12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена Маркина 25

Маркина Елена Михайловна  учитель истории и обществознания

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Чистопольская кадетская школа-интернат

имени Героя Советского Союза С. Е. Кузьмина»

 

 

Тема экскурсия по теме : « Православные и мусульманские святыни»

Ход урока.

I.Актуализация знаний учащихся.

Беседа у учащимися:

1. Назовите архитектурные сооружения в Чистополе, которые относятся к религиозным свяыням. ( Ответ: Никольский собор, Церковь, Мечеть “ Нур”).

2. Какую роль они сыграли в истории Чистополя?

 

II. Формирование новых знаний.

План урока:

1.Православные храмы города.

2.Утраченные, но не забыты.

3. Мусульманские святыни.

 

Учитель:

Небольшие старинные города. Есть в них какая-то задумчивая прелесть. По - деревенски тихи здесь окрашенные улочки, весной ветки сирени, рябины свисают через заборы. Особый колорит придают уникальные особняки XVIII-ХIX веков. Таков наш Чистополь. В последнее время наблюдается резкий всплеск интереса к истории своего края. Каждый человек (рано или поздно, осознает он это или нет) связан со своей малой родиной. Чтобы по-настоящему любить свой край, нужно знать его историю, бережно хранить свое великое прошлое. Мы с вами обратимся к истории нашего города, попытаемся представить ее посредством архитектурных сооружений, имеющих историческую и нравственную ценность. Охрана памятников культуры, архитектуры приобретает все больше значения. Их становится все меньше, а человек не может жить в пустоте. Все мы должны беречь и сохранять ту культурную среду, которую унаследовали от предков. В Чистополе существуют как православные так и мусульманские святыни. Цель нашего занятия дать представление об истории появления в Чистополе церквях, храмах и мечетях.

Группа 1 проводит экскурсию по теме « Православные святыни».

Используя презентацию, учащиеся группы рассказывают о православном Никольском соборе, кладбищенской Воскресенской церкви ( ныне Казанско-Богородицкая церковь). ( Приложение 1, Приложение 2).

Вопросы для повторения. ( Ответив правильно на вопрос, учащиеся получают бонусы)

1. На средства, каких купцов был построен Никольский собор? ( Григория Андреевича и Дмитрия Андреевича Поляковых в 1835 -1838 гг.)

2.С 1935 года по 1944 это здание по своему назначению не функционировало, там была устроена тюрьма. О каком здании идет речь? Когда, на чьи средства он был построен?

(Кладбищенская церковь-фильм и фотографии).

3. Какой памятник русского зодчества ранее предусматривалось построить при пересечении улиц Дворянской и Широкого. Когда. Где и на чьи средства он был построен? (Никольский собор-просмотр отрывка видеофильма и фотографий).

4. Основание и устройство, какого комплекса зданий связано с именами чистопольских купцов братьев Поляковых?

 

Учитель. Исстари земля русская славилась множеством православных храмов и монастырей. До октябрьского переворота в России насчитывалось 1105 мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин К началу XIX века в городе и уезде действовало 90 церквей и 144 мечети. К сожалению, история распорядилась так, что некоторые из них были разрушены в связи с событиями прихода к власти большевиков. Мы виртуально перенесемся в XIX век, узнаем какие храмы и какую роль они сыграли в истории Чистополя.


Группа 2 рассказывает об утраченных храмах: Спасской церкви, Красной церкви Успенском женском монастыре.

1. Спасская церковь. Первая построенная церковь в г. Чистополе, была деревянная. Её назвали в честь Архангела Михаила (нач. XVIII века), находилась она в центре старого городища. Пожар, случившийся в 90-х годах XVIII
века, уничтожил всю центральную, деревянную часть города. В этом пожаре сгорела и церковь, горожане решили выстроить новую, но немного выше от р. Камы. В 1804 г. рядом с этой церковью была построена еще одна – каменная Спасская церковь. (Приложение3).

2.Красная церковь. Строительство это началось в следующем 1900 г. и продолжалось до 1909года, полностью церковь была освящена в 1914 г. в честь Казанской иконы Божией Матери с двумя боковыми приделами. В строительстве этой церкви принимал участие, весь город, построена она была из красного кирпича и стала самой любимой церковью чистопольцев, в народе ее называли «Красной».

Она располагалась на самом высоком западном берегу Камы
среди липового леса и представляла чудный вид с реки для проплывающих

мимо пароходов. Храм варварски разрушен в 1929 году.
( Приложение 4).

3. Успенский женский монастырь.

Один из монастырей носил название Успенский, размещался в городе Чистополе и был основан в 1864 году как женская община. Обитель была построена на средства купцов Г.А. и Д.А. Поляковых и народные пожертвования, также в возведении монастыря участвовали И.Г. Стахеев и Агриппина Остолоповсая. Монастырь был воздвигнут на
северо-восточной окраине города, на высоком берегу реки Камы и должен быть «примером подвижнической жизни и трудолюбия, соединенных со смирением и послушанием, а также влиять на некрещеных татар, населяющих город Чистополь, раскольников, отступников от Православной Церкви». Монастырь включал комплекс кирпичных и деревянных построек, два деревянных двухэтажных корпуса, двухэтажное кирпичное здание общежития для послушниц (богадельня), двухэтажный каменный главный корпус с трапезной, больница и два храма – каменный в честь Успения Божией Матери и домовая деревянная церковь в больничном корпусе, во имя преподобного Сергия Радонежского. 1895 году в монастыре произошло одно из самых важных событий: была открыта церковно-приходская школа для девочек. Размещалась она в двухэтажном деревянном здании. С этого времени монастырь приобрел еще и просветительскую функцию. Настоятельницей монастыря была игуменья Серафима. ( Приложение5).

Вопросы для повторения.

1. Когда, где и на чьи средства был построен I каменный храм в городе?

(Спасская церковь).

2. Какую роль сыграл Успенский монастырь в жизни города? ( Монастырь давал кров, пищу, дети получали образование).
3. В каком году была открыта церковно-приходская школа, и в каком здании она располагалась? (В 1895 году, в здании бывшей школы №4). (Успенский женский монастырь).

4.Назовите храмы, которые не сохранились? (Спасская церковь, Успенский женский монастырь, Красная церковь).

5. Как горожане называли Спасскую церковь? (Архангельская).

6. Почему церковь называлась Красной?

Группа 3 поводит экскурсию по Мусульманским святыням.

Учащиеся рассказывают об истории создания первого и второго приходов. Уникальную особенность первого прихода (ныне мечеть «Нур»). (Приложения 6, Приложения 7).

Диктант.

1. Учитель, который руководит учебой в медресе - (мударис или мугаллим)

2. Учащийся медресе (шакирд)

3. Место поклонения мусульман, культовое мусульманское сооружение.

(мечеть)

4. Имам-хатиб. (настоятель)

5. В исламских странах означает часть города размером с квартал, жители которого осуществляют местное самоуправление. Как правило, центром такого квартала — махалли является мечеть, являющаяся своего рода культурным центром махалли, в которой проходят пятничные собрания населения махалли и совершается торжественная пятничная молитва — намаз - (махалля)

6. Начальное училище - (мектебе)

7. Мусульманская средняя и высшая школа, готовящая служителей культа, учителей начальных мусульманских школ — мектебов (медресе)

8. Мулла, религиозный деятель, который заключает брак, совершает погребальную молитву, ведёт проповедь – (хазрат).


 

III. Подведение итога урока.

Экспертное жюри подводит итоги по таблице подсчета баллов и оценивает представленные портфели экскурсовода. Подсчитываются бонусы и выставляются оценки.

 

 

IV. Домашнее знание. §16,17 вопросы и задания. Закончить составление таблицы.


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.