Урок по русскому языку во 2 классе по теме: «Правописание парных согласных на конце слов»
Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме: «Правописание парных согласных на конце слов»
Цель: систематизировать знания учащихся о способах проверки парных согласных на конце слов.
Планируемые результаты:
Предметные: совершенствовать умения правильно обозначать согласные звуки буквами, сопоставлять произношение звуков и написание букв;
обобщить знания о различных способах проверки парных согласных на конце слов.
Метапредметные: создавать условия для высказывания аргументированного мнения; определять учебные задачи урока, используя стратегию «Вопросительные слова»; развивать орфографическую зоркость; развивать мыслительные операции и письменную речь учащихся; развивать умение обобщать полученную информацию.
Личностные: способствовать воспитанию чувства коллективизма, товарищества через организацию работы в четверках, парах; воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка.
Учебно-методическое обеспечение и ресурсы: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, карточки для самостоятельной работы, учебник «Русский язык», 2 класс, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В..
Ход урока
Организационный момент
Необычный день у нас, ждёт гостей сегодня класс.
Сядьте, пожалуйста, те дети, чье имя начинается с гласного звука. А сейчас те, чье имя начинается с согласного.
Разминка пальчиков
Внимание, девочки! Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши руки, приготовьте пальчики!
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать,
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать!
Идет по парте человек…
Переставляет ножки,
А если ножки смотрят вверх,
То получились рожки.
Минутка чистописания.
Условия поиска букв на доске: бпл вфл гкл дтл
-Продолжите закономерность, запишите все соединения в тетрадь.
Самое удачное, правильно написанное соединение подчеркните зеленой ручкой.
-Прочитайте соединения звуками.
- Что можно сказать про согласные, стоящие первыми в соединениях? (парные по звонкости – глухости). Сформулируйте тему урока.
Формулирование темы урока.
-Задайте вопросы по теме урока
-На какие вопросы вы уже можете ответить?
Обобщение учителем целей, поставленных детьми.
- Сегодня мы закрепляем способы проверки парных согласных на конце слов, систематизируем свои знания по теме.
А чтобы достичь этих целей мы должны быть… Продолжите мое предложение.
(дружными, внимательными, сообразительными, послушными, наблюдательными, слушать товарищей, не перебивать их …)
Так как у нас урок обобщения, предлагаю путешествие в страну Парных согласных. Средство передвижения - поезд (рисунок).
-Отправляемся??
1 остановка – город ЗАПОМИНАЙ-КА
Зрительный диктант.
Будь здоров.
Свой хлеб сытнее.
Людей сближает улыбка.
Оцените себя.
-Найдите слова с орфограммой, которую изучаем, подчеркните ее.
Как считаете, какое слово из всех с данной орфограммой отличается от остальных? Чем? (улыбка – орфограмма не в конце слова, а в середине)
Выполним разбор его по составу. 1.Окончание. 2.Основа. 3.Подберите однокоренные слова, чтобы выделить корень. Какое из них будет являться проверочным? 4. Суффикс. Психологический настрой. – Давайте улыбнемся друг другу, чтобы хорошее настроение сохранилось до конца урока.
Отправляемся дальше.
ГОРОД ВСПОМИНАЙ – КА
-Давайте вспомним, в какой части слова может находиться парный согласный?
Приведите примеры.
Вспомним рифмованное правило.
Парные согласные самые опасные!
В слове ты их проверяй: рядом гласный подставляй!
- Что повторили в этом городе? (правило, как проверять парный согласный)
Двигаемся дальше.
Город ТРЕНИРУЙ – КА
Работа по вариантам
В тетрадь записать только пропущенные буквы. Время выполнения - 2 минуты.
Взаимопроверка. СЛАЙД
Поменяйтесь тетрадями. Поднимите руку, кто гордится своей работой?
Молодцы, я тоже горжусь вами!
-Что отрабатывали в этом городе? (тренировались подбирать проверочные слова и правильно вставлять пропущенный парный согласный)
Двигаемся дальше, остановка в городе ИСПРАВЛЯЙ – КА
На доске написаны слова:
мАркоФка
мИдвеТь
ягАТка
Запишите исправленные слова, подчеркните орфограммы.
Давайте проверим, прочитайте орфографическим чтением по рядам.
-Что объединяет все слова? (существительные, нарицательные, словарные слова)
-Какое слово, по вашему мнению, лишнее? Почему? (морковка - 3 слога, а в других два; медведь – одушевленное существительное, заканчивается на мягкий согласный, а не на гласный, безударная гласная И, а других - О; Ягодка – ударение падает не на 2 слог, а на первый; начинается с гласного.)
Проверьте написание, старание, оцените друг друга на ушко.
Отправляемся дальше. Город НАБЛЮДАЙ-КА
Интерактивная презентация.
На, тронулся, лёд, реке, весной.
-Что вы скажете про данную запись? (набор слов)
-Составьте предложение и грамотно запишите его в тетрадь. – Кто составит на доске?
-Как это «тронулся»?
-Выделим грамматическую основу.
Оцените себя за красивое и грамотное письмо.
Работа в паре. Продолжите предложение, чтобы получился маленький текст.
Молодцы, отлично потрудились. – Чем занимались в этом городе? (составляли предложение, работали над развитием речи, учились выделять главные члены предложения, узнали о медведях)
Отправляемся дальше путешествовать?
А по этому городу, по его улочкам сможет пройти самый внимательный. Попробуем вместе?
Город СООБРАЖАЙ-КА.
Игра «Перепутаница» (в качестве физминутки)
Если я называю существительные, то вы хлопаете в ладоши, а если глаголы, то приседаете.
Собака хрюкает. (исправляют сразу после движений)
Воробей мычит.
Лает ворона.
Каркает корова.
Медведь чирикает.
Стрекочет петух.
-Что можно сказать про существительные, которые услышали? (словарные, все одушевленные)
-На какие вопросы отвечают глаголы?
-Кто справился?
Отправляемся в новый город. ВЫПОЛНЯЙ-КА.
Откройте учебник на странице, номер которой будет являться последующим числом к числу 155. Прочитайте задание к упражнению, номер которого является предыдущим числом к числу 246.
-Кому непонятно задание?
Объясните, как будете выполнять домашнее задание.
Полетели! Город ПРОВЕРЯЙ-КА.
-Пододвиньте к себе рабочие листы. Вам необходимо за 2 минуты выполнить тест в 4 задания.
-Кто уверен в своих знаниях?
- Кто сомневается? (можно выполнить только те задания, которые по силам, и вы уверены, что справитесь с ними)
Тест
1. Обведи парные согласные.
б, р, с, х, д
2. Найди и подчеркни проверочное слово к слову дуб.
Дубок, дубки.
3. Поставь где нужно букву т.
Тор…, са…, кана…, пара…
4. Подчеркни «лишнее слово».
Лук, пилот, жар, лёд.
- Встаньте ребята, кому было легко выполнять задания. Молодцы!
ФАЗА РЕФЛЕКСИИ
Город СОЧИНЯЙ-КА
Работа в четверках.
Сочиняем синквейн по теме урока.
-О какой орфограмме сегодня шла речь на уроке? (парный согласный)
-На какие группы делятся парные согласные? (звонкий, глухой)
- Кто умеет определять, в какой части слова находится парный согласный?
-Кто считает, что научился проверять парный согласный на конце слова?
-Чем мы занимались в этом городе? (подводили итог урока)
- Как же надо проверять парный согласный в конце слова?
- Вот и закончилось наше путешествие.
- Кому было трудно?
- Кому было интересно?
- Вы славно потрудились! Я горжусь вами.
Много тайн русского языка нам предстоит еще открыть, главное не лениться!