327
Россия, Ивановская обл., Кинешма
1

Урок «Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в конце слова и перед согласными»


  • Парные согласные.
    NOTEBOOK / 69.94 Мб
  •  

    Урок    по теме

    «ПРАВОПИСАНИЕ   СЛОВ   С ПАРНЫМИ   ЗВОНКИМИ   И  ГЛУХИМИ  СОГЛАСНЫМИ   В КОНЦЕ СЛОВА И ПЕРЕД СОГЛАСНЫМИ».

    q Тип урока: урок развития умений и навыков.

    q Цель: сформировать ценностное  отношение к совместной познавательной деятельности по определению   парного согласного звука на конце слова и перед согласными 

    q Задачи:

    -         актуализировать знания о парных согласных

    -         организовать деятельность по выбору  способа проверки  парного согласного на конце слова и перед согласным.

    q Материально-техническое обеспечение: учебник русского языка Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной,  проектор, ПК,  карточки для групповой работы; карточки с разноуровневыми заданиями

    q Методы и формы обучения: словесный, наглядный практический; фронтальная, индивидуальная, групповая.

    q Образовательные ресурсы: Русский язык 3 класс. Поурочные разработки по русскому языку к УМК «Школа России.

     

    Прогнозируемые результаты

    Предметные: обобщить ЗУН о проверке слов с парными согласными в корне слова; совершенствовать умения распознавать и обнаруживать орфограммы слабых позиций и проверять их; научить применять полученные знания на практике на основе выработки алгоритма действий при обозначении согласных звуков буквами.

    Метапредметные: развивать умение анализировать, обобщать, формулировать вывод, систематизировать учебный материал; обогащать  словарный запас учащихся, развивать речь; находить способы решения проблем творческого и поискового характера; развивать  умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результатов; показать красоту природы осени, музыки;

     развивать интерес к русскому языку и русской литературе.

    Личностные: воспитывать навыки сотрудничества, уважения к иному мнению, развитие самостоятельности и личной ответственности, навыки самопроверки, взаимопроверки.                                   

       

                                                                                                   Эпиграф:                            

    Опять дожди, опять туманы,

    И листопад, и голый лес,

    И потемневшие поляны,

    И низкий свод небес. 

                     

                                                                                                         С.Т. Аксаков

                                                                                                                                                                                 

    Технология проведения

    У,

    рока-смарт

     

    Деятельность

    ученика

    Деятельность

    учителя

    Обучающие и развивающие задания каждого этапа

     

    Диагностирующие задания каждого этапа

     

     

    1 этап.  Организационный момент.

    Цель - активизация учащихся.

     Личностные  УУД: Самооценка готовности к уроку.  Метапредметные  УУД:  Учебно-познавательный интерес, организация рабочего места

        

    Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

    Настраивать детей на активную работу.

    На каждом этапе знакомить с картинами русских художников, на которых изображена осень.

    1 этап.  Организационный момент.

    Прозвенел для нас звонок  -

    Начинается урок.

    К нам без опоздания 

    Приходи, старание. 

    Помоги нам потрудиться:

    Мы пришли сюда  учиться.

     Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласных букв. Затем сядут те, чьё имя начинается с согласного твёрдого звука, затем – с согласного мягкого звука.

    Поделись улыбкою своей.- Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне. Ваше настроение передайте в лицах, нарисуйте свою улыбку.Улыбка может  согреть других теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить вам настроение. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. И с хорошим настроением начинаем урок.

    Гимнастика для рук.

    Сильно протираем руки. Наши руки тёплые, тепло рук передаём друг другу. А это означает, что мы передали друг другу тепло души.

     

    1 этап.  Организационный момент.

    .

    ( слайд  3)

    Звучит музыка Чайковского « Осень»

         ( слайд 4)Работа с эпиграфом урока:

    – Какое время года сейчас идёт? Что можно про это время года  сказать?....
    Отвечают дети- (красивые деревья, листья кружатся, природа кажется нарядной и яркой..и т.д.

    - А ведь и осень совсем не скучна. Давайте попробуем совершить путешествие в осень? И помогать нам в этом будут живопись, стихи и музыка

     

     

    2 этап. Актуализация знаний.

    Цель –  актуализировать знания о  парных согласных

    Личностные УУД :  ЦО к умению видеть и признавать свои ошибки.

    Метапредметные    УУД :  умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.

    Предметные  УУД :  знания о  парных согласных

     

    Работать с информацией, данной на доске.

     

    Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

     

     

    Работают со звуковыми схемами словарных слов. Проверяют работу по эталону и оценивают себя в листе самооценки

     

    Организовать фронтальную работу по написанию букв, и слов.

    показать учащимся способ проверки с парным согласным на конце,

    включить учащихся

    в обсуждение проблемных вопросов.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2 этап. Актуализация знаний.

     Чистописание.

    З,с,в,ф,д,т,ж,ш,г,к

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Словарная работа

     Задание. Записать звуковую схему слов  -погодка, огород, берёзка, дождь, вдруг.                          

    Какое слово не является словарным? (дождь)

    На какое  правило ещё все эти слова?

     

     

     

    - Как вы думаете,  какова тема нашего сегодняшнего урока?  (Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в конце слова и перед согласными) 

     

    2 этап. Актуализация знаний.

    - Начнём урок с чистописания.

    - Почему в чистописании мы написали эти буквы, как вы думаете? (Они обозначают парные согласные звуки и составляют одну пару по глухости /звонкости. Буква з –всегда звонкий звук, а с – всегда глухой)(Слайд 10).

     

    Познавательные УУД

     

    3 этап. Изучение нового материала.

     

    Цель – Познакомить учащихся со способом проверки парных согласных в корне слова.

    ПР: Уметь подбирать проверочные слова с парным согласным в корне слова.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    4 этап.

    Первичное закрепление УУД

    Цель: сформировать умение применять полученные знания на практике, выработать способ проверки парного согласного в слове.

    Личностные УУД :   умение выбирать действия по достижению цели

    Метапредметные  УУД :  приобретение способа действий по достижению целей; умение работать самостоятельно

    Предметные  УУД :  умение применять знания на практике

     

     

     

    5 этап.

    Физкультминутка

     

     

     

     

    Участвовать в исследовательской практической работе  по изучению  способа проверки парных согласных в корне слова.

     

     

    Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать  в группе).

     

    Оценивать правильность выполнения заданий.

     

    Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

     

     

     

     

     

     

     

    Находить слова -проверяемые и проверочные

     

     

     

     

     

     

     

     

    Размещать слова в нужный водоворот: проверяемые и проверочные.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Выполнять движения вместе с героем интерактивной доски.

    Организовать практическую исследовательскую работу по изучению способа проверки парных согласных в конце слова и перед согласными.

     

     

    Организовать работу  в группах

    обеспечить

    контроль

    за выполнением

    задания.

     

    Включить учащихся

    в обсуждение проблемных вопросов

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Организовать фронтальную работу, выполняя задания.

     

     

     

     

    .

    3 этап. Изучение нового материала.

    - Ребята, вы знаете,  как проверить слова с парным согласным в словах.

    Учитель открывает запись темы на доске.

    - Чтобы ответить на поставленный вопрос, предлагаю вам стать исследователями. Это значит надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда найдем правильный ответ на вопрос как разными способами можно проверить парный согласный в слове.

    Алгоритм проверки парного согласного в словах:

    (Слайд 12)

    Составить алгоритм и правило проверки парных согласных в слове.

    Проверка                          (слайд 13-14)

     

    https://fs00.infourok.ru/images/doc/135/157068/img9.jpg

     

    /data/files/f1487938267.docx (карточки с заданиями группе)

     

     

     

    4 этап. Первичное закрепление

     

    Отработка алгоритма проверки парного согласного  в словах.

     

     

     «Порисуем»    ( работа с интерактивной доской)                  (Слайд 15).

    Мы с вами знаем, какая осень у нас художница, давайте порисуем. ( Найти проверочные слова к заданным)

     

    Игра « Водоворот» (Слайд 16).

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    5 этап.

    Физкультминутка. (интерактивная физпауза)

                                                             (Слайд 17)

    3 этап. Изучение нового материала.

     

    Практическая работа в группе:

     Каждая группа получает задание. (приложение)

    Личностные УУД

    Регулятивные УУД

    Познавательные УУД

    Коммуникативные УУД

     

     

    .                         

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    4 этап. Первичное закрепление

    Послушайте стихотворение.

     Чтоб меньше было случаев неясных
    И чтоб ответов не было плохих
    Прислушайтесь к звучанию согласных
    Чтобы не путать звонких и глухих
    Глухие звуки это непоседы,
    Они спокойно не желают жить
    Они стремятся звонкого соседа
    Во чтобы то ни стало заглушить.

     

     

     

     

     

    5 этап. Физкультминутка

     

    Личностные УУД

    Регулятивные УУД

    Познавательные УУД

    Коммуникативные УУД

     

     

    6 этап. Закрепление изученного.

     

    Цель – Научиться распознавать слова с парным согласным в корне слова.

     ПР: уметь правильно писать слова с парным согласным в конце слова и перед согласным.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Работать с информацией, представленной виде текста, в котором есть ошибки на заданное правило.

     

    Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).

    Проверка  по эталону                                                (лист самопроверки)

     

     

    Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

    Организовать работу класса, обеспечить

    контроль

    за выполнением

    задания.

     

    Организовать фронтальную работу.

    Включить учащихся

    в обсуждение проблемных вопросов.

     

    6 этап. Закрепление изученного.

     1.Самостоятельная работа.

     

                                                                                   (слайд 18)

    Найти ошибки и записать правильно

    Ночью  ударил  сильный  морос.  Он  сковал  летком  реки.  Подул  реский  ветер.  Холодно  стало  дупкам  и  берёскам.

     

    (слайд 19)                          

    Осень нам дарит много разных плодов. Какие же плоды она нам дарит?

    Работа с загадками:                       (слайд  20и 21)

    Появляется стихотворение о грибах. Списать стихотворение, вставляя пропущенные буквы. Красная шля...ка, на шля...ке горо...ки,

    Короткая ю...ка на беленькой но...ке.

    Всем людям известно уже с давних пор,

        Что ядом наполнен гри… мухомор.

    Какие грибы дарит осень? Какие съедобные грибы знаем с парным согласным?

    Волнушка, груздь, подберёзовик, моховик, дождевик, сыроежка

     

    6 этап. Закрепление изученного.

     

     

     

    Звучит музыка осени.

     

     

     

     

    Работа в   тетради  (самостоятельная работа)

     

    Регулятивные УУД

    Познавательные УУД

    Коммуникативные УУД

     

    7. Контроль и оценка                                                   (слайд 22,23)

     Цель:  сформировать  чувство  самоконтроля и самооценки собственной деятельности

    Личностные УУД : положительное отношение к проделанной работе.

    Метапредметные УУД:  умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

    Предметные  УУД :  предлагает вспомнить критерии оценивания, дает время для самооценки, выслушивает результаты

    Работать с  пультами,

      Уметь находить

       правильный вариант

       ответа на заданный

       вопрос.

     

    Дети работают с

       пультами. В конце

        проверка. Дети

       ставят себе оценку

      в лист самооценки.

    Организовать фронтальную работу.

    Включить учащихся тестовую

    в работу.

    /data/files/w1487938394.docx (тест) 

     

    Учитель и дети работают с интерактивной доской

    7.Контроль и оценка                                                   

    Тестирование.

    Регулятивные УУД

    Познавательные УУД

    Коммуникативные УУД

     

     

     

     

     

    8. Итог урока. Рефлексия деятельности.

    Цель: развивать рефлексивные умения. Создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке. 

     

    Личностные УУД :  Осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

    Метапредметные  УУД :     умение сравнивать, делать выводы;

     Предметные  УУД :  применение новых знаний в жизненных ситуациях.

     

     

     

    Оценивать свой труд на уроке,  выбирать плоды, цветы, или листья, перемещать их в корзину на интерактивной доске.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Учащиеся дарят своим гостям улыбки и яблоки.

     

    Организовать рефлексивную работу.

     

    8. Итог урока. Рефлексия деятельности.

     Мы с вами сегодня побывали в осеннем лесу, говорили о том, что нам осень приносит, какие плоды нам дарит.  А какие плоды знаний у нас после сегодняшней встречи. Что вы сегодня узнали, над чем работали?

         Плоды- урок хороший, плодотворный.

         Цветы- неплохо поработали, нужно ещё потрудиться.

          Листья – урок бесполезный, работали плохо.

     

                                                    (Слайд 25).

    Домашнее задание: (слайд 26)

     Разноуровневые задания ( дети сами выбирают себе задание по силам)

    Конверт - 1 уровень- задание несложное

    Конверт- 2 уровень - задание средней сложности

    Конверт -3 уровень -  творческое задание

     

     Так как на уроке у нас поспели плоды, осень дарит вам плоды яблони. (приз-корзина яблок)

     

    8. Итог урока. Рефлексия деятельности.

     

     

     

    Личностные УУД

    Регулятивные УУД

    Познавательные УУД

    Коммуникативные УУД

     

     

     

     

     

     

     

                 

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

                                                                                                              Приложение:

    1 ГРУППА

    Измени слово по правилу и сделайте вывод: каким способом можно проверить парный согласный в слове.

    Луг -      (много) лугов

    Сад-     (много)    ..

    Враг-     (много)..

     Снег –   (много)..

    Мороз – (много)..

    Дрозд-   (много)…

    Вывод:   Чтобы проверить парный согласный, нужно__________________

    ________________________________________________________________

    2 ГРУППА

    Измени слово по правилу и сделайте вывод: каким способом можно проверить парный согласный в слове.

    дубки - дубочки,

    ложка –ложечки

    тетрадь-

    коробка-

    морковь-

    грибки-

    Вывод:   Чтобы проверить парный согласный, нужно_________

    ___________________________________________________________________

    3 ГРУППА

    Измени слово по правилу и сделайте вывод: каким способом можно проверить парный согласный в слове.

    дуб -  (нет) дуба

    тетрадь- (нет)

    морковь- (нет)

    гриб- (нет)

    остров-(нет)

    сад-(нет)

    ложка-(нет)

    Вывод:   Чтобы проверить парный согласный, нужно_________

    ___________________________________________________________________

    4 ГРУППА

    Измени слово по правилу и сделайте вывод: каким способом можно проверить парный согласный в слове.

    головка-  головной

    тетрадь- тетрадный

    морковь-

    гриб-

    род-

    тетрадь-             Вывод:   Чтобы проверить парный согласный, нужно__________________________________________________________

     

    Тест

    1.Как проверить слова с парными согласными в корне?

    а) подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук.

    б) прочитать слово по слогам, а затем написать.

    в) подчеркнуть букву, которую нужно проверить.

    г) поставить ударение и подумать.

     

    2.  Найди ошибку.

          а) з – с

         б)  г – к

          в) ж – ш

          г) н – м

     

    3.  Найди ошибку в подборе проверочных слов.

          а) гру(з, с) – грузило, грузить, грузы

          б) уло(в, ф) – ловить, уловом, лов, ловушка.

          в)  горо(д, т) – города, городок, городище.

          г) гла(д, т)кий – гладить, гладенький, погладить.

     

    4. Какое слово здесь лишнее (по теме)?

    а) зарядка

    б) мороз

    в) сугроб

    г) собака

     

    5. В каком ряду  во  всех  словах  пропущена   буква   В?

    а) тра(в, ф)ка, морко(в, ф)ка, голо(в, ф)ка, жира(в, ф).

    б) шка(в, ф), канна(в, ф)ка, шар(в, ф), подгото(в, ф)ка.

    в) зимо(в, ф)ка, спла(в, ф), ло(в, ф)кий, Дуро(в, ф).

    г) обу(в, ф)ь, ту(в, ф)ли, кро(в, ф)ь, о(в, ф)ца.

     

    6. В каком предложении допущена ошибка?

    а) Волк опустил в прорубь свой хвост.

    б) Рыбка мелка, да уха сладка.

    в) Глеб Рыбкин упал в сугроб.

    г) Прохожие ропко ступают по скользким дорожкам.

     


     
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.